Урок по истории России "Смута" (7 класс)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Подробный конспект урока по истории России "Смута" (7 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smuta.docx | 88.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории России.
Тема урока: «Смута». 7 класс (30 мин).
Цели:
дать представление о причинах и чертах Смутного времени, познакомить с терминами и понятиями гражданская война, самозванство, интервенция.
Предметные результаты:
сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты; использовать сведения из исторических документов, карт, картин.
Метапредметные результаты:
умение организовывать свою учебную деятельность, умение анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, толерантность, освоение гуманистических традиций и ценностей изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога; расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном общении.
Коммуникативные:
формировать умения аргументировать свою точку зрения, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие листы, доска.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята.
Сядьте те, кто считает, что Борис Годунов жил в XV веке.
Сядьте те, кто считает, что Борис Годунов сын Ивана IV.
Сядьте те, кто считает, что Борис Годунов был избран на царство на Земском Соборе в 1598 году.
Вы молодцы, вы хорошо усвоили предыдущий материал. Итак, начинаем урок.
Ребята в ходе урока те, кто правильно и полно будет отвечать на вопросы, получит карточки с буквой «У». Как вы думаете, что означает буква «У». Она означает «умница» или «умник». Я уверена, что вы все умники и умницы, но в конце урока мы выясним, кто в большей степени.
2. Мотивация и целеполагание.
С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый праздник – День народного единства.
- В честь какого события он был учрежден? (в честь освобождения Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского 4 ноября 1612 году)
- Как вы думаете, почему этот праздник так называется – День народного единства? (потому что страна, находившаяся на грани потери национальной независимости, была спасена благодаря сплочению всего русского народа)
Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы начинаем изучать сегодня. Мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период назывался лихолетьем.
Я предлагаю вам познакомиться с документом, в котором Авраам Палицын современник тех событий, рассказывает о Смутном времени.
- Как он характеризует Смутное время?
- Каково отношение современника к этому событию?
- Кому адресованы эти воспоминания?
- Для чего он написал это? (донести все ужасы, то, насколько это важно преодолеть)
Работа в паре. (1 мин)
Я предлагаю вам составить понятийное колесо «Смута». Впишите в окошки ассоциации, которые возникают с понятием Смута (в рабочих листах).
Таким образом, вы правильно определили, что Смута - это война, мятеж, раздор между властью и народом, кризис общественной жизни. И такой тяжелый, трудный период в нашем государстве был в конце 16 - начале 17 века.
- Ребята, какой вопрос напрашивается сам собой?
Проблема: почему именно в конце XVI – начале XVII века в России сложился кризис государства и общества?
На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.
Тема урока: «Смута».
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Выясним, чем Смута характеризовалась в России;
- В каких сферах общественной жизни проявлялись причины смутного времени?
3. Изучение нового материала.
Чтобы разобраться, почему это произошло, нам нужно вернуться на несколько десятилетий назад.
- Какая династия правила в России в XVI веке?
- С 1533 по 1584 гг. был царем Иван IV, а кто были его наследниками?
- Кто из них мог возглавлять государство после смерти Иван IV? (Федор, так как Иван был убит, а Дмитрий был малолетним)
Давайте обратимся к документу. И узнаем о роковом событии русского государства.
Приложение № 1. (в рабочих листах)
«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его на землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало». Пискаревский летописец.
- О каком событии рассказывается в этом документе?
- Почему это событие стало роковым в истории русского государства? (Дмитрий был наследником престола, а Федор был бездетным, и после смерти Федора пресеклась династия Рюриковичей).
- Какое значение это событие имело для истории русского государства? (пресечение династии Рюриковичей приведет к борьбе за власть, престол будет переходить из рук в руки).
Внимание на слайд (портреты претендентов на российский престол и правителей).
Обратите внимание, сколько было претендентов на российский престол.
- Почему была такая частая смена правителей? (династия пресеклась, и не было законных и безоговорочных кандидатов на престол)
- Это ослабляло центральную власть? (да, шла постоянная борьба между претендентами и боярскими группировками, которые их поддерживали, за престол. Не случайно Авраам Палицын писал: «Россию терзали свои более, чем иноплеменники.»
- Определите политические причины и черту Смутного времени.
Ребята, на протяжении всего урока мы будем с вами заполнять кластер, в котором отразим причины и черты Смутного времени.
Портреты Бориса, Федора и Лжедмитрия 1.
Кто удивляет вас в этом ряду? (человек с интересным именем. Кто он? Давайте обратимся к стихотворению Константина Дмитриевича Бальмонта и выделим еще одну черту Смутного времени.
