Урок и презентация "Что изучает история" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Березкина Елена Евгеньевна

Материал содержит урок, презентацию и ссылку на интерактивное задание

https://learningapps.org/6597633

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_1._nxpowerlite.ppt1.19 МБ
Файл urok_1.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок № 1 5 класс история

Слайд 2

Сформировать понятие «история как наука»; Показать для чего история необходима людям; Познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; Развивать умение работать с текстом учебника.

Слайд 3

Откройте учебники страницу 3 и прочитайте обращение автора учебника. Задание . Рассмотрите иллюстрации на стр. 3-4 учебника. Что общего между ними?

Слайд 4

Задание. Прочтите в учебнике на странице 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.

Слайд 5

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.

Слайд 6

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей.

Слайд 7

Наука, которая изучает в прошлом.

Слайд 8

История: 1. Всегда связана с людьми; 2. Изучает деятельность людей; 3. Изучает прошлое.

Слайд 9

1. Правильно ли высказывание: «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей? 2. Правда ли, что «Наука о прошлом называется историей? 3. Как вы понимаете выражение «люди творят историю»?

Слайд 10

История помогает узнать о людях: Как жили; Чем занимались; К чему стремились; Какие горести и радости испытывали.

Слайд 11

Задание. Определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история». (Выполните задания 1-3 в рабочей тетради).

Слайд 12

История (греческое) - рассказ о прошедшем, об узнанном.

Слайд 13

Задание. Что говорится в тексте словаря о Геродоте?

Слайд 14

По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

Слайд 15

Задание. Определите по учебнику значение слова «факт». Выполните задание 5 в рабочей тетради.

Слайд 16

Факт (латинское) – 1) сделанное, 2) истинное.

Слайд 17

Главные вопросы историка: 1.Что произошло? 2. Где произошло? 3. Когда произошло?

Слайд 18

Выполните задание 4 в рабочей тетради.

Слайд 19

Чтение и пересказ параграфа 1, задания 6, 7 в рабочей тетради.

Слайд 20

Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся обще- образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2008.



Предварительный просмотр:

Урок 1. Что изучает история?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Сформировать понятие «история как наука»;
  • показать для чего история необходима людям;
  • познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло;
  • развивать умение работать с текстом учебника.

Основные понятия: история, факт.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  1. История – наука о прошлом.
  2. Как работают историки.

III. Итоги урока.

Ход урока:

I.  Актуализация знаний.

Учитель: Как называется предмет, который мы будем изучать? Почему он так называется, с этим нам предстоит разобраться.

Озвучивает тему урока.

1. История – наука о прошлом.

Откройте учебники страницу 3 и прочитайте  обращение автора учебника.

Задание. Рассмотрите  иллюстрации на стр. 3-4 учебника. Что общего между ними?

На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом.

Задание. Прочтите в учебнике на странице 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.

Записываем определение в тетради:

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, 

называется историей.

Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работают. Зоология  изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают разные. Со многими вы  познакомитесь в школе.

Чему учит история? Какие знания она дает человеку? Чтобы ответить на эти вопросы. «поиграем с предложением». Для этого нужно по очереди убирать подчеркнутые слова и определять, как будет изменяться смысл высказывания. Уберем сначала «в прошлом». Что получилось? Жизнь людей  изучают многие науки. Например, медицина занимается изучением человеческого здоровья, болезнями, которыми он болеет, их лечением и предупреждением. Поэтому, «наука, изучающая жизнь людей», совсем не обязательно может быть историей.

Затем убираем фразу «жизнь и деятельность». Однако, «прошлое» изучают многие науки. Например, геология, изучает историю земной поверхности: какие моря, горы были когда-то, когда они исчезли.

В результате получается схема:

        

        

Закрепление материала:

1. Правильно ли высказывание: «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей?

2. Правда ли, что «Наука о прошлом называется  историей?

3. Как вы понимаете выражение «люди творят историю»?

На основе полученных знаний,  ответим на вопрос: что дает человеку история?

История помогает узнать о людях:

  • Как жили;
  • Чем занимались;
  • К чему стремились;
  • Какие горести и радости испытывали.

Физкультминутка.

  1. Как работают историки.

Задание. Определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история». (Выполните задания 1-3 в рабочей тетради).

        Затем переходим к изучению исторической личности. Геродот – отец истории – первый исторический персонаж на первом уроке истории. Рассмотрим рисунок в учебнике на стр. 5.  А затем обратимся к словарику в конце учебника.

Задание. Определите, какие сведения о Геродоте содержатся в тексте словаря?

Работа с документом. Что в этом повествовании неправдоподобно, вымышлено?

Отрывок из сочинения Геродота.

«По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему».

Обратите внимание на то, что во времена Геродота люди верили мифам. Действительные события и вымысел тесно переплетались между собой.

        Вводим понятие «факт».

Задание. Определите по учебнику значение слова «факт». Выполните задание 5 в рабочей тетради. 

        Для закрепления этого понятия проведем работу с иллюстрациями в учебнике на стр. 5-6. Все они изображают события прошлого.

        Изображенные события фактически имели место в различные времена. Битва при Ватерлоо – в 1815 г., извержение вулкана Везувий – в 79 г., битва на Куликовом поле – в 1470 г.

        Эти исторические события происходили в разных местах. Ватерлоо - населенный пункт в Бельгии. Помпеи – город в Южной Италии у подножия вулкана Везувий. Куликово поле – между реками Непрядва, Дон, Красивая меча. Значит, каждое событие имеет свое место и время.

        Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.

        Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.

        Ученики в тетрадях рисуют схему.

        Возможно  проиллюстрировать эту схему на примере.

  1. Итоги урока.

Для закрепления материала ученики выполняют задание 4 в рабочей тетради.

Домашнее задание:

Чтение и пересказ параграфа, задания 6, 7 в рабочей тетради.

Литература:

  1. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся

общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  1. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие. -  М.: Вентана-Граф, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

Урок по ИКТ для 6 класса "Изучаем графический редактор Paint"

На уроке используются основные графические фигуры. Построения пирамиды осуществляются с помощью вспомогательных построений....

вводный урок по физике в 7 классе "Что изучает физика"

   Урок «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» является одним из уроков рабочей программы по физике, составленной на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным уч...

План-конспект урока "Какой язык ты хотел бы изучать?" 7 класс

План-конспект урока разработан к УМК "Enjoy English-7"...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «История слова…» («Что изучает этимология?»)

Материал урока знакомит учащихся с разделом русского языка, изучающим историю происхождения слов....