Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ УУД ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Тараканова Вера Андреевна

Данный проект разработан, для создания системы работы по внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на уроках истории и обществознания как способа формирования у учащихся УУД.

Проект носит практико-ориентированный характер, то есть, направлен на сбор информации её анализ и обобщение фактов. Вопрос, наиболее интересующий меня при создании и внедрении данного проекта: «Как проектная деятельность на уроках истории и обществознания влияет на формирование УУД у учащихся.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект разработан, для создания системы работы по внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на уроках истории и обществознания как способа формирования у учащихся УУД.

Проект носит практико-ориентированный характер, то есть, направлен на сбор информации её анализ и обобщение фактов. Вопрос, наиболее интересующий меня при создании и внедрении данного проекта: «Как проектная деятельность на уроках истории и обществознания влияет на формирование УУД у учащихся.»

Использование метода проектов, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Именно это требуют новые стандарты:  «в результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и  регулятивные универсальные учебные действия».

В своём проекте я собираюсь показать, что проектирование – это один из способов формирования у учащихся УУД.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

           Стремительные перемены, происходящие во всех сферах жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.

Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Именно поэтому данная тема является интересной и актуальной для меня, как для учителя.

      Исходя из этого, у меня возникла проблема:

     - как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?

     - что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?

    - как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

          Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

     Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что этапы работы над проектом совпадают с формируемыми УУД.  Проектный метод в процессе обучения позволяет:

- развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.);

- коммуникативный потенциал школьников;

- решать информационные задачи;

-организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;

- создавать комфортные условия обучения;

- активизировать мыслительную деятельность школьников;

- снимать нервную нагрузку (релаксация).

Анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод,  что на уроках  обществознания у 88% школьников повышается активность, а 85 % детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных. (Приложение № 1)

Экспериментально было установлено, что в  основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же  обуславливает метод деятельности, направленной на её решение.  Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях. Именно эти качества должны появляться у учащихся при формировании УУД.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Тема моего проекта  определила объект, предмет, цели и  задачи пректа, а также его гипотезу.

Объект исследования:  универсальные учебные действия и проектная деятельность на уроках истории и обществознания.

Предмет исследования: проектная деятельность на уроках обществознания как средство формирования УУД.

Цель исследования: изучить особенности влияния проектной деятельности на формирование, развитие и применение, универсальных учебных действий на примере уроков истории и обществознания в системе обучения на основе ФГОС.

В основу исследования положена гипотеза: применение проектной деятельности на уроках истории и обществознания  положительно влияет на формирование УУД.

         Для проверки рабочей гипотезы и достижения цели моего проекта были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков истории и обществознания;

- изучить приемы и методы использования УУД;

- апробировать полученные знания;

- изучить теоретические основы по вопросу проектной деятельности;

- составить  комплект занятий с применением технологии проектной деятельности способствующих формированию УУД;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

В данном проете будут использованы следующие методы: 

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, юридической и философской литературы по проблеме исследования; научно – методический анализ состояния проблемы исследования; методический анализ состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.

2. Экспериментальные: изучение опыта преподавателей обществознания  и других предметов гуманитарного цикла в школе по проблеме применения проектной деятельности как средства формирования УУД; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися.

ПОНЯТИЕ УУД

В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 В более узком(собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

ВИДЫ УУД

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

  • целеполагание;
  • планирование;
    прогнозирование; 
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
            
    Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.  

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

ПРОЕКТ

Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный метод – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной).

 Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу.

В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать следующие универсальные учебные действия:

  1. Поисковые (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её  в соответствии с задачами учебного предмета)
  2. Исследовательские (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы)
  3. Менеджерские (проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность)
  4. Работать в сотрудничестве (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы)
  5. Коммуникативные (умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения)
  6. Рефлексивные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других)
  7. Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности)

Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь…» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса  современного понимания проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач – от постановки проблемы до предоставления конечного результата.

СВЯЗЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ФОРМИРОВАНИЕМ УУД

Так, в ходе проектной деятельности в сфере личностных универсальных действий формируются:

- внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности, самостоятельность, личная ответственность за поступки

В сфере регулятивных УУД формируется целеполагание, планирование,   контроль и самоконтроль, осуществление учебных действий,       прогнозирование, коррекция, оценка

В сфере познавательных УУД научатся воспринимать и анализировать сообщения, овладеют логическими действиями и операциями

В сфере коммуникативных УУД формируется сотрудничество, взаимодействие, управление совместной деятельностью.

