урок Памяти
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ухина Елена Александровна

Тема урока: «Всег- ДА, ПОМНИТЬ!» (посвящается детям войны)

7 класс

Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati_7_klass.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Всег- ДА, ПОМНИТЬ!» (посвящается детям войны)

7 класс

Цель: воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту своей Родины.

Задачи:

  • обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
  • вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
  • показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом;
  • вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
  • воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
  • развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.

Атрибуты войны: черный платок,

Форма проведения: урок памяти.  

 

«Мы и не знали, что такое счастье..

Мы просто хотели жить....»

Анатолий Приставкин

«Ночевала тучка золотая» 

Ход урока:

ВИДЕО ряд «Белые панамки» (2.30) (источник сайт YouTube)

Учитель: «Детство - это самая лучшая пора в жизни человека.

От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".

Фонограмма «Дети войны» (минус)

Словосочетание «дети войны» это что- то неестественное, несовместимое, печальное, грустное, тяжелое, потому что с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью враг уничтожал все… и детей!

Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет. А они просто хотели…жить!

 (фонограмма останавливается)

Память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний урок  памяти, напоминание, воспоминание.. 

Фонограмма Левитан «Объявление войны»

Учитель: Вот так неожиданно, война расколола детские жизни на до и после.

Из воспоминаний Фаины Люцко – 15 лет.

«… Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…

Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…

Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.

– Это не моя дочь!

– Мамочка!

– Это не моя дочь! Это не моя дочь…

Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:

– Это не моя дочь!

Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.

Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…»

Учитель:

- Спасла ради чего? (ради жизни, будущего, продолжение рода)

- Спасти, сохранить, беречь, чтобы помнить!!!

Работа в группах с иллюстрациями. Прием «Собери фотографию» (работа в группах, учащимся выдаются заранее разрезанные на части черно- белые фото с сюжетом дети войны, их необходимо собрать и склеить)

(начинаем оформлять листок памяти, приклеивая на ватман, собранные фото) 1 ученик ответственный!! ДОСКА?

- Как сложилась детская жизнь ваших родственников? Расскажите…ИНТЕРВЬЮ???

(учащиеся подготовили рассказы о своих прабабушках и прадедушках и принесли фотографии родственников).

Учитель:

- Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…

Видео «Дети войны - дети без детства» (2.18)

Учитель: Детская память – вещь загадочная. Она избирательна!

Первое воспоминание трехлетнего Володи Шаповалова, как вели на  расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех. Их воспитала война!

Работа с историческими источниками. (перед уроком выдаем тексты воспоминания о различных вариантах судеб во время войны)

Ученики подходят к столу и берут реквизит (пилотка, галстук, берет, платок)

Фонограмма Моцарт «Реквием»

  1. Комбат Виктор Веприк отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда  приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии под Шауляем был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. 

  1. Мы выносили человеческий пепел из крематория и зашивали его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат, первая резус положительный, вот что нужно им. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, их  поили отравленным кофе; больных корью детей купали, от чего они умирали, голых детей в зимнее время гоняли в баню по снегу на расстоянии 500-800 метров и держали в бараках голыми по 4 дня; детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.

  1. Я, Александр Фадеев, горжусь тем, что мы отстояли Ленинград. Мы потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, потушили не один пожар в городе, с ребятами дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И мы были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".

Фонограмма стихотворения «Дети войны»

Минута Памяти (фонограмма метроном)

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она - как сила нам нужна…

фонограмма  «Не отнимайте солнце у детей».

Работаем над светлой стороной боевого листка. «Мы изменить должны!» (рисуем цветными карандашами на листках, обводим руку и в ней изображаем мирную жизнь)

Ладошки склеиваем «держась за руки»!

- Я хочу, чтобы не было больше войны….(тезис, объяснение, вывод)

Учитель: «Детство - это самая лучшая пора в жизни человека.

От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".

А они так хотели .. жить!

Отснять видео- стихотворение «А ленинградцы тихо плачут»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...