Экономические реформы
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Конспект урока "Экономические реформы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskie_reformy_p._a._stolypina.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Экономические реформы.
Цели урока: раскрыть сущность аграрной реформы, её особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.
Задачи урока:
Образовательные: охарактеризовать П. А. Столыпина как государственного деятеля Российской империи, сформировать знания о правительственной программе премьер-министра, сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги, сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.
Развивающие: развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником, формировать умение работать с понятиями, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.
Воспитательная: создать условия для формирования собственного отношения к наиболее значимым событиям и личностям в истории, гражданской позиции, чувства уважения к историческому прошлому своей страны и своей малой Родины.
Место проведения занятия: кабинет.
Продолжительность: 40 минут.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХХ — начало ХХI в. 9 класс.
- Моя Благовещенка. Люди и события. (первое столетие)
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Наименование этапа занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
| -Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова Петра Аркадьевича Столыпина «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!». | Приветствие. | |
| - Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – Киевский городской театр. Антракт. Зрители прогуливаются в фойе. Российский премьер Петр Аркадьевич Столыпин, облокотившись руками о барьер оркестровой ямы, стоит лицом к партеру. К нему направляется незнакомый молодой человек. Столыпин не видит, что он прикрывает театральной программкой оттопыривающийся карман, в котором лежит пистолет. Не доходя двух-трех шагов до премьера, молодой человек выхватывает свое смертоносное оружие и делает два выстрела. Через четыре дня после покушения, 5 сентября 1911 года, глава кабинета министров России скончался в частной клинике. Одна из двух выпущенных Богровым (так звали террориста) пуля задела печень, что и решило исход дела. Врачи не смогли спасти жизнь Столыпина… Таковы противоречивые отзывы современников… Сегодня я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: действительно ли реформы Столыпина могли изменить страну и принести ей покой, согласно его высказыванию? | Запись темы урока. | |
3.1. Личность П. А. Столыпина. | - Для того, чтобы успешно справиться с заданием, нам нужно поближе познакомиться с личностью П. А. Столыпина. | Индивидуальное сообщение. (опережающее домашнее задание) | |
| - В начале 20 века особенно острым был аграрный вопрос. Поэтому наш урок будет посвящен именно аграрной реформе. - На основании высказываний Столыпина, попробуйте определить цели аграрной реформы. - Итак, какие же цели преследовала аграрная реформа Столыпина? | Работа с документами. Определение целей реформы. Ответы учащихся. Запись целей в рабочую тетрадь. | Документ № 1 |
| - 9 ноября 1906 года был издан указ, разрешивший свободный выход крестьян из общины. - Работая с документом «Из Указа 9 ноября 1906 года», определите, каким путем крестьяне могли выйти из нее? - Легко ли было крестьянам выйти из общины? - Крестьяне не спешили переходить на хутора и отруба. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. - Как вы думаете почему? | Работа с источником. Ответы учащихся. Запись определений: хутор, отруб. | |
| - Еще одним направлением аграрной реформы была переселенческая политика. Таким образом правительство хотело ослабить земельный голод в Центральной России, отправить миллионы безземельных и недовольных крестьян подальше, в Сибирь, где было много пустующей земли. Для переселенцев устанавливали специальные льготы: они на 5 лет освобождались от налогов, получали землю в собственность, выдавали денежную ссуду, мужчин освобождали от воинской повинности. - Заселение степной Сибирской зоны наиболее интенсивно проходило в первый период Столыпинской реформы. Алтайский край считался одним из лучших мест Сибири. Среди всех губерний пятое место по переселению занимала Воронежская, выходцы из которой основали село Благовещенка. - Ребята, а кто знает фамилии первых жителей нашего села? | Индивидуальные сообщения учащихся «Воспоминания старожилов села Прудникова Прохора Яковлевича, Слюсаревой Анастасии Ивановны». (опережающее домашнее задание) | |
| - Семь лет энергичных реформ дали заметные результаты. Выросли посевные площади, увеличился хлебный экспорт, удвоилось количество применяемых удобрений. Но вместе с тем, несмотря на результаты в экономическом плане, в политическом плане реформа провалилась. - Как вы думаете, почему? - Аграрная реформа не сняла напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха важна была готовность общества. Однако, его начинания не имели широкой социальной и политической поддержки. Столыпин остался реформатором-одиночкой. | Ответы учащихся. Запись «Итоги аграрной реформы». | |
| - Столыпин понимал, что результаты его реформ скажутся не скоро. Именно поэтому, в 1909 году он произнес фразу, которая стала эпиграфом нашего урока. - Как вы думаете, почему же реформы не были доведены до конца? - Столыпин остался один. От него отвернулись все. Реформа к 1911 году начала приостанавливаться. А после убийства реформатора сошла на нет. Несмотря на противоречивость и половинчатость реформ, следует признать П.А. Столыпина. выдающимся политическим деятелем России, великим реформатором и человеком, взявшим на себя в переломное для страны время ответственную историческую миссию: сделать Россию великой. | Ответы учащихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | |
| Читать п. 9, отвечать на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономические реформы
Презентация к уроку в 9 кл. Экономические реформы начала XX века...
Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...
Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"
Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"...
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...
Экономические реформы П.А. Столыпина
9 класс. История России.Представлен тест для 1 и 2 варианта.Целесообразно использовать его в ходе проверки домашнего задания, по теме Экономические реформы П.А.Столыпина.Рассчитан на 5 мин....
Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс
Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...