Разработка урока "Во главе христианского мира"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок по истории 6 класса «Во главе христианского мира»
Тип урока: Усвоение новых знаний
Формы: групповая
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: Продуктивные, активные.
Цель урока: проанализировать, раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформулировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_6_kl_vo_glave_hristianskogo_mira.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории 6 класса «Во главе христианского мира»
Тип урока: Усвоение новых знаний
Формы: групповая
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: Продуктивные, активные.
Цель урока: проанализировать, раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформулировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Научить применять в своем повествовании термины : еретики, ереси, секта, орден, инквизиция, монахи, орден, бенедиктинцы, цистерцианцы или белые монахи, нищенствующие монахи, доминиканцы, язычники, томизм, паломники или пилигримы, чистилище. реликвия, реликварии.
Развивающие:
1. Развить логическое мышление;
2. Развить чувство значимости истории;
3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.
Воспитательные:
- Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
- Воспитать чувства товарищества;
- Воспитать умения слушать, трудолюбия.
Структура урока в рамках деятельностного подхода:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самоанализ и самоконтроль
- Включение нового знания
- Рефлексия
Ход урока
№ п/п мин. | Цель этапа | УУД | Деятельность | ЭОР | Оценивание, формы контроля | Результат | ||||||
учителя | обучающихся | |||||||||||
1. Орг. Момент (2 мин) | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Личностные | Здравствуйте ребята! На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей средневекового города. Сегодня, дорогие ученики, мы окажемся на вершине средневековья. | Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку. | презентация | Не оценивается | Включение в учебный процесс | |||||
2. Актуализация знаний. (5 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. | -Познавательные -Коммуникативные -Личностные | «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. | Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам. | Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах). | Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности. | ||||||
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | -коммуникативная; - познавательные: -общеучебные УД; -постановка и решение проблемы. | Прочитайте отрывок из трактата Эгидия Римского «О церковной власти»(1301 г). «Порядок же состоит в следующем: власть папы управляет душами, однако души управляют и по праву управлять телами. «…» Следовательно, власть священническая, которая управляет душами, также правит и вещами материальными. «…» Светские государи должны быть подчиненны Церкви и тогда, когда они поднимают свое копье, потому что они должны использовать это копье для нужд Церкви, на пользу вере, для увеличения духовных благ. | Выдвигают варианты цели, участвуют в их анализе, обсуждении. | 1 слайд | Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||||
4 «Открытие нового знания» | Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения) | Личностные; Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.) | Прием «Круг». Какой инструмент давления на светские власти был в распоряжении папской власти? | Слайды: 2 3 4 5 6 7 8 | Участие в диалоге, интерактивной беседе. | Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем | ||||||
5.Первичное закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Личностные; Общеучебные УД; Коммуникативные; | Прочитать пункт «Угрозы ересей» на с. 179 и ответить на вопросы: Что такое ересь? Кого называли еретиками? Почему появлялись ереси? Каких взглядов придерживались еретики? Что такое секта? Ответьте на вопрос: Чем были опасны ереси римско-католической церкви? | Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы. | 9 10 11 | Корректируют свои предположения на основе работы с источником. После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают | Умение ориентироваться в тексте учебника. Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности | |||||
6.Самоанализ и самоконтроль | Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | Впишите в места пробелов способы борьбы с еретиками: Крестовые походы. Отлучение от церкви. Ведение запрета на самостоятельное чтение Священного Писания. Создание инквизиции (XIII). | Самостоятельно индивидуально работают, записывают в тетради. | 12 13 | Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде. Оценивают ответы соседа по парте, записывают в оценочный лист. | Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности. | |||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | На основе полученных знаний, опираясь на схему - рисунок слайда 27,предлагаю вам рассказать о механизме расходов церкви. | Учащиеся описывают схему-рисунок. | 27 | Оценивают свой ответ | Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности. | |||||
8.Рефлексия | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Коммуникативная: монологическая; Познавательная: ОУД; Личностно-смысловая. |
| Ответы учащихся. | Оценивают свою работу и работу класса. | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала. |
Д.З. Сделать 2 таблицы. (Презентация)
Бенедикти́нцы (лат. Benedictini, Орден св. Бенеди́кта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта»[1], например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.Падение нравственности монашества и духовенства, вмешательство светских властей в церковную жизнь привело к реформе монашеской жизни, — т. н. Клюнийская реформа (по названию аббатства Клюни). В это время, X—XI века от бенедиктинцев отпочковались ордена камальдулов и цистерцианцев.
В XIII веке возникли новые, бурно развивающиеся ордены доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в ходе Реформации и секуляризации XVIII века.
Индульге́нция — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи[1], в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди.
Реликвии - останки святых и мучеников (мощи), их одежда и др. предметы, принадлежавшие им при жизни; почитаются верующими.
Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения
ЕРЕСЬ – религиозное учение, противоречившее официальному церковному учению (XII-XIII в.)
ЕРЕТИК – последователь ереси.
Инквизиция - общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Аутодафе – публичные наказания еретиков.
Томизм - «ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).
Секта - любая религиозная группа, имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии
Паломник - Веруюий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми
Мона́х— член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.
Язычник - это не христианин.
Т. е. человек, исповедующий ложные верования, в отличие от христианина, исповедующего Истину.
Язычество (от ст. -слав. языцы — народы, иноземцы) — обозначение нехристианских, политеистических религий в литературе христианских народов.
Папа римский - глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. См. Папство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"
Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...
Разработка урока "Буддийская картина мира (что такое карма)"
План-конспект урока, самоанализ, будет полезным для педагогов, преподающих ОРКСЭ, учителя бурятского языка...
Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....
Методическая разработка "Дополнительные главы к изучению геометрии в 8 классе в свете концепции ФГОС.
Данный материал представляет собой попытку внести в содержание геометрии метапредметный компонент « Исследовательская деятельность, доказательства и аргументация», развивать универсальные учебные дейс...
методическая разработка православного лектория "Христианский брак. Святые Петр и Феврония"
Данная разработка посвящена организации в образовательных учреждениях лекционных чтений по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Разработка представляет собой полный материал лектория н...
Урок 52. Заря христианского мира.
Урок 52. Заря христианского мира. Цели урока по линиям развития личности: Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.Опираясь на факты истории, научить выявлять характерные особенности внут...
Внеклассное мероприятие "Традиции христианского мира"
В сценарии приведены выступления детей с информацией о пасхальных традициях, также даны описания пасхальных игр....