Технологическая карта урока "Открытие радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи".
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Технологическая карта урока "Открытие радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Использовалась для проведения открытого урока в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ОТКРЫТИЕ РАДИО А.С. ПОПОВЫМ. ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ»
выполнил: учитель физики КГКОУ
«Вечерняя школа №1»
Добровольский Анатолий Андреевич
Рубцовск 2018
1.
Предмет: физика.
Класс: 11.
УМК: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин; "Физика-11 класс"-М. "Просвещение",2012 г.
Тема урока: Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.
Тип урока: открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер , экран, презентация учащихся, фрагмент видеофильма.
Цель урока:
- ознакомить учащихся с историей открытия радио А.С.Поповым, устройством простейшего радиоприёмника;
- раскрыть физический принцип радиотелефонной связи;
- ознакомить учащихся c практическим применением электромагнитных волн;
создать условия:
- для развития умения наблюдать, выделять главное, существенное из информации по теме;
- для развития умения оценивать свое продвижения в освоении изучаемого содержания.
Планируемые результаты обучения:
- уметь открывать новое и закреплять свои знаний об устройстве простейшего радиоприёмника, физических принципах радиотелефонной связи,
- правильно использовать в речи термины — радиосвязь, модуляция, детектирование, электромагнитные волны, когерер;
- уметь в процессе групповой работы выделять главное, существенное из информации по теме, в т.ч. полученной при наблюдении и фиксировать в форме таблицы;
- адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания.
Задачи:
1. Создать условия для формирования предметных результатов:
- ввести понятие радиосвязь, модуляция, детектирование, когерер ;
- показать роль науки и техники в развитии НТП,
2. Создать условия для формирования метапредметных результатов:
- регулятивных УУД: под руководством учителя формулировать тему и цель урока, планировать работу, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания, выполнять самоконтроль, самооценку (рефлексия);
- познавательных УУД: под руководством учителя вести поиск и выделение необходимой информации, выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания в виде формулы, составлять алгоритм действий, развивать критическое мышления, на основе заполнения таблицы "Знаю. Хочу узнать. Узнал .";
- коммуникативных УУД: под руководством учителя использовать средства физического языка и физической речи для получения и передачи информации, участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
3. Создать условия для формирования личностных УУД:
- проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу, определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование, воспитывать гордость за достижения ученых нашей страны;
ПЛАН УРОКА
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся. (5мин) | 1. Приветствуют учителя. Обучающиеся пытаются отгадать загадку, внимательно слушают предлагаемую учителем информацию. 2.Вспоминают. Объясняют значения слова «хакер» 3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о взаимосвязи между хакерами и работой радиостанций | 1. Приветствует учащихся. Сл.1 Предлагает отгадать загадку и после отгадки Сл.2 приводит несколько интересных фактов о радио Сл.3 (приложение 1) 2.Предлагает вспомнить — кто такие хакеры Сл.3 (приложение 1). 3.Просит объяснить взаимосвязь между хакерами и работой радиостанций (приложение 1). | осознавать значимость использования радиосвязи | Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
2. Определение темы урока. Постановка цели урока.(Целеполагание) Планирование деятельности. (10 мин) | 1.Формулируют варианты темы и в окончательном варианте записывают в тетради. 2.Предлагают варианты, испытывают затрудне- ния. 3. Заполняют колонки «Знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже). 4.Высказывают свои пожелания. 5. Участвуют в заполнении колонки «Хочу узнать». 6.Формулируют отдельные положения цели. После этого в окончательном варианте записывают цель урока. | 1. Просит выдвинуть предположение о теме урока. После этого тему Сл.4 урока выводит на экран и предлагает ее записать. 2. Предлагает поделиться своими знаниями о радио и принципах радиосвязи . 3. Предлагает систематизи- ровать работу в виде таблицы. (таблица: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал») и заполнить колонку «Знаю» (Приложение 2) 4. Предлагает ответить на вопрос: «А что бы вы хотели узнать о радио и принципах радиосвязи ?» 5. Просит записать свои предложения в колонке «Хочу узнать». Сл.6 (Приложение 2) 6. Предлагает внимательно посмотреть на заполнен -ную колонку «Хочу узнать» и сформулировать цель урока . Сл.7 (Приложение 2) 7. Колонка «Хочу узнать» представляет собой план проведения урока. | Осознавать сложность устройства радио и принципов радиосвязи;
