Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы, посвящённый Отечественной войне 1812 г."
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы" проводится во время предметной недели по истории в основной школе. Форма проведения урока: литературно- музыкальная композиция с элементами театрализации и персонификации. Этот урок углубляет знания обучающихся по предмету, пробуждает интерес к изучению истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Воинской славы, посвящённый Отечественной войне 1812 г. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя истории и обществознания в школе.
Внеклассное мероприятие:Урок Воинской славы, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Цель мероприятия: углубить и систематизировать знания обучающихся об Отечественой войне 1812 г., способствовать формированию чувства патриотизма, гордости и восхищения героическим прошлым нашей Родины, развивать интерес к отечественной истории, способность анализировать исторические способности, давать собственную оценку событиям, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Форма мероприятия: Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации.
(Сопровождается демонстрацией слайдов через проектор на экран)
Место проведения: актовый зал школы
Содержание мероприятия
Звучит вальс С.Прокофьева
1- ый ведущий: Первый бал Наташи Ростовой, героини романа великого русского писателя Л.Н.Толстого « Война и мир» Здесь она встретит свою любовь – Андрея Болконского.
Девушку приглашает на вальс юноша, к ним присоединяются еще пары.
Вальс окончен. Сменяется музыка на тревожную, грозную.
1ый ведущий: Счастье Наташи было недолгим; Наполеон начал наступление на Россию, её жених Андрей Болконский воевал против французов, был убит в Бородинском сражении.
2-ой ведущий: Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Барклай, зима иль русский бог?
1-ый ведущий: Наполеон ! Он принес миру горе, смерть, разрушения. Чего он хочет ? Что ему нужно в России?
Выходит Наполеон.
Наполеон: В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то возьму Россию за голову, Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак - Москва.
Чтец: Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара;
Но поздно русских разгадал… ( А.С.Пушкин « Наполеон)
2-ой ведущий: 12 июня 1812 года французский император Наполеон I вторгся в Россию. Тогда Франция, покорившая всю Европу, имела огромную армию. Наполеон смог сосредоточить против России ок. 450 тысяч солдат, из которых французы составляли половину. В походе принимали участие итальянцы, поляки, немцы, голландцы, даже мобилизованные силой испанцы. Россия имела большую армию, но не смогла мобилизовать войска из-за плохих дорог и обширной территории.Удар армии Наполеона приняли на себя войска 1-ой армии Барклая-де-Толли и 2-ая армия Багратиона. Всего 153 тыс. солдат и 758 орудий. Главнокомандующий Михаил Богданович Барклай- де- Толли посчитал единственно правильным отступать, не дать Наполеону разгромить наши армии по-одиночке, как следует вымотать силы противника.
Слайды « Война началась», « Барклай де Толли»
1-ый ведущий: В конце июля у Смоленска армиям Барклая и Багратионаи удалось соединиться. Сражение за Смоленск 4-5 июля не выявило победителя. Тем не менее Барклай дал приказ отступать.
Входит старый солдат
Солдат: Многие наши старые солдаты были недовольны отступлением, стали поговаривать, что Барклай в сговоре с самим Наполеоном. И тогда Александр I назначил главнокомандующим русского генерала Михаила Илларионовича Кутузова. Солдаты обрадовались, говорили: « Пришёл Кутузов бить французов» Но Кутузов отступления не отменил.
Слайд « М.И.Кутузов»
Кутузов: По дороге в армию я часто повторял для себя «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве!» За Торжком я узнал, что Смоленск оставлен. «Ключ к Москве взят» Какой же выбор мне сделать?
Чтец: Мы долго молча отступали,
Досадно было- боя ждали.
Ворчали старики:
« Что ж мы ? на зимние квартиры ?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки ?»
Но вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле !
1-ый ведущий. Главнокомандующий решил дать генеральное сражение. У села Бородино, в 108 верстах от Москвы было выбрано поле битвы с французской армией. Страшная битва продолжалась 15 часов.
Слайд . Карта « Бородинское сражение»
Выходят два солдата.
Первый солдат: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга !
Постой-ка, брат мусью !
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою ! Слайд « На батарее»
Второй солдат: Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой !..
