Конспект урока "Образование государства в долине Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока "Образование государства в долине Нила"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_gosudarvsva_v_dolinenila.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная карта урока
Предмет: История Древнего Мира 5 класс
Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила
Цель урока:
образовательные:
1. Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения
2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;
Развивающие:
- Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.
Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.; презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.
Даты: 3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государства
Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,
Формы контроля: устный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.
Тип урока: Урок введения нового материала
Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила
Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил, в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус
Ход урока:
- Организационный момент:
Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок
Учащиеся: приветствуют учителя, настраиваются на урок.
- Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.
- Как он назывался?
Ученик:
- Первобытный мир
Учитель:
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.
Ученик:
- Древний Восток
Учитель:
- Что называется Древним Востоком?
Ученик:
- Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.
Учитель:
- Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства.
- По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)
- Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая
- Почему именно в этих районах появляются первые государства.
Ученик:
- Здесь теплый климат.
Учитель:
- Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.
- Включаем ролик, определяем тему урока
Ученик:
- Древний Египет
Учитель:
- Древний Египет на берегу, какой реки располагался?
Ученик:
- Нил (Образование государства в долине Нила)
Учитель:
- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила
III. Формулировка темы урока, постановка цели
Учитель:
- Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?
Ученик:
- Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.
IV. Поиск решения проблемы
Учитель.
Познакомимся поближе с этой землей и людьми
5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.
На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.
Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя Дельту. Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.
Записать:
Дельта- это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.
Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.
- Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте
- Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта
- Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать
Ученик:
- Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.
Учитель
- В южной части страны в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила. Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.
Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет, что значит «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь
- Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием
Ученик
- Благодаря реке Нил
Учитель
- А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?
Ученик:
- Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.
Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы. Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.
В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.
Учитель:
- Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.
-Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?
Ученик
- Люди укрепляли берега и строили дамбы.
Учитель
Для того, чтобы увлажнить почву как следует и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.
Учитель
- Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?
Ученик
- Нет, чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин
Учитель
Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности
- Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?
Ученик
- Ирригация
Учитель.
-Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения
Ученик:
- На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.
Учитель
-Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?
Ученик
- Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта
Учитель:
- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон
- Какой год считается датой образования Египетского царства?
Ученик
- 3100 г. до н.э.
V. Закрепление
Учитель
- Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.
- Почему Египет считается даром Нила?
Ученик
- Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I
VI. Рефлексия
Учитель
- Организуем работу с листами взаимопроверки
1. Крупная и полноводная река Египта - Нил
2. Нил впадает в Красное море
3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи
4. Ил - плодородная почва
5. Мемфис- столица древнего Египта
1.+
2.-
3. +
4.+
5.+
Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»
Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе....
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»
Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...
Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"
Цель урока Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...
План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА
Расширить знания учеников о Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...
Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Государство на берегах Нила».
Урок открытия нового знания...
Презентация "Образование государства в долине Нила"
Презентация "Образование государства в долине Нила"...
ПРОЕКТ УРОКА «Активизация интереса обучающихся на уроке истории «Образование государства в долине Нила»
Разработка урока истории в 5 классе по ФГОС....