Технологическая карта урока "Открытие радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи".
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Добровольский Анатолий Андреевич

Технологическая карта урока "Открытие радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Использовалась для проведения открытого урока в 11 классе.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«ОТКРЫТИЕ РАДИО А.С. ПОПОВЫМ. ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ»

                               

                                      выполнил: учитель физики  КГКОУ

                      «Вечерняя школа №1»

                                                                           Добровольский Анатолий Андреевич                

Рубцовск 2018


1.

Предмет: физика.

Класс: 11.

УМК: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин; "Физика-11 класс"-М. "Просвещение",2012 г.

Тема урока: Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.  

Тип урока: открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер , экран, презентация учащихся, фрагмент видеофильма.

Цель урока: 

- ознакомить учащихся с историей открытия радио А.С.Поповым,  устройством простейшего радиоприёмника;

- раскрыть физический принцип радиотелефонной связи;

- ознакомить учащихся c практическим применением электромагнитных волн;

   создать условия:

- для развития умения наблюдать, выделять главное, существенное из информации по теме;

- для развития умения оценивать свое продвижения в освоении изучаемого содержания.

Планируемые результаты обучения:

- уметь открывать новое  и  закреплять свои знаний об устройстве простейшего радиоприёмника, физических принципах радиотелефонной связи,

- правильно использовать в речи термины — радиосвязь, модуляция, детектирование, электромагнитные волны, когерер;

- уметь в процессе групповой работы выделять главное, существенное из информации по теме, в т.ч. полученной при наблюдении и фиксировать в форме таблицы;

- адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания.

 

Задачи: 

1. Создать условия для формирования предметных результатов:

  • ввести понятие радиосвязь, модуляция, детектирование, когерер ;
  • показать роль науки и техники в развитии НТП,

2. Создать условия для формирования метапредметных результатов:

  • регулятивных УУД: под руководством учителя формулировать тему и цель урока, планировать работу, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания, выполнять самоконтроль, самооценку (рефлексия);
  • познавательных УУД: под руководством учителя вести поиск и выделение необходимой информации, выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания в виде формулы, составлять алгоритм действий, развивать критическое мышления, на основе заполнения таблицы "Знаю. Хочу узнать. Узнал .";
  • коммуникативных УУД: под руководством учителя использовать средства физического языка и физической речи для получения и передачи информации, участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

3. Создать условия для формирования  личностных УУД:

  •     проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование, воспитывать гордость за достижения ученых нашей страны;

ПЛАН  УРОКА

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.      (5мин)

1. Приветствуют учителя. Обучающиеся  пытаются отгадать загадку, внимательно слушают предлагаемую учителем информацию.

2.Вспоминают. Объясняют значения слова «хакер»

3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о взаимосвязи между хакерами  и работой радиостанций

1. Приветствует учащихся. Сл.1    Предлагает отгадать загадку и после отгадки Сл.2 приводит несколько интересных фактов о радио Сл.3    (приложение 1)

2.Предлагает вспомнить — кто такие хакеры  Сл.3 (приложение 1).

3.Просит объяснить взаимосвязь между хакерами  и работой радиостанций  (приложение 1).

осознавать значимость использования радиосвязи

Регулятивные УУД:  осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

2. Определение темы урока. Постановка цели урока.(Целеполагание)

 Планирование деятельности.

          (10 мин)

1.Формулируют варианты темы и  в окончательном варианте  записывают в тетради.

2.Предлагают варианты, испытывают затрудне-

ния.

3. Заполняют колонки «Знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).

4.Высказывают свои пожелания.

5. Участвуют в заполнении колонки

«Хочу узнать».

6.Формулируют отдельные положения цели. После этого в окончательном варианте  записывают цель урока.

1. Просит выдвинуть предположение о теме урока. После этого тему Сл.4 урока выводит на экран  и предлагает ее записать.

2. Предлагает поделиться своими знаниями о радио и принципах радиосвязи .

3. Предлагает систематизи-

ровать работу в виде таблицы. (таблица: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал») и заполнить колонку «Знаю» (Приложение 2)

4. Предлагает ответить на вопрос: «А что бы вы хотели узнать о радио и принципах радиосвязи ?»

5. Просит  записать свои предложения в колонке «Хочу узнать».    Сл.6 (Приложение 2)

6. Предлагает внимательно посмотреть на заполнен -ную колонку «Хочу узнать» и сформулировать цель урока . Сл.7 (Приложение 2)

7. Колонка «Хочу узнать» представляет собой план проведения урока.

