Разработка урока "Страны и государи"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Остапенко Ирина Викторовна

Урок по истории 6 класса «Страны и государи»

 

Тип урока: комбинированный

 

Формы: групповая «Мозговой штурм», индивидуальная «работа с карточками»

 

Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»

 

Методы: Репродуктивные методы; Словесные методы – объяснение, беседа, повторительная беседа.

 

Цель урока: раскрыть особенности формирования трех крупнейших государств Средневековья – Германии, Франции и Англии и роли королевской власти в каждом из них. Сформировать представление о сословных органах власти в этих странах.

Задачи урока: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_6_kl_strany_i_gosudari.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории 6 класса «Страны и государи»

Тип урока: комбинированный

Формы: групповая «Мозговой штурм», индивидуальная «работа с карточками»

Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»

Методы: Репродуктивные методы; Словесные методы – объяснение, беседа, повторительная беседа.

Цель урока: раскрыть особенности формирования трех крупнейших государств Средневековья – Германии, Франции и Англии и роли королевской власти в каждом из них. Сформировать представление о сословных органах власти в этих странах.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Научить применять в своем повествовании термины :  централизация, сословия, органы сословного представительства, парламент, курфюрсты, Великая хартия вольностей, Генеральные штаты, первое, второе и третье сословия, ландтаги, кортесы, сеймы, домен.
  2. Развивающие: 

      1. Развить логическое мышление;

      2. Развить чувство значимости истории;

      3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.

Воспитательные: 

  1. Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;
  2. Воспитать чувства товарищества;
  3. Воспитать умения слушать, трудолюбия.

Структура урока в рамках деятельностного подхода:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самоанализ и самоконтроль
  7. Включение нового знания
  8. Рефлексия

Ход урока

п/п

мин.

Цель этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Оценивание, формы контроля

Результат

учителя

обучающихся

1. Орг. Момент

(2 мин)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Личностные

Здравствуйте ребята!

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей средневекового города. Сегодня, мы побываем в Священной Римской империи, затем перенесемся во Французское королевство и на последок, пройдем по Английскому королевству  .

Приветствуют учителя. Проявление интереса к  уроку.

презентация

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2. Актуализация знаний.

(5 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

-Познавательные

-Коммуникативные

-Личностные

«Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики.

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах).

Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

 -коммуникативная;

- познавательные:

-общеучебные УД;

-постановка и решение проблемы.

 Обратите внимание на карту «Франция и Англия в 11-14 вв. Проанализируйте ее и постарайтесь определить цель и тему нашего урока.

Выдвигают варианты цели, участвуют в их анализе, обсуждении.

1 слайд

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.

4 «Открытие нового знания»

 Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения)

Личностные;

Познавательные(логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания.)

Прием «Круг».

 1.        Объединение Франции и образование централизованного государства.

2.        Борьба за объединение Франции. Усиление королевской власти в XIII - начале XIV вв.

Франция делилась на несколько крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бретань, Бургундия, Аквитания; и графств - Анжу, Тулуза, Шампань. Последствия нормандского завоевания Англии

  1. Усиление королевской власти.
  2. Начало образования централизованного государства.

3.        Усиление феодального гнета (была проведена перепись земель и населения, стали полнее учитываться доходы населения).

Слайды:

2

3

4

5

6

7

8

Участие в диалоге, интерактивной беседе.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем

5.Первичное закрепление

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Личностные;

Общеучебные УД;

Коммуникативные;

Прочитать пункт «Угрозы ересей» на с. 179 и ответить на вопросы:

Что такое ересь?

Кого называли еретиками?

Почему появлялись ереси?

Каких взглядов придерживались еретики?

Что такое секта?

Учитель также показывает владения французского короля в начале XII века - королевский домен. Учащиеся видят, что королевский домен был небольшим: в него входили Париж и Орлеан.

королевская власть была слабой:

-        она не распространялась за пределы домена;

-        король не имел права собирать налоги с населения страны;

-        король не имел права судить подданных;

-        король не издавал общих для всей Франции законов;

-        не было единой монеты, постоянного войска и т. д.        

Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы.

