урок истории в 6 классе по теме "Крестовые походы"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Разработка урока истории в 6 классе по теме "Крестовые походы". Материал урока для учебника Агибаловой Е.В., Донского Г.М. "Всеобщая история. История средних веков. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-istorii-v-6-klasse-po-teme-krestovye-pokhody.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Первые Крестовые походы»
Цели:
- познавательные:
охарактеризовать причины крестовых походов;
показать роль католической церкви как вдохновителя организатора этих походов;
познакомить учащихся с главными событиями первого крестового похода;
- развивающие:
продолжить формирование умений анализировать исторический источники, работать с картой, делать выводы
- воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к урокам истории.
Оборудование:
историческая карта «Крестовые походы»,
тестовые задания,
текст исторических источников «Сборы к Крестовым походам» и Движение первых крестоносцев (1095-1097),
Иллюстрации «Крестовые походы. Битва крестоносцев с турками сельджуками», «Рыцарь», «Погрузка рыцарей крестоносцев на корабли» на с 112 и 113 учебника Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского,
Контурные карты «Крестовые походы».
Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского «История средних веков».- М. 2016.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания: Устный опрос.
Вопросы: 1. Раскройте источники богатства церкви.
Против чего выступали еретик?
Как церковь боролась с еретиками. Работа с терминами:
Дайте определение словам: инквизиция, еретики, орден. Решение тестов: См. Приложение 1.
Изучение новой темы:
План: 1. Причины крестовых походов.
Крестовые походы.
Духовно-рыцарские ордена.
1.Причины крестовых походов.
Кем была завоевана большая часть арабских владений в XI в.? (§14 п.6 с. 79).
Рассказ учителя:
В середине века XI в.большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками. После захвата турками-сельджуками христианской святыни — «гроба Господня» • в Западной Европе распространились слухи о притеснениях паломников в Иерусалим.
18 ноября 1095 г. во французском городе Клермоне папа Урбан II созвал церковный Собор и произнес речь на открытой равнине за городом.
Работа с историческим источником: «Выступление папы Урбана II в Клермоне» с. 116 учебник Агибалова.
Прочитать текст выступления и ответить на вопросы: 1.Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?
Что обещал папа Урбана II участникам похода в город Иерусалим?
Чем привлекали участников похода эти земли?
Люди сразу же нацепили на свои одежды красные кресты и их стали называть крестоносцами, а походы получили название крестовые походы.
Работа с новым термином: Крестовые походы — военно-колониальное движение, западных феодалов против мусульман.
Подвести учащихся к выяснению причин крестовых походов. Объяснение учителя:
Основные причины крестовых походов:
Стремление западных феодалов и католической церкви захватить восточные страны.
Участники крестовых походов и их цели участия в них.
Духовенство: организатор походов. Надеялись новые владения, увеличить доходы, увеличить и распространить свою власть на восточные страны.
Крестьяне: стихийные бедствия, неурожаи, феодальный гнет — все это толкало крестьян на участие в крестовых походах. Крестьяне хотели уйти от своих господ и стать свободными землевладельцами.
Безземельные рыцари — «голяки»: война и грабежи — их главное занятие. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли.
Феодалы: надеялись ограбить богатые города Востока и создать там новые владения.
Итальянские города — захватить торговые пути по Средиземному морю, обрести торговые льготы. Повод к началу крестовых походов:
Захват Малой Азии и Палестины турками-сельджуками. В 1071 г. они захватили Иерусалим, прекратился доступ паломников к Святым местам.
Обращение императора Византии Алексея к папе Римскому с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.
Первый крестовый поход.
Работа с историческим источником: (См. Приложение ). Вопросы к историческому источнику:
Какие слои населения приняли участие в первых Крестовых походах?
Что заставило этих людей отправиться в поход?
Как вели себя участники похода по отношению к местным жителям (иудеям)?
Из каких государств Европы были участники похода? Записать в тетрадь:
1096 -1099 гг. — первый крестовый поход. Работа с картой « Крестовые походы»
-Каким знаком на карте обозначен первый крестовый поход?
-Жители каких европейских государств приняли участие в первом Крестовом походе?
-Покажите (опишите) путь участников похода.
-Найдите место разгрома сельджуками отряда крестьян (Поход бедноты в 1096г).
-Покажите захваченную крестоносцами территорию после первого крестового похода.
Работа с иллюстрациями на с. 112-113 учебника. Обратите внимание на картинки на странице 112-113 учебника. — Как вы думаете, с какой стороны изображены крестоносцы а с какой турки?
Сообщение ученика о взятии Иерусалима и об образовании государства крестоносцев.
