Методический материал
материал по истории на тему

  Бедушвиль Татьяна Александровна

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliza_professionalnoy_deyatelnosti.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бедушвиль Татьяна Александровна

Должность учитель истории и обществознания 

Стаж работы в данной должности 16 лет

Имеющаяся квалификационная категория первая

Заявленная квалификационная категория первая

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Общество сегодня предъявляет к выпускнику школы большие требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным.

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

- не умеют акцентировать внимание на главном, материал просматривают крайне невнимательно, не могут длительное время концентрировать свое внимание;

- не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

Да современный мир полон быстроменяющейся информации, чтобы обеспечить защиту мозга от информационных перегрузок, современный ребёнок должен уметь быстро переключиться с одного источника на другой. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Соответственно дети не утруждают себя пониманием и извлечением главного, они просматривают материал крайне невнимательно, информация воспринимается отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа. Ребенок утрачивает способность к аналитическому мышлению, у него в памяти такие поверхностные знания сохраняются ненадолго.  Напротив, итоговая аттестация в формате ЕГЭ и ОГЭ требует от ребенка большого спектра знаний и умений. Причём необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности.

Как же учителю в такой ситуации сформировать необходимые навыки работы с информацией.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

История и обществознание обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Моя работа направлена на то, чтобы превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу, в ходе которой, можно научить ребят делать сознательный выбор, нести ответственность за свои поступки. Однако умение учиться не возникает само собой, это прежде всего результат дополнительных педагогических требований и серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Сформированная культура самоорганизации позволит школьнику учиться всю жизнь. От учителя в этих условиях требуется поиск новых технологий в обучении, которые позволят изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Здесь на помощь приходит исследовательская деятельность, которая как раз подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Изучив опыт педагогов, я пришла к выводу, что действительно создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Наряду с этим исследовательская работа позволяет решить задачу индивидуализации образовательного процесса.

Определив основную цель своей работы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, учащихся через исследовательскую деятельность.

Я поставила перед собой следующие задачи:

- создать условия для оптимального развития каждого обучающегося через приемы, методы, формы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

- учить приемам осмысленной деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

      - формировать положительную мотивацию у учащихся;

Анализ условий организации учебно-воспитательного процесса показал, что они позволяют мне решить поставленные задачи. Мною было отмечено: достаточное учебно-методическое обеспечение: все участники учебного процесса обеспечены необходимыми учебниками; библиотека обеспечена достаточным количеством справочников и другой литературы; в школе есть доступный выход в сеть Интернет.

Остановлюсь подробнее на анализе модели построения исследовательской работы.

В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Чтобы работа была эффективной у ребят должна появиться внутренняя потребность заниматься исследованием. При подготовке урока стараюсь эффективно использовать самостоятельную деятельность учащихся. Давая учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум, учу их учиться и мыслить по средствам подбора разнообразных нестандартных, творческих заданий и заданий повышенной сложности, которые стимулируют ученика к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями.

Исследовательскую деятельность на уроках осуществляю по средствам следующих методов: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

1.        Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

2.        Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

3.        Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с определения причин события и выявления факторов, повлиявших на то что, произошло.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

•        Анализ ситуации и постановка проблемы (что известно, что неизвестно и что нужно узнать)

•        Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки

•        Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке.

Очень эффективный приём «толстый» и «тонкий» вопросы который позволяет формировать умение ставить вопросы, чаще всего его применяют в рамках технологии обучения критическому мышлению.  Вопрос служит отправной точкой познавательной деятельности, нацеленной на решение проблемы, обозначенной вопросом. «Тонкие» вопросы требуют короткого ответа и начинаются со слов: Кто …? Где …? Когда? Что? «Толстые» вопросы предполагают обстоятельные ответы, и обычно начинаются со слов: Объясните, почему? В чем различие …? Как вы считаете …? Что будет, если …?

Данный прием универсальный и может использоваться как при организации взаимоопроса после изучения темы, когда учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом, так и для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

Данные методы научного исследования очень эффективны и в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-семинары, уроки-практикумы.

Урок-семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания (в настоящее время использую задания для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления.

Уроки-практикумы провожу в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков.

Организация групповой деятельности, использование нетрадиционных форм уроков и мероприятий, поощрение творчества, сочетание активных форм обучения со значительной долей самостоятельности позволило мне сформировать у ребят культуру обучения. Вовлекая учащихся в разные виды деятельности, позволило мне отрабатывать навыки формулирования и отстаивания собственной точки зрения по обсуждаемым вопросам, поиска  информации в  разных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, таблица), умения находить  многовариантные решения проблемы и сотрудничать с другими, а также нести ответственность за результаты своего труда, корректировать свою деятельность путем рефлексии. Ребята учатся представлять результаты своей работы в форме проекта, конспекта, реферата, презентации, выступления на круглом столе, конференции, в ходе дебатов или дискуссии.

Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность. Определить образовательные запросы каждого обучающегося, чтобы оказывать учебную поддержку с учетом его интересов, особенностей и способностей, мне помогает взаимодействие с психологом и классным руководителем, а также наблюдения в процессе обучения за обучающимися.

Образовательный процесс я выстраиваю на диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование учебной деятельности. При этом учитываю индивидуальную избирательность ученика к содержанию и форме учебного материала, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно в практических ситуациях.

Благодаря оптимальному отбору методов, организационных форм и средств обучения мне удалось создать положительно эмоциональный настрой учеников на работу, атмосферу заинтересованности, обеспечивать необходимую мотивацию. Чтобы сохранить заинтересованность всего класса я прибегаю к использованию рецензирования ответов самими учащимся. Рефлексия, при которой сами ребята самостоятельно оценивают свой труд и анализируют полученные результаты, играет большую роль в формировании ответственного отношения за результаты своей деятельности. Всё это позволяет выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (освоения учащимися конкретных знаний и умений) и выявить причины, определившие их.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к изучению истории и обществознания. Важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей, считается формальное признание высоких результатов в виде призового места или высокой оценки его достижений. На уроке я стараюсь отметить и похвалить даже незначительный успех ребенка. Атмосфера заинтересованности и доброжелательности позволяет создать комфортные условия на уроке для всех обучающихся. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.  Здесь на помощь мне приходит грамотная организация внеклассной и внеурочной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности с целью развития мышления, сообразительности и коммуникативно-творческих способностей учащихся, а также навыков коллективной деятельности мною проводятся  мероприятия, такие как: «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Турнир знатоков». Все они направленны на формирование познавательного интереса учащихся и расширения их кругозора. Особо полюбились ребятам ребят мероприятия в форме квеста посвящённы разным событиям. (

Немаловажным моментом в ходе развития и расширения кругозора учащихся являются экскурсий в краеведческий музей, дом – поэзии Евтушенко.

Мои результаты организации внеклассной и внеурочной деятельности представлены в ниже приведённой таблице:        

Учебный год

Название и уровень мероприятия

Фамилия, имя, класс

Уровень результатов

2013-2014 учебный год

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Мурашкина Юлия,11 класс

призёр

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

Малых Яна, 10 класс

призёр

Международный дистанционный конкурс по всемирной истории проекта «Новый урок»

Семенцова Анастасия, 5 класс

Диплом III степени

2014-2015 учебный год

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Ковалёва Надежда,9 класс

призёр

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по  истории

Васильева Анастасия, 7 класс

призёр

IV региональная НПК школьников «Иркутск и Иркутская область. 70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.»

Чибисова Виктория, 9 класс

диплом III степени

Региональный творческий конкурс сочинений «По праву памяти» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Васильева Анастасия, 7 класс

сертификат участника

Городской конкурс  авторских работ «Мы писатели: Внуки победы -поколению победителей»

Васильева Анастасия, 7 класс

Диплом

участника

Городской турнир «Знатоки права» среди учащихся 7-8 классов

Васильева Анастасия, 7 класс

Грамота I место

Международная дистанционная олимпиада по истории России проекта «Инфоурок»

Асмедьянов Даниил, 6 класс

Диплом победителя

Васильева Анастасия, 7 класс

Диплом победителя

Чешуева Ксения, 7 класс

Диплом победителя

2017-2018 учебный год

Межрегиональный открытый конкурс исследовательских и проектных работ имени А.П. Белобородова «Во славу Отечества»

Паршиков Дмитрий, 6 класс

призёр

Региональный фестиваль проектных и исследовательских работ младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Дубровский Никита, 3класс

победитель

Муниципальная научно-практическая конференция «Открытие. Успех. Перспектива»

Паршиков Дмитрий, 6 класс;

Крюкова Любовь, 7 класс

призёр

призёр

Свой опыт работы  я обобщила и  представила в 2013 учебном году на августовской конференции  педагогических работников по теме: «Организация системы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности». Этот  опыт работы признан одним из лучших и размещен на сайте Управления образования города Зимы http://www uozima.ru в электронном сборнике передового педагогического опыта.

