" Три цвета гражданской войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Конспект урока по истории в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tsveta_grazhdanskoy_voyny.docx | 32.75 КБ |
grazhdanskaya_voyna_urok.pptx | 225.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ:
«Цвета Гражданской войны».
История России хх века. 9 класс.
Учитель истории и обществознания
Чернова Юлия Евгеньевна
2018 г Ессентуки
ТЕМА: «Цвета Гражданской войны». 1-ый урок темы «Россия в годы гражданской войны и интервенции».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Цели урока:
- Показать учащимся, что гражданская война в России - это величайшая трагедия нашего народа; рассмотреть её «глазами красных, белых и зеленых» через стратегию и тактику каждой стороны. Глубже вникнуть в такие проблемы, как красный и белый террор, характер войны, её результаты, последствия, уроки.
- Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературы, умений активно воспринимать информацию, обобщать и систематизировать материал, оценивать социально – политические события с гуманистических позиций.
- На материале урока воспитывать у учащихся негативное отношение к насаждению нетерпимости, насилию и произволу, как способу «осчастливить всех».
Тип урока. Урок усвоения и закрепления новых знаний.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивно – поисковый. Систематизация результатов поисково – исследовательской деятельности учащихся.
Форма познавательной деятельности:
1. Логические задания классу.
2.Межгрупповая исследовательская работа.
Оборудование урока: А. А. Данилов. Россия хх век: Учебник для 9 класса общеобразовательное учебное заведение. М, 2010г. п.37 ,п.38 ,п.39.». Плакаты, символизирующие основные идеи урока, презентация, раздаточный материал
Оформление доски: тема урока, лозунги противоборствующих сторон, алгоритм к изучению материала о гражданской войне (фрагмент).
Слово учителя, постановка целей и задач.
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных.
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими.
Молюсь за тех и за других. М. Волошин.
Скажите, ребята, о каком историческом событии так пронзительно написал Максимилиан Волошин? Почему вы сделали такой вывод?
Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории - Гражданской войне
Нам сегодня с вами предстоит на уроке ….
Цель урока:
- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;
Кто победил? Кто проиграл? Может ли в принципе быть победа в гражданской войне? Какие уроки для настоящего можно извлечь из той войны? И почему же победил центр силы, который мы обобщённо именуем «красными»? Почему «господа» проиграли «товарищам»?
Это далеко не весь перечень вопросов, над которыми я хочу предложить задуматься вам сегодня.
Свою точку зрения на эти мировоззренческие вопросы прошу высказывать как в ходе урока, так и в резюмирующей его части.
1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь сказать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.
Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:
Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)
Как вы думаете, что же стоит в действительности за данным понятием? Какие картины и образы возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война? Общество раскололось на враждебные лагеря, которые Гражданская война «окрасила» в разные цвета. В три цвета Гражданской войны.
Кто эти вооруженные группы населения?
Учитель объясняет детям, по какому принципу они сели в начале урока, разделившись на три противоборствующих лагеря, на представителей трех разных движений времен Гражданской войны: белые, красные и зеленые. На первых партах стоят флажки трех разных цветов.
Прежде чем начать говорить о Гражданской войне, нам необходимо выяснить, кто были лидерами движений красных, белых и зеленых; их политику, каков был их социальный состав, их цели и задачи.
Дети работают с документами, которые лежат перед ними на партах, заполняют бланки.
Первыми я приглашаю сторонников белого движения.
Выступают «представители белых»
В ответ на формирование белого движения большевики организовали «красное» движение. Слово имеют учащиеся, разделяющие точку зрения красных.
Выступают «представители красных»
Между двумя основными противоборствующими силами было сформировано «зеленое» движение. Я приглашаю сторонников зеленого движения
Итак, мы назвали основных участников гражданской войны в России их цели и задачи.
А в чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних? От Отечественной или мировой?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ Дискуссия
- общий конкретный враг
- общая цель – защитить родину или ее интересы
- общая идеология – любовь к родине, вера в царя
Вы видите страшные особенности этого события? Я думаю и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, думаю, не может быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что конечно же важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что полем боя в этой войне стали – человеческие сердца, идеалы, мысли, чувства, судьбы, жизни людей.
Давайте подумаем и назовем особенность гражданской война в России, только ли граждане нашей страны были ее участниками.
Видео
Как вы увидели, участниками Гражданской войны были армии европейских государств. Скажите, как вы понимаете определение иностранная интервенция?
Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.
Всего 14 государств находились на территории нашей страны в тот период. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье. Каждая из этих стран хотела воспользоваться ослаблением России, последствиями Брестского мира.
И вот, мы с вами уже можем отметить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией.
2. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки?
- Российская революция
-Мировая война
- Бедность широких масс….
Таким образом, общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, более тяжелую.
Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины.
Причины гражданской войны ( Работа с учебником)
Дискуссия
1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.
Проблема: Возможно ли было избежать развязывание Гражданской войны в России?
Высказываются сторонники разных сторон
Красные: Да можно, если бы белые не начали формировать добровольческие части…
Белые: А я считаю, что война была неизбежна. Никто не желал отдавать свою собственность, терять то, что было создано многими поколениями российской буржуазии, поместного дворянства.
