Социальный проект "Сильны духом"
проект по истории (10 класс) на тему

Крапивин Владимир Викторович
В свете современных событий в геополитике, реализация основного принципа новых образовательных стандартов о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся является как никогда актуальной. Самая приоритетная задача педагога доказать: наша нация - великая, мы сильны и авторитетны перед лицом любых опасностей в современном мире. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оржевский филиал МБОУ « Умётская СОШ»

Социальный проект

«Сильны духом»

                                       

   Проект разработали:

Крапивин Владимир Викторович-учитель истории

Крапивин Сергей Викторович-учитель истории

Актуальность проекта

В свете современных событий в геополитике, реализация основного принципа новых образовательных стандартов о духовно – нравственном и патриотическом воспитании  обучающихся является как никогда актуальной.

Самая приоритетная задача педагога доказать: наша нация - великая, мы  сильны и авторитетны перед лицом любых опасностей в современном мире. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Любое образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и, в значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за её социализацию. Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от образовательного учреждения нового содержания, новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Очевидно, что приоритетным становится деятельностный подход к гражданско-патриотическому воспитанию. Цели и задач, стоящих перед школой сегодня, можно достичь только через активное вовлечение учеников  в социальную деятельность и сознательное участие, через развитие самоуправления.

Короток век человека, но жизнь его может вместить очень многое. Особенно если жизнь пришлась на переломные, судьбоносные для страны годы. И горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие... Перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов войн. Все меньше становится очевидцев Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. Сейчас многие «историки» пытаются переписать роль России в те давние годы, очернив судьбоносные для всего мира, решительные действия защитников Отечества.

 Проект «Сильны духом» - это уникальная возможность для нас из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей.

В силу динамичного ритма жизни сегодняшнего дня - с массой сложных вопросов, связанных с трудоустройством, жилищными, финансовыми и иными проблемами, - зачастую, от нашего внимания  ускользают неформальные - но такие важные! - контакты со старшим поколением, ослабевают и родственные связи с дедами и отцами. Однако, только лично соприкасаясь с опытом людей, пережившими военное лихолетье, подрастающее поколение сможет представить факты фронтовой жизни армии и тыла, труда на пределе человеческих сил, услышать о реальных, «некиношных» примерах прочности духа и моральной стойкости ветеранов войн и «горячих точек». Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодого поколения появляется гордость за дела дедов и прадедов, искреннее желание быть похожими на них. Высокая внутренняя сила - «русский дух» бойцов Великой Отечественной - живы и сегодня: наши ветераны и в мирное время стойко переносят различные невзгоды, искренне болея душой за любимую страну и ее подрастающее поколение, продолжая действовать во имя их блага. Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В ходе проекта - через знакомство с опытом ветеранов Великой войны, через добровольческую деятельность, сознательную службу обществу - у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи.

Нормативно - правовые основы проекта

1. Закон № 273 ФЗ от 29.12.2012 года  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан   Российской Федерации  на  2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795).

3. Конвенция ООН «О правах ребенка».

4.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения.

Проблема проекта

Низкий уровень патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к защите Конституционного строя современного российского общества.

 Социальная значимость  проекта

Активная гражданская позиция учащихся и духовно-нравственное единство общества в целом  достигается за счет применения инновационных форм работы гражданско-патриотической направленности, основанных на активном вовлечении учеников, педагогического коллектива, общественности в социальную деятельность и сознательное участие в различных мероприятиях.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего, историю своей Родины,  любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своих земляков - фронтовиков, которые принимали участие в  битвах Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне.

Задачи проекта:

- ознакомление  обучающихся   с  основными этапами, судьбоносными битвами Великой Отечественной войны.  

- развитие  гражданских  качеств  личности    школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.

- знакомство с участниками Великой Отечественной войны.

- укрепление  родственных  и   семейных  связей  через  погружение  в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.

- формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни;

- выполнение квестов;

- овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.

Планируемые результаты

Личностные:

- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- владение навыками критической оценки информации в СМИ;

- избирательность при получении информации, способность отказаться от вредной, ненужной информации;

- усвоение новых знаний об истории нашей страны;

- освоение социальных норм, правил поведения в группах социальных сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве;

- формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры

Социальные:

- повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять участие в общественно – полезной деятельности.

- положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня их общей культуры.

- Сохранение и распространения исторического наследия времен Великой Отечественной войны.

- связь поколений.

Экономические:

осознание гражданской идентичности позволит подрастающему поколению направить свой творческий и интеллектуальный потенциал в будущем на развитие экономики нашей страны.

Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотизм учащихся, как основа личности гражданина России.

Оценка эффективности реализации проекта:

Планируемые результаты

Диагностический инструментарий

Решение задач государственной политики в области патриотического воспитания молодежи;

Экспресс диагностика воспитанности и воспитуемости.

Анкетирование участников образовательного процесса

Повышение уровня заинтересованности подростков к изучению героической истории нашей страны;

Участие в конкурсах и проектах, экскурсиях гражданско – патриотической направленности.

Анкетирование участников образовательного процесса

Повышение и пропаганда духовно-нравственной культуры учащихся;

Участие в конкурсах и проектах духовно – нравственного направления

Благоустройство территории, прилегающей к Мемориалу, посвященному памяти земляков, павших в ВОВ;

Отчет по благоустройству мемориала павших войнов .

Повышение интереса к героическому историческому прошлому Тамбовской области и России;

Публикации, блоги по героическому прошлому Тамбовской области и России

Увеличение количества участников конкурсов исследовательских, творческих работ патриотической направленности;

Мониторинг участия в проектах патриотической направленности.

Обобщение передового опыта в области патриотического воспитания, создание банка учебных и внеклассных методических разработок.

публикации, семинары мастер классы акции, проекты, банк учебных и методических разработок, квесты.

Сроки реализации проекта:  

Участники социального проекта:

- учащиеся 2-11 классов, классные руководители, родители;

- ветераны, труженики тыла, дети войны, жители села;

- школьная библиотека, музей;

-представители общественности.

Место реализации проекта:  Оржевский филиал МБОУ « Умётская СОШ»

Этапы реализации проекта:

1. Организационный

2. Практический

3. Обобщающий

План реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

Организационный этап

Изучение нормативно – правовой документации по проблеме

Проведение методических семинаров с педагогичекими работниками

Создание рабочей группы. Подготовка документации.

Определение диагностического инструментария

Организационно-техническая работа

– обращение в Совет ветеранов для сверки базы данных о ветеранах ВОВ, проживающих на территории села;

– поисковая деятельность;

- исследовательская деятельность;

Практический этап

Подготовка теоретического материала и разработка сценариев тематических квестов;

- проведение тематических мероприятий;
- поисково – исследовательская работа;

- встречи с жителями села;

- работа с материалами музея;

- участие в акциях;

– организация  фотостенда;

Мониторинг сетевых ресурсов на предмет наличия конкурсов гражданско – патриотической направленности.

Участие в конкурсах гражданско – патриотической направленности, содержащих инновационные подходы к реализации воспитательной работы

Проектно – исследовательская деятельность по направлениям гражданско – патриотического воспитания.

Защита проектов, посвященных празднованию Победы

Подготовка и проведение праздничных мероприятий, посвященных празднованию Победы.

Взаимодействие с социумом по гражданско – патриотическому направлению

Обобщающий этап

Диагностика уровня сформированности у школьников гражданско - патриотических качеств.

Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.

Обобщение итогов работы с детьми;
Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов

Список использованной литературы

1. Антуфьева О.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: учеб.-метод. пособие /О.А. Антуфьева и др.- Волгограв: Учитель, 2006.

2. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

3. Видякин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе: учеб.-метод. пособие /В.М. 3. Видякин и др .- Волгограв: Учитель, 2006.

4. Войцеховский С.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие. – СПб., 2008.

5. Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. – Казань: КГТУ, 2007.

6. Вырщиков А.И. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: 5. 6. Метод.пособие для школ. администраторов. - М.: Глобус, 2007.

7. Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. – Екатеринбург, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Величие духа русского солдата. По рассказу Е.Носова "Красное вино победы".

Урок литературы в 11 классе по теме "лейтенантская проза" - вся правда о Великой Отечественной войне...

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Классный час "Ф.В.Чижов - Муж сильного духа и деятельного сердца"

Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но в нашем столетии несправедливо забыто. Ф.В.Чижов был выдающейся личностью в истории России XIX века – талантливый публицист, ученый-математик,...

Воспитание детей в духе толерантности

Презентация материала на тему толерантного отношения детей друг к другу в классном коллективе...

Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси

Основная идея урока  по теме «Единство силы духа и силы оружия в освобождении Руси» – формирование у учащихся интереса к своей истории, развитие у них чувства общности со ...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Здоровьем слаб, так и духом не герой»

Осень — время перехода детей на новую систему жизни — школьную. Если вы заметили, что ваш ребенок часто устает и жалуется на недомогания после занятий, не...