9

10

11

Корректируют свои предположения на основе работы с источником. После этого ответы сверяют с образцом на слайде и оценивают

Умение ориентироваться в тексте учебника.

Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи. Формирование навыков речевой деятельности

6.Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

Работа с картой.

=> Определить и показать территорию, которая находилась под властью французского короля к началу XIV века.

К началу XIV века владения короля выросли в 4 раза.

Учитель уточняет: в XII - XIII вв. шел процесс «собирания» земель французскими королями разными способами:

-        женитьба;

-        завоевание;

-получение владений при нарушении присяги; ит. д.

Самостоятельно индивидуально работают с картой.

12

13

Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде. Оценивают ответы соседа по парте, записывают в оценочный лист.

Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

=> В чем причины начавшегося объединения Франции?

Выстраивается следующая схема.

Схема №1.(приложение 1) 

Выводы:

•        В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

•        Усиление королевской власти при Филиппе IV:

-        борьба с папой Римским;

-        созыв Генеральных штатов (1302 г.).

-• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий.

Учащиеся описывают схему.

27

Оценивают свой ответ

Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности.

8.Рефлексия

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Коммуникативная: монологическая;

Познавательная: ОУД;

Личностно-смысловая.

  1. Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  2. Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись: при изучении темы, при ответе на вопросы.
  3. Каким образом вы преодолевали трудности? За счет чего?
  4. Что общего в причинах и путях образования централизованных государств во Франции и Англии?
  5. => Что особенного в формировании централизованных государств во Франции и Англии?
  6. => Что означает сословно-представительная монархия?
  7. => Почему в Англии централизованное государство возникло раньше, чем во Франции?
  8. => Чем английский парламент отличался от Генеральных штатов? В чем они между собой сходны?

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу и работу класса.

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала.

Приложение 1. причины начавшегося объединения Франции

Экономические

Политические

1.        Развитие хозяйства.

2.        Разделение труда между об-
ластями.

3.        Развитие торговли.

4.        Замена барщины продукто-
вым, затем денежным обро-
ком

1.        Борьба городов с сеньорами.

2.        Борьба крестьян за освобож-
дение от личной зависимо-
сти.

3.        Поддержка церковью коро-
левской власти.

4.        Поддержка мелкими и сред-
ними феодалами королев-
ской власти.

5.        Переход рыцарей на службу
к королю

Процесс объединения Франции

Борьба королевской власти за объединение страны:

-        подчинение вассалов в собственном владении короля;

-        войны с английскими королями;

-        присоединение крупных владений.

Выводы:

•        В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

•Усиление королевской власти при Филиппе IV:

борьба с папой Римским;

созыв Генеральных штатов (1302 г.).

• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий.

АНГЛИЯ

Вывод: опираясь на горожан и рыцарей, королевская власть победила в борьбе с крупными феодалами. Все феодальные распри в 30-50-х годах XII века были прекращены с восшествием на престол Генриха II.

Сословия - группа людей с правами и привилегиями, по традиции или закону переходящими от отца к сыну.

Основные сословия:

1.        Духовенство.

2.        Феодалы (дворяне), рыцари.

3.        Все остальное население: крестьяне, горожане (торговцы, ремесленники).

Генеральные штаты - высшее сословно-представительное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенства, дворянства и представителей третьего сословия - горожан.

Централизация – подчинение одному центру. Централизованное государство - государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок без пошлин) характер.

Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Домен (область) — владения короля или владение какого-либо феодала в Средние века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Третий - государь всея Руси

презентация к занятию элективного курса "Светочи России"...

Иван Третий - государь всея Руси

конспект занятия элективного курса "Светочи России"...

Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...

Иван III. Государь Всея Руси.

Урок-исследование. Цели, которые реализуются на уроке::раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III;сформировать представление о личности Государя Всея Руси и о ег...

Внеклассное занятие в компьютерном классе на тему «Календарик, календарь, целый год ты - государь»

Обучение детей работе с текстовым редактором Орen Offices в программном обеспечении Linux. Обучающиеся применяют полученные знания при составлении творческого проекта....

Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь"

Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь" представляет собой мини-путешествие в мир словарей русского языка. Направлено на развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся....

план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века

Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  г...