Рабочая программа.6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
- История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istriya_6_kl.doc | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Зам. директора по УВР ____________ / Т.Д. Котельникова/ «___»__________________2018г. | Утверждаю: Директор МБОУ Ширыштыкская СОШ __________ /С.В.Гордиенко/ «___»___________________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Всеобщая история. История России»
предмет: История Средних веков. История России
класс: 6
учебный год: 2018– 2019
ФИО учителя-разработчика: Дегтярева Татьяна Николаевна
Квалификационная категория: высшая
с. Ширыштык, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена:
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- в соответствии с Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.).
- в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории, в связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории,
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
- История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Таким образом, целью школьного исторического образования является:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
- части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Таким образом, целью школьного исторического образования является:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю в течение одного учебного года). В курсе изучения предмета предусмотрено:
- 28 часов на изучение Истории Средних веков
- 42 часа на изучение Истории России
- 7 уроков повторительно-обобщающего характера
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами учебного предмета
Личностные результаты:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
- использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
- определять исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
- составлять и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определять и использовать исторические понятия и термины;
- владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
- излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
- описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
- понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
- находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
- использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
- оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности исторических личностей;
- различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
- определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, примененять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
- получить опыт историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- личностно осмыслить социальный, духовный, нравственный опыта периода Древней и Московской Руси;
- уважать к древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Содержание программы учебного курса:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ | 28 | ||
1 | Введение | 1 | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. |
2 | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). | 4 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. |
3 | Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 2 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. |
4 | Арабы в VI-XI вв. | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. |
5 | Феодалы и крестьяне. | 2 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. |
6 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. |
7 | Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. | 2 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. |
8 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) | 6 | Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. |
9 | Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 | Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
10 | Культура Западной Европы в Средние века. | 3 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. |
11 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 2 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
ИСТОРИЯ РОССИИ | 34 | ||
10 | Введение | 1 | Наша Родина Россия. Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. |
11 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 5 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. |
12 | Русь в IX — первой половине XII в.. | 11 | Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности |
13 | Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. |
14 | Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. |
15 | Формирование единого Русского государства. | 8 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока. | Виды деятельности | Примечание | Дата | |
План | Факт | ||||
История Средних веков (28 часов) | |||||
Введение 1час | |||||
1 | Введение. Живое Средневековье | Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники по истории средневековья. Изучать историческую карту мира Средневековья | 03.09 | ||
Становление средневековой Европы(VI-XI вв) – 4 часа | |||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры | 04.09 | ||
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела | 10.09 | ||
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей | 11.09 | ||
5 | Англия в раннее Средневековье | Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы | 17.09 | ||
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. – 2 часа | |||||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на при- мере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; по- чему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись | 18.09 | ||
7 | Образование славянских государств | Составлять логически стройный рас- сказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | 25.09 | ||
Арабы в VI – XI вв. – 1 час | |||||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полу- острова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в PowerPoint об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | 26.09 | ||
Феодалы и крестьяне – 2 часа | |||||
9 | Средневековая деревня и ее обитатели | Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земле- дельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа | 02.10 | ||
10 | В рыцарском замке | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных от- ношений. Анализировать роль замка в культу- ре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | 03.10 | ||
Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 часа | |||||
11 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Доказывать, что города – центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов | 09.10 | ||
12 | Торговля в Средние века | С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | 10.10 | ||
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы – 2 часа | |||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков | 16.10 | ||
14 | Крестовые походы | Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | 17.10 | ||
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) – 6 часов | |||||
15 | Как происходило объединение Франции | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальней- шей совместной работы в группах | 23.10 | ||
16 | Что англичане считают началом своих свобод | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства | 24.10 | ||
17 | Столетняя война | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о при- чинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон | 30.10 | ||
