Рабочая программа по учебному предмету «История» в 5 классе (базовый уровень)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Крутовская СОШ» и авторской программы «Всеобщая история 5-9 классы» (А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2012).
Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_istoriya_5_v_kl_ilyasova2016.docx | 71.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»
г.о. Серебряные Пруды Московской области
Утверждено
приказом директора
от «___»_________20__ №_____
Рабочая программа
по учебному предмету
«История»
в 5 классе (базовый уровень)
на 2017-20178 учебный год
Илясовой Олеси Валериевны
с.Крутое
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Крутовская СОШ» и авторской программы «Всеобщая история 5-9 классы» (А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2012).
Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучаемый научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучаемый получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета по годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный. Родовые общины.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Тема 3. Счет лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени.
Повторение
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Местоположение и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель.
Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта: Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумии, гробница, саркофаг. Фараон – сын солнца. Безграничность власти фараона.
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиция древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний. Математика, астрономия. Изобретение инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть времени возникновения государств в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон – главный в Двуречье. Законы царя Хаммурапи. Принцип талиона.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Виды ремесел. Развитие торговли в городах Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит.
Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Библейские мифы и сказания, исторический и нравственный опыт еврейского народа.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские сказания о героях.
Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Ниневия – столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды. Образование персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Город Персеполь – столица великой державы древности.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Религия жителей Древней Индии. Древнейшие города.
Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество: Варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Знания. Книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории Китая. Великая китайская стена. Деспотия Цинь Шихуана. Свержение наследников Цинь Шихуана. Открытия китайцев: шелк, чай, бумага, компас. Великий шелковый путь.
Повторение
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 1. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы о Тесее и Минотавре, Дедале и Икаре.
Микены и Троя. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя Одиссея. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Миф о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милеет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Местоположение и природа Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, виноградарство, оливководство. Знать и демос в Афинском полисе. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром персов при Платеях. Причины победы греков.
Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление власти демоса – демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Район Керамик. Посуда с краснофигурными и чернофигурными рисунками. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптура. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета Пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла.
Тема 4. Македонские завоевания в IV веке до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Аристотель – учитель Александра. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы А.Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.
Повторение
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.).
Местоположение и природа Италии. Пестрота населения Древней Италии.
Древний Рим. Легенда об основании Рима. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятие римлян. Верования. Управление ранним Римом. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы.
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Тактика Ганнибала и тактика римлян. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме.
Установление господства Рима во всем восточном Средиземноморье. Рост римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.
Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, быту римлян. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры.
Тема 3. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами и римским обществом после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потери имущества бедняками. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Гракха. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших. Оформление армии восставших. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Брут и Цезарь Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антонио и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Превращение римского государства в империю.
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед богом.
Расцвет римской империи во II веке. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ римской империи.
Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империи при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров. Рим и варвары. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столица за счет архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи.
Взятие Рима варварами. Разделение римской империи на два самостоятельных государства. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Конец эпохи античности.
