Рабочая программа по Истории для 6 класса ФГОС
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая програма по истории для 6 класса, ФГОС. Арсентьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6.docx | 122.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (6 класс).
Программа предполагает использование учебника «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова.
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а так же представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
–формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
–планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
–соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
–работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
–собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
–использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
–привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
–ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
–определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
–логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
Предметные результаты изучения истории включают:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
- изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
—овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
—способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
—умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
—готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
- работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Содержание учебного предмета.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ( 28 ч)
Тема 1. Становление средневековой Европы (6 часов)
Введение. Живое средневековье.
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.
Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная
раздробленность. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
Западная Европа в IX – XI веках. Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.
Основные понятия темы: Великое переселение народов, Варварские королевства, феод, феодальная лестница, междоусобицы.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. (3 часа)
Византия при Юстиниане. Культура Византии. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.
Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Основные понятия темы: Римское наследие, Константинополь, славяне, славянские группы, славянские государства.
Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (1 час)
Арабский халифат и его распад. Возникновение ислама. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама.
Культура арабов. Культура стран халифата.
Основные понятия темы: Ислам, халифат, арабы, арабески.
Тема 4. Феодалы и крестьяне . (1 час)
Феодализм. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.
Средневековая деревня и её обитатели. Феодальное землевладение. Феодальная знать.
Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
Города. Формирование средневековых городов. Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Горожане и их образ жизни. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.
Основные понятия темы: Барщина, оброк, десятина.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе . (2 часа)
Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торгов ли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Основные понятие темы: гильдия, цех.
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. (2 часа)
Католическая церковь и еретики. Могущество папской власти. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.
Крестовые походы. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
Основные понятия темы: Гроб господень, крестоносцы, еретик, аутодафе, Тамплиеры, госпитальеры, рыцари храма.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов)
Объединение Франции. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.
Англия. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Жанна де Арк.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание
Уота Тайлера. Образование централизованных государств. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
Германия Усиление власти князей в Германии. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов.
Италия Расцвет итальянских городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Основные понятия темы: Священная Римская Империя. Генеральные Штаты, Парламент, Реконкиста,.
Тема 8. Славянские государства и Византия .(2 часа)
Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Основные понятия темы: гуситы, турки - османы
Тема 9. Культура Западной Европы . (2 часа)
Средневековая литература и искусство. Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. Возрождение. Культура раннего Возрождения в Италии. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Развитие науки и технике. Научные открытия и изобретения.
Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Основные понятия темы: факультет, Гуттенберг, коровелла.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2часа)
Средневековый Китай. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индия: государства и культура. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
Государства и народы доколумбовой Америки. Народы Америки. Государства. Культура.
Африка. Государства и народы Африки.
Основные понятия темы: Майя, Инки, Ацтеки, Тольтеки.
Итоговый контроль. Наследие Средних веков в истории человечества.(1 час)
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)
Введение ( 1 час)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности ( 3 часа)
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.
Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII века ( 10 часов)
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII в. ( 5 часов)
Эпоха политической раздробленности в Европе.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Тема 4.Русские земли в середине XIII — XIV в. (11 часов)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.
Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей.
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.
Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Тема 5. Формирование единого Русского государства ( 8 часов)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель.
Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Итоговое повторение: «Развития русского общества и государства в XIV — XVI вв.» (1 час)
Итоговый контроль: «Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы». (1 час)
Тематическое планирование по Истории Средних веков
№п/п | Наименование разделов и тем по История Средних веков. | Количество часов | Из них | ||
Теорет. | Контрол. | ||||
1 | Становление средневековой Европы | 6 | 6 | ||
2 | Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 3 | 3 | ||
3 | Арабы в VI-XI вв. | 1 | 1 | ||
4 | Феодалы и крестьяне | 1 | 1 | ||
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | 2 | ||
6 | Католическая церковь в XI - XIII вв. | 2 | 2 | ||
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе | 6 | 6 | ||
8 | Славянские государства и Византия | 2 | 2 | ||
9 | Культура Западной Европы | 2 | 2 | ||
10 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 | 2 | ||
11 | Итоговый контроль | 1 | 1 | ||
Итого | 28 | 27 | 1 |
Тематическое планирование по Истории России.
