Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы, посвящённый Отечественной войне 1812 г."
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Елена Ивановна Беззубкова

Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы" проводится во время предметной недели по истории в основной школе. Форма проведения урока: литературно- музыкальная композиция с элементами театрализации и персонификации. Этот урок углубляет знания обучающихся по предмету, пробуждает интерес к изучению истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная неделя истории и обществознания в школе.

Внеклассное мероприятие:Урок Воинской славы, посвященный  Отечественной войне 1812 года.

Цель мероприятия: углубить и  систематизировать знания обучающихся об Отечественой войне 1812 г., способствовать формированию чувства патриотизма, гордости и восхищения героическим прошлым нашей Родины, развивать интерес к отечественной истории, способность анализировать исторические способности, давать собственную оценку событиям, способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Форма мероприятия: Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации.

(Сопровождается демонстрацией слайдов через проектор на экран)

Место проведения: актовый зал школы

Содержание мероприятия

Звучит вальс С.Прокофьева

1- ый ведущий: Первый бал Наташи Ростовой, героини романа великого русского писателя Л.Н.Толстого « Война и мир»  Здесь она встретит свою любовь – Андрея Болконского.

Девушку приглашает на вальс юноша, к ним присоединяются еще пары.

Вальс окончен. Сменяется музыка на тревожную, грозную.

1ый ведущий: Счастье Наташи было недолгим; Наполеон начал наступление на Россию, её жених Андрей Болконский воевал против французов, был убит в Бородинском сражении.

2-ой ведущий:  Гроза двенадцатого года настала.

                  Кто тут нам помог?

                  Барклай, зима иль русский бог?

1-ый ведущий: Наполеон ! Он принес миру горе, смерть, разрушения. Чего он хочет ? Что ему нужно в России?

Выходит Наполеон.

Наполеон: В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то возьму Россию за голову, Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак - Москва.

Чтец: Надменный! Кто тебя подвигнул?

        Кто обуял твой дивный ум?

        Как сердца русских не постигнул

        Ты с высоты отважных дум?

        Великодушного пожара

        Не предузнав, уж ты мечтал,

        Что мира вновь мы ждем, как дара;

        Но поздно русских разгадал…    ( А.С.Пушкин « Наполеон)

2-ой ведущий: 12 июня 1812 года французский император Наполеон I вторгся в Россию. Тогда Франция, покорившая всю Европу, имела огромную армию. Наполеон смог сосредоточить против России ок. 450 тысяч солдат, из которых французы составляли половину. В походе принимали участие итальянцы, поляки, немцы, голландцы, даже мобилизованные силой испанцы. Россия имела большую армию, но не смогла мобилизовать войска из-за плохих дорог и обширной территории.Удар армии Наполеона приняли на себя войска 1-ой армии Барклая-де-Толли и 2-ая армия Багратиона. Всего 153 тыс. солдат и 758 орудий.  Главнокомандующий Михаил Богданович Барклай- де- Толли посчитал единственно правильным отступать, не дать Наполеону разгромить наши армии по-одиночке,  как следует вымотать силы противника.

Слайды « Война началась», « Барклай де Толли»

1-ый ведущий: В конце июля у Смоленска армиям Барклая и Багратионаи удалось соединиться. Сражение за Смоленск 4-5 июля не выявило победителя. Тем не менее Барклай дал приказ отступать.

Входит старый солдат

Солдат: Многие наши старые солдаты были недовольны отступлением, стали поговаривать, что Барклай в сговоре с самим Наполеоном. И тогда Александр I назначил главнокомандующим русского генерала Михаила Илларионовича Кутузова. Солдаты обрадовались, говорили: « Пришёл Кутузов бить французов» Но Кутузов отступления не отменил.

Слайд « М.И.Кутузов»

Кутузов: По дороге в армию я часто повторял для себя «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве!» За Торжком я узнал, что Смоленск оставлен. «Ключ к Москве взят» Какой же выбор мне сделать?

Чтец: Мы долго молча отступали,

        Досадно было- боя ждали.

        Ворчали старики:

        « Что ж мы ? на зимние квартиры ?

        Не смеют, что ли, командиры

        Чужие изорвать мундиры

        О русские штыки ?»

        Но вот нашли большое поле:

        Есть разгуляться где на воле !

1-ый ведущий. Главнокомандующий решил дать генеральное сражение. У села Бородино, в 108 верстах от Москвы было выбрано поле битвы с французской армией. Страшная битва продолжалась 15 часов.

Слайд . Карта « Бородинское сражение»

Выходят два солдата.

Первый солдат: Забил заряд я в пушку туго

                И думал: угощу я друга !

                Постой-ка, брат мусью !