Повторение
Итоговое повторение
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | резервное время | итого |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 6 | 6 | |
3 | Раздел 2. Древний Восток | 20 | 20 | |
4 | Раздел 3. Древняя Греция | 21 | 21 | |
5 | Раздел 4. Древний Рим | 18 | 18 | |
6. | Повторение, обобщение курса | 2 | 2 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока (кол-во часов) | Характеристика основной деятельности обучающегося | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Примечание |
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Введение | Раскрывают причину терминов история, век, исторический источник. | 1 | 04.09-08.09 | ||
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч) +1 час резерв на повторение Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.) | ||||||
2 | Древнейшие люди | Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство, устно описывают орудия труда, собирательство. Составляют рассказ о первобытном человеке и его образе жизни. | 1 | 04.09-08.09 | ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Исследуют на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называют и охарактеризовывают новые изобретения человека для охоты. Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. Выделяют признаки родовой общины. | 1 | 11.09-15.09 | ||
4. | Возникновение искусства и религии | Рассказывают о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Работают с текстом учебника по заданиям учителя. Характеризуют первобытные верования людей. | 1 | 11.09-15.09 | ||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.) | ||||||
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | Находят на карте районы первичного земледелия. Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделяют и комментируют и освоенные древним человеком ремесла | 1 | 18.09-22.09 | ||
6 | Появление неравенства и знати | Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, , гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать. Выявляют и сравнивают признаки родовой и соседской общин. Характеризуют изменение отношений в общине с выделением знати. | 1 | 18.09-22.09 | ||
7 | Обобщающе-повторитель ный урок по теме: Жизнь первобытных людей». Счет лет в истории. | Проводят поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Решают исторические задачи на счет времени. Осмысливают различие понятий : год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Учатся определять историческое время по ленте времени. | 1 | 25.09-29.09 | ||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)+ 1 час резерв Глава 4. Древний Египет (8 ч.) | ||||||
8 | Государство на берегах Нила | Самостоятельно готовят сообщение к уроку, характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.. Устанавливают причинно – следственные связи природы и занятий египтян. | 1 | 25.09-29.09 | ||
9. | Как жили земледельцы и ремесленники | Находят и группируют информацию из текстов учебника, видеоряда учебника. Дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. | 1 | 02.10-06.10 | ||
10. | Жизнь египетского вельможи | Учатся работать в малой группе над общим заданием, выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, выделять главное во всем параграфе. | 1 | 02.10-06.10 | ||
11. | Военные походы фараонов | Работают с картой в малых группах по единому заданию. Готовят сообщение о военных походах Тутмоса 3. | 1 | 09.10-13.10 | ||
12. | Религия древних египтян | Характеризуют религию древних египтян. Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиям древних египтян | 1 | 09.10-13.10 | ||
13. | Искусство Древнего Египта . | Ищут в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды | 1 | 16.10-20.10 | ||
14. | Письменность и знания Древнего Египта | Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризуют знания из различных областей наук, известных древним египтянам. | 1 | 16.10-20.10 | ||
15. | Обобщающее-повторительный урок по теме «Древний Египет» | Анализируют достижения в земледелии. Составляют шарады, кроссворды и выполняют к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте | 1 | 23.10-27.10 | ||
Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч.) | ||||||
16. | Древнее Двуречье | Характеризуют природно- климатические условия Древнего Двуречья. Комментируют письменность Двуречьяи выделяют особенные ее признаки. | 1 | 23.10-27.10 | ||
17. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы . | Развивают навык смыслового чтения и анализа текста. Характеризуют свод законов Хаммурапи. Объясняют, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | 1 | 06.11-10.11 | ||
18. | Финикийские мореплаватели | Используют историческую карту для рассказа о месторасположении Финикии и занятиях ее жителей, определяют причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Готовят короткое сообщение о достижениях ремесленников. | 1 | 06.11-10.11 | ||
19. | Библейские сказания . | Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объясняют значение принятия единобожия евреями. Объясняют, почему Библия наиболее читаемая книга с древности до наших дней. | 1 | 13.11-17.11 | ||
20. | Древнееврейское царство | Дают оценку поступкам Давида и Самсона. Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) | 1 | 13.11-17.11 | ||
21. | Ассирийская держава | Развивают навык смыслового чтения и анализа текста. Перечисляют достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Определяют причины падения ассирийской державы. | 1 | 20.11-24.11 | ||
22. | Персидская держава «царя царей» | Работают с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы. Кратко рассказывают легенды о персидских царях. | 1 | 20.11-24.11 | ||
Глава 6. Индия и Китай в древности. (4ч).+1 час резерв | ||||||
23. | Природа и население Древней Индии | Рассказывают о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата...Работают с картой. Объясняют, каких животных почитали индийцы и почему. | 1 | 27.11-01.12 | ||