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |
Теорет. | Контрол. | |||
Введение | 1 | 1 | ||
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 3 | 3 | |
2 | Русь в IX – первой половине XII века | 10 | 9 | 1 |
3 | Русь в середине XII – начале XIII веках | 5 | 4 | 1 |
4 | Русские земли в середине XIII – начале XIV века | 11 | 10 | 1 |
5 | Формирование единого русского государства | 8 | 8 | |
Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
Итоговый контроль | 1 | 1 | ||
Итого | 40 | 36 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование | |||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | К-во ч. | Планируемые результаты на уровне УУД | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
РАЗДЕЛ 1. Новая история. 28 часов Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ.(6 ч.) | |||||||
1 | Что изучает история Средних веков. | Урок освоения новых знаний | 1 | Предметные: Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Метапредпетные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные УУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | |||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | §1 | ||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу. | § 2 | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу. | § 3 | ||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | Предметные: Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. | §4 | |||
6 | Англия в раннее Средневековье. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. | § 5 | ||
Глава 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (3 часа) | |||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Личностные УУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | §6 | ||
8 | Культура Византии. | Урок освоения новых знаний | 1 | Предметные: Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Личностные УУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | §7 | ||
9 | Образование славянских государств. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: вече Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | § 8 | ||
Глава 3. АРАБЫ В VI-XI ВВ. (1 час) | |||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности жизни арабов; приводят примеры в качестве доказательства. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | § 9-10 | ||
Глава 4. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (1 час) | |||||||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные задачи. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию. Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 11-12 | ||
Глава 5. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (2 часа) | |||||||
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | § 13 | ||
13 | Торговля в Средние века Горожане и их образ жизни | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы, решают проблемные задачи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу о его ошибках. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | § 14-15 | ||
Глава 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | |||||||
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | § 16 | ||
15 | Крестовые походы. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Метапредметные УУД: Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации при выполнении задания. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 17 | ||
Глава 7. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) | |||||||
16 | Объединение Франции | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | § 18 | ||
17 | Что англичане считают началом своих свобод | комбинированный | 1 | Предметные: Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Метапредметные УУД: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: удерживание цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные УУД: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | § 19 | ||
18 | Столетняя война | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: партизанская война Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | § 20 | ||
19 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | § 21 | ||
20 | Реконкиста | Урок изучения нового материала | 1 | Предметные: Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе Метапредметные УУД: Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | § 22 | ||
21 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: булла Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | § 23 | ||
Глава 8. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) | |||||||
22 | Гуситское движение в Чехии | Урок изучения нового материала | 1 | Предметные: Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. | § 24 | ||
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Комбинированный урок | 2 | Предметные: Научатся определять термины: турки-османы Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | § 25 | ||
Глава 9. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (2 часа) | |||||||
24 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика Метапредметные УУД: Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | § 26-27 | ||
25 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. | § 29-30 | ||
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века(2 часа) | |||||||
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. | § 31 | ||
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций Метапредметные УУД: Познавательные: получат представление о личности Гомера и его поэмах. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | § 32 | ||
28 | Итоговый контроль по курсу «Средние века» | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Метапредметные УУД: Познавательные: получат представление о личности Гомера и его поэмах. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |||
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОССИИ. (40 ЧАС) | |||||||
1 (29) | Наша Родина – Россия. | Урок изучения нового материала | 1 | Предметные: Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные УУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность . | Стр.6-9 | ||
Глава I. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (3 часа) | |||||||
2 (30) | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся: определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные УУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | § 1 | ||
3 (31) | Образование первых государств. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: дань, плуг Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | § 2 | ||
4 (32) | Восточные славяне и их соседи. | Изучение нового материала | 1 | Предметные: Научатся определять термины Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познававтельную мотивацию учения | § 3 | ||
ГЛАВА II. РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII ВЕКА (10 ЧАСОВ) | |||||||
5 (33) | Первые известия о Руси. | комбинированный | 1 | Предметные: Научатся определять термины: норманнская теория происхождения государства Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений . | § 4 | ||
6-7 (34-35) | Становление Древнерусского государства. | Комбинированный урок | 2 | Предметные: Научатся характеризовать: -причины и обстоятельства возникновения земледелия и скотоводства; Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные УУД: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | § 5 | ||
8 (36) | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: христианство, единобожие Получат возможность научиться: анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику. Владимира Метапредметные УУД: Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Личностные УУД: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | § 6 | ||
9 (37) | Русское государство при Ярославе Мудром. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: Русская правда, династический брак, усобица Метапредметные УУД: Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | § 7 | ||
10 (38) | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | Комбинированный урок | 1 | Предметные : Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян; приводят примеры в качестве доказательства. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | § 8 | ||
11 (39) | Общественный строй и церковная организация на Руси | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | § 9 | ||
12 (40) | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные задачи. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | §10 | ||
13 (41) | Повседневная жизнь населения. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Личностные УУД: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 11 | ||
14 (42) | Контрольная работа «Место и роль Руси в Европе». | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в теме Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия. Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | |||
ГЛАВА III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII – НАЧАЛЕ XIII ВЕКАХ (5 ЧАСОВ) | |||||||
