Культура Киевской Руси
методическая разработка (история, 10 класс) на тему
Материал составлен по теме " Культура Киевской Руси" Материал изложен в удобной для усвоения и запоминания форме- в таблице, словаре.В словарь включены терминыи понятия, используемые по теме " Культура Киевской Руси" Материал можно использовать как при работе с тестами в формате ЕГЭ, так и при изучении данной темы на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_kievskoy_rusi.docx | 28.11 КБ |
kultura_kievskoy_rusi.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Культура Киевской Руси.
Культура ( возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)) –исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Древнерусская культура складывалась из двух начал:
Культура древних славян Влияние Византии
Основные черты древнерусской культуры:
Религиозное мировоззрение( иконы, храмы, рукописные книги)
Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
Культурное единство народа ( нет четкого разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
Анонимность большинства произведений искусства
Традиционализм ( следование традициям, почитание старины)
Накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.
Важнейшие термины
Материальная и духовная культура
Скань- узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу, зернь- узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую основу), перегородчатая эмаль- ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью, чернь- заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом, часто украшали оружие
Фольклор- словесное народное творчество ( обрядовый , бытовой), источник- языческие предания
Былины- героический эпос
Кириллица, глаголица ( две славянские азбуки)
Пергамен- кожа животных, выделанная особым способом
Берестяные грамоты
Жития святых( другое название-агиография, от греч. агиос – святой)
Крестово- купольный храм( основа- несколько столбов, в плане образующих крест)
Апсида(алтарное полукружие- восточная сторона храма)
Мозаика- изображение, выполненное из мелких камней, смальты, керамических плиток)
Фреска-изображение, выполненное по сырой штукатурке
Абсиды- полукруглые или граненые помещения , примыкающие к зданию с восточной стороны
Неф-пространство между двумя рядами столбов;
Лопатки- плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами;
Закомары- полукружья верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода
Персоналии
Кирилл и Мефодий- братья, славянские просветители создатели алфавита, 863 г.(9в) считается началом славянской письменности . В науке идут споры, какую азбуку- глголицу или кириллицу создали братья. До 11 века употреблялись параллельно, при этом глаголица использовалась как тайнопись
Митрополит Илларион – первый Киевский митрополит , избранный из русских( 1051), писатель, автор « Слово о законе и благодати»
Нестор- древнерусский летописец 11-нач. 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря, считается автором « Повести временных лет», житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Гробница Нестора находится в Киево- Печерской лавре
Культура Киевской Руси
Основные направления | Содержание |
Просвещение | Существовали две славянские азбуки- кириллица и глаголица В основу кириллицы положено византийское( греческое) уставное письмо. Грамотность широких слоев населения( берестяные грамоты, надписи на предметах) Открытие первых школ (Владимир после крещения открыл школу для мальчиков, Ярослав Мудрый такую школу открыл в Новгороде, сестра Владимира Мономаха( Янка) открыла при Андреевском монастыре первую женскую школу Различные виды письменных памятников Киевской Руси. Рукописи на пергаменте( Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076.,Мстиславово Евангелие и др.) Граффити( статья из летописи о кончине Ярослава Мудрого на стене киевского Св.Софии).Эпиграфика( надпись на Тьмутараканском камне). Берестяные грамоты( обиходовые записи, выцарапанные т.н. « писалами» на кусках бересты |
Литература | Устное народное творчество Фольклор- былины. Об Илье Муромце, о богатыре пахаре Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, о великане Святогоре, о гусляре Садко. Большинство было связано с временем Владимира Красное Солнышко. Появление былинного эпоса отразило укрепление государственной власти, борьбу против иноземных захватчиков. Фольклор оказал большое влияние на развитие древнерусской культуры. Древнейшая рукописная книга- Остромирово Евангелие Создана писцом Григорием для новгородского посадника Остромира( 1056- 1057гг) Летопись « Повесть временных лет»( 12в.)- написана киево -печерским монахом Нестором.( источник для изучения древнейшей истории нашего Отечества.) Агиография, Жития святых( « Житие Бориса и Глеба», Житие Феодосия Печерского», летописца Нестора) Проповеди и поучения «Слово о законе и благодати»( политико церковный трактат митрополита Илариона ( 11 век), посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии, высоко ценит ее авторитет среди других стран и народов, звучит похвала Владимиру. « Поучение Владимира Мономаха» 12в.( 1117г) создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящего о подданных, радеющего о единстве и благополучии Руси. |
Архитектура | Строительство деревянных храмов. Затем стали строить каменные храмы. Известно около 15 каменых храмов 11-начала 12вв., близких по стилю. Первый русский каменный храм- Десятинная церковь( Успения Богородицы)10век, , разрушена монголами в 1240г. Софийский собор в Киеве( 13 купольный. из кирпича, в 1037. Построен при Ярославе Мудром. Собор был богато украшен мозаиками и фресками. Представлены сцены из Евангелия, сюжеты из светской жизни, игры на константинопольском ипподроме, охоту на медведя, поединок ряженых, изображены дочери Ярослава Мудрого. Софийские соборы в Новгороде( сер. 11в.) пятиглавый крестово-купольный храм с мощными лопатками(плоский вертикальный выступ на стене здания) и Полоцке( вторая половина 11 века) Спасо- Преображенский собор в Чернигове( сохранившийся до наших дней.. |
