Монах- летописец. | О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многимикрасотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками иисточниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокимидубравами,чистыми полями, дивными зверями,разнообразнымиптицами, бесчисленными городами великими, селениями славными садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными,боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена,земля Русская, о правоверная вера христианская! |
Ведущая (в русском костюме). | Так писал автор «Слова о погибели земли Русской». Написано слово не позже 1246 года |
1-й ведущий (в русском костюме). | Но Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими. |
Монах- Летописец. | Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества. |
2-ой ведущий. | Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но есть имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело,сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица,его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало всё временное и местное, а оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений… вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. |
1-й ведущий. | О них наш рассказ |
Звучит отрывок из Первого концерта П.И. Чайковского. |
Монах-летописец. | И первого среди верных сынов России мы называем святого преподобного Сергия Радонежского. |
На экране иконы. Звучит грамзапись колокольных звонов. |
Ведущая. | Деятельность Сергия Радонежского – самый яркий пример патриотического служения Отечеству в тяжкую эпоху ордынского засилья на Руси. |
2-й ведущий. | В день 500-летия кончины Сергия Радонежского необыкновенную речь произнес известный историк В.О. Ключевский: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло: своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Писать о Сергии – значит восстановить в памяти народа память об одном из исторических деятелей, внесшем наибольшее количества добра в свое общество». |
Монах. | Сергий Радонежский мудрой и простой красотой просиял в нашей истории, в нашем народе. |
Звучит колокольный звон. |
1-й ведущий. | Художник Нестеров подарил Третьяковской галерее картины о жизни Сергия Радонежского. |
На экране «Юность пр. Сергия», «Прощание Сергия с великим князем Дмитрием Донским», «Труды пр. Сергия» и др. |
2-й ведущий. | Нестеров писал в 1892 г. Третьякову: «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе, к её красоте. Этот лучший человек делал одно и тоже дело любви к родине , обороняя ее от врагов, освобождая её от всяческой неволи и поднимая родной народ на единый исторический подвиг культуры и просвещения» |
Монах. | Жизнеописание преподобного Сергия. Родился в 1314г. в боярской семье. В 1330г. родители переселились из Ростова в Радонеж. В 23 г. принял монашеский постриг. |
2-й ведущий. | Сергий Радонежский-собиратель земель русских, духовный Родоначальник Московской Руси, великий печальник за Русь. Он творил благородное дело- обновление нравственных сил народа. И приложил к этому делу могущественные духовные силы. Это был образованнейший человек 14 в. |
Монах. | Древние жизнеописатели говорили о нём: «Всяку грамоту добре умел», «всяко писание ветхаго и новаго завета проиде», «книги греческие извыче добре». |
1-й ведущий. | Чтобы сбросить варварское иго Орды, построить прочное независимое государство, необходимо было самому русскому приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. |
2-й ведущий. | Этому делу, нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Самое сильное средство на пути к этому он видел в живом примере наглядном осуществлении нравственного правила. |
1-й ведущий. | Жизнеописатель, сам живший в братстве, воспитанном Сергием, пишет о том, как Сергий был братии поваром, пекарем, мельником, дровоколом портным, плотником, служил братии, как раб купленный, ни на один час не складывал рук для отдыха. |
2-й ведущий. | Наблюдения и любовь к людям дали умение тихо и коротко настраивать душу человека и извлекать из неё, как из хорошего инструмента, лучшие её чувства – то уменье, перед которым не устоял самый упрямый русский человек 14 в. князь Олег Иванович рязанский, когда по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича «старец чудный» отговорил «суровейшего рязанца от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами и благоуветливыми глаголами». |
1-й ведущий. | Пятьдесят пять лет делал своё тихое дело преподобный Сергий Радонежский в Радонежской пустыне. Целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. |
Монах. | Этими каплями нравственного влияния и выращена была победа в Куликовской битве. Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей, повалил на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. |
2-й ведущий. | Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитывались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Глаз исторического знания уже не в состоянии разглядеть хода этой подготовки великих борцов 1380 г. Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебаний, и победишь». |
1-й ведущий. | Он вышел из нас, был плоть от плоти пашей, и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. |
Монах. | Так думали тогда все на Руси, и это мнение разделял православный Восток, подобно тому цареградскому епископу, который, по рассказу Сергиева жизнеописания, приехав в Москву и слышавсюду толки о великом русском подвижнике, с удивлением восклицал: «Како может в сих странах таков святильникявитися?» |
2-й ведущий. | При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия. |
|
|
Монах. | Умер преподобный Сергий в 1392 г. в возрасте 78 лет. |
Звучит колокольный звон. |
1-й ведущий. | Добрые люди из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам, среди ночной мглы, освещая нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жить – значит любить ближнего, помогать ему жить, больше ничего не значит жить и больше не для чего жить. |
2-й ведущий. | Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими подвижниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия. |
Монах. | Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его. Благодатный воспитатель русского народного духа и государства |
Звучит колокольный звон. |
Сцена 2 |
Звучит кантата «Александр Невский» С. Прокофьева |
