Конспект открытого урока "Афины при Перикле" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Шишкина Екатерина Сергеевна

Урок занимает важное место в курсе истории – т.к.  на нем углубляется понятие «демократия», формируется представление о гражданской позиции и о важности в демократическом государстве голоса и мнения каждого гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_afiny_pri_perikle_5_klass.doc140 КБ
Office presentation icon afiny_pri_perikle.ppt0 байтов

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Персонификация.

Подводка к новой теме через повторительно – обобщающую  беседу.

Новая тема.

Рассказ учителя.

Работа с  хронологией.

Беседа по картине.

Работа со схемой.

СИТУАЦИЯ 1

СИТУАЦИЯ 2

СИТУАЦИЯ 3

СИТУАЦИЯ 4

Заполнение схемы.

Возврат к схеме

Итог урока.

В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей как в Афинах. Видного афинский деятель говорил об Афинах так:

«Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа. Бедность или низкое общественное положение не мешают у нас человеку занять почетную должность, если он способен принести пользу государству.

Бедность ни для кого не является  позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом. Мы проявляем терпимость. Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его. Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в различных условиях».

– Кто управлял государством в Афинах?

 Как афиняне называли управление в своём государстве?

- Кто  и когда заложил основы демократии в Афинах?  

- Какие преобразования осуществил Солон?

Ребята, кто это? В этом году мы будем выбирать нового президента страны. Кто будет его избирать? Представьте такую ситуацию (обрисовываю ситуацию, при которой к власти при попустительстве народа приходит сатрап со всеми вытекающими последствиями). Кто будет в этом виноват? У нас демократическое государство. Такая  же форма правления существовала в греческом полисе Афины.  Тема нашего сегодняшнего урока «Афины при Перикле». Она у вас уже напечатана в рабочих листах, а так же там задания, которые вы будете выполнять сегодня в классе и дома.

План нашей работы:

  1. Перикл – вождь афинской демократии.

  Здесь мы рассмотрим личность Перикла, его деятельность, его вклад в процветание Афин.

  1. Народное собрание в Афинах.

  Здесь мы рассмотрим структуру Народного собрания, его основные функции.

  1. Могущество и богатство Афин.

   Здесь докажем, что Афины били одним из самых могущественных полисов того времени.

 ВОПРОС УРОКА (Почему время правления Перикла является периодом  расцвета и могущества Афин?): в конце урока Вы должны доказать, что Афины достигли своего могущества и расцвета в период правления Перикла.

Переходим к первому вопросу нашего плана: «Перикл-вождь Афинской демократии».

 

Сейчас послушайте внимательно мой рассказ, и выделите  и запишите черты Перикла как политика и человека. Выполняем задание №1 на рабочем листе.

«Он был храбр в походах и искал опасностей», - так писал о нем древнегреческий историк Плутарх. Но все же большой славы на полях брани он не нажил. Занятие политикой было в традициях его семьи.  Перикл умел произносить речи в Народном собрании. Это было особое искусство ОРАТОРСТВО – выступать на открытом воздухе перед тысячами слушателей. Ведь микрофонов и усилителей голоса тогда не было, и надо было добиться того, чтобы все присутствующие услышали оратора. В Народном собрании были не только друзья Перикла, но и враги, нередко во время его речи раздавались выкрики, и даже оскорбительные замечания. Перикл обладал прекрасной выдержкой и, выступая перед демосом, он умел сохранить внутреннее спокойствие. Когда же Перикл гневался, он становился страшен. Афиняне говорили тогда. Что он «подобно Зевсу мечет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах». Можно также сказать, что Перикл был целеустремленным человеком. Все свое время он посвящал государственным делам: не ходил в гости, на званные обеды. Греки, шутя, говорили, что Перикл знал одну дорогу в Афинах – ту, которая вела в Народное собрание

Молодцы. А теперь, поработаем с понятиями. Выполняем задание №2 на рабочем листе. Самостоятельно запишите определение понятия «ОРАТОР». Вам одна минута, потом проверяем.

