РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП(б).11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
рабочая программа по истории на тему

Трубникова Надежда Ивановна

Разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2015г.) и примерной основной образовательной программы  среднего общего образования. // Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Программа общеобразовательного учебного предмета «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих технического профиля профессионального образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с  учетом  Примерной основной  образовательной  программы  среднего  общего  образования, одобренной  решением  федерального  учебно-методического  объединения  по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы учебного предмета «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

·         развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

·         углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

·         умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

·         содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

·         формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

·         применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС, ППССЗ) технического профиля профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshchestvoznanie_1t_gr.docx70.8 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М. КЛЫКОВА»

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП(б).11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Профессия:

35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

2018 г.

Разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2015г.) и примерной основной образовательной программы  среднего общего образования. // Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Организация-разработчик:

ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Составитель:  

Трубникова Н.И., преподаватель обществознания и истории ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В. М. Клыкова».

Содержание

стр.

  1. Пояснительная записка
  1. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
  2. Место учебного предмета в учебном плане
  3. Результаты освоения учебного предмета
  4. Содержание учебного предмета
  1. Тематическое планирование
  1. Тематический план учебного предмета
  2. Характеристика основных видов учебной деятельности
  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Обществознание»
  2. Рекомендуемая литература

4

5

6

6

8

16

16

17

20

21

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательного учебного предмета «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих технического профиля профессионального образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с  учетом  Примерной основной  образовательной  программы  среднего  общего  образования, одобренной  решением  федерального  учебно-методического  объединения  по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы учебного предмета «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС, ППССЗ) технического профиля профессионального образования.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Учебный предмет «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебного предмета направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебного предмета осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебного предмета «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебного предмета у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) технического профиля профессионального образования.

  1.  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет ОУП(б).08 «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебного предмета — в составе общеобразовательных учебных предметов по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

  1.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение содержания учебного предмета «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Технический профиль профессионального образования

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

I. Человек

Тема 1.1. Человек. Человек в системе общественных отношений

Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Философские представления о социальных качествах человека. Факторы антропосоциогенеза.

 Человек, индивид, личность. Человек, индивид, личность. Самосознание. Виды личности. Социальные отношения. Социализация. Этапы социализации. Самовоспитание. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Практическое занятие.

Потребности человека.

Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Философия о бытие. Формы бытия.

Деятельность человека. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. классификация потребностей.  Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

Практическое занятие.

Деятельность человека: отличия от поведения животных; структура.

Цель и смысл человеческой жизни. Отношение к жизни и смерти. Религиозные взгляды на смысл жизни и смерти. Философия о смысле жизни и смерти.  

Общение. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.

Практическое занятие.

Активное слушание.

Духовный мир человека. Духовный мир человека. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Самостоятельная работа.

Подготовка сообщения. Используя СМИ, о молодежных проблемах.

Составление схемы связей человека с окружающим миром.

Решение межличностных конфликтных ситуаций с учетом опыта студентов.

Тема 1.2. Духовная культура личности и общества

Культура. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

Тема 1.3. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Самостоятельная работа.

Изложение собственных суждений о роли образования в жизни каждого человека в форме эссе.

Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Практическое занятие

Искусство.

Самостоятельная работа.

Работа с источниками – заполнение сравнительной таблицы по мировым религиям.

2. Общество как сложная динамическая система

Понятие общества. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Сферы общества. Сферы общественной жизни. Социальные нормы. Обычай. Способы регулирования отношений.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Развитие общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Культура и цивилизация. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Типы цивилизаций.

Типология обществ. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира.

Глобализация человеческого  общества. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практическое занятие

Глобальные проблемы современности.

Самостоятельная работа.

Творческое сочинение (эссе) «Роль насилия в жизни общества» или «Международный терроризм»

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика разных типов общества».

3. Экономика

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Понятие экономики. Задачи экономики. Типы экономических систем. Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Собственность. Субъект и объект собственности. Виды прав на имущество. Формы собственности. Способы приобретения и прекращения права собственности.

Производство. Экономические ресурсы. Инвестирование. Экономическая эффективность. Предпринимательство. Производительные силы. Производственные отношения. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Практическое занятие

Сбережения. Люди и деньги.

Самостоятельная работа.

Решение задачи – рассчитать семейный бюджет на месяц.

Определение алгоритма поведения при реализации прав потребителя.

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Фирма.  Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Государство и экономика. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата по темам на выбор – «Предпринимательство. История развития  предпринимательства в России», «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике».

Тема 3.3 Рынок труда и безработица.

Экономический рост. Типы и показатели экономического роста. Экономический цикл.  Антициклическая политика.

Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Деньги и их функции. Основные функции денег. Денежный агрегат.

Банки. Кредитная система.