24. | Индийские касты . | Дают собственную оценку буддисткой религии; составляют простой план пунктов параграфа по плану Доказывают, что брахманы - хранители знаний, сравнивают основные положения брахманизма и буддизма | 1 | 27.11-01.12 | ||
25. | Древний Китай. Учение Конфуция | Комментируют местоположение Китая, определяют и формулируют особенности китайской религии. Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. | 1 | 04.12-08.12 | ||
26. | Первый властелин единого Китая | Рассказывают об отношениях Китая с соседями. Объясняют причины возведения Великой Китайкой стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации. | 1 | 04.12-08.12 | ||
27. | Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Восток» | Рассказывают о вкладе народов Востока в мировую историю и культуру. Показывают на карте самые известные города Древнего Востока и соотносят их местоположение с современной картой | 1 | 11.12-15.12 | ||
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 ч) +1 час резерв Глава 7. Древнейшая Греция (5 ч.) | ||||||
28. | Греки и критяне | Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря. Работают с картой с заданиями рабочей тетради , документальными материалами. | 1 | 11.12-15.12 | ||
29. | Микены и Троя | Развивают навык смыслового чтения и анализа текста. Показывают на карте месторасположение Микен. Выделяют отличия между микенской и критской культурами. Работают с линией времени. | 1 | 18.12-22.12 | ||
30. | Поэмы Гомера «Илиада» | Рассказывают легенду о жизни Гомера. Раскрывают кратко суть поэмы Гомера « Илиада». Дают характеристику основным героям поэмы. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. | 1 | 18.12-22.12 | ||
31 | Поэма Гомера «Одиссея» | В группах соотносят с картой путь Одиссея домой , в Итаку. Выделяют основные вехи пути.. последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея. Читают тект с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | 1 | 25.12-27.12 | ||
32. | Религия древних греков | Дают оценку влияния греческой мифологии на занятия, культуру античного мира. Сравнивают пантеон богов Греции и Египта. | 1 | 11.01-12.01 | ||
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | ||||||
33. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Развивают навык смыслового чтения и анализа текста. Показывают на карте и устно комментируют месторасположение Аттики, занятия ее населения, выделяют признаки греческого полиса, работают с терминами. | 1 | 15.01-19.01 | ||
34. | Зарождение демократии в Афинах | Показывают на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивают законы Драконта и Солона, дают оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | 1 | 15.01-19.01 | ||
35. | Древняя Спарта | Характеризуют основные группы населения и их положение. Составляют рассказ о жизни и традициях спартанцев. | 1 | 22.01-26.01 | ||
36. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Объясняют причины греческой колонизации, ее географии. Выделяют общее, что связывало греческие колонии. Сравнивают финикийскую и греческую территории колонизации. Комментируют наряд грека. | 1 | 22.01-26.01 | ||
37 | Олимпийские игры в древности | Составляют развернутый план одной части параграфа. Составляют « паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Используют Интернет - ресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени. | 1 | 29.01-02.02 | ||
38-39. | Греко-персидские войны | Работают с картой с опорой на легенду карты, анализируют документы, дают краткую историческую характеристику героям греко- персидских войн, выявляют причинно- следственные связи, готовят сообщения : 1. О создании военного флота; 2. О Фермопильском сражении; 3. О Саламинской битве. | 2 | 29.01-02.02 05.02-09.02 | ||
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.) | ||||||
40. | В гаванях Афинского порта Пирей | Рассказывают и сравнивают военную и торговую гавани. Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Составляют рассказ о положении рабов. | 1 | 05.02-09.02 | ||
41. | В городе богини Афины | Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формируют собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составляют вместе с родителями краткую презентацию. | 1 | 12.02-16.02 | ||
42. | В афинских школах и гимнасиях | Описывают особенности древнегреческого воспитания и обучения в школах и гимнасиях. Сравнивают типы школ и последовательно рассказывают о них | 1 | 12.02-16.02 | ||
43. | В театре Диониса | Называют отличительные черты комедии и трагедии. Комментируют строки из трагедии Софокла « Антигона». Оценивают роль современного театра для общества. | 1 | 19.02-22.02 | ||
44. | Афинская демократия при Перикле | Называют заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Ищут информацию в Интернете об единомышленниках и друзьях Перикла. Группируют информацию о демократических преобразованиях Перикла. | 1 | 19.02-22.02 | ||
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.) | ||||||
45. | Города Эллады подчиняются Македонии | Показывают на карте и объясняют местонахождение Македонии. Характеризуют политические методы Филиппа Македонского. Сравнивают политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объясняют причины потери независимости Греции. | 1 | 26.02-02.03 | ||
46. | Поход Александра Македонского на Восток | Используя карту и ее легенду, рассказывают о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризуют ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивают поступки Александра Македонского и его противников. | 1 | 26.02-02.03 | ||
47. | В Древней Александрии Египетской | Называют причины распада державы А. Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывают об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивают Александрию и Афины. | 1 | 05.03-09.03 | ||
48. | Обобщающе-повторитель ный урок по теме «Древняя Греция» | Называют самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объясняют значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризуют основных богов и героев древнегреческой мифологии. | 1 | 05.03-09.03 | ||
