« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
план-конспект урока (история, 9 класс) на тему
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zamedlenie_tempov_ekonomicheskogo_razvitiya._brezhnev.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
Цели:
- сформировать представление о развитии кризисных тенденций в СССР в период «застоя»;
- развивать умение самостоятельной и групповой работы.
- развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать информацию, делать выводы.
Оборудование: учебник, документы, таблица, проектор
Ключевые слова: командно-административная экономика, экстенсивное развитие, застой.
Ход урока.
План изучения нового материала:
Аграрная реформа 1965г. И ее результаты.
Реформы в промышленности: замыслы и результат.
Научно-технический прогресс.
Социальная политика.
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием, дополнительную литературу, учебник.
Вводное слово учителя. Актуализация знаний.
В начале 1960-хгг экономическое положение страны ухудшалось. Семилетний план развития сельскохозяйственного производства был провален. Страна, обладавшая самыми богатыми черноземными почвами, стала в эти годы самым крупным импортером зерна и продуктов питания.
Темпы экономического развития промышленности неуклонно снижались.
(вывести на экран таблицу, приложение №1)
Во второй половине 1960-х гг. была предпринята попытка проведения экономических реформ. Инициатором экономической реформы 1965г. Стал председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.
Почему экономические реформы второй половины 60-х гг. оказались неудачными?
1 группа. Карточка №1
Сельское хозяйство.
- Используя материалы учебника и документы, (приложение №1)
ответьте на вопросы:
- какими мерами и средствами пыталось решить правительство проблемы в с\х?
- почему огромные средства, направленные на развитие с\х не смогли решить продовольственной проблемы?
- Были ли заинтересованы в своем труде колхозники? Почему?
- какие рычаги были способны повысить эффективность с\х?
3. сделайте вывод.
Вывод: Для решения продовольственной проблемы необходимо идти на решительное развитие экономических стимулов к труду.
2 группа. Карточка №2
Реформа в промышленности.
- используя материалы учебника и документы (приложение №2, 3, 4), ответьте на вопросы:
- назвать основные направления реформы
(изменение условий планирования, введение новых показателей, обеспечивающих качество, восстановление отраслевого принципа управления промышленностью, материальное стимулирование работников и производителей)
- что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности?
- какие новые черты появились в экономике СССР?
- были ли в партийных постановлениях противоречия?
- итоги реформы в промышленности
2. сделайте вывод.
Вывод: при всей своей ограниченности реформа дала экономический результат. Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая все новое, исчерпала свои возможности.
3 группа.
Карточка №3
Научно-технический прогресс
- ответьте на вопросы
- почему наметилось отставание в развитии науки и техники?
- почему достижения науки и техники не использовались в повседневной жизни?
- какой труд (ручной или механический) преобладал в промышленности и сельском хозяйстве?
2. сделайте вывод: (недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники)
4 группа.
Карточка №4 социальная политика.
- Используя материалы учебника и документы, (приложение №5), ответьте на вопросы:
- каковы были планы руководства по социальному обеспечению советского народа?
- какие задачи были решены, а какие стались на бумаге?
-назовите критерии, по которым благосостояние населения выросло?
- используя цифры уч-ка и анализируя диаграмму (с. 307) сравните уровень жизни населения Запада и СССР
2. сделайте вывод: (слабость социальных программ, их сокращение, нерешенность многих социальных вопросов).
5 группа
Карточка №5
Используя материалы учебника и дополнительные материалы, ответьте на вопросы:
-итоги 8 пятилетки
- итоги реформ
Сделайте вывод: экономические реформы дали немалый результат. За годы 8 пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Однако, уже к концу 60-х годов ход реформы застопорился. Сказались недостатки командно- административной системы.
Подведение итогов.
Слово учителя
Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам. (таблицу вывести на экран приложение №7)
Исходя из данных таблицы, определим основные тенденции экономического развития страны.
Анализ приводит к выводу: после успехов 1960-х гг., связанных с реформой, в течение следующих десятилетий происходило последовательное снижение темпов роста советской экономики. Сохранялась и даже возрастала зависимость стран от ввоза с\х продукции. Ухудшились показатели темпов прироста производства национального дохода, Возрастало отставание от стран Запада в области освоения достижений науки и техники.
Эффект проведенных реформ оказался ограниченным, многие их цели не были достигнуты.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Какая информация вам уже была знакома?
Используя новые знания, обобщите и сделайте выводы:
Почему реформы не достигли целей?
Экономические реформы 1965г. Увеличили степень экономической самостоятельности производителей, что сразу дало положительный результат.
Однако существовавшая командно-административная система, по сути, противодействовала основным принципам реформ.
Большинство лидеров экономики не хотели отказываться от привычных методов управления.
Приложения.
Приложение №1
Темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства в 1951-1965гг. в %
показатель | 1951-1955 гг | 1956-1960гг | 1961-1965гг |
промышленность | 85 | 64,3 | 51 |
Сельское хозяйство | 20,5 | 30 | 11 |
Приложение №2
Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и председателю Совмина СССР А. Н. Косыгину о положении с\х СССР
1 февраля 1965г.