                Что тут хитрить, пожалуй к бою;

                Уж мы пойдем ломить стеною,

                Уж постоим мы головою

                За родину свою !                        Слайд « На батарее»

Второй солдат: Изведал враг в тот день немало,

                Что значит русский бой удалый,

                Наш рукопашный бой !..

                Земля тряслась- как наши груди;

                Смешались в кучу кони, люди,

                И залпы тысячи орудий

                Слились в протяжный вой…

1-ый ведущий: Бородинское сражение не выявило победителя. Но ввиду больших потерь и принимая во внимание , что у Наполеона остался нетронутый резерв, Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля битвы.

2-ой ведущий: Французы были поражены стойкостью русских. Позже Наполеон скажет про Бородино: ( выходит Наполеон)

Наполеон: « Самое страшное из всех моих сражений - это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя быть достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

1-ый ведущий: Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. Но надежду выйти победителем он еще не оставлял. К тому же военный совет в Филях принял решение об оставлении Москвы

  Слайд « Совет в Филях»

Выходит Кутузов, с ним несколько офицеров. Они рассаживаются по кругу.

Кутузов: Господа ! Думаю нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию.

Барклай: Потеряв этот город мы сохраним армию.

Ермолов: И вы говорите- этот город,- Да, этот город- сердце России, Её священная столица.

Кутузов: Волею, данной мне государем и отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию. Приказываю отступать.

Чтец: Напрасно ждал Наполеон,

        Последним счастьем упоённый

        Москвы коленопреклоненной

        С ключами старого Кремля.

        Нет, не пошла Москва моя

        К нему с повинной головою.

        Не праздник, не священный дар,

        Она готовила пожар

        Нетерпеливому герою.

2-ой ведущий: Наполеон вошел в опустевший город и раздал его на разграбление своим солдатам. Он ждал предложений о мире, но их все не было. А в это время в Москве начался пожар. Армия нуждалась в продовольствии. Французские отряды, посылаемые за провиантом, исчезали под Москвой. Наполеон, так и не дождавшись послов от России, шлёт своих офицеров к Кутузову.

Слайд «Пожар в Москве»

Граф Лористон и Кутузов.

Лористон: Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.

Кутузов: Пора кончать, говорите. А мы, граф, войну ведь только начали. Да, только начали.

Лористон: Но война ведется варварскими способами со стороны русских.

Кутузов: Варварскими ! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы.

Чтец: -Хоть Москва в руках французов,                Чтец: Пламень в небо упирая,

Это, право, не беда !-                                        Лют пожар Москвы ревет;

Наш фельдмаршал князь Кутузов                                Златоглавая, святая,

Их на смерть впустил туда…                                Ты ли гибнешь ? Русь, вперед !

Свету целому известно,                                        Громче буря истребленья,

Как платили мы долги;                                        Крепче смелый ей отпор !

И теперь получат честно                                        Это жертвенник спасенья !

За Москву платёж враги.                                        Это пламень очищенья,

                                                                Это фениксов костер !

1-ый ведущий: С первых же дней война носила всенародный отечественный характер. Формировались народные ополчения, шел сбор средств для нужд армии. Наиболее ярко народный характер войны проявился  в действиях крестьян. Они отказывались продавать продовольствие французам, жгли избы, угоняли скот, а сами уходили в леса.

Слайд « Партизаны»

Выходит крестьянка, старостиха Василиса Кожина.

Старостиха: « Мой муж – староста в деревне, повел партию пленных в город, их забрали в плен крестьяне. А поселяне поймали ещё несколько французов и привели ко мне во двор. Что делать ? Собрала я конвой из ребят постарше, мужиков- то в деревне не было, села верхом на лошадь и пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. Один из пленных французов видя, что простая баба вздумала ими повелевать, не послушался меня. Тогда я подскочила к нему мгновенно, и ударила по голове косою, упал он замертво. А я закричала: « Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати таким озорникам сорвала головы ! Марш в город ! И пленные мне подчинились». Слайды  « Василиса Кожина» , « Пленные французы»

2-ой ведущий: Одним из первых офицеров стал вести партизанскую войну  блестящий гусар, поэт Денис Давыдов.

Звучит музыка из кинофильма « Эскадрон гусар летучих» или  « Гусарская баллада» ( песенка  «Давным-давно…» )

Слайд « Денис Давыдов»

Всю Отечественную войну Давыдов провел в седле. Командуя небольшим партизанским отрядом, он проникал в глубокий тыл неприятеля, смело вступал  в неравный бой с французами, брал много пленных и военных трофеев, руководил крестьянским партизанским движением.

Чтец: Много в этот год кровавый,

        В эту смертную борьбу,

        У врагов ты отнял славы,

        Ты, боец чернокудрявый

        С белым локоном на лбу !