Духовно-рыцарские ордена
Работа со схемой
Духовно-рыцарские ордена
Тамплиеры Тевтонцы Госпитальеры
С 1100 по 1300 в Европе образовалось 12 духовно- рыцарских орденов. Целью образования этих орденов была оборона и расширение владений крестоносцев. Состав : одновременно входили и рыцари и монахи.
Перед учащимися ставиться проблемный вопрос: — С какой целью и как были созданы духовно-рыцарские ордена? — Какую роль они сыграли в государстве крестоносцев?
Орден тамплиеров (от фр. «храм») — создан группой французских рыцарей в 1118-1119 гг. Целью было: «по возможности заботиться о дорогах и путях, особенно об охране паломников»
Орден госпитальеров (от лат. «гость») — в 1070 г. в Палестине купцом Мауро был основан госпиталь для паломников к святым местам. Госпитальеры, в основном итальянцы, заботились о паломниках: обеспечивали их пищей и ночлегом, заботились о больных.
Тевтонский, или немецкий, орден — объединил немецких рыцарей. В XII в. В Иерусалиме был госпиталь немецкоязычных паломников, он стал предшественником тевтонского ордена. Орден впоследствии стал огнем и мечом нести слово Христово в восточной земле, предоставив право сражаться за гроб Господень другим орденам. Ордена подчинялись папе Римскому, их возглавляли великие магистры. IV. Закрепление 1. Работа с контурными картами: О На контурных картах обозначьте стрелками пути следования участников Первого крестового похода.
Обведите границы владений крестоносцев после Первого Крестового похода.
О Подпишите названия: Англия, Германия, Италия, Франция, Бургундия, Польша, Чехия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Византийская империя. 2. Задание 2 в рабочей тетради на стр. 53.
Оценивание
Домашнее задание: прочитать §22.
Ответить на вопрос: Сколько всего крестовых походов было известно в истории?
Приложение
Работа с историческими источниками.
а)Сборы к Крестовым походам (из воспоминаний современника)Графы еше думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Н и кто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Жадные, по своему обыкновению, пользовались общим бедствием. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами…
Трудно описать толпы детей, юношей, стариков обоего пола, отправляющихся таким образом на священную войну… Чрезвычайно трогательное зрелище представляли эти бедные крестоносцы: они подковывали быков как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. На пути, при виде каждого замка, каждого города, дети протягивати руки и спрашивали: «Не это ли тот Иерусалим, к которому они направляются?»
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (V-XV века). Часть I. — М.. 1980. С. 226.
б)Движение первых крестоносцев (1095—1097)
В начале лета того же самого года (1096), когда Петр и годескальк1 отправились в путь со своим войском, выступили в поход и другие бесчисленные дружины христиан из различных государств и земель, а именно из Франции. Англии. Фландрии и Лотарингии. Пылая огнем божественной любви и возложив на себя знамение креста, они стекались толпами со всех сторон, неся с собою все хозяйство, съестные припасы, оружие и все, что было необходимо для их пути в Иерусалим. Эти люди, выходя из своих государств и городов отдельными партиями, соединялись потом в одно целое…
Не знаю, по воле ли божества или вследствие умственного обсуждения, они восстали с жестокостью против иудейского народа, рассеянного по всем городам, и жестокосердно избили его, особенно в Лотарингии, утверждая, что тем они полагают начало своему походу и борьбе с врагами веры христовой. Такое избиение иудеев совершили первыми граждане города Кельна, напав неожиданно на тоо небольшое число их, которое обитало там; они переранили и изувечили почти всех самым бесчеловечным образом, срыли их дома и синагоги и разделили между собой множество денег.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (V-XV века). Часть I. — М., 1980. С. 228-229.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки в 7 классе по темам "Поход", "Каникулы"
Краткий конспект двух уроков в 7 классе по УМК под редакцией Кауфман ставить целью изучить английские идиомы и обеспечить использование активной лексики по теме "Как я провел каникулы"....
Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР....
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
Открытый урок для 5 класса на тему "Поход в ресторан"
План открытого урока в 5 классе на базе учебника Spotlight....
Урок истории 5 класс "Поход Александра Македонского на восток" (технологическая карта)
Разработка урока истории 5 класс по теме "Поход Александра Македонского на восток". (технологическая карта)Имеется 6 приложений: раздаточный материал, лист самооценки, кроссворд, презентация, самоанал...
Урок в 5 классе на тему: "Поход в цирк"
Раздел "После школы". Поход в цирк.Тип урока: урок комбинированного типа посвящен закреплению пройденного материала...
презентация к уроку истории 8 класса "Заграничный поход русской армии"
Презентация к уроку истории нового времени 8 класса "Заграничный поход русской армии...