1-й ведущий (в одежде князя 13 в.). | Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. |
2-й ведущий (в одежде воина 13 в.) | Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу, целью которой было сохранение независимого русского народа. Он вел переговоры с папой римским, с Золотой Ордой, с германскими государствами. |
1-й ведущий. | Александр родился в 1220 г. Ярослав, отец Александра, сумел собрать при своем дворе незаурядных писателей. При дворе Ярослава творил Даниил Заточник – автор «Моления», сборникагорьких и едких афоризмов, посвященного Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра. Главной книгой детства Александра была Библия. Александр знал ее хорошо, а много позже свободно пересказывал и цитировал. Читал он и летопись – историю в «лицах», которая была украшена такими картинками, что разбегались глаза, на них глядя. |
2-й ведущий. | Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую «Александрию» - роман 3 в. о подвигах Александра Македонского. На Руси в эго время обреталось около 85000 одних только церковных книг. |
1-й ведущий. | Читал он и книги духовные, местный «Переславский летописец». Княжич изучал прошлое всех земель Руси, чтобы здраво судить о месте своей отчины в стране, да и о роли Руси в Европе, Азии, Африке. Постигал Александр и «Русскую правду». |
2-й ведущий. | Александр рано научился ценить и книжное слово церкви. Отец его Ярослав всеми правдами и неправдами пополнял книгохранилище. Он прибрал к рукам богатейшую библиотеку ростовского епископа Кирилла. Это было драгоценное собрание, судя по чудом уцелевшим экземплярам. «Слово Ипполита», «Учительное евангелие» – пергаментные рукописи, богато украшенные орнаментом и миниатюрами. |
1-й ведущий. | При Переяславском дворе возникло и «Слово о погибели Русской земли»: О светло светлая И украсно украшена Земля Русская. В европейской литературе той поры лишь Петрарка (14 в.) в сонете «К Италии...» поднялся до подобного прославления родины. |
Ведущая. | Княжич постиг писание, знал житие, понимал смысл икон, а близ устья Нерли, у порога земли Владимирской, он прочитал архитектурное предисловие художественной истории Родины. |
Звучит музыка. На экране слайды: «Покров на Нерли», «Успенский собор» во Владимире. |
2-й ведущий. | Нравственный идеал русского витязя-рыцаря, складывающийся одновременно в уме и чувствах, рано находил выход в действии, в поступках. |
1-й ведущий. | Александр посвятил свою жизнь непрерывному трудному служению Отчизне. Он не соблазнился ни легкими решениями, ни доступными ему, но гибельными для страны союзами. Не было в его жизни спокойных лет. |
Ведущая. | До наших дней дошла «Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра». |
Звучит музыка. |
Монах- летописец. | Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе. Лицо же его как лицо Иосифа... Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим. |
1-й монах. | И пришел из западных стран некий знатный человек по имени Ендреяш, один из тех, кто называет себя слугами божими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал: «Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни во царях царя, ни во князьях князя». |
2-й монах. | И услышал король полуночной части римской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову». Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со слезами: –Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам, и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне! |
1-й монах. | Окончив молитву, Александр встал, поклонилсяархиепископу, архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви и начал крепить дружину свою, говоря: –Не в силе бог, но в правде. И пошел на врагов с малой дружиной. И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою. На третий год после победы над королем Александр в зимнее время пошел в великой силе на землю немецкую. Уже был тогда град Псков взят. Александр же вскоре город Псков взял и немцев иссек, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. Немецкие же города собрались и сказали: «Пойдем и победим Александра и возьмем его руками». |
Воин. | Князь же Александр, ополчившись, пошел против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов... И была сеча злая, и треск от ломаний копий, и звук от сечения мечей, словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо был он покрыт кровью. И сек и гнал он ворогов, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Адаратских, по обоим берегам моря Варяжского и до великого Рима. Своей осторожной, осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разграбления ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на севере и западе. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он родоначальник политики возрождения России. |
1-й монах. | В летописях нет сообщений об угоне русских полков в ордынское войско. Александр умело строил свои отношения с Ордой. И в ноябре1263 года он возвращался из Орды, занемог в дороге, еле добрался из Нижнего Новгорода до Городца. Почувствовав, что умирает, он первым из суздальских князей принял постриг под именем Алексея и скончался 14 ноября 1263 г. |
2-й монах. | Из Городца тело Александра повезли во Владимир. Весь народ малый и великий, князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 верст от стольного города. |
Звучит музыка. |
1-й монах. | Погребен был князь 23 ноября во Владимире. За санями дружинники вели коня и несли прославленные в битвах меч и доспехи. Митрополит Кирилл сказал: – Чада мои! Разумейте, зашло солнце землиСуздальской. Уж больше не обрящется такой князь в земле Суздальской. |
Воин. | И были вопль и кричание, и тоска, как никогда не бывало. И земля сотрясалась. Русский народ никогда не забывал Александра Невского. Народная память хранит образ Александра – патриота, защитника Руси. К памяти Невского обратились советские люди и в годы Великой Отечественной войны. |
Ведущая | Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1942 года учрежден боевой орден Александра Невского. Имя князя Александра, мудрого политика и доблестного полководца, навеки связано с бессмертием народа. Прах Александра Невского, верного сына отечества, покоится в нашем городе в Александро-Невской лавре. |
Звучит кантата С. Прокофьева «Александр Невский». |
1-й ведущий (в одежде князя 13 в.).
| Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 16 лет, в 20победил шведов в битве на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера.
|
2-й ведущий (в одежде воина 13 в.).
| Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скан динавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу, целью которой было сохранение независимого русского народа. Он вел переговоры с па пой римским, с Золотой Ордой, с германскими государствами.
|
1-й ведущий. | Александр родился в 1220 г. Ярослав, отец Александра, сумел собрать при своем дворе незаурядных писателей. При дворе Ярослава говорил Даниил Заточник автор «Моления», сборника горьких и едких афоризмов, посвященного Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра. Главной книгой детства Александра была Библия. Александр знал ее хорошо, а много позже свободно пересказывал и цитировал. Читал он и летопись - историю в «лицах», которая была украшена такими картинками, что разбегались глаза, на них глядя. |
2-й ведущий. | Знакомили княжича и со всемирной историей и переводами византийских хроник. Читал он и знаменитую «Александрию» роман 3 в. о подвигах Александра Македонского. На Руси в это время обреталось около 85000 одних только церковных книг. |
1-й веду щ и й. | Читал он и книги духовные, местный «Переславский летописец». Княжич изучал прошлое всех земель Руси, чтобы здраво судить о месте своей отчины в стране, да и о роли Руси в Европе, Азии, Африке. Постигал Александр и «Русскую правду».
|
2-й ведущий. | Александр рано научился ценить и книжное слово церкви. Отец его Ярослав всеми правдами и неправдами пополнял книгохранилище. Он прибрал к рукам богатейшую библиотеку ростовского епископа Кирилла. Это было драгоценное собрание, судя по чудом уцелевшим экземплярам. «Слово Ипполита», «Учительное евангелие» пергаментные рукописи, богато украшенные орнаментом и миниатюрами. |
1-й ведущий. | При Переяславском дворе возникло и «Слово о погибели Русской земли»: О светло светлая И украсно украшена Земля Русская. В европейской литературе той поры лишь Петрарка (14 в.) в сонете «К Италии...» поднялся до подобного прославления родины. |
Ведущая. | Княжич постиг писание, знал житие, понимал смысл икон, а близ устья Нерли, у порога земли Владимирской, он прочитал архитектурное предисловие художественной истории Родины. |
| Звучит музыка. На экране слайды: «Покров на Нерли», «Успенский собор» во Владимире.
|
2-й ведущий | Нравственный идеал русского витязя-рыцаря, складывающийся одновременно в уме и чувствах, рано находил выход в действии, в поступках. |
1-й ведущий | Александр посвятил свою жизнь непрерывному трудному служению Отчизне. Он не соблазнился ни легкими решениями, ни доступными ему, но гибельными для страны союзами. Не было в его жизни спокойных лет. |
Ведущая.
| До наших дней дошла «Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра». |
| Звучит музыка.
|
М о н а х- летописец. | Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе. Лицо же его как лицо Иосифа... Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.
|
1-й монах | И пришел из западных стран некий знатный человек по имени Ендреяш, один из тех, кто называет себя слугами божими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал: «Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни во царях царя, ни во князьях князя». |
1-й монах.
| И услышал король полуночной части римской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову». Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со слезами: Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам, и повелевший | им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне! Окончив молитву, Александр встал, поклонился |
|
1-й монах | Окончив молитву, Александр встал, поклонился архиепископу, архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви и начал крепить дружину свою, говоря: Не в силе бог, но в правде. И пошел на врагов с малой дружиной. И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою.
|
2-й монах. | На третий год после победы над королем Александр в зимнее время пошел в великой силе на землю немецкую. Уже был тогда град Псков взят. Александр же вскоре город Псков взял и немцев иссек, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. Немецкие же города собрались и сказали: «Пойдем и победим Александра и возьмем его руками».
|
В о и н. | Князь же Александр, ополчившись, пошел против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов... И была сеча злая, и треск от ломаний копий, и звук от сечения мечей, словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо был он покрыт кровью. И сек и гнал он ворогов, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Адаратских, но обоим берегам моря Варяжского и до великого Рима. Своей осторожной, осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разграбления ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на севере и западе. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он родоначальник политики возрождения России.
|
1-й монах. | В летописях нет сообщений об угоне русских полков в ордынское войско. Александр умело строил свои отношения с Ордой. И в ноябре 1263 года он возвращался из Орды, занемог в дороге, еле добрался из Нижнего Новгорода до Городца. Почувствовав, что умирает, он первым из суздальских князей принял постриг иод именем Алексея и скончался 14 ноября 1263 г. |
2-й монах. | Из Городца тело Александра повезли во Владимир. Весь народ малый и великий, князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 верст от стольного города. |
| Звучит музыка.
|
1-Й монах. | Погребен был князь 23 ноября во Владимире. За санями дружинники вели коня и несли прославленные в битвах меч и доспехи. Митрополит Кирилл сказал: Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской. Уж больше не обрящется такой князь в земле Суздальской.
