России верные сыны ("Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества "В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки..."
методическая разработка по краеведению

Сарикова Лидия Семёновна

Работа для областного конкурса программ по патриотическому воспитанию граждан  "России верные сыны" в номинации "Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества "В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossii_vernye_syny.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Будаговская средняя общеобразовательная школа»

Тулунского района иркутской области

Работа

для областного конкурса программ по патриотическому воспитанию граждан

«России верные сыны»

Номинация

(Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников  Отечества»

«В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки…»

                                                       Авторский коллектив: Сарикова Лидия Семёновна,

Пашутина Татьяна Сергеевна,

Самсоненко Елена Евгеньевна,

Габец Наталья Николаевна -

учителя МОУ «Будаговская СОШ»

Адрес: 665236 Иркутская область,

Тулунский район с. Будагово,

улица Школьная, 12.

Телефон:(8 39530)-37-1-30

Будагово, 2011

Пояснительная записка

Название номинации - «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества»

Название работы - «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы в рамках музейного проекта «В Сибири не было войны, но бесконечны списки павших»

Цель проекта — формирование у подрастающего поколения политической сознательности, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и глубокое понимание священного долга защиты Родины.

Задачи проекта:

1. приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

2.   воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;

3.   изучение и пропаганда национальных традиций;

4. формирование политико-правового понимания воинского долга, политических событий, процессов в обществе;

5.  создание условий для творчества детей, их гражданского становления;

6.  формирование активной жизненной позиции школьников;

7.  привитие учащимся высоких моральных качеств;

8. психологическая и физиологическая подготовка к военной службе, закрепляющая на практике знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях по ОБЖ;

9.  развитие самоуправления и общественной активности учащихся;

10.  оказание шефской помощи ветеранам войны, воинам-интернационалистам;

11.  профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Методы реализации проекта:

- метод исследования исторических источников, памятников

- метод интервьюирования

- статистический метод

- работа с интернетисточниками.

Формы деятельности учащихся при реализации проекта:

- исследовательская и аналитическая работа в поисковых группах

- составление алгоритмов исследовательской работы

- исследование Книги Памяти

- анализ исторических статистических данных

- проведение устного опроса родственников защитников родины, очевидцев и свидетелей боевых действий

- подготовка презентаций, стендов, творческих работ

- выступление на      школьных, районных, областных исследовательских и научно-практических конференциях.

Возрастные группы учащихся - проект рассчитан на школьников 1-10 классов.

Содержательная часть

С 1975 года в муниципальном образовательном учреждении «Будаговская средняя общеобразовательная школа» работает школьный музей боевой славы, который стал одной из живых нитей, связывающих все направления деятельности школы по изучению истории нашего села: исторического прошлого, природы, культуры, экономики. Главным в работе музея является постоянная поисковая и исследовательская работа, способствующая развитию творческой мысли, познавательных интересов учащихся. Музей является одним из центров системы воспитательной работы школы. Причины этого, прежде всего, в том, что музей позволяет наглядно и, соответственно, более результативно влиять на воспитание у учащихся чувства патриотизма.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.

Цель проектной деятельности школьников

Воспитание нравственно-патриотических основ, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

-  овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего района, села и его жителей;

- развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами, справочниками, энциклопедиями;

- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Направления проектной деятельности школьного музея:

Экспозиционная площадь музея представлена   разделами в виде стендов, витрин, стеллажей по следующим направлениям:

  • «История школы»;
  • «Навеки ты в сердце осталась, военная летопись дней»:
  • «Герои Тулунского района»;
  • «Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Шалимов, чьё имя носит школа и школьная пионерская организация» (Пионеры-шалимовцы);
  • «Их имена на обелиске Славы»;
  • «Уходят в легенду Родины навек...»;
  • Наши выпускники, участники событий в горячих точках».
  • «Учитель, перед именем твоим...»;
  • «Города-герои»; «Города воинской славы»;
  • «История села Будагово и окрестных деревень (Кадуй, Аверьяновка, Килим, Трактово-Курзан, Ключевой)»;
  • История Будаговского детского дома»;
  • Жители села — ровесники района».

Этапы поисковой работы                              '

Организацию работы в музее осуществляет Совет музея, куда входят учащиеся 8 -11 классов, но привлечение их к краеведческой работе начинается намного раньше.

Первый этап работы по привлечению детей к работе в музее - информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. В доступной, увлекательной форме старшеклассники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают на встречи с ветеранами войны и педагогического труда.

Малышей привлекают к выполнению несложных видов работ - оформление альбомов, отчетов по экскурсиям и походам по родному краю.

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея учащихся, проявивших интерес к краеведению, начинается с 7-8 классов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

В зависимости от интересов и склонностей учащиеся выбирают направление деятельности - группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а также направление исследования - «Довоенная история нашего района», «История родной школы», «Участники Великой Отечественной войны», «Участники локальных войн».

Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности приобретается опыт общения с аудиторией. Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.

