Разработка урока "Во главе христианского мира"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Остапенко Ирина Викторовна

Урок по истории 6 класса «Во главе христианского мира»

 

Тип урока: Усвоение новых знаний

 

Формы: групповая

 

Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»

 

Методы: Продуктивные, активные.

 

Цель урока: проанализировать, раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформулировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_6_kl_vo_glave_hristianskogo_mira.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории 6 класса «Во главе христианского мира»

Тип урока: Усвоение новых знаний

Формы: групповая

Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»

Методы: Продуктивные, активные.

Цель урока: проанализировать, раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформулировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними.

Задачи урока:

Обучающие:

      1. Научить применять в своем повествовании термины : еретики, ереси, секта, орден, инквизиция, монахи, орден, бенедиктинцы, цистерцианцы или белые монахи, нищенствующие монахи, доминиканцы, язычники, томизм, паломники или пилигримы, чистилище. реликвия, реликварии.

Развивающие: 

      1. Развить логическое мышление;

      2. Развить чувство значимости истории;

      3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.

Воспитательные: 

  1. Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
  2. Воспитать чувства товарищества;
  3. Воспитать умения слушать, трудолюбия.

Структура урока в рамках деятельностного подхода:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самоанализ и самоконтроль
  7. Включение нового знания
  8. Рефлексия

Ход урока

п/п

мин.

Цель этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Оценивание, формы контроля

Результат

учителя

обучающихся

1. Орг. Момент

(2 мин)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Личностные

Здравствуйте ребята!

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей средневекового города. Сегодня, дорогие ученики, мы окажемся на вершине средневековья.

Приветствуют учителя. Проявление интереса к  уроку.

презентация

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2. Актуализация знаний.

(5 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

-Познавательные

-Коммуникативные

-Личностные

«Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики.

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах).

Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

 -коммуникативная;

- познавательные:

-общеучебные УД;

-постановка и решение проблемы.

 Прочитайте отрывок из трактата Эгидия Римского «О церковной власти»(1301 г).

«Порядок же состоит в следующем: власть папы управляет душами, однако души управляют и по праву управлять телами. «…» Следовательно, власть священническая, которая управляет душами, также правит и вещами материальными. «…»

Светские государи должны быть подчиненны Церкви и тогда, когда они поднимают свое копье, потому что они должны использовать это копье для нужд Церкви, на пользу вере, для увеличения духовных благ.

Выдвигают варианты цели, участвуют в их анализе, обсуждении.

1 слайд

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.

4 «Открытие нового знания»

 Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения)

Личностные;

Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.)

Прием «Круг».

 Какой инструмент давления на светские власти был в распоряжении папской власти?

Слайды:

2

3

4

5

6

7

8

Участие в диалоге, интерактивной беседе.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем

5.Первичное закрепление

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Личностные;

Общеучебные УД;

Коммуникативные;

Прочитать пункт «Угрозы ересей» на с. 179 и ответить на вопросы:

Что такое ересь?

Кого называли еретиками?

Почему появлялись ереси?

Каких взглядов придерживались еретики?

Что такое секта?

Ответьте на вопрос:

Чем были опасны ереси римско-католической церкви?        

Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы.

9

10

11

Корректируют свои предположения на основе работы с источником. После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают

Умение ориентироваться в тексте учебника.

Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности

6.Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

Впишите в места пробелов способы борьбы с еретиками:

Крестовые походы.

 Отлучение от церкви.

 Ведение запрета на самостоятельное чтение Священного Писания.

 Создание инквизиции (XIII).

Самостоятельно индивидуально работают, записывают в тетради.

12

13

Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде. Оценивают ответы соседа по парте, записывают в оценочный лист.

Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

На основе полученных знаний, опираясь на схему -  рисунок слайда 27,предлагаю вам рассказать о механизме расходов церкви.

Учащиеся описывают схему-рисунок.

27

Оценивают свой ответ

Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности.

8.Рефлексия

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Коммуникативная: монологическая;

Познавательная: ОУД;

Личностно-смысловая.

  1. Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  2. Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись: при изучении темы, при ответе на вопросы.
  3. Каким образом вы преодолевали трудности? За счет чего?

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу и работу класса.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала.

Д.З. Сделать 2 таблицы. (Презентация)

Бенедикти́нцы (лат. Benedictini, Орден св. Бенеди́кта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта»[1], например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.Падение нравственности монашества и духовенства, вмешательство светских властей в церковную жизнь привело к реформе монашеской жизни, — т. н. Клюнийская реформа (по названию аббатства Клюни). В это время, X—XI века от бенедиктинцев отпочковались ордена камальдулов и цистерцианцев.

В XIII веке возникли новые, бурно развивающиеся ордены доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в ходе Реформации и секуляризации XVIII века.

Индульге́нция — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи[1], в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди.

Реликвии - останки святых и мучеников (мощи), их одежда и др. предметы, принадлежавшие им при жизни; почитаются верующими.

Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения

ЕРЕСЬ – религиозное учение, противоречившее официальному церковному учению (XII-XIII в.)

ЕРЕТИК – последователь ереси.

Инквизиция - общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Аутодафе – публичные наказания еретиков.

Томизм - «ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).

Секта  - любая религиозная  группа, имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии

Паломник - Веруюий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми

Мона́х— член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.

Язычник - это не христианин.

Т. е. человек, исповедующий ложные верования, в отличие от христианина, исповедующего Истину.

Язычество (от ст. -слав. языцы — народы, иноземцы) — обозначение нехристианских, политеистических религий в литературе христианских народов.

Папа римский - глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. См. Папство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"

Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...

Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"

План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка...

Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....

Методическая разработка "Дополнительные главы к изучению геометрии в 8 классе в свете концепции ФГОС.

Данный материал представляет собой попытку внести в содержание геометрии метапредметный компонент « Исследовательская деятельность, доказательства и аргументация», развивать универсальные учебные дейс...

методическая разработка православного лектория "Христианский брак. Святые Петр и Феврония"

Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория н...

Урок 52. Заря христианского мира.

Урок 52. Заря христианского мира. Цели урока по линиям развития личности: Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.Опираясь на факты истории, научить выявлять характерные особенности внут...

Внеклассное мероприятие "Традиции христианского мира"

В сценарии приведены выступления детей с информацией о пасхальных традициях, также даны описания пасхальных игр....