| Регулятивные УУД: определять тему, цели учебной деятельности, осуществлять планирование, принимать предложенный способ решения проблемы; предвосхищать результат и уровень усвоения; Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания. |
3. Практический этап. Реализация плана. Изучение нового материала (15 мин) | 1. Визуально просматривают презентацию. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал». 2.Внимательно смотрят фрагмент видеофильма. Пытаются дать определение «Радиотелефонная связь», «Модуляция» , «Детектирование» и рассказать об устройстве «Передающего и принимающего блоков». Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал». 3. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал». | 1. Сл.8 Предлагает просмотреть презентацию «Изобретение радио А. С. Поповым» с использованием ПК, подготовленную учащимися и записать в колонке «Узнал» новою информацию. 2.Разбивает учащихся на 2 группы «Передающее устройство» и «Принимающее устройство и предлагает после просмотра фрагмента видеофильма «Принципы радиосвязи» дать определения Сл.10 «Радиотелефонная связь» «Модуляция» Сл.11 и «Детектирования» Сл.12 и записать в колонке «Узнал» новою информацию. 3. Знакомит учащихся с областью использования радиоволн. Сл.13 | формулировать определения нового физического понятия «Радиотелефонная связь»«Модуляция «Детектирование» объяснять историю открытия радио и принципов радиосвязи | Регулятивные УУД: контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; закрепить общеучебные и логические умения и навыки, умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: уметь сформулировать вопрос. |
4.Контроль. Оценивание. Рефлексия. Постановка домашнего задания. ( 10 мин.) | 1. Отвечают на вопрос о достижении цели урока. 2.Отвечают на вопросы теста. 3. Проверяют свои тесты и выставляют себе оценки сравнивая свои ответы с правильными ответами, предложенными учителем. 4. Проверяют правильность решения теста и оценивания соседа. 5. Учащиеся заполняют листы самоконтроля 6.Записывают домашнее задание. | 1.Предлагает подвести итоги работы в таблице. «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». - Итак, давайте вернёмся к теме и целям нашего занятия. Назовите их. - Достигли ли поставленной цели? 2. -Давайте проведем небольшой тест по материалам урока. Сл. 14-18
3. Предлагает самостоятельно проверить результаты тестирования и поставьте себе оценку по пятибалльной шкале. Сл.19 (приложение 2) 4. Предлагает поменяться работами с соседом по парте и проверить правильность решения теста и оценивания 5. Предлагает письменно ответить на вопросы бланка рефлексии. Сл.20 (приложение 3) 6.Благодарит за работу над презентацией и на уроке. Подводит итог по работе с таблицей. Сл.21 Диктует домашнее задание (параграф, таблицу завершить). | Закрепить знания нового физического понятия «Радиотелефонная связь»«Модуляция «Детектирование» объяснять историю открытия радио и принципов радиосвязи | Регулятивные УУД: самоконтроль, саморегуляция. Оценка степени достижения цели; Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . Личностные УУД: выполнять саморегулирование |
Приложение 1.
1) Мотивационно-целевой этап (5 мин)
(Приветствие; проверка готовности к уроку).
Учитель (У): Здравствуйте. Урок я начну с загадки:
Мой друг живет со мной в квартире,
Не разъезжает по стране,
Но все, что делается в мире,
Он раньше всех расскажет мне.
Поднимет утром на зарядку,
Потом мне песенки споет,
Он загадает мне загадку -
И от меня ответа ждет. Ответ: Радиоприемник
Почти 75% людей слушают радио в автомобиле, половина — на кухне, а четверть — даже в ванной.
Кто такие хакеры? Хакер - лицо, совершающее различного рода незаконные действия в сфере информатики
Как связаны хакеры и радио?
Если бы не радио, то, возможно, слово "хакер" и не вошло бы в широкий обиход.
Надо сказать, что хакерами изначально называли людей, взламывавших пароли на секретных радиостанциях.
2) Определение темы урока. Постановка цели урока. (Целеполагание). Планирование деятельности. (10 мин)
приложение 2 ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
__________
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
ТЕСТ ПО МАТЕРИАЛАМ УРОКА.
Проверьте правильность ответов и поставьте себе оценку:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ф. И. О.____________________________________________ ОЦЕНКА ___________
4) Контроль. Оценивание. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (10 мин) Приложение 3
РЕФЛЕКСИЯ
Ф.И.О. Класс _________
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким /длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение стало | лучше / хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
(Учащиеся записывают домашнее задание). Спасибо за урок, До свидания.