Четвертый этап - организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

-  выявление детей,  предрасположенных к исследовательской деятельности, которые создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги;

-  создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

- развитие познавательной активности и интереса учащихся;

- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя - предметники, которые и выступают руководителями

исследовательских работ. Часто, для поиска новой информации используются временные группы учащихся, а не только те, кто входит в группу «Поиск».

Формы деятельности учащихся при реализации проектов:

-   работа в архивах, с историческими источниками, справочниками, энциклопедиями;

-   встречи с участниками исторических событий;

-   проведение школьных исследовательских конференций;

- сотрудничество с историческими музеями, историко-патриотическими общественными организациями;

-   использование собранных материалов в оформлении экспозиций школьного музея;

- проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села, распространение собранных материалов через средства массовой информации;

-   использование материалов при проведении традиционного школьного праздника - Шалимовская линейка, месячника патриотического воспитания;

-   создание мультимедийных пособий для уроков истории.

Результаты проектной деятельности школьников:

За последние два учебных года краеведы школы приняли участие и стали призёрами и победителями в следующих мероприятиях и конкурсах:

-   областная заочная викторина, посвященная 165-летию В.П.Сукачёва — I место;

-   районный смотр «Школьный музей в патриотическом воспитании» -1 место;

-   районный конкурс «Дети войны» -1 место;

-   областная научно-практическая конференция «Байкальское кольцо», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне — I место;

-   областная заочная викторина, посвященная 350-летию г.Иркутска - III место;

-   районная заочная викторина, посвященная 350-летию г.Иркутска - I место;

-   районная конференция исследовательских работ «История района в лицах» - II место;

-  участники смотра музеев учебных заведений г. Тулуна и Тулунского района, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Слово о Великой Победе»;

-  участники IV фестиваля музеев учебных заведений г. Тулуна и Тулунского района, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Дети войны»;

- участие в районной конференции «Герои среди нас», посвященной воинам-интернационалистам;

-   публикация собранных материалов в СМИ.

Методические материалы по организации и проведению поисковой работы в рамках музейного проекта «В Сибири не было войны, но бесконечны списки павших».

В ходе подготовки к 65-й годовщине Великой Победы на базе школьного музея по просьбе родственников погибшего во время Великой Отечественной войны Бусова Николая Фёдоровича краеведами школы началась поисковая работа.

Цель проекта - установить обстоятельства гибели военного лётчика Бусова Н.Ф., место его захоронения.

Задачи проекта:

1. Найти очевидцев и его однополчан.

2.  Собрать, обработать и систематизировать материал.

3. Оформить альбом, стенд в школьном музее.

4. Подготовить презентацию.

5. Провести уроки мужества с приглашением родственников.

6. Дать материал о нём в районную газету.

Проект является долгосрочным. Был начат в 1975 году, над ним работали 2 года. И только в 2006 году поиск возобновился в связи с обнаружившимися новыми сведениями.

Этапы осуществления проекта.

1. Создание поисковой группы:

- объявление о начале поиска на школьной линейке.

- утверждение кандидатур поисковой группы на заседании совета музея;

- назначение руководителя поиска.

2. Распределение поисковых видов деятельности между краеведами:

-  встреча с родственниками для сбора необходимой информации и сохранившихся документов (открытки, фотографии, письма, карты, личные вещи, повестки, награды, удостоверения);

- интервьюирование по памятке:

  • Какие документы, письма, вырезки из газет и прочее сохранились в Вашей семье о родственнике, сражавшемся на фронтах Великой Отечественной войны?
  • Какая информация о нем сохранилась в виде устных рассказов,    но не подтверждается документами?
  • Чем занимался до войны герой поиска?
  • Из какого населенного пункта уходил на фронт Ваш родственник, в каком возрасте?
  • Он был призван или ушел на фронт добровольцем?
  • В каком году он оказался на фронте?
  • В каких частях и в каком звании проходила его служба?
  • Есть ли сведения об изображённых на фотографиях с ним людях?
  • Какие сведения сохранились о месте и причинах его гибели, месте захоронения?
  • Если защитник вернулся после войны, как сложилась его дальнейшая судьба?

Алгоритм проведения устного опроса

- используя данные (адрес, телефон), договоритесь о встрече с родственниками погибшего воина, сообщите о цели своего визита;

- в ходе  встречи все ответы на вопросы запишите на диктофон или бумажный носитель, при необходимости оставьте респондентам вопросы для подготовки;

- обязательно задавайте уточняющие вопросы;

- сфотографируйте документы, которые сохранились в семье погибшего воина (возможно родственники передадут их безвозмездно в школьный музей);

- литературно обработайте материал, записанный на диктофон, перенесите его на бумажный носитель;

- попросите о возможности посещения их ещё раз для уточнения обработанного материала;

- при следующей встрече внимательно выслушайте и запишите его комментарии, изменения, новую информацию;

1.   Обработка собранных данных

- внесите новые данные в собранный материал;

- заседания поисковой группы;

- представьте результаты поисковой работы на музейной конференции;

- подготовьте презентацию о герое для классных часов, бесед, уроков мужества.