… вот уже длительное время страна переживает хронический недостаток сельскохозяйственных продуктов. Ссылки на ошибки Сталина … и на последствия войны теперь спустя много лет, убедительны для детей и простаков.
В деревне нарастание нездоровых политических настроений выражается в большом уходе работников сельскохозяйственного производства. И в этом нет ничего удивительного , если учесть, что средний заработок совхозных рабочих составляет около 2\3 среднего заработка промышленного рабочего, а заработок колхозника и того меньше.
… В чем причина наших неудач в сельском хозяйстве? Их, конечно, много. Не в малой мере они кроются в сумасбродстве Хрущева, в его увлечении администрированием, навязыванием предвзятых необоснованных схем и рекомендаций.
Однако не будет преувеличением утверждать, что три четверти причин тяжелого положения в сельском хозяйстве кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования товарного хозяйства.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг. )
Учебное пособие для студентов вузов под ред. А. Ф. Киселева,
Э. М. Щагина. М. Гуманит. Изд. центр Владос, 1996, с. 75)
Приложение №3
Из постановления пленума ЦК КПСС
29. 09. 1965г.
В целях дальнейшего развития промышленности и повышения эффективности общественного производства, ускорения технического прогресса, увеличения темпов роста национального дохода и обеспечения на этой основе дальнейшего подъема благосостояния советского народа требуется улучшить методы планирования, усилить экономическое стимулирование промышленного производства, повысить материальную заинтересованность работников в улучшении итогов работы предприятий.
Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.
Признать целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиями сверху, наделить необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит…
Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 144
Приложение №4
Из резолюции XXIII съезда КПСС по отчетному докладу ЦК КПСС
8. 04. 1966г.
… Съезд обязывает … последовательно проводить разработанные партией принципы экономической политики, предусматривающие сочетание централизованного отраслевого управления с расширением прав союзных республик, усиление роли экономических методов в руководстве хозяйством, коренное улучшение планирования, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы коллективов предприятий, повышение их материальной заинтересованности в результатах своей деятельности.
В новых условиях необходимо также усилить внимание к моральным стимулам производства, к укреплению трудовой дисциплины, воспитанию отношения к труду как патриотическому долгу, личной ответственности каждого работника за положение дел на предприятии, стройке, в учреждении, максимально использовать широкие возможности, которые открывает для этого новая система экономического стимулирования производства…
Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 146-149
Приложение №5
Из директив XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития н\х СССР на 1966-1970гг.
… В этих целях:
Сосредоточить централизованное плановое руководство хозяйством в первую очередь на совершенствовании основных народнохозяйственных пропорций, улучшении размещения производства и комплексном развитии экономических районов; … проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, оплаты труда, цен, финансов, кредита; экономическом контроле за эффективным использованием производственных фондов, трудовых, материальных и природных ресурсов.
Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 149-150
Приложение №6
Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС.
31. 10. 1961г.
Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта
В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сумме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества:
- бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интернатах
- материальное обеспечение нетрудоспособных
- бесплатное образование во всех учебных заведениях
- бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных
- бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами
- бесплатное пользование коммунальным транспортом
- последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями
- все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии студентам)
- постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников.
Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 137-138
Приложение №7
Из тезисов ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина»
Советское государство неуклонно проводило ленинский генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа:
- В стране ликвидирована безработица;
- Вместо 10-12 часового рабочего дня, … теперь установлен 7-час. Рабочий день, а для отдельных категорий трудящихся – 6 и менее час работы при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях;
- проведено всеобщее оздоровление условий труда, СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма…
- образование является всеобщим и осуществляется за счет государства;
- осуществлена единая система пенсионного обеспечения. Пенсии выплачиваются за счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран.
- осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества.
Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. с. 137-138
Приложение 8
Таблица
показатель | 1966-1970 | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 |
Прирост нац. дохода | 7,2 | 5,1 | 3,8 | 3,1 |
Произ-во пром. продукции | 8,5 | 7,4 | 4,4 | 3,4 |
Произ-во с\х продукции | 3,9 | 2,5 | 1,7 | 1,1 |
Производительность труда | 6,8 | 4,5 | 3,3 | 3,1 |
Реальные доходы на душу населения | 5,9 | 4,4 | 3,4 | 2,1 |
Приложение №9
Из воспоминаний Ф. Бурлацкого.
«… В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965г.: «Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема».
Методическая разработка урока по истории
В 9 классе на тему:
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
Учитель истории и обществознания МБОУ ООШ №21
Галечян Роза Самвеловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."
Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...
Экономические реформы
Презентация к уроку в 9 кл. Экономические реформы начала XX века...
НОВЕЙШЕЕ СВАРОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Доклад предназначен для окружной конференции СПО/НПО....
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Рассматриваются вопросы: Экономика и её уровни. Субъекты экономики. Факторы производства....
Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля
Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полно...
2.1-2.3 Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы.
Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Экономика и экономическая наука", "Факторы производства и факторные...