Моя работа в этом направлении  была неоднократно отмечена:

2013 г., Диплом за лучшее представление передового педагогического опыта по теме: «Организация системы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности», Управление образования администрации Зиминского городского муниципального образования;

2015 г. Свидетельство за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью школьников, активную жизненную позицию, творчество, поиск, МБОУ «Гимназия» города Тулун;

2015 г. Благодарность за подготовку участника в Региональном творческом конкурсе сочинений «По праву памяти» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Благотворительный фонд Юрия Тена;

2015 г.Благодарность за участие в IV региональной научно-практической конференции школьников, колледж бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП»;

2015 г. Свидетельство за подготовку победителей международной дистанционной олимпиады по истории России проекта «Инфоурок»;

2018 г. Благодарность за профессиональное мастерство и высокий уровень подготовки учащихся к региональному фестивалю проектных и исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь», ГАУДО Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей»;

2018 г. Благодарность за подготовку призёров муниципальной научно-практической конференции «Открытие. Успех. Перспектива», отдела образования Черемховского районного муниципального образования.

Данная работа позволила мне создать новую ситуацию в изучении истории и обществознания: из предмета, который заучивают, он стал превращаться в предмет, который заставляет думать, учит использовать знания для ориентации в конкретных ситуациях.

Результаты работы

  При сравнении с областными и городскими показателями результаты моих обучающихся значительно превышают их как по проценту успеваемости, так и по среднему тестовому баллу. Как видно из ниже приведенных графиков, прослеживается рост среднего тестового балла.

Учебный год

2011-2012 (ЕГЭ)

2012-2013 (ЕГЭ)

2013-2014 (ЕГЭ)

2014-2015 (ЕГЭ)

2017-2018

(ЕГЭ)

МБОУ «СОШ№9» г. Зима

МКОУ СОШ с. Бельск

успеваемость

100%

100%

98%

100%

100%

средний балл

61,8

63,4

52

55

57

средний балл по региону

50,2

56.7

49,97

50,5

50,6

Стабильно позитивные показатели – это результат моей  систематической и целенаправленной работы с обучающимися по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Проанализировав часто встречающиеся ошибки и уровень сформированности основных умений, я определила те виды учебно-познавательной деятельности, которые чаще всего вызывают затруднения у ребят, и стала им больше уделять внимания. Так как урочного времени было недостаточно, мною был разработан специальный элективный курс по обществознанию «Разбор и решение задач повышенной сложности по обществознанию», в котором я обобщила систему своей работы.  Программа была рассмотрена Городским экспертным советом и рекомендована к практическому применению, протокол ГЭС № 10 от 09.12.2010 г. Данной программой я пользовалась до 2015 года. В 2017-2018 учебном году, когда я приступила к работе после декретного отпуска, мною использовались на консультациях те же принципы и подходы подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, но уже в условиях сельской школы. Результат 100% успеваемость.

Свое педагогическое мастерство совершенствую, не только работая по теме самообразования, но и регулярно повышаю свою квалификацию, как видно из ниже приведенной таблицы:                                  

год

тема

2013-2014

«Научная, методическая и информационная деятельность ОУ в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»».

ИПКРО, 72ч.

2014-2015

«Инклюзивное (интегрированное)

 обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» 

ИПКРО, 72ч.

2015-2016

«Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания»;

История России и историко- культурный стандарт в концепции государственной политики и области образования РФ»

ГАУ ДПО ИРО, 36 ч.

ГАУ ДПО ИРО, 36ч.

Однако не следует забывать и о тех проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться. Прежде всего, следует отметить, что в последнее время  увеличивается количество детей с ОВЗ и ЗПР, а  это требует корректировки и поиска оптимального варианта организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного обучения. Также следует отметить и то, что с утверждением историко-культурного стандарта и переходом на линейную систему преподавания истории возникли трудности в использовании учебников по всемирной истории, которые теперь хронологически не соответствуют и от учителя требуется приведения данных курсов истории России и Всемирной истории в порядок. Не всегда можно использовать учебник одного класса в другом.  

Делая общие выводы, следует отметить, что моя работа по развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, учащихся через исследовательскую деятельность была успешной. Это видно по результатам итоговой аттестации, участию детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, где ребята становились призёрами и победителями, показав достаточно высокий уровень подготовки. Добиться этого стало возможным, правильно организовав образовательный процесс. В этом мне помогла моя работа по теме самообразования, повышение квалификации и та методическая помощь которую я получала от методистов, заместителей по УВР, и педагогов с которыми делилась своим опытом и проблемами, возникающими при выстраивание системы организации исследовательской работы на уроке и во внеурочное время.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал

методическая разработка для классного руководителя...

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...