Осознавать сложность устройства радио и принципов радиосвязи;

 

Регулятивные УУД: определять тему, цели учебной деятельности, осуществлять планирование, принимать предложенный способ решения проблемы; предвосхищать результат и уровень усвоения;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:  уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем,  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания.

3. Практический этап. Реализация плана. Изучение нового материала

         (15 мин)

1. Визуально просматривают презентацию. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».

2.Внимательно смотрят фрагмент видеофильма. Пытаются дать определение «Радиотелефонная  связь», «Модуляция» , «Детектирование» и рассказать  об устройстве «Передающего и принимающего блоков». Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».

3. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».

1.  Сл.8   Предлагает просмотреть презентацию «Изобретение радио А. С. Поповым» с использованием ПК, подготовленную учащимися  и записать в колонке «Узнал» новою информацию.

2.Разбивает учащихся на 2 группы «Передающее устройство» и «Принимающее устройство и предлагает после просмотра фрагмента видеофильма «Принципы радиосвязи» дать определения Сл.10 «Радиотелефонная  связь» «Модуляция» Сл.11  и «Детектирования» Сл.12  и записать в колонке «Узнал» новою информацию.

3. Знакомит учащихся с  областью использования  радиоволн. Сл.13

формулировать определения нового физического понятия «Радиотелефонная  связь»«Модуляция  «Детектирование» объяснять историю открытия радио и принципов радиосвязи

Регулятивные УУД:   контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; закрепить общеучебные и   логические умения и навыки,  умение структурировать знания.

Коммуникативные  УУД: уметь сформулировать вопрос.

 4.Контроль. Оценивание. Рефлексия. Постановка домашнего задания.

         ( 10 мин.)

1. Отвечают на вопрос о достижении цели урока.

2.Отвечают на вопросы теста.

3. Проверяют свои тесты и выставляют себе оценки сравнивая свои ответы с правильными ответами, предложенными учителем.

4. Проверяют правильность решения теста и оценивания соседа.

5. Учащиеся заполняют листы самоконтроля  

6.Записывают домашнее задание.

1.Предлагает подвести итоги работы в таблице. «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». - Итак, давайте вернёмся к теме  и целям нашего занятия. Назовите их. - Достигли ли поставленной цели?  

2. -Давайте проведем небольшой тест по материалам урока.

Сл. 14-18

 

3. Предлагает самостоятельно проверить результаты тестирования и поставьте себе оценку  по пятибалльной шкале. Сл.19 (приложение 2)

4. Предлагает поменяться работами с соседом по парте и проверить правильность решения теста и оценивания

5. Предлагает письменно ответить на вопросы бланка рефлексии. Сл.20

(приложение 3)

6.Благодарит за работу над презентацией и на уроке. Подводит итог по работе с таблицей. Сл.21

Диктует домашнее задание (параграф, таблицу завершить).

Закрепить знания нового физического понятия «Радиотелефонная  связь»«Модуляция «Детектирование» объяснять историю открытия радио и принципов радиосвязи

Регулятивные УУД: самоконтроль, саморегуляция. Оценка степени достижения цели;

Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные  УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .

Личностные УУД: 

выполнять саморегулирование

Приложение 1.

1)  Мотивационно-целевой этап (5 мин)

(Приветствие; проверка готовности к уроку).

Учитель (У): Здравствуйте. Урок я начну с загадки:

 Мой друг живет со мной в квартире,

Не разъезжает по стране,

Но все, что делается в мире,

Он раньше всех расскажет мне.

Поднимет утром на зарядку,

Потом мне песенки споет,

Он загадает мне загадку -

И от меня ответа ждет.    Ответ: Радиоприемник

Почти 75% людей слушают радио в автомобиле, половина — на кухне, а четверть — даже в ванной.

Кто такие хакеры?  Хакер - лицо, совершающее различного рода незаконные действия в сфере информатики

Как связаны хакеры и радио?

Если бы не радио, то, возможно, слово "хакер" и не вошло бы в широкий обиход.

Надо сказать, что хакерами изначально называли людей, взламывавших пароли на секретных радиостанциях.

2) Определение темы урока. Постановка цели урока. (Целеполагание). Планирование деятельности. (10 мин)

                                                                                                                                                                                       приложение 2 ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

__________

Знаю

Хочу узнать

Узнал

ТЕСТ ПО МАТЕРИАЛАМ УРОКА.