В 443г. до н.э. афиняне  выбирают Перикла на одну из самых важных должностей в государстве – стратега. 

  1. 443 г. до н.э. – какой это век?  (5)
  2. А теперь сосчитайте сколько лет прошло со времени избрания Перикла на должность стратега? (2455)

Молодцы!. Впервые 2455 лет назад впервые Перикл был избран Народным собранием на должность стратега в Афинах. Он внес некоторые изменения в управление полисом, в права граждан, тем самым, продолжив реформы Солона.

Народное собрание – это главный орган управления Афин.

А теперь внимание на экран  - картина «Народное собрание в Афинах».

Как называется человек, стоящий на трибуне?

Ораторское  искусство играет важную роль в народном собрании.

Однажды спартанский царь спросил знаменитого борца Фукидида, кто сильнее - он или Перикл. Фукидид ответил: "Если даже я положу Перикла на обе лопатки, то и тогда он докажет, что побежден я, и народ ему поверит!"

И посмотрите, стражник выгоняет одного из пришедших! Почему? Кто не имел права присутствовать на собрании?

Население Аттики  в  V веке до н.э.

Сейчас мы с Вами перенесемся в 5 век до н.э., чтобы поучаствовать в народном собрании. В ходе игры нам необходимо будет выделить функции народного собрания и выполнить задания №3 на рабочем листе, заполнив схему.

Перикл: Уважаемые граждане Афин! Вот уже который раз по вашей воле я становлюсь первым стратегом нашего славного города! И мы сегодня должны решить несколько очень важных вопросов. Я предлагаю  выступить первым представителям купцов и торговцев.

Задание: внимательно прочитайте текст. Распределите между собой роли. Придумайте законы, которые бы помогли защитить купцов и торговцев от набегов спартанцев.

Купцы, торговцы

Первый гражданин:  граждане Афин! Вы все знаете о вторжении спартанцев !

Второй гражданин: что же делать?!  Мои корабли на пристани ограблены!

Третий гражданин: Всюду опасность!!!  Давайте предложим законы, которые будут нас охранять!! 

Предлагаете СВОИ ЗАКОНЫ – В ИНТЕРЕСАХ ТОРГОВЦЕВ И КУПЦОВ!!!

Перикл. 

Четвертый:   Я скажу - не соглашайтесь на их требования!

Пятый:  По-моему - лучше война! Прошу вас проголосовать.

Перикл: хорошо, решение принято! Второй вопрос нашего собрания – это возведение храма на Акрополе, на который требуются деньги из казны. Давайте послушаем мнение собравшихся.

Задание: внимательно прочитайте текст. Распределите между собой роли.

Первый аристократ: Афинский народ теряет уважение греков!

Второй аристократ: Деньги, собранные для ведения войны, растрачиваются на храмы и статуи!

Третий аристократ: Сколько денег Перикл потратил зря!

Перикл

Аристократы (хором): Да! Да! Слишком много!

Перикл:

Аристократы: Ещё чего!!!

Четвертый аристократ:   Каждый, кто приезжает в Афины, сразу идёт любоваться храмами и статуями.

Пятый аристократ: Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твоё имя должно стоять на них?

Перикл:

Перикл: Представители ремесленников и крестьян желают высказаться! Дадим им слово!

Задание: внимательно прочитайте текст. Распределите между собой роли. Придумайте варианты  решения  вопроса крестьян и ремесленников – чтобы у них была возможность ходить на народные собрания, заботиться о государстве и не умирать от голода.

Крестьяне и ремесленники

Первый гражданин: Большинству из нас нет времени ходить на народные собрания.

Второй гражданин: Даже сейчас я здесь, но все думы мои остались дома,  в поле.

Третий гражданин: сложно думать о государстве, когда все время уходит на обработку большого участка.

Четвертый гражданин: Необходимо кормить семью….

Пятый гражданин: Граждане,  обсудим этот вопрос и попробуем найти решение.

ВЫ КАК ГРАЖДАНЕ ПРЕДЛАГАЕТЕ РЕШЕНИЯ ЭТОГО ВОПРОСА!!!!

Задание: внимательно прочитайте текст. Распределите между собой роли. Один человек становится в центр – его избирают на должность народного судьи. Остальные распределяют себе роли граждан.

Первый гражданин:  ты желаешь стать судьей в народном суде. Но ответь на вопросы: Кто твой отец? Кто твоя мать? Кто были твои предки?

 Избираемый на должность: Мои отец и мать были афинянами. И мой род один из самых древнейших в Афинах.

Второй гражданин: Заботишься ли ты о своих родителях?"

Избираемый на должность: забота о них – одна из  главных моих обязанностей.

Третий гражданин: "Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов".

Четвертый и пятый граждане – выступают как СВИДЕТЕЛИ и подтверждают его слова.

Перикл.



Итак, давайте скажем, какие же функции были у народного собрания. Для этого мы заполним схему «Народное собрание в Афинах» - задание №3 на рабочем листе.

 

Вывод: Какие изменения в управлении Афинами произошли при Перикле?

                               Население Аттики  в  V веке до н.э.

Но афинская демократия не была совершенной:

Из 200 тысяч афинян в управлении участвовали только 9 тысяч, однако простые граждане стали получать плату за исполнение должностных обязанностей и на эти должности их избирали; женщины по-прежнему были бесправны и законы  защищали только граждан

+

-

1. Власть простого народа

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2 Женщины не участвовали в управлении Афинами

3. Плата за исполнение должностных обязанностей

3. Законы защищали только граждан

Давайте вернемся к самому важному вопросу урока: Почему время правления Перикла является периодом  расцвета и могущества Афин?

Перикл очень много сделал для укрепления могущества своего полиса. В его правление развернулось грандиозное строительство, которое дало работу многим гражданам. Афины превратились в самый красивый город Греции.

  1. Параграф 37;
  2. Заполните таблицу «Положительные и отрицательные черты Афинской демократии».

Слушают.

 Отвечают:  Все афиняне- граждане. Демократия.

Отвечают: Это был Солон, VI век до н.э

Отвечают: Отменил долговое рабство, регулярный созыв  Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане.

Записывают тему урока.

Слушают и записывают качества Перикла.

Отвечают: Перикл был храбрым, хорошим оратором, обладал выдержкой, умел сохранить внутреннее спокойствие, целеустремленный человек, ответственный и серьезный, посвящал все время государственным делам.

Ответ: ОРАТОР - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

СТРАТЕГ - глава государства в Афинах.

Отвечают на вопросы.

Отвечают: Человек, стоящий на трибуне – оратор

Отвечают: рабы, переселенцы,  женщины.

10 минут

ГОЛОСОВАНИЕ

Перикл: Так что же делать со спартанцами? Спартанцы предлагают уступить им. Что будем делать граждане?

ГОЛОСОВАНИЕ

Перикл: мы защищаем греков от нападения варваров. Мы достаточно обеспечены всем, что нужно для войны, и имеем право тратить поступающие от союзников деньги на то, что даст жителям заработок, а городу вечную славу! Посмотрите на прекрасную статую покровительницы Афины, посмотрите на величественный  Парфенон. Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?

Перикл: Хорошо. Я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом! Построено на деньги Перикла!»

Перикл: В таком случае, утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши. Голосуем.

Перикл. Голосование.

Перикл. Принимается или не принимается должность. ГОЛОСОВАНИЕ,

Отвечают:

1. издание законов

2. распоряжение казной

3. выбор должностных лиц

4. выбор стратегов

5. вопросы войны и мира

 

Ответы: граждане, Народное собрание, Парфенон, статуи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Конспект открытого урока в 6 классе "Один день из жизни Генриха VIII"

Конспект открытого урока английского языка по теме "Один день из жизни Генрих VIII" проводился в 6 классе (2-й год обучения).  Это обобщающий урок комплексного развития лексико-гра...

Конспект открытого урока в 5 классе

Конспект открытого урока в 5 классе. Тема урока: Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?Цель урока:1. Знакомство с новым материалом.2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исп...

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English").  ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...