Зеленые: А мы считаем, что война даже была нужна, чтобы мы – зеленые получили истинную свободу, мы против диктата любой центральной власти…
Учитель: Позвольте, я бы хотела выступить от имени простого русского народа. Мне думается, что войны можно было бы избежать…Если бы господа либералы учитывали интересы простого народа, если бы большевики смогли договориться со своими оппонентами, а не выдвигать требования «Вся власть Советам!»
Я хочу высказаться от имени матери, у которой один сын ушел к белым, а другой к красным…
Я выступаю от имени крестьян, которых грабили то белые, то красные, морили голодом, расстреливали без суда и без следствия…
Я выступаю от имени 6,5 миллионов беспризорных детей, чьи родители пали на фронтах братоубийственной войны…Никто не думал о последствиях, каждый добивался своих собственных целей!
Учитель: Заметьте, какой сложный вопрос мы с вами обсуждаем. Возможности для диалога были, но время для компромисса было упущено. Прав историк М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых жестоких и пагубных проявлений Гражданской войны.
Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.
3. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.
А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?
Многие историки указывают на ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.
Учитель: Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны.
В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20—40-х гг.
Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.
Мы уже знаем, что в Гражданской войне проиграли «белые», победили «красные» и фактически ничего не добились зеленые, но какими же были причины, которые привели к такому итогу войны?
Дети работают над вопросом. У детей на столах лежат документы, выписки из писем…После работы с документами дети отвечают по очереди.
Причины поражения белого движения в Гражданской войне.
Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России.
«Наше дело проиграно. До слез обидно…» Н,Львов.
Причины победы красных в Гражданской войне.
Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества. «Мы не только удержались, но и победили»В.И.Ленин
Вы правы! А итогами войны стали: огромные людские потери, разрушение промышленности, транспорта, связи безработица, падение уровня жизни всех слоев общества, голод, болезни, потеря жилья и имущества,
раскол населения на два враждующих лагеря…
А сейчас я бы хотела предложить вам вернуться к вопросу, который я задала в начале урока: Может ли вообще быть победа в Гражданской войне?
Какие уроки для истории можно извлечь из этой войны?
Уроки гражданской войны.
Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией;
Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни;
В гражданской войне не может быть победителей;
Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
Отгремели давно залпы гражданской войны. Мы вступили в ХХ1 век. Ушли ли в прошлое насилие, нетерпимость? Нет. Локальные, большие и малые войны, социальные и межнациональные конфликты. Обесценивание человеческой жизни. Всё это осталось. Может, человечество вообще не может избежать этого? Может, это его коренное свойство, атрибут?
А может, новое время ХХ1 века требует и другого исторического мышления – смотреть на землю как на общий дом человечества, место, где люди получат единое наследство, быть терпимыми.
Мы заканчиваем урок, так и не подойдя к однозначной оценке многих событий гражданской войны. Но каждый из вас может сформулировать свое видение, работая дома над историческим сочинением «Гражданская война. Взгляд через столетие». Это и есть ваше домашнее задание.
Учитель обращает внимание учащихся на буклеты, в которых указано домашнее задание.
Перед окончанием урока учитель предлагает детям выйти всем в центр класса, взяться за руки и тем самым почувствовать единство. (Песня «Россия – Мы дети твои»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданская война 30 ноября Классная работа
Цель: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке.
Гражданская война – это вооруженная борьба между группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (Академик Ю.А. Поляков)
«Три цвета» Гражданской войны Красные Белые Зеленые
Иностранная интервенция – Военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония
Причины начала Гражданской войны 1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.
Причины поражения белого движения в Гражданской войне. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России. « Наше дело проиграно. До слез обидно…» Н,Львов . Причины победы красных в Гражданской войне. Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества. «Мы не только удержались, но и победили»В.И.Ленин Причины поражения зеленого движения в Гражданской войне Анархия
Домашнее задание: Написать эссе на тему «Гражданская война. Взгляд через столетие» - Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне» АНКЕТА «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ» 1.Во время Октябрьской революции вы: Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков___________________________________ Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству_________________________________ Были бы сторонниками монархии______________________________________ 2.В годы гражданской войны вы: Встали бы в ряды « красных»_________________________________ Присоединилось бы к «белым»_______________________________ Были бы близко к идеям и действиям Махно и «зеленых»___________________ 3.И во время революции, и в период гражданской войны: Соблюдали бы нейтралитет___________________________________ Предпочли бы эмигрировать из страны________________________________________ Избрали бы иной путь___________________________________________ Урок истории в 9 классе 29.11.2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по истории "Три цвета гражданской войны"
Урок говорит о проблемах Гражданской войны...
Урок обобщающего повторения "Три цвета гражданской войны"
Цель: показать значение и влияние гражданской войны на российское общество 20-х гг....
Презентация по теме: "Три цвета гражданской войны"
Дополнение к уроку....
открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»
Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...
Технологическая карта урока Три цвета Гражданской войны
Технологическая карта урока "Три цвета Гражданской войны" состалена в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку Три цвета Гражданской войны
Презентация к уроку Три цвета Гражданской войны...
Тест к уроку Три цвета Гражданской войны
Тест для индивидуальной проверки знаний по теме "Начало гражданской войны"...