Изобразительное искусство | Живопись Древней Руси представлена фресками, мозаикой иконописью. Самые знаменитые мозаичные картины украшают Софийский собор в Киеве. Изображения Христа, Богоматери. Над ними работало не менее 8 мастеров из Византии .Мозаичная техника была утрачена с началом монголо-татарского нашествия. Иконопись. В переводе на русский греческое слово «икона» означает образ .Самая знаменитая икона « Богоматерь Владимирская, начало 12 века .Положила начало распространенному на Руси иконографическому типу Богоматери- « Умиление», другие канонические изображения «Одигитрия» «Оранта». Христа изображают в виде Спаса Нерукотворного. |
Музыка | Вместе с принципами храмового строительства , канонами, жанрами в русскую культуру пришла и церковная музыка. Церковное песнопение – обязательная составляющая православного богослужения. |
В культуре домонгольского перида можно выделить три этапа:
1 Период дохристианской культуры восточных славян
2Культура Киевской Руси
3 Начало формирования местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях( на рубеже 12-13 вв.)
В период феодальной раздробленности крупнейшими центрами летописания были:
Новгородская, Владимиро- Суздальская и Галицко- Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его создатели всегда отражали в первую очередь местные , городские дела. Особое внимание уделялось событиям 1136г.( Изгнание князя Всеволода Мстиславовича), положившее начало политической самостоятельности Новгорода. Летописи в Новгороде создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства .Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для других земель « Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов»
Летопись Северо- Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро- Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописи изображали князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо как святых.» Лаврентьевская летопись», « Летописец Переяславля Суздальского»
Галицко- Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галицкой земли. Летописи восхваляли князей Романа и Даниила.
«Ипатьевская летопись»
Создание единства Русской земли – ведущая тема литературы 12- 13 вв.Крупнейшее – « Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород- северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185г.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых.
На рубеже 12-13 вв. было написано « Моление Даниила Заточника», отличающее выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Даниил восхваляет княжескую власть , выражает тревогу за судьбу Русской земли, раздираемой княжескими усобицами.
Архитектура периода феодальной раздробленности.
В12-13 вв. быстро развивалось каменное строительство, поскольку князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая свое богатство и величие. Но большинство каменных церквей уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово- купольный храм.
Два направления в архитектуре 12-13вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
Новгород
В Новгороде княжеское строительство не велось , церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Церкви были приземисты , имели мощные стены. Строительным материалом был серый известняк , который легко выветривается и крошится Поэтому мастера затирали стены штукатуркой, а наиболее сложные участки и элементы декора выполняли из кирпича .Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Храмы 12 века: Рождества Богородицы Антониева монастыря( 1117г. Мастер Петр), Георгиев собор Юрьева монастыря( 1119г.) , Спаса на Нередице ( 1198г.)- возведена князьями, уникальный памятник монументального искусства мирового уровня являются фрески , где наряду с каноническими изображениями божественных чинов присутствуют фигуры первых русских святых мучеников князей Бориса и Глебаво глае процессии святых к Богородице. 13 век- Церковь Параскевы Пятницы наТоргу( 1207г.)14 век- церковь Федорора Стратилата на Ручью, Спаса на Ильине улице.
Владимиро- Суздальское княжество
Строились торжественные парадные храмы, соборы получали изысканное декоративное оформление. Материалом для строительства служил белый камень ; широко использовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине фасада. Храмы: Успенский собор во Владимире( 1158-1161гг), Покрова на Нерли( 1165г, в честь победы над волжскими булгарами),Дмитриевский собор( 1194-1197гг), Рождественский собор в Суздале( 1222-1225гг.) Георгиевский собор в Юрьево- Польском( 1230-1234гг)
Галицко- Волынская земля
Стены сооружений возводились из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда , промежуток между которыми заполняли битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой. Памятники галицкой архитектуры не сохранились. Строительный материал- белый камень
Предварительный просмотр:
-
Культура Киевской Руси.
Культура ( возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)) –исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Древнерусская культура складывалась из двух начал:
Культура древних славян Влияние Византии
Основные черты древнерусской культуры:
Религиозное мировоззрение( иконы, храмы, рукописные книги)
Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
Культурное единство народа ( нет четкого разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
Анонимность большинства произведений искусства
Традиционализм ( следование традициям, почитание старины)
Накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.
