Урок по теме: "Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
В данном материале представлен урок по истории Древнего мира, 5 класс по теме: "Индийские касты". УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, – М.: «Просвещение» 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_po_fgos.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«МАОУ Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Разработка урока по истории Древнего мира
«Индийские касты»
Автор: Федотова Е.А.- учитель истории и
обществознания Каменского лицея
Проект урока
по истории Древнего мира 5 класс
УМК: А.А.Вигасин, Г.И.Годер. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, – М.: «Просвещение» 2017.
Оборудование: проектор, компьютер, рабочие листы для учащихся
Планируемые образовательные результаты:
Познавательные:
- познакомится с социальной структурой древнеиндийского общества, осуществлять расширенный поиск информации с использованием учебника, хрестоматии и др. ресурсов;
- составить представление о жизни и занятиях древнеиндийских каст
- дать объяснения понятиям: каста, буддизм, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, «неприкасаемые»,
- самостоятельно делать выводы по изучаемому материалу;
Регулятивные:
- планировать цели урока;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– принимать решения в проблемной ситуации и поставленных учебных задачах.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- работать в группах;
- слушать и понимать других;
Личностные:
- развитие личностных качеств на основе изучения истории и культуры древних народов.
Опережающее задание: прочитать п.21 и подготовить сообщение о Будде и возникновении буддизма.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. | Актуализация знаний | -Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать по Древней Индии. Рассказ мифа о происхождении каст (используется презентация). - Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь…. - Сформулируйте тему нашего урока: «Индийские касты») | Слушают рассказ учителя. Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. |
2 | Целеполагание | -Какие задачи нам нужно выполнить для изучения этой темы? | Планируют деятельность. |
3 | Создание проблемной ситуации | На доске термины: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, «неприкасаемые». Что объединяет эти понятия? Проблемное задание: представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? -Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой? | Находят объяснение терминам. Решение проблемного вопроса. Объяснение своего ответа. |
4 | Открытие нового знания | – В Древней Индии возник способ деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности и не могли поменять свое положение в обществе. | Записывают в тетрадь определение понятия: Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе. |
5 | Решение учебных задач | - У вас на столе лежат рабочие листы: выполняем задания. - Отметь, к какой части тела Брахмы принадлежала каждая каста? Объясните полученный результат. -Выполни задание №2. -Представьте свой ответ. -Найди ошибки в тексте. Задание №3. Разбор заданий. | Выполняют задание №1.(Приложение 1) Объясняют происхождение каждой касты согласно мифу. Работа в группах. Заполняют таблицу. (Приложение 1) Выполняют задание №3: работа с текстом. Самопроверка. |
6 | Закрепление изученного материала. | -Мы хорошо поработали. Выполняем задание № - Проверим свои знания. | Самостоятельная работа. Задание №4 (Приложение 1) |
7 | Рефлексия. Подведение итогов урока | -Как вы думаете, справедливо ли деление общества на касты? - А о чём учил Будда в своём учении? Придавал ли он значение происхождению человека? - Как вы думаете, есть ли сегодня в современной Индии деление общества на касты? - Что общего у Бурятии и Индии? Подведение итогов урока. – Как оцените свою работу? Заполни лист самооценки. Комментирование выставленных оценок. | Отвечают на поставленные вопросы (Из учения Будды). Заполняют лист самооценки (Приложение 2). |
8 | Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. | П. Составить рассказ о жизни в Древней Индии от первого лица (от имени война, жреца, слуги и т.д.) |
Приложение 1
Рабочий лист
Задание №1
Отметь, к какой части тела принадлежала каждая каста. Объясни свой выбор.
Задание №2. Групповая работа:
Заполни таблицу
Название касты | Цвет касты | Основные занятия | Особенности жизни |
Брахманы (1 группа) | |||
Войны (2 группа) | |||
Земледельцы (3 группа) | |||
Шудры (4 группа) | |||
«Неприкасаемые» (5 группа) |
Задание №3. Найди и исправь ошибки в тексте:
1.Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались вайшьи. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Они умели воевать и поэтому их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову.
2. Каста - вайшьи произошла из ступней бога Брахмы. Они жили в хижинах из глиняных кирпичей, имели имущество и обязаны были молится от зари до зари и совершать религиозные ритуалы. Цвет этой касты – жёлтый.
3. Представители шудр не имели имущества, они всё время совершали жертвоприношения, не имели никаких прав. Их жизнь посвящалась представителям высших каст. Они имели право носить красный цвет, а их дети становились слугами и лишались всяких удовольствий.
Задание №4. Самостоятельная работа. Ответить «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет)
3. Основателем буддизма является царевич Гаутама- (Да)
4. Буддизм возник в середине I тысячелетия до.н.э.? (да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
Приложение 2
Лист самооценки
Моё настроение на начало урока | |
Моё настроение в конце урока | |
Я узнал | |
У меня остались вопросы | |
Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»
Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...
Конспект урока на тему: "Индийские касты"
Конспект урока по Древнему миру...
Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.
Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....
Конспект урока по теме: «Индийские касты». 5 класс
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основны...