|
Воин. | И были вопль и кричание, и тоска, как никогда не бывало. И земля сотрясалась. Русский народ никогда не забывал Александра Невского. Народная память хранит образ Александра патриота, защитника Руси. К памяти Невского обратились советские люди и в годы Великой Отечественной войны. |
Ведущая. | Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1942 года учрежден боевой орден Александра Невского. Имя князя Александра, мудрого политика и доблестного полководца, навеки связано с бессмертием народа. Прах Александра Невского, верного сына отечества, покоится в нашем городе в Александро- Невской лавре. |
| Звучит кантата С. Прокофьева «Александр Невский». |
| Сцена 3
|
Ведущий. | Великий критик и гражданин Владимир Васильевич Стасов.
|
| На экране портрет В В. Стасова, годы жизни. |
Ведущая. | Владимира Васильевича глубоко волновала судьба русской музыкальной школы. В журнале «Вестник Европы» за 1882 -1883 гг. была напечатана его статья «Двадцать пять лет русского искусства».
|
Ведущий. | Да, русская школа существует, со времени Глинки, с такими своеобразными чертами физиономии, которые отличают ее от других европейских школ. Я ничуть не думаю выставлять нашу школу выше других европейских школ- это была бы задача и нелепая, и смешная. У каждого народа есть свои великие люди и свои великие дела. Но мне казалось только необходимым очертить особенности характера и направления нашей школы, конечно, очень любопытные и важные. |
Ведущая | Крупная черта характеризует новую нашу школу это стремление ее к национальности. Оно началось еще с Глинки и продолжается непрерывно до сих пор. Такого стремления нельзя найти ни у одной европейской школы. |
Ведущий | В нашем отечестве совершенно иное дело. Народная песня звучит и до сих пор повсюду: каждый мужик, каждый плотник, каждый каменщик, каждый дворник, каждый извозчик, каждая баба, каждая прачка и кухарка, каждая нянька и кормилица приносят ее с собой в Петербург, в Москву, в любой город из своей Родины. И вы слышите ее в течение круглого года. Она окружает вас всегда и везде. |
Ведущая | Каждый работник и работница в России, точно тысячи лет назад, справляют свою работу не иначе, как распевая целые коллекции песен. Русский солдат идет в бой с народной песней на устах. Она сродни каждому из нас... Потому-то и каждый русский, родившийся с творческою музыкальною душою, с первых дней жизни растет среди музыкальных элементов, глубоко национальных.
|
| Звучит музыка. |
Ведущий | Почти все значительнейшие русские музыканты родились не в столицах,авнутри России, в провинциальных городах или поместьях своих отцов и там провели свою молодость (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский)... Первые и самые коренные музыкальные впечатления их были национальные. |
| Звучит Первый концерт П. И. Чайковского. |
Ведущая
| Петр Ильич Чайковский. |
| На экране портрет П. И. Чайковского, годы жизни. |
Ведущий
| Чайковский русский музыкальный гений. Глубокий реалист в своем творчестве, Чайковский справедливо считал себя «коренным русским человеком» -он горячо любил Россию и ее природу, русский народ, его песни. |
| Звучит Первый концерт II. И. Чайковского. |
Ведущая. | Письмо Петра Ильича Чайковского к И. Ф. фон Мекк, писанное из Флоренции. |
Ведущий. | Италия начинает брать свое, и ее чарующее влияние мало-помалу охватывает мою душу. Здесь так привольно, так много бьющей ключом жизни! |
В е д у щ а я. | Но как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотзорное влияние ни оказывала она на меня теперь, а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России. Знаете, дорогой мой друг, что я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности. Стихотворение Лермонтова, которое Вы мне присылаете, превосходно рисует только одну сторону нашей родины, т. е. неизъяснимую прелесть, заключающуюся в ее скромной, убогой, бедной, но привольной и широкой природе. Я иду еще дальше. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лица, русские обычаи. Лермонтов прямо говорит, что «темной старины заветные преданья» не шевелят души его. |
Ведущий. | А я даже и это люблю. Я думаю, что мои симпатии к православию, теоретическая сторона которого давно во мне подвергнута убийственной для него критике, находятся в прямой зависимости от врожденной у меня влюбленности в русский элемент вообще. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, - он любит, потому что он не может не любить.
|
Ведущая. | Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято.
|
| Звучит Первый концерт П. И. Чайковского. |
Ведущий. | Иван Николаевич Крамской. На экране портрет Крамского, годы жизни. '', Замечательный русский художник-реалист, глава '' «передвижников» в статье «Судьбы русского искусства» писал:
|
Ведущая. | «Я стою за национальное искусство, я думаю, что искусство и не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития. И если когда- нибудь, в отдаленном будущем, России суждено занять такое положение между народами, то и русское искусство, будучи глубоко национальным, станет общечеловеческим. Нора подумать о создании своей русской школы национального искусства». .
|
| Звучит музыка И. И. Чайковского |
Ведущий. | Третьяковская галерея русской живописи, наша национальная гордость.
