Внеурочное открытое мероприятие на тему «Галерея героев Отечественной войны 1812 г»
классный час по истории (11 класс) на тему

Воробьёва Светлана Анатольевна

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.

В Российской Федерации на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. О значимости  победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует включение  даты Бородинского сражения  в  перечень дней воинской славы (Федеральный  закон «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005 г.).

Цель внеурочного открытого мероприятия на тему «Галерея героев Отечественной войны 1812 г», проведённого в ПУ № 80 от 14.09.12 г., заключалась в осмыслении значимости этого события для истории России и мировой истории в целом. 

При этом решались следующие задачи:

 - расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

 - актуализация сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, о массовом героизме, о подвигах военнослужащих и гражданского населения;

 - формирование у учащихся представления о сложности и неоднозначности  исторических явлений, роли личностей в истории;

 - развитие умений сравнивать, сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы;  находить различные варианты решения поставленных проблем;  оценивать свою работу и работу группы и т.д.;

 - актуализация использования методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности;

 - повышение роли гражданско-патриотического воспитания в системе общего  образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В 2012 году отмечается несколько важных дат, в том числе – 1150-летие российской государственности и 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Эти исторические юбилеи в соответствии с  Указом Президента РФ от 9 января 2012 г.  «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» включены в перечень официальных дат.  Целью проведения мероприятий Года  российской истории, как сказано в указе Президента РФ, является привлечение внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.  [http://президент.рф/acts/14238]. В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.

В Российской Федерации на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. О значимости  победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует включение  даты Бородинского сражения  в  перечень дней воинской славы (Федеральный  закон «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005 г.).

Цель внеурочного открытого мероприятия на тему «Галерея героев Отечественной войны 1812 г», проведённого в ПУ № 80 от 14.09.12 г., заключалась в осмыслении значимости этого события для истории России и мировой истории в целом.  

При этом решались следующие задачи:

 - расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

 - актуализация сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, о массовом героизме, о подвигах военнослужащих и гражданского населения;

 - формирование у учащихся представления о сложности и неоднозначности  исторических явлений, роли личностей в истории;

 - развитие умений сравнивать, сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы;  находить различные варианты решения поставленных проблем;  оценивать свою работу и работу группы и т.д.;

 - актуализация использования методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности;

 - повышение роли гражданско-патриотического воспитания в системе общего  образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

При проведении внеклассного мероприятия использовались следующие современные педагогические технологии:        

Педагогика сотрудничества

Сотрудничество в отношениях «учитель - ученик» реализовалось в совместном сотворчестве -  подготовке сценария, поиска информации о героях Бородинского сражения, работе с интернет – источниками, совместная работа над презентацией, выступления учащихся: чтение стихов, работа экспертов, техническая помощь при проведении презентации, активное участие учащихся при проведении викторины среди команд.

Групповые технологии 

С точки зрения целей, которые ставятся в учебно-воспитательном процессе, я считаю особенно эффективной межгрупповую работу, поэтому в ходе викторины были использованы групповые технологии.

Каждая группа представляла собой команду, которая боролась за право быть первой в исторической викторине. За каждый правильный ответ команда получала один балл. В результате организованной коллективной деятельности учащихся их учебно-познавательная деятельность активизировалась, отрабатывались коммуникативные навыки, а также умение работать в команде.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Во время проведения мероприятия применялась компьютерная презентация, которая иллюстрировала рассказ учителя, видеофрагменты, а также вопросы викторины и ответы к ней.

Игровая технология 

До проведения викторины учащимся сообщались правила игры: каждая группа представляла собой команду, которая должна была придумать своё название, оценивали её специально приглашённые эксперты (учащиеся третьего курса). Далее команды должны были отвечать на вопросы 3-х раундов игры, причём отвечал тот участник, который первый поднимал руку. Правила взаимоотношений играющих друг с другом (быть доброжелательным; внимательно выслушивать мнение товарища) выполняли воспитательную роль, направляли игру по заданному руслу. Для регулирования поведения  вводились штрафные очки.

Во время игры у учащихся возникло определенное игровое состояние – важный элемент игры, которое характеризовалось эмоциональным отношением к действительности, элементами соревновательности и занимательности, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Обязательным структурным элементом игры явился ее наглядный результат – эксперты по количеству набранных баллов определили команду – победителя. 

