Интегрированный урок по истории и литературе "Крымская война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Леонова Юлия Михайловна

Интегрированный урок по истории и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krymskaya_voyna_integrirovannyy_urok.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:             «Человек на войне (по «Севастопольским

                                рассказам Л.Н.Толстого»)

                                Крымская война 1853 – 1856 годов.

«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества».

                  Л.Н.Толстой

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов»;

- определить особенности изображения Толстым человека на войне;

- попытаться осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей;

- показать, что  в любой войне главное место занимает человек;

- подвести учащихся к пониманию причин, характера войны, осознанию того, что Крымская война обнажила отсталость крепостной России и способствовала росту революционного движения; оценить её вклад в осознание российским обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни.

2. Развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз.

3.  На примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла.

ХОД УРОКА

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем  разговор о творчестве Л.Н.Толстого. Перед Вами тема урока и эпиграф. Запишите в тетради. А пока будем записывать и осмысливать слова Толстого, может быть кто-то попытается сформулировать цель нашего урока.

(Осмыслить причины  и трагичность Крымской войны;

- что такое война в понимании Л.Толстого, что заставляет человека участвовать в безумии войны, как показывает Толстой сложную душевную жизнь  человека.

Все верно. Посмотрите на портреты и фотографии Л.Н.Толстого. Его рисовали многие русские художники: Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ге, Михаил Нестеров, Дмитрий Шмаринов. А это фотографии последних лет (их делал Владимир Георгиевич Чертков. Не правда ли

                                   «из-за кустов его бровей

                                     глядит колюче наша слава»?

Но во время Крымской компании писатель выглядел совсем не так. (Вот снимок 1854 г., а это снимки 1856 г.) Прошу любить и жаловать: поручик артиллерии Л.Н.Толстой 27 лет отроду во время Крымской кампании.

________________________________________________________

Чтобы разобраться в той ситуации, в которой оказались герои «Севастополь-ских рассказов» Толстого, давайте осмыслим историческую ситуации  того времени и даже чуточку раньше. Ведь Крымская война 1853 – 1856 гг. – это звено одной цепи, которая называлась «Восточный вопрос». Наша задача сегодня на уроке:

  1. Определить причины Крымской войны, её характер.
  2. Цели воюющих сторон.
  3. Основные этапы и события этой войны.
  4. Итог, историческое значение  итогов войны для дальнейшей судьбы России.

Вопросы:

  1. Что такое «Восточный вопрос»?
  2. Вспомните и назовите причины Крымской войны?
  3. Что  послужило поводом  для обострения  восточного вопроса в  50-е годы XIX века?
  4. Страны-участницы войны.

 Самостоятельная работа учащихся

  1. Сравните готовность к войне России и ее противников. Заполните таблицу «Соотношение готовности к войне России и ее противников».

Россия

Англия, Франция

1. Рекрутская система

1.

2.

2. Развитые капиталистические отношения

3. Парусный флот

3.

4.

4. Новейшие образцы нарезного оружия

  1. Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны»

Цели участников Крымской войны

Участники

Цель

Россия

 

Турция

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья

Англия, Франция

 

  1. Заполните таблицу «Этапы Крымской войны»

Этапы Крымской войны

Этапы войны

Противники России

Основные события

Октябрь 1853 – апрель 1854

Турция

 

Апрель 1854 – февраль 1856

Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство

 

Каковы условия мирного договора?

В чем причины поражения России в  Крымской войне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...

интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе Война и право

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс...

Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".

Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»

Цель: - знать и понимать события отечественной истории;            - воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.Задачи:...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...