|
| На экране слайды со знаменитых полотен русских художников. |
В е д у щ а я. | Павел Михайлович Третьяков. На экране портрет Третьякова, годы жизни. Богатый купец, страстный любитель и знаток русской живописи. С середины 50-х годов 19 в. он начал приобретать картины художников. |
Ведущий. | Усилиями Третьякова была создана в его доме в Лаврушинском переулке в Москве ценнейшая по строгому отбору картин и самая большая по составу (до 1300 картин) национальная галерея русской живописи. |
| На экране слайды картин. |
Веду щ а я. | С 1873 г. галерея была открыта для всех граждан. А в 1892 г. П. М. Третьяков и его брат передали все свое собрание картин и дом, в котором оно было расположено, в дар Москве. |
| На экране слайды картин. |
Ведущий. | Мудрогель Алексей, бывший крепостной крестьянин, его сын Николай были служителями в Третьяковской галерее и помощниками Павла Михайловича Третьякова. |
Мудрогель- отец.
| Тогда, в 80-х годах 19 в. в галерею приходила главным образом интеллигенция, студенты, ученики средних школ. Рабочих было очень мало, и Павел Михайлович очень радовался, когда видел, что идут рабочие. И вечером очень подробно расспрашивал меня, как вели себя рабочие, что говорили, перед какими картинами особенно долго стояли, мимо каких прошли, мало обратив внимания. -Я собираю это для народа, мне надо знать мнение народа,- говорил он нам нередко. |
Мудрогель- сын
| Тогда народу больше всего было перед картинами Перова, Верещагина, Шишкина, Маковского, потом по мере появления картин перед Репиным и Суриковым.
|
| На экране слайды картин.
|
Мудрогель- отец
| Много также стояли перед Максимовым, Корзухиным, Савицким, Куинджи, Айвазовским. Любопытно, что перед этими картинами каменный пол с годами стал вытачиваться, на нем появились углубления так много народу тут толпилось. |
Мудрогель- сын.
| Вход был для всех бесплатный, каждого мы встречали радушно. Если нас спрашивали, мы старались дать самый подробный и самый вежливый ответ. Павел Михайлович внушал нам, что каждый, кто приходит в галерею,- его дорогой гость и его надо встретить именно как гостя. |
| На экране слайды картин. |
Ведущая. | Увлечение Третьякова собиранием картин с каждым годом все возрастало и возрастало. В 89-х годах им приобретены такие картины, как «Иван Грозный и сын его Иван» Репина, «Утро стрелецкой казни» Сурикова. |
| На экране слайды картин. |
Ведущий. | Третьяков тратил согни тысяч рублей в год на покупку картин. Каждый праздник он неизменно объезжал московских .художников. Ездил по антикварным магазинам, у него была обширная переписка.
|
Мудрогель- отец.
| Павел Михайлович избегал встреч с особами царской фамилии. Похоже было, что он не любил носителей власти ни светской, ни духовной. |
Мудрогель- сын. | Помню, однажды нам сообщили, что в галерею завтра прибудет Иоанн Кронштадтский. А в то время этот поп пользовался такой славой, что за ним ходили десятки тысяч народа. Его считали святым. Благословиться у него почиталось великой честью. А Третьяков, как только узнал, что ему предстоит такая честь, сейчас же собрался и уехал на два дня в Кострому. -Скажите, что меня экстренно вызвали по делам. |
Мудрогель- отец.
| В 1893 г. после посещения галереи царь Александр 111 решил сделать Третьякова дворянином. Какой-то важный чиновник сообщил Третьякову об этом. А Павел Михайлович ответил: -Очень благодарен его величеству, но от высокого звания дворянина отказываюсь. Я родился купцом и купцом умру. Медали ему, конечно, давали, и мундиры также. Однако ни медалей он не носил и никогда никакого мундира не надевал. Лишь фрак, когда необходимо было. |
Мудрогель- сын. | Одно только звание он принял: звание почетного гражданина Москвы. |
Мудрогель- отец. | Москву он очень любил, и, надо полагать, присуждение звания ему доставило удовольствие, потому что он его принял без всяких разговоров. |
Мудрогель -сын.
| Я не знаю, когда у Павла Михайловича зародилась мысль о передаче своей галереи городу. Эго было до меня. Я уже помню, когда он определенно говорил: -Картины будут принадлежать всему народу. |
Мудрогель- отец.
| И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и как должны заботиться о народном достоянии.
|
Мудрогель- сын.
| Собирал он художников народных вроде Перова, Репина, Сурикова, Крамского, Максимова и других. Эти художники изображали жизнь русского народа с его страданиями, горем, радостями или осмеивали в картинах попов, помещиков, купцов. Такую, например, картину, как «Крестный ход на Пасхе в селе Большие Мытищи» Перова или «Крестный ход в Курской губернии» Репина, вряд ли кто бы взял за их смелость в обличении. А Третьяков взял. |
Мудрогель- отец. | И взял «Ивана Грозного и сына его Ивана», когда об этой картине ходил говор, что она зловредная, направлена против царской власти, что ее следует уничтожить. |
Мудрогель- сын.
| А вот такие картины, как царские парады, разные патриотические праздники, Третьяков не брал. Простую русскую жизнь любил он во всех ее проявлениях.