4.  Уточнение и систематизация полученных материалов.

- Заседание поисковой группы. На этом этапе работы заслушиваются все члены группы, которые выступают с докладами по результатам проделанной работы.

5. Музейная конференция. Презентация поиска на определённом этапе (творческие работы - приложение 1, презентация проекта - приложение 2, альбом с материалами поиска (систематизированный материал и документы), экспозиция в школьном музее).

Результативность проведённой работы

Музейный проект «В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки…»

Приложение 1.

Былина о Красном Соколе.

Ой ты гой еси, наш честной народ.

Про тебя мы нашу песню сложили

да про смелость, отвагу народную.

Мы сложили её на старинный лад,

мы певали её под гуслярный звон

и причитывали да присказывали

Как стоит средь лесов деревенька Кадуй,

Где родился наш молодец славный.

Он родных отца-мать своих радовал

Молодецкою удалью, умом-разумом

И назвали его свет Николушка,

Свет Николушка, Красно Солнышко.

Отец Фёдор был, мать Настасьюшка.

По фамилии они Бусовы.

И любил он свою землю русскую,

Землю русскую, да бескрайнюю.

Но манило его Небо синее,

Небо синее да бездонное

Устремлял свой взор в высь небесную,

В высь небесную, бесконечную.

И решил он стать ясным соколом

Над землёй парить легче перышка.

Защищать от ворогов землю русскую.

Уж зачем ты, заря алая, занималася?

От какой ты радости разыгралася?

А скажу я вам, люди добрые,

что лиха-беда приключилася.

Ох, лиха-беда приключилася -

На страну идут силы тёмные,

силы тёмные да несметные.

Из-за дальних лесов, из-за синих гор

Тучи чёрные поднимаются,

Тучи чёрные поднимаются.

Злые полчища надвигаются,

Растоптать хотят землю русскую.

Подбираются к Москве - матушке

Хотят вырвать сердце Родины

своими лапами да погаными

Атакой обиды да не стерпеть душе,

Да не вынести сердцу молодецкому.

Буду насмерть биться до последних сил

А побьют меня - выходите вы.

А в письме домой пишет матушке:

«Здравствуй, матушка моя родная,

Сообщаю вам, что я жив здоров

И желаю вам тоже самое.

Угрожает враг смертью лютою,

Смертью лютою да безвременной.

Но на подступах к граду стольному,

Граду стольному, златоглавому

Остановлен враг ненавистный нам.

И Москва всегда будет русскою!»

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы да бесстрашные            *

На Москву - реку на великий бой,

А на помощь к ним мчались соколы.

И взлетели ввысь истребители,

И сошлись они в бою яростном

Чтоб разить врага в Небе Родины,

Чтоб разить врага в Небе Родины

И прославить вновь землю русскую.

Не единожды враг повержен был

И в Москву враги не прорвалися,

Бусов Николай смелым, храбрым был,

Он хотел загнать зверя в логово.

Насладиться великой победою.

Но судьба ему уготовила жизнь короткую,

Жизнь короткую, но и славную.

Он погиб в бою в схватке с недругом –

И погасли его очи ясные,

Очи ясные, соколиные.

Сложил он свою светлу голову

За честной народ, за любимый край.

Похоронен был за Москвой рекой,

Где гуляют - шумят ветры буйные

Над могилкой его одинокою,

Одинокую, но не забытою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдёт стар человек - перекрестится,

Пройдёт молодец - приосанится,

Пройдёт девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Песня:

Летели    на фронт самолёты,

Над полем закат догорал,

И пели солдаты в лесу на привале,

Как сокол в бою умирал.

Бесстрашно он дрался с врагами

За счастье родимой земли,

Но грудь ему пулей свинцовой пробили,

Но крылья ему подожгли.

И раненный сокол воскликнул:

«Пусть я погибаю в бою,

Враги дорогою ценою заплатят "

    За смерть, за погибель мою!»

И  ринул на вражьи гнездовья

Два жарко горящих крыла.

Его соколиная гибель

Всю землю вокруг  потрясла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению торжественной линейки - митинга памяти, посвященной Дню Победы.

Описание подготовки и проведения торжественной  линейки -  митинга памяти, посвященной Дню Победы с участием учащихся школы, их родителей, ветеранов ВОВ и УТФ, педагогического коллектива....

Методическая разработка для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре "Спортландия"

Предлагаю подборку всевозможных названий команд, девизов и эмблем для организации и проведения спортивных праздников, спортландий, весёлых стартов, эстафет. и др. В помощь не только учителям физическо...

Методические материалы по организации и проведению туристско-краеведческих мероприятий в условиях летнего загородного лагеря (центра)

В брошюре собран материал  по вопросам организации  туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере. Даются практические рекомендации, материалы реализации программы профильной сме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Методические материалы по организации и проведению экономической игры "Новогодний бум"

Методические материалы для заместителей директоров по учебно – воспитательной работе, организаторов детского досуга, педагогов школ позволяют ознакомиться с методикой проведения экономической иг...

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от...