Рабочая программа и КТП по Всеобщей истории 5-9 классы
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Шипилова Тамара Дмитриевна

Материал содержит  рабочие программы, составленные на основе авторских программ и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_ktp_vseobshchaya_istoriya_5-9_kl.rar186.8 КБ

Предварительный просмотр:

История древнего мира

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной программаы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений.

Авторской программы по истории Древнего мира  А,А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой М., Просвещение, 2007;

Государственного стандарта исторического образования  РФ

В  курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и  человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом  вводится только общее  понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ  их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов  и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в  развитии мировой культуры. Исходя  из  задачи курса — формировать  историческое  мышление — дается представление  об  общем  и  особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с  образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В  цели курса входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического      

  строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать  становление  идей  и  институтов, понимание  которых необходимо современному  человеку  и г ражданину  (деспотическая форма правления,  

   законы,  демократия,  республика, моральные нормы, религиозные верования,  в  частности  особенности  мировых  религий — буддизма и христианства);

- раскрыть  на  конкретном  материале  положение  о  том,  что  каждый  из  народов  древности  оставил  позитивный  след  в  истории  человечества.  Последнее  дает    

   возможность  формировать  у  учащихся  терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

 Курс  дает  возможность  вести  работу   по формированию  у   учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать  текст  учебника,  воспроизвести  информацию, содержавшуюся  в  устном  изложении  учителя,  раскрыть  

   содержание  иллюстрации;

- умения   сравнивать  исторические  явления  в  различных  странах, выделяя  сходство и различия;

- умения давать самостоятельную  оценку историческим  явлениям, событиям  и  личностям,  высказывая  при  этом  собственные  суждения;

 - умения спорить и отстаивать свои взгляды; умения анализировать исторический источник;

  -умения  оперировать  историческими датами, в  том  числе  относящимися  к  периоду  до  Рождества Христова,  выявлять  синхронность  и диахронность  событий

    и явлений;

  - умения читать  историческую карту, определять  местоположение  историко-географических  объектов.                                                                                               

                               

5 класс

                                                                                                                история древнего мира

программа учебного курса:

Введение (2 час)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (5 час)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 час)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек   разумный», «родовая община».

      Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 час)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».        

Повторение (1 час)

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

                                                                                                                РАЗДЕЛ П. Древний Восток (18 час)

Тема 1. Древний Египет (7 час)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.  Держава Тутмоса III.  Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы:  хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

                                                                                                                                   Повторение (1 час)

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 2. Западная Азия в древности  (7 час)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров — Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и  Китай в древности  (4 час)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение (1 час)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

РАЗДЕЛ III. Древняя Греция (20 час)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 час)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы  Греции  и  их  борьба  с  персидским нашествием (7час)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин  в  V в. до  н. э. и  расцвет демократии (5 час)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в  IV в. до  н. э. (3 час)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1 час)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (17 час)

Тема  1. Рим: от его  возникновения до установления господства над Италией (3 час)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 2. Рим — сильнейшая держава  Средиземноморья  (3 час)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 3. Гражданские войны  в  Риме  (5 час)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема  4. Римская империя в  первые века  нашей  эры  (5 час)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги,  мосты,  водопроводы,  бани,  амфитеатры,  храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема  5. Падение Западной  Римской  империи (2 час)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2 час)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен

знать

  • знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей истории;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;

уметь

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

                                                                                                    Средства обучения :

  • История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 20010.

                                                                  Учебно – методическое обеспечение:

  • Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.
  • История древнего мира. Контрольно-измерительные материалы М.ВАКО, 2011
  • Тестовые задания по истории древнего мира. А.В.Биберина М., 1999
  • Атлас Древнего мира. «Просвещение» 2008.

                                                                                                      Примерное распределение часов по темам

                                                                                                                 История древнего мира (68 час)

Тема

Количество часов

Введение

2

1

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

Первобытные собиратели и охотники

5

3

2

Первобытные земледельцы и скотоводы

2

Повторение

1

3  

Раздел 2..Древний Восток

Древний Египет

18

7

Повторение

1

4

Западная Азия в древности

7

5

Индия и Китай в древности

4

Повторение

1

6

Раздел 3. Древняя Греция.