|
| На экране слайды картин. Звучит Первый концерт П И. Чайковского. |
| Сцена 4 На экране портрет II. И. Вавилова, годы жизни. |
1-й ведущий. | О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны, Дерзайте, ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. В. Ломоносов |
2-й ведущий. | «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся» эти слова принадлежат великому ученому Н. И. Вавилову, вся жизнь и труд которого были подтверждением этих слов. |
| Звучит Первый концерт II. И. Чайковского. |
3-й ведущий. | Вавилов Н. И. Всемирно известный ученый, выдающийся ботаник, растениевод, генетик и дарвинист, организатор и руководитель сельскохозяйственной науки в СССР, основоположник новых направлений в биологической науке, неутомимый путешественник, исследователь и географ. Московский сельскохозяйственный институт, ныне Тимирязевская академия. За студента Вавилова боролся целый ряд кафедр. |
4-й ведущий. | В 1929 г. Н. И. Вавилов становится академиком Академии наук СССР, в составе которой он самый молодой ученый. Он первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии. С 1930 г. возглавил Институт генетики Академии наук СССР. В 1926 г. в числе первых удостоен премии имени В. И. Ленина.
|
I й ведущий. | Он проделал гигантскую экспедиционную работу. Трудно найти страну, где бы он не был. |
2й ведущий | А. М. Горький, познакомившись с капитальными трудами Вавилова, очарованный их глубиной и широтой мыслей, написал в одном из своих писем: «Как все это талантливо, как значительно!» |
3й ведущий. | Баранов Павел Александрович, член-корреспондент Академии наук СССР: «Если бы меня спросили, что больше всего запомнилось в его образе, я, не задумываясь, ответил бы: обаяние. Оно покоряло с первого рукопожатия, с первого знакомства. Оно источалось из его умных, ласковых, всегда блестевших глаз, из его своеобразного голоса, из простоты и душевности его обращения. Обаяние Николая Ивановича — это прежде всего обаяние ученого, неустанного труженика, упорно и настойчиво добывающего новые научные факты, и смелого мыслителя-теоретика, своими обобщениями двигающего вперед науку. Обаяние Николая Ивановича — это обаяние патриота, мужественного общественного деятеля широчайшего размаха, видевшего перспективы грандиозного социалистического переустройства своей родной земли и отдавшего всю свою неуемную энергию и знания этому великому делу». |
4-й ведущий. | Работоспособность Вавилова была потрясающей. Он работал до поздней ночи, а с раннего утра был снова на ногах. Спал не более трех-четырех часов. Темпы его жизни и особенно темпы его научной работы в состоянии были выдержать только те, кто был подлинно предан науке. |
1-й ведущий. | Можно привести такой пример, иллюстрирующий напряженность его работы: директор института хлопководства во Флориде, профессор Харланд, по приезде в СССР рассказывал, что после посещения их института Вавиловым сотрудникам пришлось дать трехдневный отпуск.
|
2-й ведущий. | Глубочайшее уважение прогрессивной науки зарубежных стран, граничащее с преклонением перед замечательными научными достижениями и открытиями выдающегося советского ученого, нашло свое выражение в избрании Н. И. Вавилова членом многих академий и научных обществ. Он был членом научного совета Международного агрономического института в Риме, членом Королевского общества в Лондоне, членом Шотландской Академии наук, членом-корреспондентом Академии наук в .Галле, почетным членом Все- индийской Академии наук, почетным членом Американского ботанического общества, членом Нью- Йоркского географического общества и т. д.
|
3-й ведущий.
| Как выдающийся путешественник, Н. И. Вавилов был награжден рядом золотых медалей различных академий зарубежных стран. Во Франции в музее семеноводства один из самых почитаемых экспонатов стол, за которым когда-то работал молодой Вавилов.
|
4-й ведущий. | Николай Иванович свободно говорил на немецком, французском, английском. Владел итальянским, испанским и некоторыми языками восточных народов. Всего около 20 языков. Был энциклопедически образован. Девизом его работы было «привести в порядок земной шар». |
I й ведущий.
| Когда думаешь о Николае Ивановиче, невольно поражаешься тому изумительному сочетанию человеческих качеств, которыми природа так щедро его наделила. Необычайная трудоспособность сочеталась в нем с гениальностью, неутомимая энергия с широчайшей эрудицией, высокая требовательность с исключительной доброжелательностью, мировые масштабы работы с глубоким интересом к мельчайшим деталям исследований, огромный организаторский талант руководителя с большой личной работой. Он работал не ради наград, не ради похвал. Целью его жизни была наука, достижение научной истины. Эта задача заполнила всю его жизнь. |
2-й ведущий.
| У Вавилова подвиг был обычным актом всей его деятельности. Подвигом была вся его неповторимая жизнь, отданная беззаветному служению Родине. «Я работаю не для правительства, а для народа», говорил он.
|
3-й ведущий. | Хочется отметить, что почти все сотрудники Николая Ивановича и все те, кто в своей научной работе встречался с ним, считают его своим учителем.