Важнейшие термины
Материальная и духовная культура
Скань- узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу, зернь- узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую основу), перегородчатая эмаль- ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью, чернь- заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом, часто украшали оружие
Фольклор- словесное народное творчество ( обрядовый , бытовой), источник- языческие предания
Былины- героический эпос
Кириллица, глаголица ( две славянские азбуки)
Пергамен- кожа животных, выделанная особым способом
Берестяные грамоты
Жития святых( другое название-агиография, от греч. агиос – святой)
Крестово- купольный храм( основа- несколько столбов, в плане образующих крест)
Апсида(алтарное полукружие- восточная сторона храма)
Мозаика- изображение, выполненное из мелких камней, смальты, керамических плиток)
Фреска-изображение, выполненное по сырой штукатурке
Абсиды- полукруглые или граненые помещения , примыкающие к зданию с восточной стороны
Неф-пространство между двумя рядами столбов;
Лопатки- плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами;
Закомары- полукружья верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода
Персоналии
Кирилл и Мефодий- братья, славянские просветители создатели алфавита, 863 г.(9в) считается началом славянской письменности . В науке идут споры, какую азбуку- глголицу или кириллицу создали братья. До 11 века употреблялись параллельно, при этом глаголица использовалась как тайнопись
Митрополит Илларион – первый Киевский митрополит , избранный из русских( 1051), писатель, автор « Слово о законе и благодати»
Нестор- древнерусский летописец 11-нач. 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря, считается автором « Повести временных лет», житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Гробница Нестора находится в Киево- Печерской лавре
Культура Киевской Руси
Основные направления | Содержание |
Просвещение | Существовали две славянские азбуки- кириллица и глаголица В основу кириллицы положено византийское( греческое) уставное письмо. Грамотность широких слоев населения( берестяные грамоты, надписи на предметах) Открытие первых школ (Владимир после крещения открыл школу для мальчиков, Ярослав Мудрый такую школу открыл в Новгороде, сестра Владимира Мономаха( Янка) открыла при Андреевском монастыре первую женскую школу Различные виды письменных памятников Киевской Руси. Рукописи на пергаменте( Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076.,Мстиславово Евангелие и др.) Граффити( статья из летописи о кончине Ярослава Мудрого на стене киевского Св.Софии).Эпиграфика( надпись на Тьмутараканском камне). Берестяные грамоты( обиходовые записи, выцарапанные т.н. « писалами» на кусках бересты |
Литература | Устное народное творчество Фольклор- былины. Об Илье Муромце, о богатыре пахаре Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, о великане Святогоре, о гусляре Садко. Большинство было связано с временем Владимира Красное Солнышко. Появление былинного эпоса отразило укрепление государственной власти, борьбу против иноземных захватчиков. Фольклор оказал большое влияние на развитие древнерусской культуры. Древнейшая рукописная книга- Остромирово Евангелие Создана писцом Григорием для новгородского посадника Остромира( 1056- 1057гг) Летопись « Повесть временных лет»( 12в.)- написана киево -печерским монахом Нестором.( источник для изучения древнейшей истории нашего Отечества.) Агиография, Жития святых( « Житие Бориса и Глеба», Житие Феодосия Печерского», летописца Нестора) Проповеди и поучения «Слово о законе и благодати»( политико церковный трактат митрополита Илариона ( 11 век), посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии, высоко ценит ее авторитет среди других стран и народов, звучит похвала Владимиру. « Поучение Владимира Мономаха» 12в.( 1117г) создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящего о подданных, радеющего о единстве и благополучии Руси. |
Архитектура | Строительство деревянных храмов. Затем стали строить каменные храмы. Известно около 15 каменых храмов 11-начала 12вв., близких по стилю. Первый русский каменный храм- Десятинная церковь( Успения Богородицы)10век, , разрушена монголами в 1240г. Софийский собор в Киеве( 13 купольный. из кирпича, в 1037. Построен при Ярославе Мудром. Собор был богато украшен мозаиками и фресками. Представлены сцены из Евангелия, сюжеты из светской жизни, игры на константинопольском ипподроме, охоту на медведя, поединок ряженых, изображены дочери Ярослава Мудрого. Софийские соборы в Новгороде( сер. 11в.) пятиглавый крестово-купольный храм с мощными лопатками(плоский вертикальный выступ на стене здания) и Полоцке( вторая половина 11 века) Спасо- Преображенский собор в Чернигове( сохранившийся до наших дней.. |
Изобразительное искусство | Живопись Древней Руси представлена фресками, мозаикой иконописью. Самые знаменитые мозаичные картины украшают Софийский собор в Киеве. Изображения Христа, Богоматери. Над ними работало не менее 8 мастеров из Византии .Мозаичная техника была утрачена с началом монголо-татарского нашествия. Иконопись. В переводе на русский греческое слово «икона» означает образ .Самая знаменитая икона « Богоматерь Владимирская, начало 12 века .Положила начало распространенному на Руси иконографическому типу Богоматери- « Умиление», другие канонические изображения «Одигитрия» «Оранта». Христа изображают в виде Спаса Нерукотворного. |
Музыка | Вместе с принципами храмового строительства , канонами, жанрами в русскую культуру пришла и церковная музыка. Церковное песнопение – обязательная составляющая православного богослужения. |
В культуре домонгольского перида можно выделить три этапа:
1 Период дохристианской культуры восточных славян
2Культура Киевской Руси
3 Начало формирования местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях( на рубеже 12-13 вв.)