Земля тряслась- как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
1-ый ведущий: Бородинское сражение не выявило победителя. Но ввиду больших потерь и принимая во внимание , что у Наполеона остался нетронутый резерв, Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля битвы.
2-ой ведущий: Французы были поражены стойкостью русских. Позже Наполеон скажет про Бородино: ( выходит Наполеон)
Наполеон: « Самое страшное из всех моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя быть достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
1-ый ведущий: Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. Но надежду выйти победителем он еще не оставлял. К тому же военный совет в Филях принял решение об оставлении Москвы
Слайд « Совет в Филях»
Выходит Кутузов, с ним несколько офицеров. Они рассаживаются по кругу.
Кутузов: Господа ! Думаю нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию.
Барклай: Потеряв этот город мы сохраним армию.
Ермолов: И вы говорите- этот город,- Да, этот город- сердце России, Её священная столица.
Кутузов: Волею, данной мне государем и отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию. Приказываю отступать.
Чтец: Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не священный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
2-ой ведущий: Наполеон вошел в опустевший город и раздал его на разграбление своим солдатам. Он ждал предложений о мире, но их все не было. А в это время в Москве начался пожар. Армия нуждалась в продовольствии. Французские отряды, посылаемые за провиантом, исчезали под Москвой. Наполеон, так и не дождавшись послов от России, шлёт своих офицеров к Кутузову.
Слайд «Пожар в Москве»
Граф Лористон и Кутузов.
Лористон: Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.
Кутузов: Пора кончать, говорите. А мы, граф, войну ведь только начали. Да, только начали.
Лористон: Но война ведется варварскими способами со стороны русских.
Кутузов: Варварскими ! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы.
Чтец: -Хоть Москва в руках французов, Чтец: Пламень в небо упирая,
Это, право, не беда !- Лют пожар Москвы ревет;
Наш фельдмаршал князь Кутузов Златоглавая, святая,
Их на смерть впустил туда… Ты ли гибнешь ? Русь, вперед !
Свету целому известно, Громче буря истребленья,
Как платили мы долги; Крепче смелый ей отпор !
И теперь получат честно Это жертвенник спасенья !
За Москву платёж враги. Это пламень очищенья,
Это фениксов костер !
1-ый ведущий: С первых же дней война носила всенародный отечественный характер. Формировались народные ополчения, шел сбор средств для нужд армии. Наиболее ярко народный характер войны проявился в действиях крестьян. Они отказывались продавать продовольствие французам, жгли избы, угоняли скот, а сами уходили в леса.
Слайд « Партизаны»
Выходит крестьянка, старостиха Василиса Кожина.
Старостиха: « Мой муж – староста в деревне, повел партию пленных в город, их забрали в плен крестьяне. А поселяне поймали ещё несколько французов и привели ко мне во двор. Что делать ? Собрала я конвой из ребят постарше, мужиков- то в деревне не было, села верхом на лошадь и пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. Один из пленных французов видя, что простая баба вздумала ими повелевать, не послушался меня. Тогда я подскочила к нему мгновенно, и ударила по голове косою, упал он замертво. А я закричала: « Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати таким озорникам сорвала головы ! Марш в город ! И пленные мне подчинились». Слайды « Василиса Кожина» , « Пленные французы»
2-ой ведущий: Одним из первых офицеров стал вести партизанскую войну блестящий гусар, поэт Денис Давыдов.
Звучит музыка из кинофильма « Эскадрон гусар летучих» или « Гусарская баллада» ( песенка «Давным-давно…» )
Слайд « Денис Давыдов»
Всю Отечественную войну Давыдов провел в седле. Командуя небольшим партизанским отрядом, он проникал в глубокий тыл неприятеля, смело вступал в неравный бой с французами, брал много пленных и военных трофеев, руководил крестьянским партизанским движением.
Чтец: Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врагов ты отнял славы,
Ты, боец чернокудрявый
С белым локоном на лбу !
Удальцов твоих налетом
Ты, их честь, пример и вождь,-
По лесам и по болотам,
Днем и ночью, в вихрь и дождь,
Сквозь огни и дым пожара,
Мчал врагам, с твоей толпой,
Вездесущ, как божья кара,
Страх нежданного удара
И нещадный, дикий бой !
