Методический материал для подготовки к ГИА "История"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема 8. Опричнина. Дискуссии о характере опричной политики.
№ 1 (39)
С4. Назовите не менее трех положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного. Укажите не менее трех итогов и последствий опричнины.
Ответ:
- Могут быть названы следующие положения, раскрывающие содержание опричной политики:
- разделение страны на земщину и опричнину (особый царский удел);
- создание в опричнине параллельных земщине органов власти (столица – Александровская слобода);
- формирование опричного войска как личной гвардии царя (построение опричного войска как монашеского ордена);
- проведение опричного террора (ссылка и смерть митрополита Филиппа Колычева, казни виднейших бояр, например, И. Федорова, В. Старицкого, карательный поход на Новгород, публичные казни в Москве).
- Могут быть названы следующие итоги и последствия опричнины:
- разорение и опустошение земель (уменьшение площади обрабатываемых земель), рост налогов, сокращение населения;
- ужесточение крепостного права (в 1581 г. были введены «заповедные лета», в которых запрещался переход от одного владельца к другому в Юрьев день, бегство крестьян на окраины Московского государства;
- раскол политической элиты;
- усиление самодержавной тенденции российской государственности, утверждение деспотического характера власти царя;
- ослабление обороноспособности государства вследствие хозяйственного упадка и опричного террора, уничтожившего многих бояр – воевод (сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г., поражение в Ливонской войне в 1583 г.)
- создание предпосылок Смутного времени – кризиса Российского государства в начале XVII в.
№ 2 (40)
С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:
- Главной целью опричнины была борьба ванна Грозного с крупным боярством – противником централизации государства
- Опричная политика была направлена на подавление всякой оппозиции, ликвидацию любой самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.
Ответ:
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.
При выборе первой точки зрения: | При выборе второй точки зрения: |
1.борьба боярских группировок в период боярского правления при малолетнем Иване IV настроила будущего царя против бояр; 2. ослабление центральной власти в годы боярского правления и злоупотребление властью на местах; 3. обвинения бояр в злоупотреблениях на первом Земском соборе в 1549 г. | 1.был развязан террор против всех слоев русского общества; 2. поход на Новгород с целью ликвидации духа новгородской вольности; 3. убийство Владимира Старицкого и ликвидация последнего удельного княжества; 4. убийство митрополита Филиппа, осуждавшего террор. |
№ 3 ( 41)
С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:
- Опричная политика была направлена на утверждение личной власти царя, установление неограниченного самодержавия.
- От опричного террора страдали все слои российского общества.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.
Ответ:
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.
При выборе первой точки зрения: | При выборе второй точки зрения: |
| 1.опричнина , наряду с Ливонской войной, вызывала экономический кризис в стране; 2.многие крестьяне погибали, бежали в Литву, на Дон, новые восточные земли из Центра и Северо-Запада либо вывозились опричниками в свои поместья; 3. сокращение посевных площадей (пашни), голод; 4. издание указа «О заповедных летах» в 1581 г., в котором запрещались переходы крестьян; 5. в ходе опричнины пострадало большое число дворян (их лишали поместий в центральной части страны, ссылали на восточные окраины); 6. в административном аппарате царской территории ( опричной) видные посты сохраняли некоторые представители древних аристократических фамилий; 7. нараставший вал репрессий не пощадил тех, кто с самого начала опричнины входил в окружение царя. |
№ 4 (42 )
С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:
- Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалось террором и произволом.
- Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.
Ответ:
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.
При выборе первой точки зрения: | При выборе второй точки зрения: |
1.главным содержанием опричнины стал террор не только против феодальной знати, церковных иерархов, но и всех недовольных политикой царя; 2. опричная политика являлась одной из причин поражения России в Ливонской войне; 3. резко ухудшилось экономическое положение страны; 4. настоящему разгрому подверглись территории, где сильны были позиции боярства; 5. опричнина ускорила процесс закрепощения крестьян; 6. карательные походы на Тверь, Новгород привели у массовым расправам над их жителями. | 1.феодальная знать, боярство были оппозиционной силой, выступившей против процесса централизации; 2.ликвадация Старицкого удела положила конец удельной системе – пережитку раздробленности; 3. расправы с боярами покончили с оппозицией родовой аристократии; 4. завершается процесс формирования централизованного государства; 5. разгром Новгорода положил конец сепаратизму новгородцев. |
№ 5 (43)
С5. Ниже приведены две точки зрения политики Ивана Грозного:
- Действия Ивана IV привели к кризису российской государственности и общества.
- Действия царя носили прогрессивный характер.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.
Ответ:
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.
При выборе первой точки зрения: | При выборе второй точки зрения: |
|
|
№ 6 ( 44)
С7. Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.
С7.1 В качестве общего могут быть названы:
- преобразования проводились по воле царя;
- преобразования были направлены на усиление личной власти царя и центральной власти;
- преобразования были направлены на решение насущных внешнеполитических задач (защиту территории государства от набегов крымских и казанских ханов, приобретение Россией выхода к морю).
С7.2 Различия:
Политика Избранной Рады | Опричная политика |
Путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на централизацию в течение длительного времени | Насильственные методы централизации |
Стремление к достижению согласия между интересами государства и общества | Раскол в обществе |
Стремление к консолидации между различными группами верхов русского общества | Массовые репрессии, террор, земельные конфискации, опалы |
Преобразования направлены на создание в России сословно-представительной монархии | Преобразования направлены на укрепление личной власти царя |
Реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению | Опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге – к Смуте начала XVIIв. |
Внешнеполитические успехи: присоединение Казанского и Астраханского ханств. | Проиграна затяжная Ливонская война, поражение в 1571 г. от крымского хана. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по подготовке к ЕГЭ
Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....
Методический материал для подготовки к ЕГЭ "Практикум абитуриента"
Список задач для подготовки к ЕГЭ...
Методический материал для подготовки к ЕГЭ по немецкому языку (говорение)
Г.И.Воронина, И.В. Карелина «Контакты 10-11 кл»Einheit IV Studium S.148-150...
Учебно - методический материал при подготовке к уроку на тему"Easter"
Учебно - методический материал при подготовке к уроку на тему"Easter". Данные задания можно использовать как в отдельности, так и в комплексе....
Методический материал для подготовки к ЕГЭ.
Задание 6 и 8 ЕГЭ....
Методический материал для подготовки к сочинению 15.1 ОГЭ в 9 классе. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Данная разработка содержит авторский теоретический и методический материал, который поможет учащемуся в подготовке к сочинению 15.1 ОГЭ. Она даёт разъяснение высказываний лингвистов и сове...
Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"
Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"...