« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
план-конспект урока (история, 9 класс) на тему

Галечян Роза Самвеловна

  « Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamedlenie_tempov_ekonomicheskogo_razvitiya._brezhnev.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

  « Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»

Цели:

- сформировать представление о развитии кризисных тенденций в СССР в период «застоя»;

- развивать умение самостоятельной и групповой работы.

- развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы.

Оборудование: учебник, документы, таблица, проектор

Ключевые слова: командно-административная экономика, экстенсивное развитие, застой.

Ход урока.

План изучения нового материала:

Аграрная реформа 1965г. И ее результаты.

Реформы в промышленности: замыслы и результат.

Научно-технический прогресс.

Социальная политика.

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием, дополнительную литературу, учебник.

Вводное слово учителя. Актуализация знаний.

В начале 1960-хгг экономическое положение страны ухудшалось. Семилетний план развития сельскохозяйственного производства был провален. Страна, обладавшая самыми богатыми черноземными почвами, стала в эти годы самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Темпы экономического развития промышленности неуклонно снижались.

(вывести на экран таблицу, приложение №1)

 Во второй половине 1960-х гг. была предпринята попытка проведения экономических реформ. Инициатором экономической реформы 1965г. Стал председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.

Почему экономические  реформы второй половины 60-х гг. оказались неудачными?

1 группа. Карточка №1

                     Сельское хозяйство.

  1. Используя материалы учебника и документы,  (приложение №1)

ответьте на вопросы:

-       какими мерами и средствами пыталось решить правительство проблемы в с\х?

      -      почему огромные средства, направленные на развитие с\х не смогли решить       продовольственной проблемы?

      -      Были ли заинтересованы в своем труде колхозники?  Почему?

      -     какие рычаги были способны повысить эффективность с\х?

3.   сделайте  вывод.

Вывод: Для решения продовольственной проблемы необходимо идти на решительное развитие экономических стимулов к труду.

2 группа. Карточка №2

              Реформа в  промышленности.

  1. используя материалы учебника и документы (приложение №2, 3, 4), ответьте на вопросы:

- назвать основные направления реформы

        (изменение условий планирования, введение новых показателей, обеспечивающих качество, восстановление отраслевого принципа управления промышленностью, материальное стимулирование работников и производителей)

    - что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности?

    - какие новые черты появились в экономике СССР?

    - были ли в партийных постановлениях противоречия?

    - итоги реформы в промышленности

2. сделайте вывод.  

Вывод: при всей своей ограниченности реформа дала экономический результат. Однако главное заключалось в другом: сама модель  экономики, отвергавшая все новое, исчерпала свои возможности.

3 группа.

   Карточка №3

Научно-технический прогресс

  1. ответьте на вопросы

-  почему наметилось отставание в развитии науки и техники?

- почему достижения науки и техники не использовались в повседневной жизни?

- какой труд (ручной или механический) преобладал в промышленности и сельском хозяйстве?

2. сделайте вывод:     (недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники)

4 группа.

Карточка №4     социальная политика.

  1. Используя материалы учебника и документы, (приложение №5),  ответьте на вопросы:

 - каковы были планы руководства по социальному  обеспечению советского народа?

- какие задачи были решены, а какие стались на бумаге?

-назовите критерии, по которым благосостояние населения выросло?

- используя цифры уч-ка и анализируя диаграмму (с. 307) сравните уровень жизни населения Запада и СССР

2. сделайте вывод:   (слабость социальных программ, их сокращение, нерешенность многих социальных вопросов).

5 группа

Карточка №5

Используя материалы учебника и дополнительные материалы, ответьте на вопросы:

 -итоги 8 пятилетки

- итоги  реформ

 Сделайте вывод: экономические реформы дали немалый результат. За годы 8 пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза.  Однако,  уже к концу 60-х годов ход реформы застопорился. Сказались  недостатки командно- административной системы.

Подведение итогов.

Слово учителя

Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам. (таблицу вывести на экран приложение №7)

Исходя из данных таблицы, определим основные тенденции экономического развития страны.  

Анализ приводит к выводу: после успехов 1960-х гг., связанных с реформой, в течение следующих десятилетий происходило последовательное снижение темпов роста советской экономики. Сохранялась и даже возрастала зависимость стран от ввоза с\х продукции. Ухудшились показатели темпов прироста производства национального дохода, Возрастало отставание от стран Запада в области освоения достижений науки и техники.

Эффект проведенных реформ оказался ограниченным, многие их цели не были достигнуты.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Какая информация вам уже была знакома?

Используя новые знания, обобщите и сделайте выводы:

Почему реформы не достигли целей?

Экономические реформы 1965г. Увеличили степень экономической самостоятельности производителей, что сразу дало положительный результат.

Однако существовавшая командно-административная система,  по сути, противодействовала основным принципам реформ.

Большинство лидеров экономики не хотели  отказываться от привычных методов управления.

Приложения.

                                                                                                                           Приложение №1

Темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства в 1951-1965гг. в %

показатель

1951-1955 гг

1956-1960гг

1961-1965гг

промышленность

85

64,3

51

Сельское хозяйство

20,5

30

11

                                                                                                                           Приложение №2

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю Совмина СССР А. Н. Косыгину о положении с\х СССР

                                                                                                                   1 февраля 1965г.