Инфляция. Причины и последствия  инфляции.

Самостоятельная работа.

Работа с изученными понятиями – составление тестовых заданий, кроссвордов.

Решение познавательных задач  по теме.

Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Экономика государства.  Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.

Мировая экономика. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Самостоятельная работа.

Работа с источниками – подготовка сообщения по экономике Курской области.

4. Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Социальная стратификация. Социальная структура. Социальная стабильность. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальный статус. Социальная роль. Социальная мобильность.

Социальное поведение.  Поведение. Социальные движения. Коллективное поведение. Социальное поведение личности. Типы поведения. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Этнические общности. Социальная общность. Этнос. Признаки этноса.  Исторические типы этноса. Межнациональные отношения. Факторы, влияющие на процессы межэтнических отношений.

Молодежь. Социализация личности. Политическая социализация. Радикализация современной молодежи. Экстремизм. Массовая культура. Молодежная субкультура.

Практическое занятие

Социальная адаптация.

Самостоятельная работа.

Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного опыта студентов.

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Социальное действие и социальное взаимодействие. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Виды социальных норм. Санкции. Социальный контроль. Разновидности социального контроля. Формы социального контроля.

Конфликт. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

Практическое занятие

Учимся строить отношения.

Самостоятельная работа.

Анализ типичных социальных ситуаций. Решение познавательных задач.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Понятие социальной структуры. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Социальные общности. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Социальная группа. Разновидности групп. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Социальные институты. Социальный институт. Классификация общественных потребностей. Черты социального института.

Семья как малая группа и социальный институт. Функции семьи.  Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Алименты.

Демографическая ситуация в современной России. Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений.

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата на тему «Общество и его регуляторы».

Написание эссе на тему: «Проблемы семьи в современной России» или «Межнациональные проблемы в России».

5. Политика

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Государство и политическая система общества. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Механизм государства. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Три составляющих формы государства. Форма правления. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Три составляющих формы государства. Форма государственного устройства и форма политического режима. Понятие форма государственного устройства. Понятие форма политического режима. Избирательное право. Избирательный процесс в России.  Виды избирательных систем.

Гражданское общество и правовое государство. Понятие гражданское общество. Уровни общественных отношений.  Правовое государство, понятие и признаки.

Практическое занятие

Демократия.

Самостоятельная работа.

Подготовка доклада на тему: «Политические партии и лидеры в современной России, Курской области».

Заполнение сравнительной таблицы политических режимов.

Тема 5.2. Участники политического процесса

Лидерство в политике. Понятие политическое лидерство. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.

Политическая элита. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основы идеологии. Направления идеологии. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Личность и политика. Типы личности. Политическая культура личности. Функции политической культуры. Гражданство. Способы приобретения гражданства.  Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Политическая культура, ее функции, типы и компоненты. Политическая культура. Функции и компоненты политической культуры. Типы политической культуры. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Политическая социализация. Политическая социализация. Механизмы политической социализации. Типы политической социализации.

Практическое занятие

Политическая жизнь современного общества.

Самостоятельная работа.

Работа с Конституцией, другими нормативными актами.

Подготовка реферата по темам на выбор: «Четвертая власть, ее роль в политической жизни», «Свободные выборы – утопия или реальность».

6. Право

Тема 6.1.  Правовое регулирование общественных отношений

Понятие права. Право в системе социальных норм. Право. Принципы права. Сходство и различия  права и морали. Правовые и моральные нормы. Юриспруденция как общественная наука.

Норма права. Система права.  Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Способы и типы  правового регулирования.

Форма права. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Правосознание. Правоотношение. Элементы правосознания. Классификация видового разнообразия правосознания. Дефекты правосознания. Правоотношения.

Практическое занятие

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Самостоятельная работа.

Работа с нормативными актами – решение познавательных задач.

Анализ типичных ситуаций в правовой сфере.

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Государство и право. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон. Виды законов. Функции и признаки Конституции.

Правонарушение и юридическая ответственность. Правовое поведение. Юридическая ответственность и ее задачи.

Права и свободы человека и гражданина. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Государственное устройство Российской Федерации. Форма государственного устройства. Система государственных органов Российской Федерации. Президент РФ, функции президента РФ. Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система и правоохранительные органы.

Практическое занятие

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Самостоятельная работа.

Работа с Конституцией РФ. Глава 2. Заполнение таблицы.

Решение познавательных задач по правам и обязанностям человека.

Тема 6.3. Отрасли российского права

Государственное право. Источник и предмет конституционного права. Принципы и признаки российского федерализма. Принципы основ конституционного строя.

Административное право. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Гражданское право. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Практическое занятие

Правовые основы брака и семьи.

Самостоятельная работа.

Работа с нормативными актами.

Решение познавательных и ситуационных задач.

