" Три цвета гражданской войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Чернова Юлия Евгеньевна

Конспект урока по истории в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsveta_grazhdanskoy_voyny.docx32.75 КБ
Файл grazhdanskaya_voyna_urok.pptx225.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

«Цвета Гражданской войны».

История России хх века. 9 класс.

Учитель истории и обществознания

Чернова Юлия Евгеньевна

        2018 г Ессентуки

ТЕМА: «Цвета Гражданской войны».  1-ый урок темы «Россия в годы гражданской войны и интервенции».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Цели урока:

  1. Показать учащимся, что гражданская война в России - это величайшая трагедия нашего народа; рассмотреть её «глазами красных, белых и зеленых» через стратегию и тактику каждой стороны. Глубже вникнуть в такие проблемы, как красный и белый террор, характер войны, её результаты, последствия, уроки.
  2.  Способствовать развитию навыков работы  с источниками, дополнительной литературы,  умений активно воспринимать информацию, обобщать и систематизировать материал, оценивать социально – политические события  с гуманистических позиций.
  3. На материале урока воспитывать у учащихся негативное отношение к насаждению нетерпимости, насилию и произволу, как способу «осчастливить всех».

Тип урока. Урок усвоения и закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивно – поисковый. Систематизация  результатов поисково – исследовательской деятельности учащихся.

Форма познавательной деятельности:

1. Логические задания классу.

2.Межгрупповая исследовательская работа.

Оборудование урока: А. А. Данилов. Россия хх век: Учебник для 9 класса общеобразовательное учебное заведение. М, 2010г. п.37 ,п.38 ,п.39.». Плакаты, символизирующие основные идеи урока, презентация, раздаточный материал

Оформление доски: тема урока, лозунги противоборствующих сторон, алгоритм к изучению материала о гражданской войне (фрагмент).

Слово учителя, постановка целей и задач.

Одни восстали из подполий,                                                                                                                                         Из ссылок, фабрик, рудников,                                                                                                                    Отравленные темной волей                                                                                                                                                           И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,                                                                                                                                   Дворянских разоренных гнезд,                                                                                                                                 Где проводили на погост                                                                                                                                                 Отцов и братьев убиенных.
И там и здесь между рядами                                                                                                                                      Звучит один и тот же глас:                                                                                                                                                «Кто не за нас — тот против нас                                                                                                                                     Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж ними

  В ревущем пламени и дыме

 И всеми силами своими.

Молюсь за тех и за других.          М. Волошин.

Скажите, ребята, о каком историческом событии так пронзительно написал  Максимилиан Волошин? Почему вы сделали такой вывод?

Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории  - Гражданской войне  

Нам сегодня с вами предстоит на уроке ….

Цель урока:

- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;  

Кто победил? Кто проиграл? Может ли в принципе быть победа в гражданской войне? Какие уроки для настоящего можно извлечь из той войны? И почему же победил центр силы, который мы обобщённо именуем «красными»? Почему «господа» проиграли «товарищам»?

Это далеко не весь перечень вопросов, над которыми я хочу предложить задуматься вам сегодня.

Свою точку зрения на эти мировоззренческие вопросы прошу высказывать как в ходе урока, так и в резюмирующей его части.

1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь сказать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)

Как вы думаете, что же стоит в действительности за данным понятием? Какие картины и образы  возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война?  Общество раскололось на враждебные лагеря, которые Гражданская война «окрасила» в разные цвета.  В три  цвета Гражданской войны.

Кто эти вооруженные группы населения?

Учитель объясняет детям, по какому принципу они сели в начале урока, разделившись на три противоборствующих лагеря, на представителей трех разных движений времен Гражданской войны: белые, красные и зеленые.  На первых партах стоят флажки трех разных цветов.

Прежде чем начать говорить о Гражданской войне,  нам необходимо выяснить,  кто были лидерами движений красных, белых и зеленых; их политику, каков был их социальный состав, их цели и задачи.

Дети работают с документами, которые лежат перед ними на партах, заполняют бланки.

Первыми я приглашаю сторонников белого движения.

Выступают «представители белых»

В ответ на формирование белого движения большевики организовали «красное» движение. Слово имеют учащиеся, разделяющие точку зрения красных.

Выступают «представители красных»

Между двумя основными противоборствующими силами было сформировано «зеленое» движение. Я приглашаю сторонников зеленого движения

Итак, мы назвали основных участников гражданской войны в России их цели и задачи.

А в  чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних? От Отечественной или мировой?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ Дискуссия

- общий конкретный враг

- общая цель – защитить родину или ее интересы

- общая идеология – любовь к родине, вера в царя

Вы видите страшные особенности этого события? Я думаю и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, думаю, не может быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что конечно же важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что полем боя в этой войне стали  – человеческие сердца, идеалы, мысли, чувства, судьбы, жизни людей.

Давайте подумаем и назовем особенность гражданской война в России, только ли граждане нашей страны были ее участниками.

Видео

Как вы увидели,   участниками Гражданской войны были армии европейских государств. Скажите, как вы понимаете определение иностранная интервенция?

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

Всего 14 государств находились на территории нашей страны в тот период. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.  Каждая из этих стран хотела воспользоваться ослаблением России, последствиями Брестского мира.

И вот, мы с вами уже можем отметить особенность, свойственную именно  Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией. 

 2. Почему же стала возможной Гражданская война в России?  Каковы были ее предпосылки?

- Российская революция

-Мировая война

- Бедность широких масс….

Таким образом, общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, более тяжелую.

Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины.  

Причины гражданской войны ( Работа с учебником)

Дискуссия

1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения.                                      2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.      3.Отстранение от руководства страной других политических партий.                  4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий. 

Проблема: Возможно ли было избежать развязывание Гражданской войны в России?