|
4-й ведущий. | Вавилов был не только глубоким, проникновенным ученым широкого масштаба, но и истинным поэтом в науке. Николаенко, научный сотрудник ВИРа: «Все тридцать лет, которые я проработала с Николаем Ивановичем, я не знала усталости и разочарования. Если что-либо не удавалось, достаточно было минутного разговора с Вавиловым или даже одного воспоминания о нем, чтобы появились силы и невозможное становилось возможным».
|
1-й ведущий. | 1935 г. Николай Иванович делал доклад «Первая советская экспедиция в Абиссинию». Канцелярия географического общества разослала повестки по обычной форме, где значилось: «Вход свободный». И эта стандартная приписка чуть было не сыграла роковую роль. Вечером в тихий Демидов переулок потянулись толпы студентов, преподавателей и просто граждан, стремившихся попасть на доклад. Зал, обычно вмещавший 500 человек, был переполнен до отказа (1200 человек). Один весьма уважаемый старый член географического общества с удивлением и удовольствием разводил руками: «Я ничего не могу понять. Наш Николай Иванович просто чудо сотворил. Впервые вижу, чтобы на доклад географа публика ломилась как на концерт Собинова». |
2-й ведущий. | Иностранные ученые о Вавилове. Болгарский академик Дончо Костов: «В настоящее время академик Вавилов самый популярный ученый на свете, хотя еще сравнительно молод. Нет уголка на земном шаре, где не знают его имени». |
3-й ведущий. | Гайксинский, профессор лаборатории Кюри, Париж: «Николай Иванович принадлежал к категории весьма редких светлых людей, представляющих собой какое-то удивительное сочетание простоты и обаяния. Меня поразили и другие его черты: именно, с одной стороны, щедрость, полное отсутствие мелочности, острое внимание к нуждам других, а с другой стороны, весьма ограниченные личные потребности, глубокая культура, безграничная и бескорыстная преданность науке, непримиримость к невежеству». |
4-й ведущий. | Меллер (США), лауреат Нобелевской премии: «Я не знал никого другого, кто разрабатывал бы мероприятия такого гигантского масштаба, развивал их все дальше и дальше и при этом вникал бы так внимательно во все детали. Вавилов был поистине великим в самых разнообразных проявлениях как ученый, как администратор, как человек».
|
1-й ведущий. | И. Вавилов: «Нужно взваливать на себя как можно больше, это лучший способ как можно больше сделать. Жизнь коротка, надо спешить». |
2-й ведущий. | Учитель Н. И. Вавилова Дмитрий Иванович Прянишников сказал: «Николай Иванович гений, и мы не осознаем этого только потому, что он наш современник». |
3-й ведущий. | Николай Иванович говорил: «Мы можем уступить нашим соседям временно в общем уровне нашего благосостояния, нашего обихода жизни. Единственно, в чем мы не можем уступать, это в вооружении нашего интеллекта». |
4-й ведущий. | Вавилов никогда не забывал, что он гражданин своей страны. В нем гармонично сочетались глобальность замыслов, сердечное отношение к ученым Запада и к тому прогрессивному, что они делали, с чувством личной сопричастности к судьбе Родины. Это восприятие Отчизны как того единственного, чего ни купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему неоднократно предлагали лучшие лаборатории и баснословные гонорары в разных странах. Везде и всюду он действовал и поступал как верный сын России, достойно представляя ее на конгрессах, симпозиумах, во время встреч с учеными и государственными деятелями.
|
1-й ведущий. | В 1935 г. Николая Ивановича освобождают от поста президента ВАСХНИЛ. И в 1937 г. к руководству академией на долгие годы приходит Лысенко. |
2-й ведущий. | Веселей играй, гармошка, Мы с подругою вдвоем Академику Лысенко Славу вечную споем! Он мичуринской дорогой Твердой поступью идет, Менделистам-морганистам Нас дурачить не дает. |
3-й ведущий. | Зловеща фигура Т. Д. Лысенко, Героя Социалистического Труда, кавалера 7 орденов Ленина. Началась травля великого Вавилова. Пишутся клеветнические статьи, брошюры, начинаются прямые политические доносы. В 1931 г. на Вавилова заводится агентурное дело, ко дню ареста число агентурных томов выросло до семи. |
4-й в е д у щ и й. | Перед Вавиловым был выбор. Он мог пойти на военную хитрость, признать правоту лысенковщины, таким образом сохранить институт, коллекцию семян. Вавилов дал бой лысенковщине. |
1-й ведущий. | «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся». |
2-й ведущий. | Последнее письмо сыну Олегу 2.VIII. 1940 г.: «Дорогой мальчик! Еду сегодня в Буковину, в Черновцы, оттуда в Карпаты. Места красивые. Пробуду в дороге недели две с половиной... Философию Карпат надеюсь постичь. Привет всем. Твой отец». До ареста оставалось 4 дня. Благословенные поля Западной Украины в жаркий плодоносный август 1940 г. Николай Иванович занимался привычным поиском колосьев, множил свою уникальную коллекцию. Он не знал, что судьба его решена. На полевой дороге его машину остановили, приказали пересесть в другую и увезли. Трофим Лысенко, найденный и обогретый Вавиловым в начале 30-х годов, мог успокоиться. Ненавистного конкурента не существовало.