В период феодальной раздробленности крупнейшими центрами летописания были:
Новгородская, Владимиро- Суздальская и Галицко- Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его создатели всегда отражали в первую очередь местные , городские дела. Особое внимание уделялось событиям 1136г.( Изгнание князя Всеволода Мстиславовича), положившее начало политической самостоятельности Новгорода. Летописи в Новгороде создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства .Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для других земель « Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов»
Летопись Северо- Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро- Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописи изображали князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо как святых.» Лаврентьевская летопись», « Летописец Переяславля Суздальского»
Галицко- Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галицкой земли. Летописи восхваляли князей Романа и Даниила.
«Ипатьевская летопись»
Создание единства Русской земли – ведущая тема литературы 12- 13 вв.Крупнейшее – « Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород- северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185г.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых.
На рубеже 12-13 вв. было написано « Моление Даниила Заточника», отличающее выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Даниил восхваляет княжескую власть , выражает тревогу за судьбу Русской земли, раздираемой княжескими усобицами.
Архитектура периода феодальной раздробленности.
В12-13 вв. быстро развивалось каменное строительство, поскольку князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая свое богатство и величие. Но большинство каменных церквей уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово- купольный храм.
Два направления в архитектуре 12-13вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
Новгород
В Новгороде княжеское строительство не велось , церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Церкви были приземисты , имели мощные стены. Строительным материалом был серый известняк , который легко выветривается и крошится Поэтому мастера затирали стены штукатуркой, а наиболее сложные участки и элементы декора выполняли из кирпича .Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Храмы 12 века: Рождества Богородицы Антониева монастыря( 1117г. Мастер Петр), Георгиев собор Юрьева монастыря( 1119г.) , Спаса на Нередице ( 1198г.)- возведена князьями, уникальный памятник монументального искусства мирового уровня являются фрески , где наряду с каноническими изображениями божественных чинов присутствуют фигуры первых русских святых мучеников князей Бориса и Глебаво глае процессии святых к Богородице. 13 век- Церковь Параскевы Пятницы наТоргу( 1207г.)14 век- церковь Федорора Стратилата на Ручью, Спаса на Ильине улице.
Владимиро- Суздальское княжество
Строились торжественные парадные храмы, соборы получали изысканное декоративное оформление. Материалом для строительства служил белый камень ; широко использовалась каменная резьба на фасадах. Отличительной чертой соборов был аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине фасада. Храмы: Успенский собор во Владимире( 1158-1161гг), Покрова на Нерли( 1165г, в честь победы над волжскими булгарами),Дмитриевский собор( 1194-1197гг), Рождественский собор в Суздале( 1222-1225гг.) Георгиевский собор в Юрьево- Польском( 1230-1234гг)
Галицко- Волынская земля
Стены сооружений возводились из каменных блоков правильной формы, уложенных в два ряда , промежуток между которыми заполняли битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой. Памятники галицкой архитектуры не сохранились. Строительный материал- белый камень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура киевской Руси
Интегрированный урок проводится в 6 классе совместно с учителем ИЗО Неводовой Ольгой Александровной....
Культура Киевской Руси
Спаренный урок для 6 класса разработан в сооавторстве с учителем истории Козиной Н.А. Урок- путешествие с использованием деятельностного подхода, обучающиеся в ходе занятия выполняют различные виды гр...
Культура Киевской Руси
В презентации представлены материалы, характеризующие древнерусскую культуру : письменность, архитектуру и иконопись...
"Культура Киевской Руси 10-12 веков"
Отличительной чертой современной историографии является повышенное внимание исследователей к изучению вопросов истории русской культуры. Историки обращаются к проблеме «Преемственности и разрыва культ...
Презентация "Культура Киевской Руси"
Презентация предназначена для 6 класса....
Тест для учащихся 10 класса по теме "Художественная культура Киевской Руси"
Тест поможет закрепить знания по теме "Художественная культура Киевской Руси". Учебник Г.И. Данилова "Мировая художественная культура" 10 класс. В тесте прослеживается дополнительный материал к уроку...
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...