урок Памяти
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Тема урока: «Всег- ДА, ПОМНИТЬ!» (посвящается детям войны)
7 класс
Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Всег- ДА, ПОМНИТЬ!» (посвящается детям войны)
7 класс
Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту своей Родины.
Задачи:
- обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом;
- вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
- воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.
Атрибуты войны: черный платок,
Форма проведения: урок памяти.
«Мы и не знали, что такое счастье..
Мы просто хотели жить....»
Анатолий Приставкин
«Ночевала тучка золотая»
Ход урока:
ВИДЕО ряд «Белые панамки» (2.30) (источник сайт YouTube)
Учитель: «Детство - это самая лучшая пора в жизни человека.
От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".
Фонограмма «Дети войны» (минус)
Словосочетание «дети войны» это что- то неестественное, несовместимое, печальное, грустное, тяжелое, потому что с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью враг уничтожал все… и детей!
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет. А они просто хотели…жить!
(фонограмма останавливается)
Память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний урок памяти, напоминание, воспоминание..
Фонограмма Левитан «Объявление войны»
Учитель: Вот так неожиданно, война расколола детские жизни на до и после.
Из воспоминаний Фаины Люцко – 15 лет.
«… Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…
Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…
Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.
– Это не моя дочь!
– Мамочка!
– Это не моя дочь! Это не моя дочь…
Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:
– Это не моя дочь!
Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.
Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…»
Учитель:
- Спасла ради чего? (ради жизни, будущего, продолжение рода)
- Спасти, сохранить, беречь, чтобы помнить!!!
Работа в группах с иллюстрациями. Прием «Собери фотографию» (работа в группах, учащимся выдаются заранее разрезанные на части черно- белые фото с сюжетом дети войны, их необходимо собрать и склеить)
(начинаем оформлять листок памяти, приклеивая на ватман, собранные фото) 1 ученик ответственный!! ДОСКА?
- Как сложилась детская жизнь ваших родственников? Расскажите…ИНТЕРВЬЮ???
(учащиеся подготовили рассказы о своих прабабушках и прадедушках и принесли фотографии родственников).
Учитель:
- Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…
Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
Видео «Дети войны - дети без детства» (2.18)
Учитель: Детская память – вещь загадочная. Она избирательна!
Первое воспоминание трехлетнего Володи Шаповалова, как вели на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех. Их воспитала война!
Работа с историческими источниками. (перед уроком выдаем тексты воспоминания о различных вариантах судеб во время войны)
Ученики подходят к столу и берут реквизит (пилотка, галстук, берет, платок)
Фонограмма Моцарт «Реквием»
- Комбат Виктор Веприк отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии под Шауляем был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод.
- Мы выносили человеческий пепел из крематория и зашивали его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат, первая резус положительный, вот что нужно им. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, их поили отравленным кофе; больных корью детей купали, от чего они умирали, голых детей в зимнее время гоняли в баню по снегу на расстоянии 500-800 метров и держали в бараках голыми по 4 дня; детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.
- Я, Александр Фадеев, горжусь тем, что мы отстояли Ленинград. Мы потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, потушили не один пожар в городе, с ребятами дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И мы были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".
Фонограмма стихотворения «Дети войны»
Минута Памяти (фонограмма метроном)
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она - как сила нам нужна…
фонограмма «Не отнимайте солнце у детей».
Работаем над светлой стороной боевого листка. «Мы изменить должны!» (рисуем цветными карандашами на листках, обводим руку и в ней изображаем мирную жизнь)
Ладошки склеиваем «держась за руки»!
- Я хочу, чтобы не было больше войны….(тезис, объяснение, вывод)
Учитель: «Детство - это самая лучшая пора в жизни человека.
От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".
А они так хотели .. жить!
Отснять видео- стихотворение «А ленинградцы тихо плачут»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок памяти "Навечно в памяти народной"
Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-524360-1490781465.jpg)
Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».
Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....
Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"
Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...
Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова
Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-39430-1623325031.jpg)
Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова
Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-48914-1508488550.jpg)
Конспект урока памяти для учащихся 7-9 классов «Мы не забыли», посвященный Дню памяти неизвестного солдата.
Конспект мероприятия посвященного Дню памяти неизвестного солдата....
«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»
laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...