    Проект при организации образовательного процесса учит ребят осмысленно выполнять коллективное творческое дело:

1. Видеть проблему

2. Использовать полученные знания, реализуя межпредметные связи

3. Планировать конечный результат

4. Знать способы достижения поставленной цели

      Проект учит работать в группе, пользоваться различными источниками информации и способами обработки, а также учит публично выступать с отчетом о проделанной работе.

В своей работе использую три основных этапа:

1. Подготовительный. Чаще всего тему выбираю я, предлагаю ряд заданий по теме, а дети выбирают их в соответствии со своим интересами и возможностями. Информацию добываем в компьютерном классе, библиотеке, а также дома ребята сотрудничают с родителями.

2Технологический.  Занимаемся разработками, каждый раз вспоминая следующую памятку:

  • Полное внимание к собеседнику, серьезное отношение к мыслям и чувствам других, терпимость, дружелюбие  
  • Никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассников, так как каждый имеет право на ошибку

         3. Заключительный . Оформляется работа и происходит защита, которая сопровождается рассказами о своем изделии, о ходе работы.

Таким образом, мы видим, что требования, предъявляемые к проекту, очень просты и направлены на развитие и формирование УУД.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

Данный вид работы помогает решать следующие задачи:

  • занятость детей во внеурочное время;
  • развитие интереса к творческой и исследовательской работе;
  • привитие навыков работы с различного рода информацией и

разными источниками ее получения.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу. Что тоже соответствует требованиям ФГОС.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Мониторинг результатов формирования УУД одна из сложных задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственному мониторингу, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся. 

Личностные УУД могут проявляться через рост успеваемости, через изменение отношения к реалиям повседневной жизни, через формирование ценностей человека, проявляемые в поступках.

Для диагностики познавательных и регулятивных действий применяю контрольные работы по отдельным темам (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2),  выполнение различных тестов, диагностических упражнений, итоговые контрольные работы. В КИМах задания подбираются разноуровневые и в соответствии с требованиями стандарта. Вот некоторые задания: выбери правильный вариант ответа, задания на соотнесение, найди лишнее слово или словосочетание, вставьте попущенные слова, проанализировать тест, составить план, ответить на вопросы и т.д.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий становятся: желание вступать в контакт; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

         Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.

Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа. Например:  обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. понравился

1. был активен

1. понял материал

2. не понравился

2. работал, но не в полную силу

2. узнал больше, чем знал

3. не понял своё отношение к уроку

3. провёл время в пустую

3. не понял


        При использовании методов проекта мониторинг провести намного проще. Это я покажу позже в своём проекте.

Практическая значимость данного проекта заключается в возможности его практического использования в рамках образовательного процесса в средней школе.

 Результатами наработанного мной опыта я буду делиться с коллегами в нашей школе и коллегами районного МО. Кроме того, при положительном результате моего проекта, планирую разместить данный материал на сайте МБОУ СОШ р.п.Магнитка и сайтах для работников образования, непосредственно на сайте proshkola.ru участником которого являюсь не первый год.

РЕСУРСЫ

Для реализации данного проекта необходимы следующие ресурсы:

  • Временные:  Для реализации проекта  необходим период с 1.09.2018 г. по 25.05.2023г.  
  • Информационные: проект направлен на сбор информации о конкретном объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
  • Интеллектуальные (экспертные): За подготовкой и реализацией проекта следит педагог внедряющий проект и заведующий по учебной деятельности школы.
  • Человеческие (кадровые): преподаватель истории и обществозания.
  • Организационные («административный» ресурс): реализация проекта должна быть согласованна с педагогическим советом школы.
  • Материально-технические, финансовые: учебный кабинет, оснащенный видео и мультимедиа аппаратурой, свободный доступ к кабинету информатики.
  •  Оборудование учебного кабинета: посадочные места; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; классная доска; компьютер и проектор.
  • Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; телевизор и DVD, видео и DVD фильмы; музыкальный центр, проектор.