Древнейшая Греция

20

5

7

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

8

Возвышение Афин в Vв. до н. э. и расцвет демократии

5

9

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

Повторение

1

10

Раздел 4 Древний Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

17

3

11

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

12

Гражданские войны в Риме

4

13

Римская империя в первые века нашей эры

5

14

Падение Западной Римской империи

2

Итоговое повторение

2

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                         5 класс

История древнего мира

68 час (2 час в неделю)

                                                                                   

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Примечания

Дата

1

Введение  Что изучает наука история

Изучить содержание  понятий и терминов: история, археология, исторический источник. Называть виды исторических источников, давать им характеристику.

Пр

2

Введение. Счет лет в истории

Называть особенности обозначения дат до нашей эры, понятия: год, век, тысячелетие. Составлять и  решать  задачи на счет лет в истории

Пр

                                                                           

Раздел 2. Жизнь первобытных людей (5 час)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.(3 час)

   

3

Понятие «первобытные люди»

Описать портрет древнейшего человека, найти сходство и различия с современным человеком. Рассказывать о занятиях и орудиях труда.  

РМ

П.1 РТ п.1,2

 

4

Постепенное расселение людей в Евразии.

Объяснить причины появления  коллективов людей. Работать с  РМ, МУ. Освоить  определение присваивающего хозяйства. Определять значение овладения огнем.

Пр Рм П. 2

5

Возникновение искусства и религии.

Объяснить причину возникновения религиозных верований. Давать определения понятий: дух, бог, идол, молитва, жертва. Работать с  РМ, МУ

РМ

П.3, РТ п.3

                                                                           

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 час)

6

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении «производящего  хозяйства».

Определять причины и последствия появления земледелия и скотоводства, ремесел. Объяснять смысл  исторических понятий урока. Называть последствия перехода к производящему хозяйству. Выполнять тесты.

РМ

П.4  РТ п.4

7

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Начало обработки металлов.

Сравнивать  родовую и соседскую общину. Знать понятия: старейшина, совет старейшин, вождь, племя.  Объяснять последствия  обработки металла,  причины появления неравенства.

Пр. РМ, МУ П. 5 РТ п. 5

8

Повторение. Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Определять значение первобытной эпохи в истории человечества. Переход от первобытности к цивилизациям. Уметь выполнять задания тестирования. Объяснять исторические термины. Решать кроссворды.

РМ. Т

.

                                                                                             

Раздел 2. Древний Восток (18 час)

Древний Египет (7 час)

9

Местоположение и природные условия.

Объяснять смысл терминов.  Работать с картой.  Устанавливать связи между природно-климатическими условиями и занятиями жителей Египта. Знать устройство египетского государства

Карта, атласы, РМ,Т

П.6. РТ п.6

10

Возникновение единого государства в Египте.

Работать с картой. Называть  цели походов,  составлять рассказ о  египетском войске,  способах ведения войны.

П. 7 Рт.п.7

РМ, Т

11

Быт земледельцев и ремесленников.

Описывать условия жизни разных слоев населения. Объяснять назначение предметов быта и труда. Выполнять тестовые задания

РМ,Т

П.8 РТ п.8

12

Жизнь и служба вельмож

Составлять схему управления  египетским государством. Описывать жизнь и жилище вельможи, объяснять его положение в обществе. Работать с МУ.

Карта, атласы, РМ,Т

П.9,РТ п.9

13

Религия древних египтян

Составлять рассказ о египетских богах. Уметь анализировать мифы о богах. Работать с РМ, МУ,Т

РМ П.10. РТ п.10

14-15

Искусство древних египтян.

Описывать пирамиды и  храмы.  Рассказывать о египетской школе, письменности. Работа с РМ, МУ

РМП. 11, 12

РТ. П. 11,12

16

Повторение. Достижения древних  египтян.

