Интерактивные методы обучения на уроках истории
методическая разработка по истории на тему
Использование интерактивных приемов на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_obucheniya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы обучения на уроках истории
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
А. Дистервег
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку.
Методическими принципами современного урока являются:
• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Основные требования к деятельности учащихся на уроке:
- Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
- Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
- Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
- Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
I. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
II. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
III. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
IV. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
V. взаимопроверка, взаимоконтроль;
VI. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Таким образом, современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Процесс обучения неразрывно связан с такими понятиями, как метод и приём обучения.
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
В практике обучения существует такой подход к определению методов обучения, который основан на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Итак, можно выделить следующие особенности интерактивных методов:
1) Работа при интерактивном взаимодействии строится в малых группах (кооперативный способ обучения). Группы как правило формируются быстро. Для этого используют следующие методы: мозаика, дни рождения, карточки по цветам, по номерам, по алфавиту, по любителям животных, по атрибутам одежды и т. д.
Каждый человек испытывает две потребности: потребность роста и быть в безопасности, приобщившись к группе людей. При кооперативном способе обучения достигается совместная деятельность ради достижения общих целей. У детей появляется уверенность в себе, они гордятся учебными успехами друг друга. Кооперативное обучение может существовать не только в группах, но и в парах. Оптимальное количество учеников в группе от 2-х до 5-ти человек.
2) Меняется роль учителя на уроке.
Роли учителя на интерактивном уроке:
- роли информатора-эксперта
- роли организатора-посредника
- роли консультанта
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-посредника он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
3) Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Таким образом, интерактивные методы наиболее полно отвечают требованиям ФГОС.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ:
- Высокая мотивация!
- Прочность знаний!
- Творчество и фантазия!
- Коммуникабельность!
- Активная жизненная позиция!
- Командный дух!
- Ценность индивидуальности!
- Свобода самовыражения!
- Акцент на деятельность!
- Взаимоуважение!
- Демократичность!
Какие интерактивные приёмы можно использовать на уроках истории ? Рассмотрим этот вопрос, основываясь на этапы урока.
I.мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
На этом же этапе урока важно заинтересовать детей, может даже заинтриговать, задав, например, в начале урока интересный, неожиданный вопрос, на который ученикам предстоит ответить в конце урока. Тогда у детей появляется потребность что-то понять, их мышление начинает работать с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.
Примеры вопросов:
Знаете ли вы рецепт долголетия?
Почему в петровскую эпоху борода мешала людям спокойно жить?
Со скольки лет дети работали на фабриках Европы в новое время?
II.целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
Я предлагаю сформулировать цель и задачи нашего урока: учащиеся детально рассматривают формулировку темы урока, определяют «ключевое» слово или слова, основную проблему и самостоятельно формулируют цель и задачи исследования; данный прием позволяет формировать навык осознанного понимания проблемы и постановки цели и задач, позволяет включить обучающихся в активную познавательную деятельность с самого начала урока, а также развивает самостоятельность и инициативность. Возникающие споры позволяют более полно и правильно сформулировать задачи исследования.
III. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
Ассоциативный ряд.
*В 5-м классе начинаю с самого понятия «ассоциации» - связи между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Учимся на простых примерах. В начале изучения темы «Древний Египет» спрашиваю детей, какие ассоциации вызывает у них слово «Египет». В ответ получаю длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений о Египте. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций.
*В среднем звене при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо понятием. Например, промышленный переворот. После составления ряда ученики работают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации.
*В более старшем возрасте учащиеся пробуют составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд какого-либо понятия или термина.
IV. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
Семинарское занятие
- Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников.
- Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
Типы семинаров
- Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
- Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.
Свою эффективность в педагогическом процессе доказали игровые технологии, которые также относятся к интерактивным.
На уроках истории можно и нужно применять игровые ситуации (моделирование, реконструкции, исторические задачи). Они помогают повторить факты, события, имена, даты, а также понять образ конкретной исторической эпохи.
Игры или игровые задачи использую в любом возрасте.
Живая картина
- В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д.
- К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создает или «рисует» живую картину с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли
Пантомима
Пантомима – это язык тела. Этот приём целесообразно использовать в среднем звене. Например, в 5 классе по истории Древнего мира ребята получают задание изобразить отношения раба и рабовладельца, древнеегипетскую школу
Составление схем и таблиц
Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.
Психологи считают, что люди по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть), третьи - непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы понять предлагаемую информацию. Такое разделение людей с преобладанием какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе с информацией.
Доказано, что осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала и такое запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде схемы или таблицы.
Создание схем и таблиц является удачным способом для запоминания и воспроизведения информации учащимися с преобладанием различных видов памяти, которая позволяет услышать, увидеть и, производя определенные действия, запомнить необходимую информацию и воспроизвести ее в собственном монологическом высказывании. Применение схем и таблиц являются своеобразным планом для построения монологического высказывания, а также помогают в короткое время запомнить максимум необходимой информации.
Кластер
Это графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Этот приём тоже позволяет ученикам систематизировать свои знания.
Работа с предметом эпохи.
Любой предмет эпохи – это источник огромного количества информации. Этот приём позволяет ощутить образ исторической эпохи, развивать исследовательские способности учащихся. В качестве предмета можно использовать экспонат из школьного музея, семейные реликвии.
V. взаимопроверка, взаимоконтроль;
Аукцион
- В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средневековой истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определенному периоду или определенной стране.
- На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу.
- Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история.
- Тот ученик, который последним представит информацию, получит выставленный лот.
Рекламный плакат
- Эту игру лучше проводить при обобщении материала.
- Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п.
- Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама.
- В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.
Эссе
- Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений.
- Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.
Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение
к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое
автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с
понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Реклама
- Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.
- Пример. Создайте рекламу папирусу, глиняным табличкам, на которых писали в древности. Придумайте слоган.
«Чёрный ящик»
Игровая задача: ребята вытягивают карточки с именами исторических личностей или терминами и объясняют их.
VI. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Что же такое обратная связь? Обратная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональ ные реакции.
Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений. Я в основном использую эти приёмы:
«Свободное письмо»
Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, реакций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня.
Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие.
Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, состояния, суждения, наиболее интересные аспекты.
«Незаконченные предложения»
Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов.
Инструкция: участникам предлагается закончить (развернуть или завершить односложно) следующие предложения:
1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — это...
2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было...
3. Сегодня я понял(а), что...
Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результатов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предложений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушателей пропадет желание отвечать неформально.
Анкета «Вхождение в тему»
Что нового вы узнали?
Что вас удивило?
Что заинтересовало?
Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?
О чем бы вы хотели продолжить разговор?
Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомления с проблемой, после начальной проработки вопроса.
Примечания: обратная связь по данной анкете дает информацию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутости» слушателей по предложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме.
На этапе рефлексии по новым стандартам необходимо самооценивание ученика. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.
Обучите своих учеников алгоритму самооценивания:
1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).
Итак, используемые мной интерактивные методы в обучении истории направлены на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой. Они позволяют делать деятельность ученика разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности. Опыт преподавания свидетельствует об эффективности применения интерактивных методов в качестве одного из способов развития интеллектуальных способностей, аналитического мышления учащихся в процессе межличностной коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания
Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...
Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации из опыта работы учителя по организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....
"Интерактивные методы обучения на уроках истории"
Образованность, понимаемая сегодня, не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности ...
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....
статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...
Внедрение интерактивных методов обучения на уроках истории
Интерактивные методы изученя истории...
"Использование интерактивных методов обучения на уроках истории"
Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и поли...