Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «История слова…» («Что изучает этимология?»)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Материал урока знакомит учащихся с разделом русского языка, изучающим историю происхождения слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etimologiya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме
«История слова…»
(«Что изучает этимология?»)
Цели урока:
- дать представление об этимологии, её связи с орфографией;
-повышать уровень грамотности учащихся через обращение к истории происхождения слов;
- воспитывать интерес к изучению истории родного языка.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Орфографическая разминка:
Лингвистика, орфография, орфоэпия, фонетика, графика, морфология, пунктуация, этимология
2.Актуализация знаний, проверка Д.З.
Объясните значение последнего термина. Что изучает данная наука?
Какие есть словари, рассказывающие о происхождении слов?
1) «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, 1910-1914 гг.
2) «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера в 4-х т.
3) «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, 1994
В тексте д.з. встретились несколько родственных (с т.зр. происхождения) слов, назовите их. Какое общее значение объединяет эти слова?
Род // рож // рожд (вспоминаем исторические чередования) + сон – сна, замок – замка
Запись в ТОК
3.Новый материал
Слово учителя. Явление опрощения (слияние морфем) – упр.6 письм.
Правописание многих слов, как мы выяснили, можно определить, зная их происхождение. Посмотрим, как один ученик объяснил правописание слов:
Винтилятор (винт)
До вастребования (до вашего требования)
Подрожать кому-то (дрожь)
Подчерк (подчеркивать)
Свещенный (свет)
Спортакиада (спорт)
Фиалетовый (фиалка) – на самом деле - от франц.viole – «фиалка»
Запишите слова, исправив ошибки!
4.Работа с этимологическим словарём (устно)
Словарные статьи выписаны на карточках
На дороге…
Трамвай – английское «tram» – вагон, «way» – дорога, путь.
Автомобиль – в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.
В мире животных…
Животное – от старославянского «животъ» – жизнь.
Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Медведь – образованно от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.
А высоко в небе…
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Ворона – прилагательное вороной, образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».
Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь.
Учиться, учиться, учиться…
Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.
Ранец – образовалось от немецкого «ranzen» – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150 – 200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.
Пенал – перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Библиотека – «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Это вкусно!
Эскимо – в своё время американские индейцы (северные племена), у которых был обычай есть сырое мясо –эскимо. Эскимосы значило «сыромясоеды». Причём же здесь мороженное? Просто оно такое же холодное, как и погода за Полярным кругом. Другое мороженное не менее холодное, оно названо по-другому для разнообразия.
Земляника – связанно с понятием земля.
Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.
Запишите в тетради о происхождении 3 слов из названных.
5.Творческое задание.
Какие предметы имеют такой цвет? (самостоятельная работа на уроке)
Голубой («цвет оперения шейки голубя»).
Каштановый («цвет плодов каштана»).
Коричневый («цвет коры»).
Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень).
Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин).
Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).
6.Итоги урока, выводы.
7.Домашнее задание:
1) Пользуясь словарём, определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
2) Используя словарь, объясните разницу в значении родственных по происхождению слов невежа и невежда, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
На дороге…
Трамвай – английское «tram» – вагон, «way» – дорога, путь.
Автомобиль – в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.
В мире животных…
Животное – от старославянского «животъ» – жизнь.
Лисица – именно названа лисой, лисицей, т.к. образованно это слово от слова «лис». До сих пор у нас кое-где бытуют слова «лисый» – желтоватый, «залисеть» – пожелтеть. Т.е. лисицей прозвали зверя за жёлтую шерсть.
Медведь – образованно от слов «мёд» и «ведает». Т.е. зверь знающий где найти в лесу мёд.
А высоко в небе…
Воробей – слово восходит к древней основе вор-. От неё образованны такие слова как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел.
Ворона – прилагательное вороной, образованное от основы ворон, означало «черный». В индоевропейских языках родственное слово значило «жечь, сжигать, обгорать, делаться черным».
Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь.
Учиться, учиться, учиться…
Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень -шиб- означающий – бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.
Ранец – образовалось от немецкого «ranzen» – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150 – 200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.
Пенал – перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.
Библиотека – «библио» по гречески – книга; «текос» – хранилище. Т.е. «книгохранилище», «собрания книг».
Это вкусно!
Эскимо – в своё время американские индейцы (северные племена), у которых был обычай есть сырое мясо –эскимо. Эскимосы значило «сыромясоеды». Причём же здесь мороженное? Просто оно такое же холодное, как и погода за Полярным кругом. Другое мороженное не менее холодное, оно названо по-другому для разнообразия.
Земляника – связанно с понятием земля.
Посуда – в старину этим словом называли лодку, судно. Столовые приборы тогда изготавливались из дерева. Им придавалась затейливая форма похожая на форму лодки или судёнышка. Сходство послужило причиной того, что столовые принадлежности стали называть посудой. Исторически в этом слове была приставка по-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...