Уметь работать с картой,  документами, выполнять тесты, высказывать свое суждение.

Т,РМ

Рисунки

                                                                                             

                                                                                                               Западная Азия в древности (7 час)

                                                                                                           

17

Двуречье в древности

Описывать и показывать на карте положение,  определять влияние климата и природных условий на занятиях  жителей. Рассказывать о богах, сравнивать с египетской религией.

Карта, атласы, РМ,Т

П. 13 РТ п. 13

18

Древневавилонское царство.

Рассказывать о правителе, анализировать законы. Уметь объяснить, почему именно такие законы были в Древнем  Двуречье.

РМ,Т

П.14. РТ п.14

19

Города Финикии – Библ, Сидон, Тир.

Выделять общее и особенное в жизни жителей  Древнего Египта и Западной Азии. Сравнивать культуру

Карта, атласы, РМ,Т

П. 15 Рт п 15

20-21

Древние евреи

Уметь анализировать библейские сказания, определять их роль в жизни древних и современных людей.

РМ,Т

П.16-17 РТ п. 16,17

22

Ассирийская держава

Уметь ориентироваться на исторической карте, описывать  памятники культуры

Карта, атласы, РМ,Т П.18

23

Образование персидской державы

Уметь ориентироваться на исторической карте, составлять рассказ, устанавливать причинно-следственные связи

Карта, атласы, РМ,Т

П.19. РТ п.19

                                                                                                 

                                                                                                                  Индия и Китай в древности (4 час)

24

Местоположение и природа Древней Индии

Ориентироваться на исторической карте,  описывать образ жизни людей, их зависимость от природно0климатических условий, сравнивать с Египтом и Междуречьем. Работать с  РМ, МУ

Карта, атласы, РМ,Т

П.20,. РТ п. 20

25

Представление о кастах. Возникновение буддизма.

Называть касты и объяснять их происхождение,  определять их связь  с государственным  Устройством.

РМ. Т. П. 21 Рт п. 21

26

Местоположение и природа   Древнего Китая.

Ориентироваться на исторической карте, называть касты и объяснять их происхождение,  описывать образ жизни людей. Характеризовать основные положения  конфуцианства.

Карта, атласы, РМ,Т

П.22  РТ п.22

27

Объединение Китая при Цинь Шихуане.

Определять причины объединения Китая и его последствия.

Карта, атласы, РМ,Т п. 23 Рт. П. 23

28

Повторение. Вклад народов Древнего  Востока в мировую культуру.

Выявлять общее и особенное  в развитии стран Востока. Называть существенные черты политического устройства, описывать положение  основных групп населения. Сравнивать религиозные  взгляды. Работать с тестами.

Т,РМ

С. 110

                                                                                             Раздел 3.  Древняя Греция. (20 часов)

                                                                                                               Древняя Греция (5 час)

29

Местоположение и природные условия.

Рассказывать о природных условиях и их влиянии на  жизнь и занятии я жителей. Излагать мифы Древней Греции, объяснять их значение для изучения истории. Соотносить мифы и реальную жизнь греков.

Карта, атласы, РМ,Т

П. 24 РТ п. 24

30

Критское царство.

Знать  причины могущества и причины гибели Критского царства. Уметь анализировать  содержание  мифов критского цикла.

П. 2424 Р.Т.п. 24

31

Микенское царство.

Характеризовать микенскую архитектуру, греческую письменность. Называть причины упадка и гибели  Микенского царства.

П.25 РТ п. 25

32-33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Уметь извлекать из литературных произведений исторические знания. Анализировать текст.

РМ

П. 26,27. РТ п. 26, 27

                                                                                               Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 час)

34

Начало обработки железа в Греции.

Объяснять, как образовывались  греческие полисы, их деление на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные.

Карта, атласы, РМ,Т

П. 29 РТ п. 29

35

Местоположение и природные условия Аттики

Описывать географическое положение и природные условия  Характеризовать политическую власть в Афинах VIII  -  VII вв. до н.э. характеризовать реформы Солона, их последствия. Работать с  картой, РМ

РМ

П. 30 РТ п.30

36

Местоположение и природные условия Лаконики.