Личностно-ориентированное развивающее обучение

При использовании технологии применялись следующие компоненты: создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося, стимулирование учащихся к активной деятельности, высказываниям без боязни ошибиться, оценка деятельности учащихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создание ситуации успеха; создание положительного эмоционального настроя на работу  всех учащихся в процессе проведения игры,    рефлексия, обсуждение результатов работы,  совместное исправление допущенных ошибок. После объявления команды – победителя отдельно были отмечены наиболее активные участники игры, а также те учащиеся, которые оказывали помощь в подготовке мероприятия.

В этом году Россия отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года. Ее значение сложно переоценить. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для нашей страны. В полосе военных действий, дошедшей до сердца России, трудно было найти уцелевший город или нетронутое село. В огне пожаров навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Что не сгорело, то было расхищено.

Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, которые принимали беженцев и раненых, отправляли ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной жизнью, одним делом.

Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 г., еще более возвысила ее значение как духовного центра России.

Стихотворение «Москва» прочтёт Дмитрий Мирошниченко.

     До конца XIII века земли города Можайска вместе с окрестными селами, среди которых значилось и Бородино, принадлежали Смоленскому княжеству. К Москве они «пристали» в 1303 году трудами князя Юрия Даниловича, став форпостом западных рубежей Московии. А смоленский тракт, ведущий к «первопрестольной», из века в век оставался самой неспокойной дорогой государства. Кого только не манило к стенам Москвы, причем с одной и той же целью! В 1812 году, как известно, по этой дороге пошли французы…

«Скажите, чтобы добраться до Москвы, какою лучше идти дорогой?» — разыгрывая простачка, спрашивал Наполеон русского посланника Балашова. В ответ прозвучало: «Карл XII шел через Полтаву». Это, конечно, не вразумило, хотя и посол в России Коленкур, хорошо знавший русских, также не советовал императору предпринимать прогулки по смоленскому тракту без приглашения хозяев, да еще с полной боевой выкладкой. Но, невзирая на это, Наполеон был убежден, что поход на Москву займет не более месяца. И ему верили. Слишком уж блестяще, во всяком случае, в сознании простых солдат, обстояли дела у богоподобного императора, чтобы сомневаться в очередной воинской удаче. А потому 12 июня 1812 года, когда солдаты «Великой армии», форсировав Неман, ступили на русский берег, никому из них не приходило в голову, какой жребий им уготован.

         Слайд № 1 – Бородинское сражение

Слайд № 2 – цитата В. Г. Белинского: «12 год, потрясший всю Россию, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил… возбудил народное сознание и народную гордость»

Слайд № 3 – российские военачальники: Михаил Илларионович Кутузов-Голенищев (главнокомандующий русской армией); Михаил Богданович Барклай-де-Толли (командующий 1 армией); Петр Иванович Багратион (командующий 2 армией); Михаил Андреевич Милорадович (командующий войсками правого фланга)

Слайд № 4 – французские военачальники: Наполеон Бонапарт (император Франции, главнокомандующий армией); Иоахим Мюрат (маршал, командующий резервной кавалерией); Луи Даву (маршал, командир пехотного корпуса); Мишель Ней (маршал, командир 3 корпуса)

Слайд № 5 – армия Наполеона: к русскому походу Наполеон готовился с особой тщательностью, стремясь к быстрой победе над русской армией. Создавалась «Великая армия», в которой числилось около 610 тысяч человек и 1372 орудия, причём более половины армии Наполеона составляли союзники – прусские, австрийские, баварские, саксонские, итальянские, польские и другие части.

  Слайд № 6 – иллюстрация «Мы долго молча отступали, досадно было,  

   боя ждали» «Что наша Россия скажет, что так страшимся и за что

   Отечество отдаем врагам?» — гремел Багратион, грозясь скинуть  

   мундир. От позора. От бессилия. И не он один. Медики разводили

   руками, не находя объяснений повальным болезням солдат, «отличным

   по своему характеру от обыкновенных». Словно мор поселился в

   угрюмых колоннах, идущих в сторону Москвы. Но вот когда стали возле

   Бородина, все успокоились, ибо поняли — быть делу.