приложение 4
Электромагнитные поля сотовых телефонов.
Наиболее вредными являются высокочастотные излучения сантиметрового диапазона. Облучение вызывает нагревание, что может привести к изменениям и даже повреждениям тканей организма. Действие электромагнитных полей на организм проявляется на функциональном расстройстве центральной нервной системы. Субъективные ощущения - повышенная утомляемость, сонливость или нарушение сна и т.д. При систематическом облучении наблюдаются нервно-психические заболевания, изменение кровяного давления, замедление пульса.
Внешние признаки - поредение волос, сухая кожа, желтоватого оттенка, хриплый голос.
Меры безопасности:
- не разговаривайте много по мобильному телефону;
- не подносите телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
- опасайтесь находиться подолгу вблизи антенны ретранслятора провайдера;
- при выборе телефона отдайте предпочтение аппаратам с внешними антеннами.
Электромагнитные поля бытовой техники
Наиболее распространенным являет низкочастотное (50 Гц) переменное магнитное поле. В порядке убывания опасности для здоровья человека: микроволновая печь, электроплита, телевизор, стиральная машина, холодильник, электробритва, утюг, электрочайник. Если их поставить рядом или близко друг к другу, они создадут сильное электромагнитное поле. Самое опасное место в квартире - кухня. Обезопасить можно себя самым простым способом - как можно меньше времени проводить на кухне.
Покупайте маломощные приборы, не включайте несколько электробытовых приборов одновременно.
На данный момент наукой количественно не доказано прямой связи между уровнем электромагнитных полей и онкологическими и другими видами заболеваний. Однако качественно связь прослеживается: в местах, где люди подвергаются воздействию электромагнитных облучений, чаще выявляются раковые заболевания и расстройства сердечно-сосудистой и нервной системы. Искусственные электромагнитные поля вредны для всех, но особенно для беременных женщин, людей с заболеванием центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, гормональными нарушениями, аллергетиков.
Специалисты советуют не ставить кровать ближе 2м к кабельным подводкам и ближе 1,5м к холодильнику. Телевизоры излучают электромагнитное поле во всех направлениях, даже в режиме ожидания.
В России не установлено предельно допустимые уровни переменного магнитного поля частотой 50Гц для населения, поэтому этот вид излучения не контролируется в местах работы и жилищах.
Как установлено шведскими учеными, при повышении уровня магнитного поля от 0,1мкТ до 0,4мкТл риск развития лейкемии у детей возрастает в 3,6 раза.
Персональный компьютер
Многие пользователи полагают, что опасность исходит от монитора - это рентгеновское излучение. В действительности рентгеновские и ультрафиолетовые, инфракрасные излучения, как правило, не превышают биологическую опасность. Главную опасность представляют электромагнитные поля. Уровень их превышает биологическую опасность. Чувства человека не воспринимают электромагнитные поля рассеянного диапазона и пользователь не может оценить опасность.
У пользователя, работающего за монитором 2-6 часов в сутки, нарушение центральной нервной системы происходит в 4 - 6 раз чаще. Даже при кратковременной работе (45 мин.) под влиянием электромагнитного излучения происходят значительные изменения гормонального состояния и изменения биотоков мозга. Особо ярко это проявляется у женщин.
Магнитные поля бытовых приборов
Безопасный уровень - 0,2 мкТл:
кофеварка - 0,12 мкТл;
фен-0,1 мкТ;
утюг - 0,3 мкТ;
электрокамин - 0,4 мкТ;
стиральная машина - 0,4 мкТл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"
Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....
Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"
Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....
Технологическая карта урока химии в 11 классе "Принцип Ле Шателье"
Урок изучения нового материала по химии в 11 классе....
Изобретение радио. Принципы радиосвязи
Презентация для уроков изложения нового материала, повторения и обобщения по теме "Электромагнитные волны" в 11 классе....
Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.
Презентация на тему: "Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи" применялась для проведения открытого урока в 11 классе....
Радио Попова. Принципы радиосвязи
урок " Радио Попова. Принципы радиосвязи" на учащихся ознакомиться с практическим применением электромагнитных волн; раскроют физический принцип радиотелефонной связи...
тест к уроку " Радио Попова. Принципы радиосвязи"
тест к уроку " Радио Попова. Принципы радиосвязи" 11 кл...