Приложение № 3.
В глухие дни Бориса Годунова
Во мгле Российской пасмурной страны
Толпы людей скиталися без крова,
А по ночам всходило две луны.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
- Ребята, Бальмонт написал это стихотворение в 1900 году. Кому адресовано? С какой целью написано?
- Как вы понимаете слова (2 последних строчки)? (о появлении первого самозванца – Григория Отрепьева)
- Почему его назвали самозванцем? (потому что он назвал себя чудесным образом спасшимся царевичем Дмитрием. Загадочная смерть царевича Дмитрия породила такое явление смутного времени как самозванство. И на протяжение всего Смутного времени было более 10 самозванцев)
- Что такое самозванство?
Словарь урока (в рабочих листах).
Самозванство - выдача себя за другого человека, за какую-либо известную и значимую персону.
- Определите еще одну черту Смутного времени (самозванство).
Ослаблением центральной власти решили воспользоваться давние недруги России.
- Обратитесь к карте, кто представлял внешнюю опасность?
Работа с картой.
Таким образом, Речь Посполитая и Швеция в годы Смуты осуществляли интервенцию на русские земли.
Словарь урока (в рабочих листах).
Интервенция – это военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
- Определите еще одну черту Смутного времени (интервенция).
Портреты Борис, Фёдор, Лжедмитрий 1.
Борис и Федор смогли бы стать родоначальниками новой династии Годуновых, но этого не произошло. В 1605 г. царем станет Лжедмитрий 1. Что ему помогло? Социально-экономические условия. Давайте их рассмотрим.
Давайте обратимся снова к историческому документу. Прочитать самостоятельно и обсудить в парах экономические причины Смутного времени.
Работа в парах с документом.
Приложение № 4.
Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето [1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. («Новый летописец»)
- Определите экономические причины Смуты.
Неурожаи, продолжавшиеся три года привели гибели сотен тысяч людей. Цены на хлеб выросли в 100 раз.
- Какие слои населения больше всего страдали от неурожаев? (простой народ: крестьяне, горожане, казачество)
- Какие меры были приняты Борисом Годуновым, чтобы стабилизировать положение?
- Царь распорядился открыть царские амбары
- Бесплатно выдавал хлеб
- Восстановил Юрьев День
- Отменил сыск беглых крестьян
- Помогло ли это остановить нараставшее недовольство новым царем? (Нет, эти меры не могли остановить недовольство новым царем)
- Кроме того введением этих мер Борис Годунов какие слои населения обратил против себя? (бояр, дворян)
И как следствие, это недовольство вылилось в гражданскую войну.
- Что такое гражданская война? (на пример, восстание Хлопка, затем восстание под руководством Болотникова)
- Определите социальные причины и черты Смутного времени.
Запись в кластер экономических и социальных причин и черт.
4. Этап систематизации и обобщения материала.
Имея более глубокие знания я предлагаю вам нарисовать еще одно понятийное колесо и отметить новые ассоциации, которые вызывает у вас Смутное время.
Я возвращаю вас к вопросу, поставленному мной в начале урока.
- Проблема: почему именно в конце XVI – начале XVII века в России сложился кризис государства и общества?
Работа в парах. Ответ я предлагаю вам обсудить в парах.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы выяснили, что в конце XVI – начале XVII века в России сложились условия, которые привели к глубокому политическому, экономическому, социальному кризису, и Россия оказалась перед реальной угрозой утраты государственной самостоятельности.
Смутное время завершилось, иначе не существовало бы нашего государства, благодаря чему? (общему единению, поэтому праздник называется День народного единства.
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь
Всем вместе сплотиться, враги будут биты
От мощи единства земля задрожит.
5. Рефлексия. Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свое отношение к изученному материалу, используя геометрические фигуры. Я зачитываю утверждение, если вы согласны поднимаете соответствующую фигуру.
Я считаю это новая и интересная информация.
я думал иначе.
эта информация меня удивила.
я хочу узнать больше.
Домашнее задание:
Я рада тому, что вы хотите узнать еще больше по этой теме, в связи с этим я предлагаю вам следующие домашнее задание. Их два. Вы можете выбрать то, которое вам более интересно.
- Прочитать параграф 2 и найти факты, подтверждающие черты Смутного времени, которые мы с вами определили.
- Подготовить компьютерную презентацию из 3-4 слайдов о 2 историческом деятеле (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Иван Сусанин, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин и др.) разделив их на тех кто ухудшал ситуацию, и тех кто способствовал выходу из нее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....
Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"
Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика государственного правления»...
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)
Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...