Слайд № 7 –  25 августа. Накануне.

...Передовые полки русской армии подошли к Бородину около 10 часов утра 22 августа. Позади было почти два с половиной месяца отступления от западных границ России — с боями, кровью и потерями. Генеральная стратегия командования — сберечь армию — понимания в этой самой армии не находила.

«Что наша Россия — мать наша — скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам?» — гремел Багратион, грозясь скинуть мундир. От позора. От бессилия. И не он один. Медики разводили руками, не находя объяснений повальным болезням солдат, «отличным по своему характеру от обыкновенных». Словно мор поселился в угрюмых колоннах, идущих в сторону Москвы. Но вот когда стали возле Бородина, все успокоились, ибо поняли — быть делу.

Первыми на Бородинском поле появились инженерные войска. Бородино стремительно теряло мирный вид. Население, укладывая пожитки на телеги, отправлялось кто куда. Копали рвы, делали насыпи и укрепления, рассчитанные на круговую оборону.

И хотя поле готовили к бою все три дня с вечера до рассвета, далеко не все, что было задумано, удалось сделать в полном объеме. Иные рвы оказались настолько неглубоки, что не могли защитить солдат. Шанцевого инструмента не хватало. А ополченцы, присланные на подмогу, и вовсе оказались бесполезными: их не снабдили даже лопатами.

Обеспокоенный таким положением дел, Кутузов издал приказ «об оплате за производимые работы по укреплению позиции». Из экстраординарных сумм велено было выдавать по 10 копеек медью всем, используемым на строительстве укреплений солдатам. Эту мелкую денежку находили потом в карманах убитых...

Французы появились у Бородина 24 августа. С колокольни местного храма Рождества Богородицы, где у русских находился наблюдательный пункт, было хорошо видно, как «три стальные реки текли почти в ровном между собой расстоянии. Наполеон — посередине, прямо на Бородино...»

«Впереди конницы неприятельской, еще многочисленной, грозной, блестящей, на статном крутом коне рисовался лучший наездник французской армии. По наряду его, живописно-фантастическому, узнавали в нем короля Неаполитанского», — вспоминал очевидец. Но не только маршал Мюрат, любитель эффектного антуража, — вся многоликая армия Наполеона, которую он направил по смоленскому тракту: бельгийцы, поляки, немцы, итальянцы, голландцы, португальцы, испанцы и прочая — всяк в своем мундире, являла собой впечатляюще парадное зрелище. «Две армии стали на этих полях, одна перед другой, — писал В.А. Жуковский. — В одной — Наполеон и все народы Европы, в другой — одна Россия».

25-го на рассвете Наполеон через подзорную трубу внимательно изучал расположение русских войск. Донесения разведчиков убедили его в том, что главный удар надо нанести по левому плохо укрепленному флангу. Прорвать боевой порядок, разрезать его и, оттеснив войска, уничтожить их по частям.

Довольно скоро последовало напутствие императора: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас».

Кутузов ранним утром того же дня объезжал армию на своих дрожках. Традиционного приказа по войскам не последовало. Задачу на завтра главнокомандующий объяснял без пафоса: «Каждый полк будет употреблен в дело. Вас будут сменять, как часовых, каждые два часа. Надеюсь на вас. Бог нам поможет. Отслужите молебен».

Вдоль рядов пронесли икону Смоленской Божьей Матери, спасенную из горящего города.

Кутузов, сдернув фуражку с седой головы, тяжело опустился на колени. За ним его генералы: Багратион, Барклай, Платов, братья Тучковы...

Многим вспоминалось: после молебна схлынуло психологическое напряжение. Видимо, «все перестали почитать себя земными, отбросили мирские заботы и стали как отшельники, готовые к бою насмерть... Раз обрекли себя на гибель — никто уже не думал о следующем дне».

Генерал Дмитрий Сергеевич Дохтуров сел играть в бостон. Вокруг стояли с интересом наблюдавшие за сим офицеры. Солдаты чистили оружие, точили клинки...