15 (43) | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | Урок изучения нового материала | 1 | Предметные: Научатся определять термины: раздробленность, кочевники Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы, решают проблемные задачи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу о его ошибках. Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | §12 | ||
16 (44) | Владимиро-Суздальское княжество. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: аскетизм, архитектурный ансамбль Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | §13 | ||
17 (45) | Новгородская республика. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся давать определения терминам: вече, республика, Метапредметные УУД: Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации при выполнении задания. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | §14 | ||
18 (46) | Южные и юго-западные русские княжества. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Получат возможность научиться: выделять особенности управления в южных и юго- западных княжествах, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления. Метапредметные УУД: Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации при выполнении задания. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Стр.123-127 | ||
19 (47) | Повторительно-обобщающий урок по III Главе. | Урок изучения нового материала | 1 | Предметные: Научатся определять термины, изученные в теме. Метапредметные УУД: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: удерживание цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные УУД: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |||
ГЛАВА IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII – НАЧАЛЕ XIVВЕКА (11 ЧАСОВ) | |||||||
20 (48) | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи. Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Личностные УУД: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | § 15 | ||
21-22 (49-50) | Батыево нашествие на Русь. | Комбинированный урок | 2 | Предметные: Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | § 16 | ||
23 (51) | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: ополчение, засадный полк Метапредметные УУД: Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | § 17 | ||
24 (52) | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: агрессия, владычество, ярлык, баскак. Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | § 18 | ||
25 (53) | Литовское государство и Русь. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: диалект, уния. Получат возможность научиться: выделять особенности образования Литовского государства, характеризовать особенности религиозной политики литовских князей Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | § 19 | ||
26 (54) | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: слобода Получат возможность научиться: анализировать причины возвышения Московского княжества Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | § 20 | ||
27-28 (55-56) | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | Комбинированный урок | 2 | Предметные: Научатся определять термины: стан Получат возможность научиться: характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение. Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 21 | ||
29 (57) | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Метапредметные УУД: Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Личностные УУД: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию учебной деятельности. | § 22 | ||
30 (58) | Повторительно-обобщающий урок по IV Главе. | Контроля и коррекции знаний | 1 | Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | |||
ГЛАВА V. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (6 ЧАСОВ) | |||||||
31 (59) | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | Урок изучения нового материал | 1 | Предметные: Научатся определять термины: централизация Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | § 23 | ||
32 (60) | Московское княжество в первой половине XV в. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины : поместье, помещик, служилые люди, Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания Личностные УУД: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества . | § 24 | ||
33 (61) | Распад Золотой Орды и его последствия. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак. Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | § 25 | ||
34 (62) | Московское княжество и его соседи во второй половине XV в. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины: Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха. Метапредметные УУД: Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | § 26 | ||
35 (63) | Русская православная церковь в XV– начале XIV в. Человек в Российском государстве во второй половине XV в. | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся определять термины : автокефалия, догмат, ересь, митрополит. Метапредметные УУД: Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Стр. 96-101 | ||
36 (64) | Формирование культурного пространства единого Российского государства | Комбинированный урок | 1 | Предметные: Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | § 27 | ||
39 (67) | Итоговое повторение | Урок контроля и коррекции знаний | 1 | Предметные : научатся определять изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую мотивацию к учению. | |||
40 (68) | Итоговый контроль. | Урок комплексного применения знаний | 1 | Предметные: научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП.
Программно-нормативное обеспечение:
- ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
- Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
- Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Учебники, реализующие рабочую программу:
- «История России. 6 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016
Состав учебно-методического комплекта:
- Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
- Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
- Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
- Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
- Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
- Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
- Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
- Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Ресурсы Интернет
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
- http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
- http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
- http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
- http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
- http://www.fipi.ru - ФИПИ
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
- http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
- http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
- http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
- http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
- http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
- http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
Список литературы для учителя.
- Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
- Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XVвв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
- Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
- Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1Iвв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
- Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
- Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
- История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
- История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
- История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
- История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
- История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского.б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.
- История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.
- Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
- Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001.
- Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся.
- Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
- Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. :ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
- Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.
- Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
- История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс-мо-Пресс, 1999.
- Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
Данная рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....
Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС
Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...
Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП
Данная рабочая программа по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...
Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС
Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...