1-ый ведущий: 6 октября Наполеон покинул Москву, он хотел идти на юг в богатые хлебные районы, но русские войска вынудили его повернуть на им же разоренную Смоленскую дорогу.
Старый солдат: Зима 1812 г. была жестокая, термометр иногда показывал 31 градус. Число
трупов , устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильные морозы голые, босые. На редком из них были мундиры, часто покрывались они, чем попало. У многих на головах были ранцы, вместо шапок, у других кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были полуголые и накрывались рогожей или обвивались соломой.
2-ой ведущий: А дальше была Березина, при переправе через которую, Наполеон потерял почти всю армию.
Выходит Кутузов: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству! Слава русскому солдату!».
Звучит музыка « Славься» из оперы М.Глинки.
Ведущий: Никогда не должна умирать память о тяжелом и героическом 1812 г., о блестящей победе русского народа.
Слайды « Памятники в честь победы над Наполеоном»
Конкурс.
Ведущий: А теперь проведем конкурс на лучшее знание событий Отечественной войны 1812 г.
Формируем 2 команды из добровольцев: 5 учеников из 8а и 5- из 8б классов.
1 вопрос: Укажите событие Отечественной войны, связанное с этой датой ? ( показывается карточка или высвечивается на экране через проектор)
1 команда: 2 команда:
12 июня 1812 г. 26 августа 1812 г
1 сентября 1812 г. 25 декабря 1812 г.
6 октября 1812 г. 2 сентября 1812 г.
2 вопрос: Найдите ошибку в данной исторической фразе.
1 команда: 2 команда:
- В 12 ранили Барклая, - Кутузов думает: продолжить ли сраженье ?
Но наши бились не зевая. Царь и народ не любит отступленье.
Мы не отдали наши флеши, Фельдмаршал тоже так считает-
Не удалось пробить французам бреши. Бой до последнего вести решает.
3 вопрос: О ком идет речь:
1команда: 2 команда
Удальцов твоим налётом …душой готов на подвиг ратный,
Ты- их честь, пример и вождь- Берег войска, не шел вперед,
По лесам и по болотам, А шел упрямо на попятный.
Днем и ночью вихрь и дождь, И невзлюбил его народ.
Сквозь огни и дым пожара И недовольства смутный ропот
Мчал врагов, с твоей толпой Шел словно тень за ним шаг в шаг.
Вездесущ, как божья кара, Сквозь канонаду, конский топот
Страх нежданного удара Он слышал вечное: чужак…
И нещадный дикий бой ! ( о Денисе Давыдове ) ( о Барклае де Толли )
4 вопрос: проводится в форме аукциона
Каждая команда должна назвать как можно больше исторических мест ( или имен), связанных с Отечественной войной 1812 г. Выигрывает команда, назвавшая большее количество мест ( или имен )
5 вопрос: Конкурс капитанов: Объясни слово.
Адъютант, флеши, редуты, инфантерия, ополчение, фураж, партизан, маневр, фланг, рекрут
Капитаны команд вытягивают по очереди карточку и объясняют слово.
6 задание: Задай вопрос.
Каждая команда задает вопрос своей сопернице.
Жюри подводит результаты. Объявляет победителей.
Литература:
- Т.И.Гончарова. Исторические вечера в школе. М., « Просвещение», 1992 г.
- И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Тематические праздники по истории России. Методическое пособие. М. Творческий центр.2004.
3. Интернет. school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".
Цель:воспитание патриотизма , любви к своей Родине , к её защитникам, чувства ответственности человека за происходящее вокруг....
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
Внеклассное мероприятие "Дни воинской славы России"для 8класса
Мероприятие проходит в форме проблемно-познавательной игры...
Спектакль, посвящённый Отечественной войне 1812 года. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Автор-учитель истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947- Шабуневич Нина Антоновна.
Спектакль является авторской работой учителя. Учащиеся 7-10-х классов представили спектакль на школьной ежегодной научнопрактической конференции "Шаг в будущее". В спектакле много классической музыки,...
Внеурочное открытое мероприятие на тему «Галерея героев Отечественной войны 1812 г»
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национальног...
Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».
Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...
"Самый умный", игра,посвящённая Отечественной войне 1812 года
Игра проходит интересно и может быть использована в 8-10 классах во время обобщающих уроков, либо во время внеклассных мероприятий....