 

… вот уже длительное время страна переживает хронический недостаток сельскохозяйственных продуктов. Ссылки на ошибки Сталина … и на последствия войны теперь спустя много лет, убедительны для детей и простаков.

     В деревне нарастание нездоровых политических настроений выражается в большом уходе работников сельскохозяйственного производства. И в этом нет ничего удивительного , если учесть, что средний заработок совхозных рабочих составляет около 2\3 среднего заработка промышленного рабочего, а заработок колхозника и того меньше.

         … В чем причина наших неудач в сельском хозяйстве? Их, конечно, много. Не в малой мере они кроются в сумасбродстве Хрущева, в его увлечении администрированием, навязыванием предвзятых необоснованных схем и рекомендаций.

       Однако не будет преувеличением утверждать, что три четверти причин тяжелого положения в сельском хозяйстве кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования товарного хозяйства.

                                 (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг. )

                                Учебное пособие для студентов вузов под ред. А. Ф. Киселева,

                                Э. М. Щагина. М. Гуманит. Изд. центр Владос, 1996, с. 75)

                                                                                                                     Приложение №3

 Из постановления пленума ЦК КПСС

                                                                   29. 09. 1965г.

В целях дальнейшего развития промышленности и повышения эффективности общественного производства, ускорения технического прогресса, увеличения темпов роста национального дохода и обеспечения на этой основе дальнейшего подъема благосостояния советского народа требуется улучшить методы планирования, усилить экономическое стимулирование промышленного производства, повысить материальную заинтересованность работников в улучшении итогов работы предприятий.

      Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

       Признать  целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиями сверху, наделить необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит…

                               

                  Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 144

                                                                                                                        Приложение №4

Из резолюции XXIII съезда КПСС по отчетному докладу ЦК КПСС

                                                                                  8. 04. 1966г.

 

… Съезд обязывает …  последовательно проводить разработанные партией принципы экономической политики, предусматривающие сочетание централизованного отраслевого управления с расширением прав союзных республик, усиление роли экономических методов в руководстве хозяйством, коренное улучшение планирования, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы коллективов предприятий, повышение их материальной заинтересованности в результатах своей деятельности.

    В новых условиях необходимо также усилить внимание к моральным стимулам производства, к укреплению трудовой дисциплины, воспитанию отношения к труду как патриотическому долгу, личной ответственности каждого работника за положение дел на предприятии, стройке, в учреждении, максимально использовать широкие возможности, которые открывает для этого новая система экономического стимулирования производства…

                 

                  Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 146-149

                                                                                                                           Приложение №5

Из директив XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития н\х СССР на 1966-1970гг.

… В этих целях:

Сосредоточить централизованное плановое руководство хозяйством в первую очередь на совершенствовании основных народнохозяйственных пропорций, улучшении размещения производства и комплексном развитии экономических районов; … проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, оплаты труда, цен, финансов, кредита; экономическом контроле за эффективным использованием производственных фондов, трудовых, материальных и природных ресурсов.

                  Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 149-150

                                                                                                               Приложение №6

Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС.

                                                                 31. 10. 1961г.

Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта

В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сумме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества:

- бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интернатах

- материальное обеспечение нетрудоспособных

- бесплатное образование во всех учебных заведениях

- бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных

- бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами

- бесплатное пользование коммунальным транспортом

- последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование  домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями

- все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии студентам)

- постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников.

 

                  Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 137-138

                                                                                                                    Приложение №7

Из тезисов ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина»

Советское государство неуклонно проводило ленинский генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа:

 - В стране ликвидирована безработица;

- Вместо 10-12 часового рабочего дня, … теперь установлен 7-час. Рабочий день, а для отдельных категорий трудящихся – 6 и менее час работы при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях;

 - проведено всеобщее оздоровление условий труда, СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма…

- образование является всеобщим и осуществляется за счет государства;

 - осуществлена единая система пенсионного обеспечения. Пенсии выплачиваются за счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран.

 - осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества.

   

                  Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 137-138

                                                                                                                                  Приложение 8

Таблица

показатель

1966-1970

1971-1975

1976-1980

1981-1985

Прирост нац. дохода

7,2

5,1

3,8

3,1

Произ-во пром. продукции

8,5

7,4

4,4

3,4

Произ-во с\х продукции

3,9

2,5

1,7

1,1

Производительность труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

                                                                                                                              Приложение №9

Из воспоминаний Ф. Бурлацкого.

«… В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965г.:  «Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема».

Методическая разработка урока по  истории

В 9 классе на тему:

   « Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»

Учитель истории и обществознания  МБОУ ООШ №21

Галечян Роза Самвеловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."

     Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...

Экономические реформы

Презентация к уроку в 9 кл. Экономические реформы начала XX века...

НОВЕЙШЕЕ СВАРОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Доклад предназначен для окружной конференции СПО/НПО....

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.

Рассматриваются вопросы: Экономика и её уровни. Субъекты экономики. Факторы производства....

Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля

Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полно...

2.1-2.3 Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Экономика и экономическая наука", "Факторы производства и факторные...