Проверьте  правильность ответов и поставьте себе оценку:

1

2

3

4

5

Ф. И. О.____________________________________________              ОЦЕНКА   ___________

4)  Контроль. Оценивание. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (10 мин)                               Приложение 3

 

РЕФЛЕКСИЯ

Ф.И.О.                                                                                 Класс _________

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение стало

лучше / хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

                                                                         

 (Учащиеся записывают домашнее задание). Спасибо за урок, До свидания.

 

приложение 4

Электромагнитные поля сотовых телефонов.      

Наиболее вредными являются высокочастотные излучения сантиметрового диапазона. Облучение вызывает нагревание, что может привести  к изменениям и даже повреждениям тканей организма. Действие электромагнитных полей на организм проявляется на функциональном расстройстве центральной нервной системы.                Субъективные ощущения - повышенная утомляемость, сонливость или нарушение сна и т.д. При систематическом облучении наблюдаются нервно-психические заболевания, изменение кровяного давления,   замедление пульса.

Внешние признаки - поредение волос, сухая кожа, желтоватого оттенка, хриплый голос.

Меры безопасности:

  • не разговаривайте много по мобильному телефону;
  • не подносите телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
  • опасайтесь находиться подолгу вблизи антенны ретранслятора провайдера;
  • при выборе телефона отдайте предпочтение аппаратам с внешними антеннами.

Электромагнитные поля бытовой техники

Наиболее распространенным являет низкочастотное (50 Гц) переменное магнитное поле. В порядке убывания опасности для здоровья человека: микроволновая печь, электроплита, телевизор, стиральная машина, холодильник, электробритва, утюг, электрочайник. Если их поставить рядом или близко друг к другу, они создадут сильное электромагнитное поле. Самое опасное место в квартире - кухня. Обезопасить можно себя самым простым способом - как можно меньше времени проводить на кухне.

Покупайте маломощные приборы, не включайте несколько электробытовых приборов одновременно.

На данный момент наукой количественно не доказано прямой связи между уровнем электромагнитных полей и онкологическими и другими видами заболеваний. Однако качественно связь прослеживается: в местах, где люди подвергаются воздействию электромагнитных облучений, чаще выявляются раковые заболевания и расстройства сердечно-сосудистой и нервной системы. Искусственные электромагнитные поля вредны для всех, но особенно для беременных женщин, людей с заболеванием центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, гормональными нарушениями, аллергетиков.

Специалисты советуют не ставить кровать ближе 2м к кабельным подводкам и ближе 1,5м к холодильнику. Телевизоры излучают электромагнитное поле во всех направлениях, даже в режиме ожидания.

В России не установлено предельно допустимые уровни переменного магнитного поля частотой 50Гц для населения, поэтому этот вид излучения не контролируется в местах работы и жилищах.

Как установлено шведскими учеными, при повышении уровня магнитного поля от 0,1мкТ до 0,4мкТл риск развития лейкемии у детей возрастает в 3,6 раза.

Персональный компьютер

    Многие пользователи полагают, что опасность исходит от монитора - это рентгеновское излучение. В действительности рентгеновские и ультрафиолетовые, инфракрасные излучения, как правило, не превышают биологическую опасность. Главную опасность представляют электромагнитные поля. Уровень их превышает биологическую опасность. Чувства человека не воспринимают электромагнитные поля рассеянного диапазона и пользователь не может оценить опасность.

У пользователя, работающего за монитором 2-6 часов в сутки, нарушение центральной нервной системы происходит в 4 - 6 раз чаще. Даже при кратковременной работе (45 мин.) под влиянием электромагнитного излучения происходят значительные изменения гормонального состояния и изменения биотоков мозга. Особо ярко это проявляется у женщин.

Магнитные поля бытовых приборов

Безопасный уровень - 0,2 мкТл:

кофеварка - 0,12 мкТл;

   фен-0,1 мкТ;

утюг - 0,3 мкТ;

электрокамин - 0,4 мкТ;

стиральная машина - 0,4 мкТл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"

Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....

Изобретение радио. Принципы радиосвязи

Презентация для уроков изложения нового материала, повторения и обобщения по теме "Электромагнитные волны"  в 11 классе....

Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.

Презентация на тему: "Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи" применялась для проведения открытого урока в 11 классе....

Радио Попова. Принципы радиосвязи

урок " Радио Попова. Принципы радиосвязи" на  учащихся ознакомиться с практическим применением электромагнитных волн; раскроют физический принцип радиотелефонной связи...

тест к уроку " Радио Попова. Принципы радиосвязи"

тест к уроку  " Радио Попова. Принципы радиосвязи" 11 кл...