Рассказывать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство. Объяснять цели  и следствиях спартанского воспитания. Работать с картой, МУ,РМ

РМ

П. 31 РТ п. 31

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Ориентироваться на карте, находить греческие колонии. Рассказывать о жизни и занятиях греков в колониях.

Карта, атласы, РМ,Т

П. 32. РТ п. 32

38

Олимпийские игры  - общегреческие празднества

Определять значение олимпийских игр для жителей Древней Греции и  в современном мире. Уметь составлять рассказ, описывать церемонии, подготовить сообщение.

РМ

П. 33 РТ п. 33

39-40

Греко-персидские войны.

Составить план изучения войн, описывать военные действия. Анализировать их ход,  Работа с картой исторической

Карта, атласы, РМ,Т

П. 34-35  РТп.34-35

                                                                                         

                                                                                       Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 час)

41

 Последствия победы над персами для Афин

Уметь описывать положение различных слоев населения.  Различать гавани и их  назначение. Работать с МУ,РМ

РМ

П. 36 РТ п.36

42

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь

Описывать город Афины, архитектурные памятники, времяпрепровождение жителей Афин. Работать с РМ,МУ

РМ

П.37. РТ п. 37

43

Образование афинян.

Рассказывать об афинских школах и гимнасиях, определять значение образования в жизни афинян. Работать с МУ,РМ

РМ

П. 38 РТ п. 38

44

 Возникновение театра.

Рассказывать историю возникновения театра, устройство театра. Описывать  театральные представления. Называть  авторов пьес,  жанр их произведений.

РМ

П. 39 РТ п. 39

45

Афинская демократия в V в. до н.э.

Знать  понятия урока. Рассказывать о народном собрании и его функциях. Определять черты, присущие афинской демократии.

РМ

П. 40 РТ п. 40

                                                                                                    Македонские завоевания в  IV в. до н.э. (3 час)

46

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Объяснять причины  возникновения  македонского царства,  характеризовать внутреннюю жизнь Македонии, македонское войско. Объяснять причины потери независимости Грецией. Работать с картой, МУ,РМ

РМ,Т

П. 41 РТ п. 41

47

Поход Александра Македонского на Восток.

Работать с картой. Называть причины побед Александра, создания державы и определять причины ее распада. Составлять характеристику исторической личности.

Карта, атласы, РМ,Т

П. 42 РТ п. 42

48

 Распад державы Александра после его смерти

Определить причины распада державы Александра Македонского. Доказывать, что Александрия – торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Работать с РМ,МУ

РМ

П. 43. РТ п. 43

49

Вклад древних эллинов в мировую культуру

Отвечать на вопросы. Высказывать суждения. Выполнять тестовые задания. Сопоставлять развитие стран Востока и Греции.

Т,РМ

С. 202

Раздел 4. Древний Рим (17 час)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 час)

50

Местоположение и природные особенности Италии

Называть даты, описывать природные условия и их влияние на жизнь древних латинов.  Составлять схему управление Римом. Работать с картой, МУ,РМ

Карта, атласы, РМ,Т

П. 44 РТ п. 44

51

Возникновение республики

Называть    основные понятия  темы, уметь объяснять их. Уметь работать с картой, МУ,РМ

Карта, атласы, РМ,Т

П. 45 РТп.45

52

Устройство Римской республики

Рассказывать об устройстве римской республики.  Называть функции всех органов власти. Характеризовать римское войско, объяснять причины побед римлян.

РМ

П. 46 РТ п.46

                                                                                       

                                                                                                 Рим – сильнейшая держава Средиземноморья ( 3 час)

53

Карфаген – крупная держава в Западном Средиземноморье

Работать с картой, РМ,МУ  Выделять причины войн, их ход, итоги. Анализировать  причины побед и поражений.

Карта, атласы, РМ

П. 47 РТ п. 47

54

Установление господства Рима в Восточном  Средиземноморье.