ПАРТНЁРЫ

        Для реализации данного проекта необходимо сотрудничество с некоторыми людьми и организациями:

  1. Коллеги, использующие технологию проектов на соих уроках;
  2. Библиотека МБОУ СОШ рп.Магнитка;
  3. Библиотека при д\к Горняк;
  4. Социальный педагог МБОУ СОШ р.п.Магнитка;
  5. д\к Горняк;
  6. ЦДТ;
  7. Администрация школы;
  8. Администрация Магнитского городского поселения.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

        Проект рассчитан на 5-11 классы, обучающихся в рамках реализации стандартов нового поколения. Но так как в нашей школе по ФГОС обучаются пока 5-8 классы, то своё исследование я больше буду применять на обучающихся 5-8 классов в 2018-2019 уч.г. Проект рассчитан на пять лет, поэтому я смогу проследить результаты формирования УУД, у обучающихся как раз к 11 классу.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С целью практического обоснования выдвинутой гипотезы, мною был запланировано несколько этапов.

1-ый этап: 2018-2019 уч.г. - сбор теоретических данных о том, что такое УУД и роли проектной деятельности на формирование УУД на уроках истории и обществознания.

2-ой этап: 2019-2020 уч.г. – сотрудничество с педагогами, применяющими различные формы формирования УУД у обучающихся, посещение уроков накопление практического материала.

3-ий этап: 2020-2021 уч.г. – разработка экспериментального блока проекта.

4-ый этап: 2021-2022 уч.г. – реализация экспериментальной части проекта и обобщение полученных результатов.

5-ый этап:  2022-2023 уч.г. – совершенствование метода проектирования как способа  формирования УУД на уроках истории и обществознания среди учащихся 5-11 классов, обмен опытом.

На начальном этапе своей работы я провела небольшое исследование, которое состояло из 3-ёх этапов:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

На первом этапе апробации я провела исследование, направленное на определение качества знаний учеников по теме «Закон и право».

Второй этап работы, формирующий, включал в себя использование на уроках обществознания комплекта занятий с применением проектной деятельности.

Контрольный, третий этап исследования, я провела тем же методом, что и первый.  Целью этапа было выявление изменений УУД и качества знаний учащихся по данной теме.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

В соотетствии с запланированными действиями на начальном этапе, следует подведение итогов исследования. Рассмотрим подробнее каждый этап.

Констатирующий этап. В соответствии с целями проекта за основу методики диагностики уровня знаний был взят тест по теме «Закон и право». Тестирование было проведено с  учащимися 9-х классов, в нем участвовало 2 группы по 13 и 13 человек. (Приложение № 2)

Остановимся на анализе собранного экспериментального материала. По характеристике этих показателей мы судим об уровне полученных знаний по данной теме.

Были получены результаты, представленные в таблице и отраженные в диаграмме. Для аналитической обработки результатов исследования были выделены три основные категории:

- отлично (8 правильных ответов),

- хорошо (6 – 7  правильных ответов),

- удовлетворительно (менее 5 правильных ответов).

Таблица 1

Группа 1. Экспериментальная группа

№ п/п

Кол-во правильных ответов

Кол-во ответивших

Отлично

8

3

Хорошо

6-7

4

Удовлетворительно

менее 5

6

Таблица 2

Группа 2. Контрольная группа

№ п/п

Кол-во правильных ответов

Кол-во ответивших

Отлично

8

2

Хорошо

6-7

5

Удовлетворительно

менее 5

6

В результате работы, проведенной на констатирующем этапе исследования, можно сделать вывод, что уровень полученных учащимися знаний в обеих группах не достаточно высок.

Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа в соответствии с педагогическими условиями, отраженными в гипотезе.

Формирующий этап.

Следующим этапом нашей работы стало проведение комплекса занятий с применением проектных  технологий  с учащимися первой экспериментальной группы. Во второй группе, контрольной,  занятия проходили без применения данных технологий.

Целью эксперимента является практический результат, получаемый с помощью использования метода проектов.

Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

        Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

В процессе работы сложилась следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по данной теме в базовом курсе. После этого переход к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих практическое значение.

 Контрольный этап

В результате проведенного контрольного этапа, была выявлена положительная динамика роста показателей успеваемости в обеих группах. Но, в первой группе (экспериментальной) динамика роста показателей качества знаний несколько выше, чем во второй группе.