        

        Удальцов твоих налетом

        Ты, их честь, пример и вождь,-

        По лесам и по болотам,

        Днем и ночью, в вихрь и дождь,

        Сквозь огни и дым пожара,

        Мчал врагам, с твоей толпой,

        Вездесущ, как божья кара,

        Страх нежданного удара

        И нещадный, дикий бой !

1-ый ведущий: 6 октября Наполеон покинул Москву, он хотел идти на юг  в богатые хлебные районы, но русские войска вынудили его повернуть на им же разоренную Смоленскую дорогу.

Старый солдат: Зима 1812 г. была жестокая, термометр иногда показывал 31 градус. Число

 трупов , устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели  в сильные морозы голые, босые. На редком из них были мундиры, часто покрывались они, чем попало. У многих на головах были ранцы, вместо шапок, у других кирасирские каски с длинными конскими хвостами;  сами же кирасиры были полуголые и накрывались рогожей или обвивались соломой.

 2-ой ведущий: А дальше была Березина, при переправе через которую, Наполеон потерял почти всю армию.

Выходит Кутузов: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству! Слава русскому солдату!».

Звучит музыка « Славься» из оперы М.Глинки.

Ведущий: Никогда не должна умирать  память о тяжелом и героическом 1812 г., о блестящей победе русского народа.

Слайды « Памятники в честь победы над Наполеоном»

Конкурс.

Ведущий: А теперь проведем конкурс на лучшее знание событий Отечественной войны 1812 г.

Формируем 2 команды из добровольцев: 5 учеников из 8а и  5- из 8б классов.

1 вопрос: Укажите событие Отечественной войны, связанное с этой датой ? ( показывается карточка или высвечивается на экране через проектор)

1 команда:                                2 команда:

12 июня 1812 г.                        26 августа 1812 г

1 сентября 1812 г.                        25 декабря 1812 г.

6 октября  1812 г.                        2 сентября 1812 г.

2 вопрос: Найдите ошибку в данной исторической фразе.

1 команда:                                                 2 команда:

- В 12 ранили Барклая,                                - Кутузов думает: продолжить ли сраженье ?

Но наши бились не зевая.                                Царь и народ не любит отступленье.

Мы не отдали наши флеши,                        Фельдмаршал тоже так считает-

Не удалось пробить французам бреши.                Бой до последнего вести решает.

3 вопрос: О ком идет речь:

1команда:                                                2 команда

Удальцов твоим налётом                                …душой готов на подвиг ратный,

Ты- их честь, пример и вождь-                        Берег войска, не шел вперед,

По лесам и по болотам,                                А шел упрямо на попятный.

Днем и ночью вихрь и дождь,                        И невзлюбил его народ.

Сквозь огни и дым пожара                                И недовольства смутный ропот

Мчал врагов, с твоей толпой                        Шел словно тень за ним шаг в шаг.

Вездесущ, как божья кара,                                Сквозь канонаду, конский топот

Страх нежданного удара                                Он слышал вечное: чужак…

И нещадный дикий бой ! ( о Денисе Давыдове )                ( о Барклае де Толли )

4 вопрос: проводится в форме аукциона

Каждая команда должна назвать как можно больше исторических мест ( или имен), связанных с Отечественной войной  1812 г. Выигрывает команда, назвавшая большее количество мест ( или имен )

5 вопрос: Конкурс капитанов: Объясни слово.

Адъютант, флеши, редуты, инфантерия, ополчение, фураж, партизан, маневр, фланг, рекрут

Капитаны команд вытягивают по очереди карточку и объясняют слово.

6 задание: Задай вопрос.

Каждая команда задает вопрос своей сопернице.

Жюри подводит результаты. Объявляет победителей.

Литература:

  1. Т.И.Гончарова. Исторические вечера в школе. М., « Просвещение», 1992 г.
  2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Тематические праздники по истории России. Методическое пособие. М. Творческий центр.2004.

3. Интернет. school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".

Цель:воспитание  патриотизма , любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг....

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Внеклассное мероприятие "Дни воинской славы России"для 8класса

Мероприятие  проходит в форме проблемно-познавательной игры...

Спектакль, посвящённый Отечественной войне 1812 года. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Автор-учитель истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947- Шабуневич Нина Антоновна.

Спектакль является авторской работой учителя. Учащиеся 7-10-х классов представили спектакль на школьной ежегодной научнопрактической конференции "Шаг в будущее". В спектакле много классической музыки,...

Внеурочное открытое мероприятие на тему «Галерея героев Отечественной войны 1812 г»

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национальног...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

"Самый умный", игра,посвящённая Отечественной войне 1812 года

Игра проходит интересно и может быть использована в 8-10 классах во  время обобщающих уроков, либо во время внеклассных мероприятий....