Слайд № 8 – карта «Бородинское сражение 26 августа 1812 года» (показать левый Багратионовы флеши и батарею Раевского)

Слайд № 9 – иллюстрации: № 1 – Наполеон на Бородинских высотах; № 2 – М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения

Слайд № 10 -  Светлейший князь смоленский, русский полководец, генерал-фельдмаршал, ученик А. В. Суворова 

    М. И. Кутузов, в ком счастливо сочетались лучшие черты русского

    характера, не случайно оказался в центре событий. В тот год он стал по

    существу национальным лидером.

           Послушаем стихотворение «Кутузов в пути» - читает Котова Ольга

Слайд № 11 – 25 августа. Накануне: по приказу Кутузова инженерные

 войска копали рвы, делали насыпи и укрепления, рассчитанные на

круговую оборону. Задачу войскам главнокомандующий объяснял так:

«Каждый полк будет употреблен в дело… надеюсь на вас. Бог нам

поможет. Отслужите молебен»

Слайд № 12 – генеральная битва: силы сторон (Франция: 130 – 135 тысяч человек, 587 орудий; Россия – 110 – 120 тысяч человек, 630 орудий)

Слайд № 13 – Бородинское сражение (иллюстрации)

Слайд № 14 –26 августа. День Бородина

Если даже представить, что когда-нибудь все свидетельства очевидцев, поверенные бумаге, войдут в исторический оборот, то и тогда едва ли хроника «дня Бородина» будет полной. Вряд ли мыслимо отразить грандиозную, то и дело меняющуюся картину сражения, столь длительного и столь кровопролитного.

И все-таки в общем водовороте событий выделялись два очага, два, как их называли, «действующих вулкана», на которые была сделана особая ставка командования и где битва носила беспрецедентно ожесточенный характер.

Первый из них: Багратионовы флеши — укрепления на левом фланге русской армии, принявшие на себя главный и многократный удар противника. Второй: самая высокая точка поля, курган естественного происхождения, превращенный в хорошо укрепленный бастион и мощную огневую точку, — так называемая батарея Раевского. Бои за два этих укрепления во многом определили не только весь ход Бородинского сражения, но и его итоги.

В холодных предрассветных сумерках понедельника 26 августа 120-тысячные русские полки встали под ружье.

Около 6 часов утра с французских батарей заговорила артиллерия. Русские пушки открыли ответный огонь. Эта грозная увертюра была коротка. «В пять минут, — писал участник битвы Федор Глинка, — сражение было уже в полном разгаре... Ядра визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались».

На левом фланге русской армии находилась 2-я Западная армия под командованием генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона. Для защиты флешей он первоначально выделил 8 тысяч человек, которые и встретили первыми французов. Те же двигались плотными рядами, словно вырастая из еще нерастаявшего тумана.

При сближении примерно на сто метров врага встречал град ружейных пуль. Солдату того времени для того, чтобы приготовить ружье к бою, требовалось выполнить… 14 операций, на счет пятнадцать следовало — «Пли!» Чтобы попасть в грудь противника, целились в кивер.

После первой, хоть и отраженной, атаки стало ясно, насколько решительно настроен противник. Пехотные полки флешей готовились к отражению новой, и в 6.30 она началась. Маршал Даву торопился выполнить приказ Наполеона как можно скорее взять эти укрепления. Именно здесь он хотел прорвать оборону противника и, расчленив его, уничтожать по частям.

Поначалу Наполеону казалось, что для выполнения этой задачи вполне хватит двух пехотных дивизий. Но вторая атака, уже поддержанная артиллерией, также была отбита.

Получив это известие, Наполеон бросил на флеши 30 тысяч человек при 160 орудиях, третья по счету атака велась с двойным превосходством французов. Численный перевес помог им продвинуться вперед — часть флешей была занята. После полуторачасового боя русские кирасиры, пришедшие к 9 часам утра на помощь товарищам, заставили французов отойти на исходные позиции.

Четвертая атака началась около 10 часов утра. Ожесточение схватки нарастало, кавалерийские корпуса французов, поддерживая наступающую пехоту, с бешеным натиском устремились на флеши. Багратион нес огромные потери. На помощь ему были посланы два полка под командованием генерала Александра Тучкова. И тут наступил критический момент боя. Флеши оказались занятыми врагом. Между тем средняя из них представляла для русских особую ценность: расположенная уступом, невидимая со стороны противника, а потому необстреливаемая, она служила опорой для наших контратак. Вернуть ее было необходимо любой ценой.

