Урок 7 классе "Начало реформации в Европе. Обновление христианства"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства».
Цель: Изучая причины Реформации ее особенности, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.
Задачи:
Образовательные:
- Определить время, раскрыть предпосылки и причины Реформации
- Познакомить учащихся с идеями и взглядами реформаторов (на примере Мартина Лютера)
- Выяснить социальный состав участников движения за реформу церкви и познакомиться с их целями
- Показать эпоху Реформации как революцию в сфере сознания людей в Новое время
Развивающие:
- Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
- Развивать умение работать с текстом учебника и исторического источника
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные навыки, работая в группе
- Формировать толерантное отношение к людям другого вероисповедания
Оборудование: Карта «Европа в XVI веке»
Учебник «История Нового времени» под редакцией А.Я.Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина
Интерактивная доска - презентация «Начало Реформации в Европе»
Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица «Участники Реформации и их требования» для учащихся 1 группы, текст литературно-исторического источника для учащихся 3 группы)
Набор букв для физкультминутки.
Распечатка букв русского алфавита (на каждую парту)
Словарь: Реформация ,революция, лютеранская церковь, протестант.
ХОД УРОКА.
Убери лишнее
Задаие1:
Николай Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Исаак Ньютон
Васко да Гама - лишний
А что объединяет оставшиеся имена – это ученые периода раннего Нового времени
Задние 2
Томас Мор
Эразм Роттердамский
Франсуа Рабле
Людовик XIV
А что объединяет оставшиеся имена – это гуманисты, а кто такие гуманисты (это люди, которые стали думать больше о мирской жизни, а не о загробной, в переводе человеческий)
Задание3
Леонардо да Винчи
Рафаэль
Микеланджело
Христофор Колумб
А что объединяет оставшиеся имена- художники эпохи Возрождения (красота человека физическая и духовное совершенство)
Научные знания, гуманисты, Возрождение как эти слова связаны с нашей сегодняшней темой урока.
Вводное слово:
К 16 веку появляется образ человека с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду, который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно, складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения, происходящие в сознании людей, касались всех сфер жизни европейского общества. События, о которых мы с вами будем говорить сегодня на уроке начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии в начале 16 века не было единства. Ее территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи.(карта)
Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. На доске зашифровано главное слово, с которым нам сегодня предстоит работать. В слове 10 букв, каждая буква зашифрована под цифрой. Цифра – это номер буквы в алфавите.
Это слово: РЕФОРМАЦИЯ
Тема урока: Начало реформации в Европе.
Знакомство с проблемными заданиями:
1.Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
Знакомство с планом урока.
План урока
- Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
- Мартин Лютер. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
- Народная Реформация и крестьянская война
- «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
Ответы на эти вопросы вам предстоит дать в конце урока.
Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей (записать в конспект)
Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.
Реформация – движение за переустройство церкви. (записать в конспект)
Задания по группам (по рядам)
1ряд - читает п.1 §11, формулирует причины Реформации
2 ряд – читает п.2 §11, заносит в бланк таблицы требования участников Реформации
3 ряд – работает по заданию к тексту литературно-исторического источника о причинах недовольства католической церковью.
Подводит итог о причинах недовольства всех сословий кат церковью. Записывают причины Реформации в конспект.
Причины Реформации:
- потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей.
Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.
Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
- сбор десятины
что такое десятина?
Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.
Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
- торговля индульгенциями
Что такое индульгенция?
Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.
- вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
- гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)
Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.
Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.
Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.
Физкультминутка
Учащиеся 1 варианта подходят к одному столу, 2 – к другому 3 – к третьему . На столах лежат буквы. Задание: чья команда быстрее составит слово Реформация, Революция, Католики и правильнее даст их определение. Буквы на листах берут в руки, выстраиваются так чтобы прочесть слово.
Рассказ о Мартине Лютере.
В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба. Этим толчком стала торговля индульгенциями? С чем было связано оживление торговли индульгенциями? ( с развитием рыночных отношений)
В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия.
На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»
1.осудил торговлю индульгенциями
2.церковь не может быть посредником между человеком и богом
3.предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.
Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император
Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.
Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.
Записывают дату начала реформации и имя Мартина Лютера
Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
Основной вопрос «как достичь спасения души?»
Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.
- человек спасется только верой
- вера обретается только через милость божью и не зависит ни от каких заслуг человека
- единственный авторитет в делах веры – Священное писание
- священники должны растолковывать Библию
должность священников – выборная
- не признавалось монашество
- церковь не должна владеть землями
- удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,богатые церковные одежды, пышные обряды)
- церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
- богослужение на родном языке
Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера
Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской (записать в тетрадь)
IV. Народная Реформация и крестьянская война
Краткий рассказ о Крестьянской войне и требования Томаса Мюнцера.
V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.
После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:
- часть князей напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
- часть князей начала захват монастырских земель
Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.
Протестанты – сторонники реформации церкви.
(записать в тетрадь)
В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.
В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями: стр. 99 найти и записать в конспекты
1. католичество и протестантство признавалось равноправными
2. глава церкви -князь
3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)
4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе
5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы) - церковь стала дешевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства" по Всеобщей истории
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
Начало реформации в Европе. Обновление христианства
Презентация к уроку всеобщей истории для 7 класса...
Тест по истории "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Контрреформация" с ответами
Тест с ответами."Реформация и Контреформация"...
РАЗАРБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства", 7 КЛАСС
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства."...
Практическая работа «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства»
Практическая работа «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства»...
Урок 11-12. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Цели урока:- Картина мира в фактах и понятиях.Учить сравнивать основы католического и протестантского все учений и устройство церквей....