Разработка урока "Страны и государи"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок по истории 6 класса «Страны и государи»
Тип урока: комбинированный
Формы: групповая «Мозговой штурм», индивидуальная «работа с карточками»
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: Репродуктивные методы; Словесные методы – объяснение, беседа, повторительная беседа.
Цель урока: раскрыть особенности формирования трех крупнейших государств Средневековья – Германии, Франции и Англии и роли королевской власти в каждом из них. Сформировать представление о сословных органах власти в этих странах.
Задачи урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_6_kl_strany_i_gosudari.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории 6 класса «Страны и государи»
Тип урока: комбинированный
Формы: групповая «Мозговой штурм», индивидуальная «работа с карточками»
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: Репродуктивные методы; Словесные методы – объяснение, беседа, повторительная беседа.
Цель урока: раскрыть особенности формирования трех крупнейших государств Средневековья – Германии, Франции и Англии и роли королевской власти в каждом из них. Сформировать представление о сословных органах власти в этих странах.
Задачи урока:
Образовательные:
- Научить применять в своем повествовании термины : централизация, сословия, органы сословного представительства, парламент, курфюрсты, Великая хартия вольностей, Генеральные штаты, первое, второе и третье сословия, ландтаги, кортесы, сеймы, домен.
- Развивающие:
1. Развить логическое мышление;
2. Развить чувство значимости истории;
3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.
Воспитательные:
- Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
- Воспитать чувства товарищества;
- Воспитать умения слушать, трудолюбия.
Структура урока в рамках деятельностного подхода:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самоанализ и самоконтроль
- Включение нового знания
- Рефлексия
Ход урока
№ п/п мин. | Цель этапа | УУД | Деятельность | ЭОР | Оценивание, формы контроля | Результат | ||||||
учителя | обучающихся | |||||||||||
1. Орг. Момент (2 мин) | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Личностные | Здравствуйте ребята! На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей средневекового города. Сегодня, мы побываем в Священной Римской империи, затем перенесемся во Французское королевство и на последок, пройдем по Английскому королевству . | Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку. | презентация | Не оценивается | Включение в учебный процесс | |||||
2. Актуализация знаний. (5 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. | -Познавательные -Коммуникативные -Личностные | «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. | Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам. | Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах). | Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности. | ||||||
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | -коммуникативная; - познавательные: -общеучебные УД; -постановка и решение проблемы. | Обратите внимание на карту «Франция и Англия в 11-14 вв. Проанализируйте ее и постарайтесь определить цель и тему нашего урока. | Выдвигают варианты цели, участвуют в их анализе, обсуждении. | 1 слайд | Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |||||
4 «Открытие нового знания» | Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения) | Личностные; Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.) | Прием «Круг». 1. Объединение Франции и образование централизованного государства. 2. Борьба за объединение Франции. Усиление королевской власти в XIII - начале XIV вв. Франция делилась на несколько крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бретань, Бургундия, Аквитания; и графств - Анжу, Тулуза, Шампань. Последствия нормандского завоевания Англии
3. Усиление феодального гнета (была проведена перепись земель и населения, стали полнее учитываться доходы населения). | Слайды: 2 3 4 5 6 7 8 | Участие в диалоге, интерактивной беседе. | Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем | ||||||
5.Первичное закрепление | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Личностные; Общеучебные УД; Коммуникативные; | Прочитать пункт «Угрозы ересей» на с. 179 и ответить на вопросы: Что такое ересь? Кого называли еретиками? Почему появлялись ереси? Каких взглядов придерживались еретики? Что такое секта? Учитель также показывает владения французского короля в начале XII века - королевский домен. Учащиеся видят, что королевский домен был небольшим: в него входили Париж и Орлеан. королевская власть была слабой: - она не распространялась за пределы домена; - король не имел права собирать налоги с населения страны; - король не имел права судить подданных; - король не издавал общих для всей Франции законов; - не было единой монеты, постоянного войска и т. д. | Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы. | 9 10 11 | Корректируют свои предположения на основе работы с источником. После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают | Умение ориентироваться в тексте учебника. Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности | |||||
6.Самоанализ и самоконтроль | Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | Работа с картой. => Определить и показать территорию, которая находилась под властью французского короля к началу XIV века. К началу XIV века владения короля выросли в 4 раза. Учитель уточняет: в XII - XIII вв. шел процесс «собирания» земель французскими королями разными способами: - женитьба; - завоевание; -получение владений при нарушении присяги; ит. д. | Самостоятельно индивидуально работают с картой. | 12 13 | Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде. Оценивают ответы соседа по парте, записывают в оценочный лист. | Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности. | |||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт. | Познавательные: Логические УД; Коммуникативные | => В чем причины начавшегося объединения Франции? Выстраивается следующая схема. Схема №1.(приложение 1) Выводы: • В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. • Усиление королевской власти при Филиппе IV: - борьба с папой Римским; - созыв Генеральных штатов (1302 г.). -• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий. | Учащиеся описывают схему. | 27 | Оценивают свой ответ | Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности. | |||||
8.Рефлексия | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Коммуникативная: монологическая; Познавательная: ОУД; Личностно-смысловая. |
| Ответы учащихся. | Оценивают свою работу и работу класса. | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала. |
Приложение 1. причины начавшегося объединения Франции
Экономические | Политические |
1. Развитие хозяйства. 2. Разделение труда между об- 3. Развитие торговли. 4. Замена барщины продукто- | 1. Борьба городов с сеньорами. 2. Борьба крестьян за освобож- 3. Поддержка церковью коро- 4. Поддержка мелкими и сред- 5. Переход рыцарей на службу |
Процесс объединения Франции
Борьба королевской власти за объединение страны:
- подчинение вассалов в собственном владении короля;
- войны с английскими королями;
- присоединение крупных владений.
Выводы:
• В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
•Усиление королевской власти при Филиппе IV:
борьба с папой Римским;
созыв Генеральных штатов (1302 г.).
• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий.
АНГЛИЯ
Вывод: опираясь на горожан и рыцарей, королевская власть победила в борьбе с крупными феодалами. Все феодальные распри в 30-50-х годах XII века были прекращены с восшествием на престол Генриха II.
Сословия - группа людей с правами и привилегиями, по традиции или закону переходящими от отца к сыну.
Основные сословия:
1. Духовенство.
2. Феодалы (дворяне), рыцари.
3. Все остальное население: крестьяне, горожане (торговцы, ремесленники).
Генеральные штаты - высшее сословно-представительное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенства, дворянства и представителей третьего сословия - горожан.
Централизация – подчинение одному центру. Централизованное государство - государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок без пошлин) характер.
Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Домен (область) — владения короля или владение какого-либо феодала в Средние века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иван Третий - государь всея Руси
презентация к занятию элективного курса "Светочи России"...
Иван Третий - государь всея Руси
конспект занятия элективного курса "Светочи России"...
Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...
Иван III. Государь Всея Руси.
Урок-исследование. Цели, которые реализуются на уроке::раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III;сформировать представление о личности Государя Всея Руси и о ег...
Внеклассное занятие в компьютерном классе на тему «Календарик, календарь, целый год ты - государь»
Обучение детей работе с текстовым редактором Орen Offices в программном обеспечении Linux. Обучающиеся применяют полученные знания при составлении творческого проекта....
Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь"
Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь" представляет собой мини-путешествие в мир словарей русского языка. Направлено на развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся....
план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века
Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные г...