Но ураганный огонь противника одну за другой замертво укладывал солдатские колонны — атаки русских захлебывались.

Тогда Тучков, схватив знамя и обернувшись к своим пехотинцам, крикнул: «Ну что же вы, ребята, трусите? Тогда я один пойду!» — и ринулся вперед. Но успел сделать только несколько шагов...

Между тем гибель любимого командира словно вернула поредевшим полкам былые силы. Атака, стоившая жизни генералу Тучкову, была отражена, а французы выбиты из флешей.

Наполеон, обескураженный тем, что русские не только держат оборону, но и постоянно атакуют, бросал на этот клочок земли дивизию за дивизией. А Багратионовы флеши, словно жернова, перемалывали их одну за другой.

Французский генерал Пеле впоследствии писал о защитниках флешей: «Посреди открытой местности и картечь нашей артиллерии, и атаки нашей кавалерии и пехоты наносили им огромные уроны. Но пока у них оставалось хоть сколько-нибудь силы, эти храбрые солдаты снова начинали свои атаки».

В 11 часов 30 минут французы начали свою очередную атаку. Фамилии генералов, брошенных на полуразрушенные уже флеши, не нуждаются в рекомендациях: Даву, Ней, Жюно, Мюрат. Их поддерживало огромное количество артиллерии — более 400 орудий, почти половина из того, что Наполеон имел при Бородине. Численный перевес был на стороне французов.

«Наши дрались как львы: это был ад, а не сражение... Стены сшибались и расшибались, и бой рукопашный кипел повсеместно. Штык и кулак работали неутомимо, иззубренные палаши ломались в куски, пули сновали по воздуху и пронизывали насквозь, — писал участник сражения. — И над этим полем смерти и крови, затянутым пеленою разноцветного дыма... ревели по стонущим окрестностям огромные батареи».

Если читать подобные описания без торопливости, даже самое вялое воображение способно вполне зримо воспроизвести эту ужасную сечу под полуденным августовским солнцем. И тогда веришь всем запечатленным очевидцами деталям: и тому, что конница не могла передвигаться из-за груд тел, громоздившихся друг на друге, и тому, что земля устала впитывать кровь, и тому, что здесь уже не было никаких различий между князьями и холопами, начальниками и рядовыми — десятки тысяч людей «один на один с бешенством отчаяния» дрались штыками, прикладами, тесаками, камнями, кулаками, дрались до последнего дыхания.

Во время этого боя осколком гранаты был смертельно ранен князь Багратион, возглавлявший контратаку русских. Весть об этом ввела защитников флешей, а затем и всю армию в настоящий шок.

И это могло кончиться катастрофой. Кутузов, понимая это, послал на замену прежнему командующему генерала Д.С. Дохтурова, того самого, который играл в бостон накануне битвы. «...В пожар и смятение левого крыла, — писал Ф. Глинка, — въехал человек на усталой лошади, в поношенном генеральском мундире, со звездами на груди, росту небольшого, но сложенный плотно, с чисто русскою физиономией, и посреди смертей и ужасов разъезжал спокойно».

Недаром Дохтурова называли «железным». Кутузов знал, кого посылает к обезглавленному, измученному войску. «Рекомендую Вам держаться до тех пор, пока от меня не воспоследует повеление к отступлению». И Дохтуров, которому было отказано в подкреплении, держался. Он сумел под непрекращающимся огнем отвести войска на выгодные позиции, не дав французам разорвать русский фронт даже при оставлении флешей.

Этот этап борьбы на Бородинском поле истребил «такое чудовищное количество отборных французских войск, что и маршалы, и Наполеон явно увидели, до какой степени невыгодно вконец положить тут же, на одном только этом участке фронта, все лучшие силы, без которых нельзя будет целесообразно использовать конечную победу, даже если и удастся ее удержать».

Слайд № 15-16 – фрагменты панорамы «Бородинская битва»

Слайд № 17 – 26 августа. День Бородина. В ходе Бородинской битвы выделялись 2 «действующих вулкана: Багратионовы флеши – укрепления на левом фланге русской армии, принявшие главный и многократный удар противника. Батарея Раевского – самая высокая точка поля, курган естественного происхождения

Слайд № 18 – Багратионовы флеши

Слайд № 19 – Памяти Багратиона П.И.