Подготовка  сообщений по отраслям права.

Составление тестовых заданий.

Подготовка презентаций по теме.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета «Обществознание», включающего экономику и право, в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

        •по профессиям СПО технического профиля профессионального образования — 327 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 218 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 109 часов.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

№ п/п

Наименование разделов, тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Всего

Лабораторные работы

Практические занятия

Введение

3

2

1

1

1. Человек. Человек в системе общественных отношений

69

46

3

23

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

21

14

1

7

1.2. Духовная культура личности и общества

6

4

1

2

1.3. Наука и образование в современном мире

18

12

1

6

1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

24

16

8

2

2. Общество как сложная динамическая система

18

12

1

6

3

3. Экономика

66

44

1

22

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

15

10

5

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

21

14

7

3.3. Рынок труда и безработица

18

12

6

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

12

8

1

4

4

4. Социальные отношения.

57

38

1

19

4.1. Социальная роль и стратификация

15

10

1

5

4.2. Социальные нормы и конфликты

22

14

8

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

20

14

6

5

5. Политика

45

30

2

15

5.1. Политика и власть. Государство в политической

системе

21

14

1

7

5.2. Участники политического процесса

24

16

1

8

6

6. Право

69

46

2

23

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

18

12

6

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

27

18

1

9

6.3. Отрасли российского права

24

16

1

8

Всего часов

327

218

10

109

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

   Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения

 I. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

   Давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

   Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

   Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты

Тема 1.2 Духовная культура личности и общества

   Разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.

   Различать культуру народную, массовую, элитарную.

   Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

   Характеризовать культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

   Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

Тема 1.3  Наука и образование в современном мире

   Различать естественные и социально-гуманитарные науки.

   Знать особенности труда ученого, ответственности ученого перед обществом

Тема 1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

   Раскрыть смысл понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

 II.  ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Общество  как сложная динамическая  система

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

   Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»  

III.  ЭКОНОМИКА

Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы

   Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

   Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»

Тема 3.3 Рынок труда и безработица

   Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий

Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

   Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли

IV.  СОЦИАЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ

Тема 4.1 Социальная роль и стратификация

   Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

   Определение социальных ролей человека в обществе

Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты

   Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы

   Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

V.  ПОЛИТИКА

Тема 5.1  Политика и власть. Государство в политической системе

   Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».

   Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.

   Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки

Тема 5.2 Участники политического процесса

    Характеристика взаимоотношений личности и государства.

   Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

   Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации

VI.  ПРАВО

Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений

   Выделение роли права в системе социальных норм.

   Умение давать характеристику системе права

Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации

   Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

Тема 6.3 Отрасли российского права

   Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Освоение программы интегрированного учебного предмета «Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Обществознание» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
  • информационно-коммуникационные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебного предмета «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

В процессе освоения программы учебного предмета «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
  2. Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
  3. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
  4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
  5. Важенин  А.Г.  Обществознание  для  профессий  и  специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017
  6. Важенин  А.Г.  Обществознание  для  профессий  и  специальностей технического,  естественно-научного,  гуманитарного  профилей.  Практикум: учеб. пособие.  –М., 2017
  7. Важенин  А.Г.  Обществознание  для  профессий  и  специальностей технического,  естественно-научного,  гуманитарного  профилей.  Контрольные задания: учеб. пособие.  –М.,  2017
  8. Горелов  А.А.,  Горелова  Т.Г.  Обществознание  для  профессий  и специальностей социально-экономического профиля: учебник.  –М., 2017
  9. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
  10. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
  11. Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
  12. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
  13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
  14. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
  15. Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Для преподавателя

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
  2. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  5. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
  6. №  4-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
  7. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006  № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
  8. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
  9. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
  10. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
  11. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  12. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
  13. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
  14. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
  15. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
  16. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
  17. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
  18. Об  образовании  в  Российской  Федерации:  федер.  закон  от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013  №  120-ФЗ,  от  02.07.2013  №  170-ФЗ,  от  23.07.2013  №  203-ФЗ,  от 25.11.2013  №  317-ФЗ,  от  03.02.2014  №  11-ФЗ,  от  03.02.2014  №    15-ФЗ,  от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными  Федеральным  законом  от  04.06.2014  №  145-ФЗ,      в  ред.  от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
  19. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  20. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
  21. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.
  22. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
  23. Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.
  24. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
  25. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
  26. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.  N 1578  "О  внесении  изменений  в  федеральный  государственный образовательный  стандарт  среднего  общего  образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
  28. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  29. Примерная  основная  образовательная  программа  среднего  общего образования,  одобренная  решением  федерального  учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).    
  30. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
  31. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. — М., 2014.
  32. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.

Интернет-ресурсы

  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
  5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11  класса. базовый уровень,  Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень,  Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Экономика»  для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...