Ориентироваться по исторической карте.  Называть причины  поражения противников Рима. Характеризовать последствия войн. Работать с  картой, РМ, МУ

Карта, атласы, РМ

П. 48 РТ п. 48

55

Рабство в Древнем Риме

Называть источники рабства и  способы использования их труда.  Определять  значение рабства  как одного  из источников богатства Рима. Работать с МУ,РМ

П, 49 РТ п. 49

                                                                                                                 Гражданская война в Риме (4 час)

56

Земельный закон братьев  Гракхов.

Раскрывать  основные понятия темы, называть причины и последствия гражданских войн. Анализировать содержание законов братьев Гракхов. Работать  с МУ,РМ

РМ

П. 50 РТ п.50

57

Крупнейшее в древности восстание рабов

Называть причины восстания, определять последствия. Рассказывать об этапах восстания и причинах поражения. Составить характеристику Спартака.

Карта, РМ,Т

П. 51 РТ п. 51

58

Возвышение Цезаря

Объяснять  понятие «»наемная армия», ее плюсы и минусы. Характеризовать диктатуру Цезаря. Работать с РМ, МУ

РМ,Т

П. 52 РТ п. 52

59

Поражение сторонников республики.

Объяснять причины  падения диктатуры Цезаря. Знать, что такое империя, ее отличия от республики. Работать с МУ, РМ

РМ,Т

П. 53 РТ п. 53

                                                                                                    Римская империя в первые века нашей эры (5 час)

60

Территория империи.

Соседи Римской империи

Показывать на карте территорию империи. Называть соседей римлян, характеризовать их общественный строй и занятия. Работать  с картой.

Карта, атласы, РМ

П. 54 РТ п. 54

61

Обожествление императора. Нерон

Характеризовать правителя, определять значение его деятельности ее последствия.

П. 55 РТ п. 55

62

Возникновение христианства

Объяснять смысл появления христианства. Рассказывать о первых христианах и их взглядах.  Определять значение   распространения христианства. Работать с РМ, МУ

РМ

П. 56 РТ п.56

63

Расцвет Римской империи

Характеризовать  деятельность Траяна.  Объяснять причины отказа от рабовладения. Рассказывать о римлянах – строителях. Работать с МУ, РМ

Т

П. 57 РТ п57

64

Рим – столица империи

Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники. Рассказывать о труде и досуге римлян. Работа с МУ, РМ

РМ, карта

П. 58 РТ п.58

                                                                                                         

                                                                                                         Падение Западной римской империи (2 час)

65

Вторжение варваров

Уметь работать с картой. Характеризовать правление Константина и изменения в положении христиан. Объяснять причины появления колонов. Работать с картой, РМ

Карта, атласы, РМ,Т

П. 59 РТ п. 59

66

Разделение Римской империи на два государства

Уметь работать с картой, тестами, документами.  Выявлять причины распада империи.

Карта, атласы, РМ,Т

С.281

                                                                                                              Итоговое повторение (2 час)

67

Особенности цивилизации  Греции и Рима.

Находить отличия  греческих полисов  от Римской республики и государств Древнего Востока. Итоговое тестирование.

РМ, Пр

С. 282 - 283

68

Вклад  народов древности в мировую культуру.

Описывать   архитектурные и скульптурные памятники. Анализировать  культурные ценности древности.

Т

                                                                                                       

                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основного общего образования по истории для 7 класса

Тематическое планирование по Всеобщей истории разработано в соответствии с Законом об образовании Примерной программой основного общего образования по истории, с учетом требований федерального компоне...

Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая история» (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Всеобщая история" (профильный уровень) 10-11 класса по ноаым ФГОСам с КТП...

Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)

Календарно-тематический план и рабочая программа  по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...

Рабочая программа учебного курса по всеобщей истории для 5 класса

Рабочая  программа  учебного курса  по  всеобщей истории   для 5 класса...

Рабочая программа по отечественной и всеобщей истории

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новей...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по истории в 6 классе

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по истории в 6 классе. Дополнительные занятия для углубленного изучения материала, повторения и закрепления знаний...