«Грузинский князь, но русский генерал,

Неповторимый муж, каких лишь единицы,

Он жил Россией и при этом жизнь отдал

За нашу православную столицу».

Багратион Петр Иванович (1765 – 1812), защищал левый фланг русской позиции, лично водил свои части в контратаки, в бою получил смертельную рану.

Слайд № 20 – подвиг генерала Александра Тучкова 

Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в Военной галерее Зимнего Дворца. Он чужд картинной воинственности. Автору изображения удалось передать обаятельный романтический облик героя. Задумчиво лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть.

Именно ему, самому молодому генералу Бородинского сражения, посвятила Марина Цветаева строки из стихотворения «Генералам двенадцатого года»

Их прочтёт Елена Рагулина

Слайд № 21 – Спасо-Бородинский монастырь

Слайд № 22 – фотография монастыря

    Слайд № 23 – батарея генерала Н.Н.Раевского (17711829)

Раевские — старинный дворянский род польского происхождения, представители которого с 15 в. служили русским государям. По обычаю того времени, Николая рано, в три года, зачислили на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. А действительную службу он начал в 1786 году, в 14 лет.

 Бородинское поле находилось на стыке двух дорог — старой Смоленской и новой Смоленской. В центре расположения русской армии возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её было доверено 7-му корпусу генерала Раевского, и в историю она вошла как «батарея Раевского». Батарея Раевского получила от французов прозвище «могила французской кавалерии»..

Потери десятитысячного корпуса Раевского были огромными. По его признанию, после боя он мог собрать «едва 700 человек». Сам Раевский, несмотря на ранение, поле сражения  не оставил и весь день был со своими солдатами. За героическую оборону Курганной высоты Раевский был представлен к награде орденом Александра Невского  с следующей характеристикой:

«Как храбрый и достойный генерал с отличным мужеством отражал неприятеля, подавая собою пример».

Наполеон говорил о нём: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы»

Стихи , посвящённые  генералу Раевскому прочтёт Соболева Екатерина

Слайд № 24 – батарея Раевского защищала центр русской позиции

Слайд № 25 – фотография главного монумента на батарее Раевского. Наполеон сосредоточил против нее огонь из 300 орудий

Слайд № 26 – Лихачев Петр Гаврилович, генерал-майор. Пехотная дивизия Лихачева обороняла батарею Раевского. Захвачен в плен, умер от ран

Слайд № 27 – Дохтуров Дмитрий Сергеевич, российский генерал (1756 – 1816)

Слайд № 28 – 27 августа. После сражения

Слайд № 29 – «битва генералов» (у русских убито 6 и ранено 23, у французов – убито 12, ранено 38)

 Слайд № 30 –27 августа. После сражения

Ночной осмотр Бородинского поля произвел на Наполеона ошеломляющее впечатление. Объехав позиции русских, император увидел, что сдвинуть их с места при всех адских усилиях его армии практически не удалось. Впору было спросить самого себя: «Где моя армия, поставившая на колени Европу? Почему все случилось не так, как было задумано?» Хорошо еще, что он устоял перед искушением пустить в ход гвардию — свой последний резерв.

...Когда при Березине карета со всеми вещами и бумагами маршала Бертье попала в руки казаков, то среди разных документов был найден приказ, отданный Наполеоном поздним вечером 26-го. Вот его текст:

«Французы!

Вы разбиты! Вы позволили покрыть себя бесчестьем и позором. Только одною кровью русскою вы можете смыть это пятно! Через два дня я вновь дам сражение, еще более кровопролитное, нежели вчера. Пусть погибнут в нем трусы, я хочу командовать только храбрыми.

Наполеон».

Наполеон: «Французы показали себя достойными победы, а русские заслужили право быть непобедимыми»

Слайд № 31 – день Бородина – ежегодно в первое воскресенье сентября отмечается годовщина Бородинского сражения.

Бородинское сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства. 
Война не зря была названа именно Отечественной. Ведь понятие «Отечество» не может существовать отдельно от понятия «народ». 