|
4-й ведущий. | Много позже, оказавшись у разбитого корыта, скованный презрением многих ученых, он будет часами сидеть в академической столовой и бросать вслед проходящим: «Я не хотел гибели Вавилова, это не я, кто-то другой».
|
1-й ведущий. | Целый год Вавилов просидел в одиночной камере. 9 июня 1941 г. состоялся суд. Судил Вавилова сам Ульрих, председатель Военной коллегии. Вавилов не признал себя виновным. Его обвиняли в том, что он был руководителем антисоветской, шпионской, контрреволюционной организации 'Трудовой крестьянской партии», занимался вредительством в сельском хозяйстве, в культивировании хлопчатника. |
2-й ведущий. | Обвиняемый был приговорен к высшей мере наказания. Его отправили в тюрьму № 1 города Саратова, расстрел в порядке помилования заменили 20 годами лишения свободы.
|
3-й ведущий. | Даже сидя за решеткой, он планировал написать и издать 243 авторских листа научных трудов (по 230 страниц на машинке в месяц). На такое не был даже способен Александр Дюма-отец с его неудержимой фантазией. А Вавилов-то делал не фантазию, а науку. И какую науку. В тюрьме он написал (по его словам) большую книгу «История развития мирового земледелия». Рукопись пропала. Начал писать книгу «Пять континентов». Его продолжали унижать, над ним издевались. А Николай Иванович пытался поднять дух заключенных, ободрял их, читал им лекции по генетике (100 лекций). И не было у него ни ненависти к своим мучителям, ни злобы, пи черной и белой зависти, ни досады. Было одно презрение.
|
4-й ведущий. | Ряды русских ученых редеют день за днем, и жутко становится за судьбу отечественной науки, ибо много званных, но мало избранных. |
1 -й веду щ и й. | «Приказной режим в науке не пригоден. Там, где отдают жизнь, отношения надо строить на другой основе».
|
2-й веду щ и й. | «Народному комиссару внутренних дел СССР Лаврентию Павловичу Берия от осужденного бывшего академика, доктора биологических и агрономических наук Вавилова Н. И. заявление. В связи с возбужденным Вами ходатайством о моем помиловании и отмене приговора Военной коллегии, а также учитывая огромные требования, предъявляемые всем гражданам Советского Союза в связи с военными событиями, позволяю себе ходатайствовать о предоставлении мне возможности сосредоточить работу на задачах, наиболее актуальных для данного времени ио моей специальности растениеводству. - Я бы мог закончить в течение полугода составление «Практического руководства для выведения сортов культурных растений».
- В течение 6 8 месяцев я бы мог закончить
составление «Практического руководства но селекции хлебных злаков». Мне также близка область субтропического растениеводства, включая такие культуры оборонного значения, как тунговое дерево и др., а также растения, богатые витаминами. 8.VIII.41. ГЗутыр- ская тюрьма».
|
3-й ведущий. | «Перед лицом смерти, как гражданин СССР и как научный работник, считаю своим долгом перед Родиной заявить: я никогда не изменял своей Родине и ни в помыслах, ни делом не причастен к каким-либо формам шпионской работы в пользу других государств. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью, посвятив себя всецело научной работе. |
4-й ведущий. | Я нахожусь в камере смертников. Мне 54 года. Имея большой опыт и знания, в особенности в области растениеводства, владея свободно главнейшими европейскими языками, я был бы счастлив отдать себя полностью моей Родине. Будучи физически и морально достаточно крепким, я был бы рад в трудную годину для моей Родины быть использованным для обороны страны ио моей специальности, как растениевод, в деле увеличения растительного продовольственного и технического сырья. Саратовская тюрьма, 42 г.».
|
1-й ведущий. | Он умер от голода 26 января 1943 г. в Саратовской тюрьме. |
| Звучит реквием Моцарта.
|
2-й ведущий. | Замечательный ученый Николай Максимович Ту- лайков, современник Вавилова, сказал: «Не погибнет Россия, если у нее есть такие сыны, как Николай Иванович Вавилов». Мы говорим сейчас о великом ученом как о совести нации.
|
| Звучит Первый концерт П. И. Чайковского.
|
| ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
| У II. П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии». Как не хватает нам этого на уроках истории... История проявление души народа, она золотой запас наш. Одна из главных задач на уроках истории воспитать историческую память. Историческая память содействует накоплению положительного народного опыта. Знать историю это и осмысливать прошедшее, и всем своим существом ощущать и видеть поступательное движение общества, стремление человечества в лице его лучших представителей к поиску новых благородных форм жизни, счастья для всех людей земли. Мы носители Прометеева огня, нам нужно идти по следам людей прежних эпох, но идти не слепо, а творчески, искать то лучшее, что искали они и создавать принципиально новое. На наше общество сейчас обрушены великие испытания, верю, что история может выполнить роль врачевательной науки. Важно каждому из нас ощущать себя частицей живущего во времени человечества, знать кто «я» и как мое «я» связано с окружающим миром. Но, наверное, самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|