Урок 7 классе "Начало реформации в Европе. Обновление христианства"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Карташева Алла Геральдовна

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_reformatsiy.odt24.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства».

 Цель: Изучая причины Реформации ее особенности, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.

 Задачи:

Образовательные:

  1. Определить время, раскрыть предпосылки и причины Реформации
  2. Познакомить учащихся с идеями и взглядами реформаторов (на примере Мартина Лютера)
  3. Выяснить социальный состав участников движения за реформу церкви и познакомиться с их целями
  4. Показать эпоху Реформации как революцию в сфере сознания людей в Новое время

Развивающие:

  1. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
  2. Развивать умение работать с текстом учебника и исторического источника

Воспитательные:

  1. Развивать коммуникативные навыки, работая в группе
  2. Формировать толерантное отношение к людям другого вероисповедания

Оборудование: Карта «Европа в XVI веке»

                            Учебник «История Нового времени» под редакцией А.Я.Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина

                            Интерактивная доска - презентация «Начало Реформации в Европе»

                            Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица «Участники Реформации и их требования» для учащихся 1 группы, текст литературно-исторического источника для учащихся 3 группы)

Набор букв для физкультминутки.

Распечатка букв русского алфавита (на каждую парту)

Словарь: Реформация ,революция, лютеранская церковь, протестант.

ХОД УРОКА.

Убери лишнее

Задаие1:

Николай Коперник

Джордано Бруно

Галилео Галилей

Исаак Ньютон

Васко да Гама - лишний

А что объединяет оставшиеся имена – это ученые периода раннего Нового времени

Задние 2

Томас Мор

Эразм Роттердамский

Франсуа Рабле

Людовик XIV

А что объединяет оставшиеся имена – это гуманисты, а кто такие гуманисты (это люди, которые стали думать больше о мирской жизни, а не о загробной, в переводе человеческий)

Задание3

Леонардо да Винчи

Рафаэль

Микеланджело

Христофор Колумб

А что объединяет оставшиеся имена- художники эпохи Возрождения (красота человека физическая и духовное совершенство)

    Научные знания, гуманисты, Возрождение как  эти слова связаны с нашей сегодняшней темой урока.

Вводное слово:

К 16 веку появляется образ  человека с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду, который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно, складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения, происходящие в сознании людей, касались всех сфер жизни европейского общества. События, о которых мы с вами будем говорить сегодня на уроке начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии в начале 16 века не было единства. Ее территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи.(карта)

Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. На доске зашифровано главное слово, с которым нам сегодня предстоит работать. В слове 10 букв, каждая буква зашифрована под цифрой. Цифра – это номер буквы в алфавите.

Это слово: РЕФОРМАЦИЯ

 Тема урока: Начало реформации в Европе.

Знакомство с проблемными заданиями:

1.Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?

Знакомство с планом урока.

План урока

  1.  Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  3. Народная Реформация и крестьянская война
  4. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Ответы на эти вопросы вам предстоит дать в конце урока.

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей (записать в конспект)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.     (записать в конспект)

Задания по группам (по рядам)

1ряд - читает п.1 §11, формулирует причины Реформации

2 ряд – читает п.2 §11, заносит в бланк таблицы требования участников Реформации

3 ряд – работает по заданию к тексту литературно-исторического источника о причинах недовольства католической церковью.

Подводит итог о причинах недовольства всех  сословий кат церковью. Записывают причины Реформации в конспект.

Причины Реформации:

  1. потребность верующих в духовном обновлении 

Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

  1. сбор десятины 

что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

  1. торговля индульгенциями 

Что такое индульгенция?

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

  1. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни 
  2. гонения церкви на науку 

(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы -  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

Физкультминутка

Учащиеся 1 варианта подходят к одному столу, 2 – к другому 3 – к третьему . На столах лежат буквы. Задание: чья команда быстрее  составит слово Реформация, Революция, Католики  и правильнее даст их определение. Буквы на листах берут в руки, выстраиваются так чтобы прочесть слово.

Рассказ о Мартине Лютере.

        В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь  толчок, чтобы началась открытая борьба. Этим толчком стала торговля индульгенциями?  С чем было связано оживление торговли индульгенциями?  ( с развитием рыночных отношений)

       В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

1.осудил торговлю индульгенциями

2.церковь не может быть посредником между человеком и богом

3.предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ  стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император

Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не  удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.

Записывают дату начала реформации и имя Мартина Лютера

Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

  1. человек спасется только верой 
  2. вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека 
  3. единственный авторитет в делах веры – Священное писание 
  4. священники должны растолковывать Библию

должность священников – выборная

  1. не признавалось монашество
  2. церковь не должна владеть землями
  3. удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,богатые церковные одежды, пышные обряды)
  1. церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
  2. богослужение на родном языке

Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

IV. Народная Реформация и крестьянская война

Краткий рассказ о Крестьянской войне и требования Томаса Мюнцера.

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
  2. часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями: стр. 99 найти и записать в конспекты

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы) - церковь стала дешевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало реформации в Европе. Обновление христианства

Презентация к уроку всеобщей истории для 7 класса...

РАЗАРБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства", 7 КЛАСС

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ  "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства."...

Практическая работа «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства»

Практическая работа «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства»...

Урок 11-12. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Цели урока:- Картина мира в фактах и понятиях.Учить сравнивать основы католического и протестантского все  учений и устройство церквей....