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч + 1) Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | ||||||
49. | Древнейший Рим | Объясняют причины возникновения государства с опорой на историческую карту Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. Характеризуют общественный строй, установившийся с возникновением Рима. | 1 | 12.03-16.03 | ||
50. | Завоевание Римом Италии | Исследуют по карте, мультимедиресурсам территории, завоеванные Римом. .Дают характеристику Римской республики и причинам ее возникновения. Выделяют причины побед римского войска, в том числе и над Пирром. Сравнивают территориальные приобретения Рима во 2-ом и 3-ем в.в. до н.э. | 1 | 12.03-16.03 | ||
51. | Устройство Римской республики | Сравнивают устройство Римской республики с греческим полисом. Объясняют, где население участвовало во власти: в Греции или в Риме. Выделяют и объясняют преимущества легиона в отношении фаланги. Представляют сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | 1 | 19.03-23.03 | ||
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.) 4 четверть | ||||||
52. | Вторая война Рима с Карфагеном | Называют причины карфагенских. Отмечают цели сторон во второй карфагенской войне. Показывают по карте и комментируют поход Ганнибала, перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | 1 | 19.03-23.03 | ||
53. | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье | Работают с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Рассказывают о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составляют простой план параграфа. | 1 | 04.04-06.04 | ||
54. | Рабство в Древнем Риме | Выделяют и тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Показывают бесправное положение рабов в Риме. Объясняют причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | 1 | 04.04-06.04 | ||
Глава 13. Гражданские войны в Римской республике (4 ч.) | ||||||
55. | Земельный закон братьев Гракхов | Устанавливают причины гражданских войн в Риме. Называют причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работают в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывают, сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | 1 | 09.04-13.04 | ||
56. | Восстание Спартака | Прослеживают движение войска Спартака, комментируют события и поступки. Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывают краткосрочный проект на темы: Поход «Спартака в Альпы», «Красс против Спартака». | 1 | 09.04-13.04 | ||
57. | Единовластие Цезаря в Риме | Составляют рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализируют действия и поступки Ю. Цезаря. Объясняют позиции Красса, Помпея, и Сената в отношении Юлия Цезаря. | 1 | 16.04-20.04 | ||
58. | Установление империи в Риме | Объясняют причины поражения сторонников республики. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа ( по выбору). Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризуют правление Октавиана Августа. Рассказывают о судьбах знаменитых греков. | 1 | 16.04-20.04 | ||
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.) | ||||||
59. | Соседи Римской империи | Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваются ими. Рассказывают о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | 1 | 23.04-27.04 | ||
60. | Рим при императоре Нероне | Осуществляют отбор документов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализируют причины крайнего своеволия Нерона. Дают оценку Нерону как государственному деятелю. | 1 | 23.04-27.04 | ||
61. | Первые христиане и их учение | Рассказывают об условиях появления христианского учения. Объясняют причины распространения христианства. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан. Объясняют, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | 1 | 30.04-04.05 | ||
62. | Расцвет Римской империи во 2-м веке | Сравнивают положение свободного земледельца, колона, раба. Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижениях империи во 2 –м веке. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывают, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность. | 1 | 30.04-04.05 | ||
63. | «Вечный город» и его жители | Инсценируют виртуальную экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Аргументированно доказывают смысл утверждения, что « все дороги ведут в Рим». Составляют рассказ от лица простого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | 1 | 07.05-11.05 | ||
Глава 15. Разгром Рима и падение Западной Римской империи (2 ч.) | ||||||
64. | Римская империя при Константине | Объясняют причины перемен во внутреннем положении империи. Сравни вают положение на границах империи в 1-м веке и при императоре Константине. Обосновывают факт переноса столицы. Комментируют последствия утверждения христианства государственной религией. Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации параграфа. | 1 | 07.05-11.05 | ||
65. | Взятие Рима варварами | Обозначают причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывают предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | 1 | 14.05-18.05 | ||
66. | Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Рим» | Показывают на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводят легенды и их нравственный контекст. Приводят примеры высокой гражданственности патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывают и показывают достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. | 1 | 14.05-18.05 | ||
67-68 | Повторение по курсу «История Древнего мира» | Решают тестовые задания для самоконтроля по истории Древнего Рима и Древней Греции. | 2 | 21.05-25.05; 28.05 21.05-25.05; 28.05 |
Согласовано Рассмотрено
с заместителем директора по УВР на методическом совете школы
____________/ О.А Горностаева / ____________/Г.А. Блажнова/
«____»______________20___г. Протокол № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Феде...
Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Рабочая программа Учебного предмета «География» 5 класс, базовый уровень
рабочая программа География 5 класс...