Подробные результаты указаны  ниже в приведенных таблицах и диаграммах.

Таблицы с показателями уровня знаний учащихся. Был повторно проведён тест, проводимый на начальном этапе эксперимента.

Таблица 3

Группа 1. Экспериментальная группа

№ п/п

Кол-во правильных ответов

Кол-во ответивших

Отлично

8

5

Хорошо

6-7

5

Удовлетворительно

менее 5

3

Таблица 4

Группа 2. Контрольная группа

№ п/п

Кол-во правильных ответов

Кол-во ответивших

Отлично

8

3

Хорошо

6-7

6

Удовлетворительно

менее 5

4

А далее приведены сравнительные диаграммы с уровнем умения учащихся из разных групп, использовать и создавать проекты разного вида.

Группа 1. Экспериментальная группа

Рис.1.

Группа 2. Контрольная группа

Рис.2.

Из представленных данных, мы видим, что в результате проведения формирующего этапа в первой экспериментальной группе  класса наблюдается значительный рост показателей, во второй, контрольной  группе рост показателей имеется, но ниже, чем у первой группы.

Следовательно, исходя из вышеперечисленных данных, динамику качества обучения в экспериментальной группе можно считать положительной.

В ходе экспериментальной работы мы уделили внимание влиянию применения элементов технологий развивающего обучения, а именно метода проектов, на формирование УУД.

Улучшение показателей успеваемости дает нам основание считать гипотезу о том, что применение проектной деятельности на уроках истории и обществознания  положительно влияет на формирование УУД.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Применив проектную деятельность на уроках обществознания и истории, я убедилась, что проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.

Всё выше перечисленное доказывает, что проектная деятельность направлена на развитие и формирование УУД

  • ярко заметны  регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и  решают  проблему выполнения проекта;  
  • на уровне познавательных универсальных учебных действий   дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы, подбирают источники, фотографируются, устанавливаю причинно-следственные связи;
  • на этапах опроса и анкетирования формируются коммуникативные универсальные учебные действия (опрос, анкетирование, общение), умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.
  • в   презентации проектов отслеживаются личностные универсальные учебные действия (защита презентаций),умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Мне, как учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Разработанный и апробированный комплект занятий может быть предложен к использованию в практической деятельности преподавателями истории и обществознания.

Мной представлены два проекта старшеклассников из экспериментальной группы. (Приложение № 3) Кроме данных проектов учащиеся, подготовили несколько десятков презентаций и буклетов, которые имели разное качество, как в содержании, так и в оформлении.

Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность ребят.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, Т. Метод проектов в школьных исследованиях. – М.: Высшая школа, 2004.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. – Т.4 - М.: Прсвещение,1984.
  3. Гузеев, В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. /В.В.Гузеев//Завуч. -  2004. - № 6.
  4. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -  М.: Просвещение, 1988.
  5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В.Давыдов// Педагогика – 2006. - № 7.
  6. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Землянская, Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников. / Е.Землянская // Народное образование -  2006. -  №1.
  8. Ильясов, Д.Ф. Методические рекомендации для слушателей курсов профессиональной переподготовки «Выпускная аттестационная работа» -  Челябинск, 2012.
  9. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Высшая школа, 1971.
  10. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». / А.В.Масленникова // Практика административной работы в школе. -  2004. -  № 5.
  11. Масленникова, А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. / А.В.Масленникова // Директор школы. -  2004. - № 8.
  12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
  13. Сальникова, Т.П.  Педагогические технологии. - М., 2005.
  14. Селевко, Г.К. Формирование творческого мышления: Сборник тезисов научно-практической конференции. – Омск, 1986.
  15. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии. / Г.К.Селевко// Народное образование. -  1998.  - № 4
  16. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. / И.Д.Чечель // Практика административной работы в школе. -  2003. -  №6.
  17. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. / И.Д.Чечель // Директор школы. -  1998. -  № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

Педагогический проект на тему : « Формирование ключевых компетенций у школьников через проектную деятельность на тему: «Общественное сознание и философия »

Цель работы:  показать, что  в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является...

Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"

Осуществление компетентностного подхода с применением  интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...

Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "

quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование УУД через проектную деятельность"

В данном материале показаны общие подходы к формированию УУД через проектную деятельность....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это  сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающ...