Доклад. Древняя Индия
статья по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.
Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.
Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.
Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.
Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.
Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.
Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.
На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.
Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.
Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.
В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.
Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.
Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.
В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.
Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.
Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.
Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.
Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.
С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.
В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.
Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.
Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.
Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.
Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.
Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.
Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.
Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.
Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии
Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса. В данной разработке в форме игры повторяется изученный предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....
Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"
1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...
урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия
Тема : Древний Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...
презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия
презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...
Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.
Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....
Культура Древней Индии и Древнего Китая
Краткое знакомство с культурой Древней Индии и Древнего Китая...
Контрольная работа по истории Древнего мира, раздел "Древняя Индия. Древний Китай." 5 класс.
Контрольная работа по истории древнего мира, а именно по разделу "Древняя Индия. Древний Китай" для 5 класса. Представлена в двух вариантах, включает тесты части А - с выбором одного верного ответа из...