Высказываются сторонники разных сторон

Красные: Да можно, если бы белые не начали формировать добровольческие части…

Белые: А я считаю, что война была неизбежна. Никто не желал отдавать свою собственность, терять то, что было создано многими поколениями российской буржуазии, поместного дворянства.

Зеленые: А мы считаем, что война даже была нужна, чтобы мы – зеленые  получили истинную свободу, мы против диктата любой центральной власти…

Учитель: Позвольте, я бы хотела выступить от имени простого русского народа. Мне думается, что войны можно было бы избежать…Если бы господа либералы учитывали интересы простого народа, если бы большевики смогли договориться со своими оппонентами, а не выдвигать требования «Вся власть Советам!»

Я хочу высказаться от имени матери, у которой один сын ушел к белым, а другой к красным…

Я выступаю от имени крестьян, которых грабили то белые, то красные, морили голодом, расстреливали без суда и без следствия…

Я выступаю от имени 6,5 миллионов беспризорных детей, чьи родители пали на фронтах братоубийственной войны…Никто не думал о последствиях, каждый добивался своих собственных целей!

   Учитель:   Заметьте, какой сложный вопрос мы с вами обсуждаем.  Возможности для диалога были, но время  для компромисса было упущено.  Прав историк М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”

  Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых жестоких и пагубных проявлений Гражданской войны.

Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.

3. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.

А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?

Многие историки указывают на   ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.

Учитель: Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны.

В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20—40-х гг.

Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.

Мы уже знаем, что в Гражданской войне проиграли «белые», победили «красные» и фактически ничего не добились зеленые, но какими же были причины, которые привели к такому итогу войны?

Дети работают над вопросом. У детей на столах лежат документы, выписки из писем…После работы с документами дети отвечают по очереди.

Причины поражения белого движения в Гражданской войне
Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера.  Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России. 
«Наше дело проиграно. До слез обидно…» Н,Львов. 

Причины победы красных в Гражданской войне
Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества. «Мы не только удержались, но и победили»В.И.Ленин

 Вы правы! А итогами войны стали: огромные людские потери,                                                                                                    разрушение промышленности, транспорта, связи                                                                            безработица, падение уровня жизни всех слоев общества,                                                                              голод, болезни, потеря жилья и имущества, 
раскол населения на два враждующих лагеря…

А сейчас я бы хотела предложить вам  вернуться к вопросу, который я задала  в начале урока: Может ли вообще быть победа в Гражданской войне?

Какие уроки для истории можно извлечь из этой войны? 

Уроки гражданской войны. 

Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией;                                                                                                                                            

Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни;                                                                        

В гражданской войне не может быть победителей;                                                                                  

Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам. 

Отгремели давно залпы гражданской войны. Мы вступили в ХХ1 век. Ушли ли в прошлое насилие, нетерпимость? Нет. Локальные, большие и малые войны, социальные и межнациональные конфликты. Обесценивание человеческой жизни. Всё это осталось. Может, человечество вообще не может избежать этого? Может, это его коренное свойство, атрибут?

А может, новое время ХХ1 века требует и другого исторического мышления – смотреть на землю как на общий дом человечества, место, где люди получат единое наследство, быть терпимыми.

Мы заканчиваем урок, так и не подойдя к однозначной оценке многих событий гражданской войны. Но каждый из вас может сформулировать свое видение, работая дома над историческим сочинением «Гражданская война. Взгляд через столетие». Это и есть ваше домашнее задание.

Учитель обращает внимание учащихся на буклеты, в которых указано домашнее задание.

Перед окончанием урока учитель предлагает детям выйти всем в центр класса, взяться за руки и тем самым почувствовать единство. (Песня «Россия – Мы дети твои»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж ними В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими. Молюсь за тех и за других. М . Волошин.

Слайд 2

Гражданская война 30 ноября Классная работа

Слайд 3

Цель: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке.

Слайд 4

Гражданская война – это вооруженная борьба между группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (Академик Ю.А. Поляков)

Слайд 5

«Три цвета» Гражданской войны Красные Белые Зеленые

Слайд 6

Иностранная интервенция – Военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония

Слайд 7

Причины начала Гражданской войны 1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.

Слайд 8

Причины поражения белого движения в Гражданской войне. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России. « Наше дело проиграно. До слез обидно…» Н,Львов . Причины победы красных в Гражданской войне. Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества. «Мы не только удержались, но и победили»В.И.Ленин Причины поражения зеленого движения в Гражданской войне Анархия

Слайд 9

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Гражданская война. Взгляд через столетие» - Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне» АНКЕТА «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ» 1.Во время Октябрьской революции вы: Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков___________________________________ Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству_________________________________ Были бы сторонниками монархии______________________________________ 2.В годы гражданской войны вы: Встали бы в ряды « красных»_________________________________ Присоединилось бы к «белым»_______________________________ Были бы близко к идеям и действиям Махно и «зеленых»___________________ 3.И во время революции, и в период гражданской войны: Соблюдали бы нейтралитет___________________________________ Предпочли бы эмигрировать из страны________________________________________ Избрали бы иной путь___________________________________________ Урок истории в 9 классе 29.11.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории "Три цвета гражданской войны"

Урок говорит о проблемах Гражданской войны...

Урок обобщающего повторения "Три цвета гражданской войны"

Цель: показать значение и влияние гражданской войны на российское общество 20-х гг....

открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»

Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...

Технологическая карта урока Три цвета Гражданской войны

Технологическая карта урока "Три цвета Гражданской войны" состалена в соответствии с ФГОС....

Презентация к уроку Три цвета Гражданской войны

Презентация к уроку Три цвета Гражданской войны...

Тест к уроку Три цвета Гражданской войны

Тест для индивидуальной проверки знаний по теме "Начало гражданской войны"...