План-конспект урока "Реформы Избранной рады"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Разработка урока сделана в виде технологической карты. Урок предусматривает использование ЭОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Реформы Избранной рады

ФИО (полностью)

Сотникова Елена Владимировна

Место работы

МОУ «СОШ №84» г.Саратова

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Реформы Избранной рады, 1.

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века.

  1. Цель  урока: рассмотреть основные направления внутренней политики раннего этапа правления Ивана IV и процесс складывания сословно-представительной монархии.

9. Задачи:

- обучающие: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;

-развивающие: формировать  умения проводить информационно-смысловой анализ                              текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию;

-воспитательные: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму.

  1. Тип урока -  изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся – фронтальная работа по вопросам учителя, анализ текстового материала, выступления с сообщениями, практическая работа с ЭОР.
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска (монитор), мультимедийный проектор, компьютеры на рабочих местах обучающихся и учителя.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу

1

2

Актуализация знаний, мотивация, целеполагание

Просит перечислить признаки централизованного государства, сложившиеся в годы правления Ивана III и Василия III. Ставит целью знакомство с реформами, изменениями в системе государственного управления и оценку начала правления Ивана IV.

Вспоминают и воспроизводят результаты правления Ивана III и Василия III, признаки централизованного государства в России начала XVI века

6

3

Изучение нового материала

№1.Реформы Избранной рады

Рассказ о боярском правлении, детских годах Ивана IV, реформах Елены Глинской.

Демонстрация ЭОР, инструктаж по работе с частями модуля.

Работают в тетради, конспектируют даты событий, термины. Выступают с сообщениями по опережающим заданиям. Делают выводы о характере боярского правления, значении реформ Е.Глинской (работа с текстом с.193, 2-й абзац) , значении принятия титула царя Иваном IV, сути и характере реформ Избранной рады.

20

4

Результативность

№2. Становление органов сословно-представительной монархии

Демонстрация ЭОР, инструктаж по работе с частями модуля. Контроль выполнения и качества работы

Практическая работа с ЭОР

11

5

Подведение итогов (рефлексия)

Предлагает назвать реформы начального этапа правления Ивана IV, даты их проведения, назвать имена самых известных деятелей Избранной рады, сделать выводы о роли реформ в дальнейшей централизации власти в стране

Перечисляют, что узнали нового, делают выводы.

5

6

Домашнее задание

§23, ответить на вопросы, выучить термины, подготовить сообщения по иллюстрациям учебника.   

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

1

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке.

Как назывался правитель в России в конце 15 века? (Великий князь Всея Руси).

Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе? (Боярская дума).

Как назывались общегосударственные ведомства? (дворец и казна)

Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны? (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Что из перечисленного, можно отнести к признакам централизованного государства? (усиление власти Великого князя, складывание аппарата чиновников)

Введение в тему: Сегодня на уроке мы начнем разговор об Иване IV, получившем прозвище Грозный. Нам предстоит познакомиться с первым периодом его правления и дать ему оценку. Этот период связан с проведением реформ, серьёзно изменивших структуру государственной власти.

Запишите тему, план урока.

3. Изучение нового материала.

  1.  Боярское правление в начале XVI в.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Укрепление центральной власти
  4. Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
  5. Военная реформа.

1. Иван IV Васильевич родился в 1530 г. В 1533г. скончался Василий III.

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? – Конечно, нет. Отец Ивана Василий III перед смертью назначил опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 2 абзац с.193 и выписать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?

Реформы Елены Глинской: введение единой денежной единицы (московский рубль), создание денежной системы: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын; основание Монетного двора, введение единых единиц длины и веса.

Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ ?

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана, в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.

2. Заслушиваются сообщения учащихся, получивших опережающее задание: найти описание личности Ивана Грозного в трудах В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова.

Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу о неоднозначности характера Ивана Грозного, и, следовательно, его деятельности.

3,4,5.Демонстрация ЭОР «Реформы Избранной рады». Инструкция по работе: проанализировать информацию в каждом тематическом блоке, сопоставить текст и иллюстративный материал, пройти по всем гиперссылкам, выписать в рабочую тетрадь даты и названия реформ.

Вопрос к первому тематическому блоку: Какое значение имело принятие царского титула для Московского государства? (венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем)

4. Результативность.

Практическая работа с ЭОР «Создание органов сословно-представительной монархии». Инструкция по работе даётся в модуле. В ходе работы полученная на уроке информация систематизируется. Первые пять учащихся, справившихся с заданиями, получают отличные оценки.

5. Подведение итогов (рефлексия).

Что называют Избранной радой? Кого из участников Избранной рады вы запомнили?

Какие реформы Избранной рады вы можете назвать?

Какое значение эти реформы имели для укрепления центральной власти в стране?

Какой характер приобрела власть Московского царя?

Учащиеся формулируют вывод о том, что в результате реформ происходит дальнейшая централизация страны, власть Московского царя усиливается, но в своём стремлении к самовластию, он опирается на сословно-представительные органы.

6. Домашнее задание.

Выучить §23, ответить на вопросы, выучить термины, подготовить сообщения по иллюстрациям учебника.   

Приложение к плану-конспекту урока

Реформы Избранной рады. 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Реформы Избранной рады

информационный

презентация, иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/5989/reformy-izbrannoy-rady.html

2

Становление органов сословно-представительной монархии

практический

тест, модель, иллюстрация, схема

http://fcior.edu.ru/card/21361/stanovlenie-soslovno-predstavitelnoy-monarhii-pri-ivane-iv.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых истории РПЦ в России....

Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.

Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...

Реформы Избранной рады

Презентация «Реформы Избранной рады» предназначена для сопровождения урока по данной теме. Она способствует более полному усвоению данной темы, имеет интересные иллюстрации....

Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы

Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором.  Реал...

Урок "Реформы Избранной Рады"

Конспект урока для 10 класса "Реформы Избранной Рады"....

Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"

Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....

План – конспект урока по информатике «Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете»

План – конспект урока по информатике «Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете» Тип урока: урок – получение новых знаний Цель урока: расширение знаний учащихс...