        Список рекомендуемой литературы:

Интернет-источники:

  • http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу);
  • http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
  • http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»);
  • http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции);
  • http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)

Дополнительно:

  • http://army.armor.kiev.ua/hist/gusar.shtml
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/
  • http://goodcoins.narod.ru/ordena/medali1812.htm
  • http://hero-1812.narod.ru/p9.html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki
  • http://www.1812panorama.ru/
  • http://www.bibliotekar.ru/istoriya/205.htm
  • http://www.childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-1812-0-main.htm
  • http://www.hrono.ru/1812ru.php
  • http://www.notabene.ru/history/1812.html
  • http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/127-otechestvennayavojna-
  • 1812-goda.html
  • http://www.patrio.ru/
  • http://www.rusempire.ru/voyny-rossiyskoyimperii/
  • http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/118/

Литература  для школьников:

Бородинское поле. 1812 год в русской поэзии. – М.: Детская литература, 1989.

Ушаков А.В. Справочник школьника по отечественной истории Х1Х- ХХ веков. М., 1997.

Энциклопедия для детей «История России». Т.5.- М., 1997.

История России ХУШ – Х1Х вв.: Школьная энциклопедия. – М.: Олма-Пресс, 2003.

Воспоминания современников:

  1. Бородино в воспоминаниях современников. – М., 2001.
  2. Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий, Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. – М., 1985.
  3. 1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников. – М., 2001.
  4. Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.
  5. Лоссберг Ф.-В., фон. Письма вестфальского штаб-офицера. – М., 2003.
  6. Наполеон в России глазами иностранцев. В 2-х кн. – М., 2004.
  7. Росс Г. С Наполеоном в Россию. – М., 2003.
  8. Сегюр Ф.-П., де Поход в Россию: Записки адъютанта Наполеона I. – М., 2003.

Научная литература:

  1. 1812 год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).
  2. Брагин М. В грозную пору. 1812 год. – М., 1969.
  3. Бородино. 1812. – М. 1987.
  4. Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2005.
  5. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. – М., 1974.
  6. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. – М., 1988.
  7. Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799 – 1815. Биографический энциклопедический словарь. – М., 2003.
  8. Исдейл Ч. Наполеоновские войны. – М., 1997.
  9. Клаузевиц К. 1812 год. – М., 2001.
  10. Коленкур де, Арман. Поход Наполеона в Россию. – М., 1991.
  11. Лашук А. Наполеон. Походы и битвы. 1976 – 1815. М., 2004.
  12. Оливер М., Патридж Р. Армия Наполеона. – М., 2005.
  13. Орлик О.В. Гроза двенадцатого года. – М., 1987.
  14. Подмазо А.А. Большая Европейская война 1812 – 1815. Хроника событий. М., 2003.
  15. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М., 2004.
  16. Полководцы России. – М., 2005.
  17. Сироткин В. Наполеон и Александр I. – М., 2003.
  18. Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. – Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.
  19. Тарле Е.В. 1812 год. – М., 1994.
  20. Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. – М.,  2002.
  21. Методическая литература:
  22. Вяземский Е.Е. Год российской истории и общеобразовательная школа //Просвещение. Общественные науки. 2012. № 1.
  23. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Год российской истории и историческое образование //Преподавание истории и обществознания для школьников». 2012. № 2-3.  
  24. Игры и занимательные задания по истории. / Авт.-сост. Субботина М.А. и др. – М., 2003.
  25. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герои отечественной войны 1812 г.

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА...

Памятники героям Отечественной войны 1812 года

Материал содержит текстовой и иллюстративный материал о памятниках, посвященных Отечественной войне 1812 года. Может быть использован в качестве дополнительного материала на уроке по истории России в ...

"Герои Отечественной войны 1812 года"

К 200 - летнему юбилею Отечественной войны 1812 года мы провели классный час " Герои Отечественной войны 1812 года"....

Классный час: "Герои "Отечественной войны 1812 года" (Портретная галерея)

Классный час - презентация  посвящен героям Отечественной войны 1812 года....

"Галерея героев Отечественной войны 1812 года".

Разработка урока истории в 8 классе по теме: "Отечественная война 1812 года"....

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...