18 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции | 31.10 | ||
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии | 13.11 | ||
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи | 14.11 | ||
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. – 2 часа | |||||
21 | Гуситское движение в Чехии | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения | 20.11 | ||
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Находить и показывать на кар- те Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | 21.11 | ||
Культура Западной Европы в Средние века – 3 часа | |||||
23 | Образование и философия. Средневековая литература. | Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. | 27.11 | ||
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | Составлять рассказ-экскурсию о па- мятниках средневекового искусства (на выбор). Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки | 28.11 | ||
25 | Научные открытия и изобретения. | Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | 04.12 | ||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века – 2 часа | |||||
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору). Характеризовать религию индийцев – индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов | 05.12 | ||
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки | 11.12 | ||
Итоговое обобщение – 1 час | |||||
28 | Наследие Средних веков в истории человечества. | Объяснять смысл понятия Средневековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья | 12.12 | ||
История России (42 часа) | |||||
Введение 1час | |||||
29 | Наша Родина Россия | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. | 18.12 | ||
Народы и государства на территории нашей страны в древности – 5 часов | |||||
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | 19.12 | ||
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 25.12 | |||
32 | Образование первых государств | Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. | 26.12 | ||
33 | Восточные славяне и их соседи | Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. | 15.01 | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси. Сопоставлять факты развития государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | 16.01 | ||
Русь в IX — первой половине XII в. – 11 часов | |||||
35 | Первые известия о Руси | Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из летописей | 22.01 | ||
36 | Становление Древнерусского государства | 23.01 | |||
37 | 29.01 | ||||
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. | 30.01 | ||
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X — первой трети XII в. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. | 05.02 | ||
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 06.02 | |||
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси | Характеризовать социально-экономический и политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром. Рассказывать о положении от дельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха. | 12.02 | ||
42 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Характеризовать развитие устного народного творчества, литературы, живописи и др. Рассказывать о быте и нравах Древней Руси. | 13.02 | ||
43 | Повседневная жизнь населения | 19.02 | |||
44 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Русь в IX — первой половине XII в. | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси, роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | 20.02 | ||
45 | История и культура родного края в древности | Рассказывать о развитии края. Описывать памятники истории культуры края | 26.02 | ||
Русь в середине ХII — начале XIII в. – 5 часов | |||||
46 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | Объяснять смысл понятия «политическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. | 27.02 | ||
47 | Владимиро-Суздальское княжество | Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально_политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. | 05.03 | ||
48 | Новгородская республика | 06.03 | |||
49 | Южные и юго-западные русские княжества | 12.03 | |||
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Русь в середине XII — начале XIII в. | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории, роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты раздробленности на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | 13.03 | ||
Русские земли в середине XIII — XIV в. – 10 часов | |||||
51 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. | § 17 вопр.1– 5 | 19.03 | |
52 | Батыево нашествие на Русь | 20.03 | |||
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище. Составлять характеристику Александра Невского. | 02.04 | ||
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей. | § 18 вопр.1 – 2 | 03.04 | |
55 | Литовское государство и Русь | Характеризовать особенности развития Великого княжества Литовского. Показывать на карте русские территории, отошедшие к Литве. | § 18 вопр.3 – 5 | 09.04 | |
56 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | Показывать на исторической карте территорию Северо_Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты | § 19 вопр.1 – 6 | 10.04 | |
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. | § 20 вопр.1– 5 | 16.04 | |
58 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | Рассказывать о развитии культуры русских земель. Объяснять особенности развития просвещения, научных знаний, литературы и др. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи. Характеризовать идею единства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»). | § 21 вопр.1– 5 | 17.04 | |
59 | Родной край в истории и культуре Руси | Рассказывать о развитии края. Описывать памятники истории культуры края | § 22 вопр.1– 7 | 23.04 | |
60 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XIII-XIV вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | 24.04 | ||
Формирование единого Русского государства – 8 часов | |||||
61 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с другими государствами. | 30.04 | ||
62 | Московское княжество в первой половине XV в. | Объяснять смысл понятия «централизованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана III. | 01.05 | ||
63 | Распад Золотой Орды и его последствия | 07.05 | |||
64 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | Объяснять суть изменений в политическом строе при Иване III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них ведения в рассказе о положении крестьян. | 08.05 | ||
65 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять смысл понятий: ересь, «Москва — Третий Рим». Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. | 14.05 | ||
66 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные исторические события и явления, Сопоставлять факты, выявлять общее и особенное | 15.05 | ||
67 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV — начале XVI в. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Участвовать в оформлении альбома, посвящённого памятникам культуры родного края изучаемого периода. | 21.05 | ||
68 | История и культура родного края | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV–XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | 22.05 | ||
Итоговое повторение – 2 часа | |||||
69 | Итоговое повторение | Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси XV–XVI вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. | 28.05 | ||
70 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...