Методический материал
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бедушвиль Татьяна Александровна
Должность учитель истории и обществознания
Стаж работы в данной должности 16 лет
Имеющаяся квалификационная категория первая
Заявленная квалификационная категория первая
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Общество сегодня предъявляет к выпускнику школы большие требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
- не умеют акцентировать внимание на главном, материал просматривают крайне невнимательно, не могут длительное время концентрировать свое внимание;
- не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
Да современный мир полон быстроменяющейся информации, чтобы обеспечить защиту мозга от информационных перегрузок, современный ребёнок должен уметь быстро переключиться с одного источника на другой. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Соответственно дети не утруждают себя пониманием и извлечением главного, они просматривают материал крайне невнимательно, информация воспринимается отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа. Ребенок утрачивает способность к аналитическому мышлению, у него в памяти такие поверхностные знания сохраняются ненадолго. Напротив, итоговая аттестация в формате ЕГЭ и ОГЭ требует от ребенка большого спектра знаний и умений. Причём необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности.
Как же учителю в такой ситуации сформировать необходимые навыки работы с информацией.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.
История и обществознание обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Моя работа направлена на то, чтобы превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу, в ходе которой, можно научить ребят делать сознательный выбор, нести ответственность за свои поступки. Однако умение учиться не возникает само собой, это прежде всего результат дополнительных педагогических требований и серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Сформированная культура самоорганизации позволит школьнику учиться всю жизнь. От учителя в этих условиях требуется поиск новых технологий в обучении, которые позволят изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Здесь на помощь приходит исследовательская деятельность, которая как раз подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Изучив опыт педагогов, я пришла к выводу, что действительно создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Наряду с этим исследовательская работа позволяет решить задачу индивидуализации образовательного процесса.
Определив основную цель своей работы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, учащихся через исследовательскую деятельность.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия для оптимального развития каждого обучающегося через приемы, методы, формы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
- учить приемам осмысленной деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- формировать положительную мотивацию у учащихся;
Анализ условий организации учебно-воспитательного процесса показал, что они позволяют мне решить поставленные задачи. Мною было отмечено: достаточное учебно-методическое обеспечение: все участники учебного процесса обеспечены необходимыми учебниками; библиотека обеспечена достаточным количеством справочников и другой литературы; в школе есть доступный выход в сеть Интернет.
Остановлюсь подробнее на анализе модели построения исследовательской работы.
В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Чтобы работа была эффективной у ребят должна появиться внутренняя потребность заниматься исследованием. При подготовке урока стараюсь эффективно использовать самостоятельную деятельность учащихся. Давая учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум, учу их учиться и мыслить по средствам подбора разнообразных нестандартных, творческих заданий и заданий повышенной сложности, которые стимулируют ученика к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями.
Исследовательскую деятельность на уроках осуществляю по средствам следующих методов: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с определения причин события и выявления факторов, повлиявших на то что, произошло.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
• Анализ ситуации и постановка проблемы (что известно, что неизвестно и что нужно узнать)
• Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки
• Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке.
Очень эффективный приём «толстый» и «тонкий» вопросы который позволяет формировать умение ставить вопросы, чаще всего его применяют в рамках технологии обучения критическому мышлению. Вопрос служит отправной точкой познавательной деятельности, нацеленной на решение проблемы, обозначенной вопросом. «Тонкие» вопросы требуют короткого ответа и начинаются со слов: Кто …? Где …? Когда? Что? «Толстые» вопросы предполагают обстоятельные ответы, и обычно начинаются со слов: Объясните, почему? В чем различие …? Как вы считаете …? Что будет, если …?
Данный прием универсальный и может использоваться как при организации взаимоопроса после изучения темы, когда учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом, так и для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.
Данные методы научного исследования очень эффективны и в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-семинары, уроки-практикумы.
Урок-семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания (в настоящее время использую задания для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления.
Уроки-практикумы провожу в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков.
Организация групповой деятельности, использование нетрадиционных форм уроков и мероприятий, поощрение творчества, сочетание активных форм обучения со значительной долей самостоятельности позволило мне сформировать у ребят культуру обучения. Вовлекая учащихся в разные виды деятельности, позволило мне отрабатывать навыки формулирования и отстаивания собственной точки зрения по обсуждаемым вопросам, поиска информации в разных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, таблица), умения находить многовариантные решения проблемы и сотрудничать с другими, а также нести ответственность за результаты своего труда, корректировать свою деятельность путем рефлексии. Ребята учатся представлять результаты своей работы в форме проекта, конспекта, реферата, презентации, выступления на круглом столе, конференции, в ходе дебатов или дискуссии.
Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность. Определить образовательные запросы каждого обучающегося, чтобы оказывать учебную поддержку с учетом его интересов, особенностей и способностей, мне помогает взаимодействие с психологом и классным руководителем, а также наблюдения в процессе обучения за обучающимися.
Образовательный процесс я выстраиваю на диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование учебной деятельности. При этом учитываю индивидуальную избирательность ученика к содержанию и форме учебного материала, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно в практических ситуациях.
Благодаря оптимальному отбору методов, организационных форм и средств обучения мне удалось создать положительно эмоциональный настрой учеников на работу, атмосферу заинтересованности, обеспечивать необходимую мотивацию. Чтобы сохранить заинтересованность всего класса я прибегаю к использованию рецензирования ответов самими учащимся. Рефлексия, при которой сами ребята самостоятельно оценивают свой труд и анализируют полученные результаты, играет большую роль в формировании ответственного отношения за результаты своей деятельности. Всё это позволяет выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (освоения учащимися конкретных знаний и умений) и выявить причины, определившие их.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к изучению истории и обществознания. Важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей, считается формальное признание высоких результатов в виде призового места или высокой оценки его достижений. На уроке я стараюсь отметить и похвалить даже незначительный успех ребенка. Атмосфера заинтересованности и доброжелательности позволяет создать комфортные условия на уроке для всех обучающихся. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам. Здесь на помощь мне приходит грамотная организация внеклассной и внеурочной деятельности.
В рамках внеурочной деятельности с целью развития мышления, сообразительности и коммуникативно-творческих способностей учащихся, а также навыков коллективной деятельности мною проводятся мероприятия, такие как: «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Турнир знатоков». Все они направленны на формирование познавательного интереса учащихся и расширения их кругозора. Особо полюбились ребятам ребят мероприятия в форме квеста посвящённы разным событиям. (
Немаловажным моментом в ходе развития и расширения кругозора учащихся являются экскурсий в краеведческий музей, дом – поэзии Евтушенко.
Мои результаты организации внеклассной и внеурочной деятельности представлены в ниже приведённой таблице:
Учебный год | Название и уровень мероприятия | Фамилия, имя, класс | Уровень результатов |
2013-2014 учебный год | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию | Мурашкина Юлия,11 класс | призёр |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву | Малых Яна, 10 класс | призёр | |
Международный дистанционный конкурс по всемирной истории проекта «Новый урок» | Семенцова Анастасия, 5 класс | Диплом III степени | |
2014-2015 учебный год | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию | Ковалёва Надежда,9 класс | призёр |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Васильева Анастасия, 7 класс | призёр | |
IV региональная НПК школьников «Иркутск и Иркутская область. 70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.» | Чибисова Виктория, 9 класс | диплом III степени | |
Региональный творческий конкурс сочинений «По праву памяти» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | Васильева Анастасия, 7 класс | сертификат участника | |
Городской конкурс авторских работ «Мы писатели: Внуки победы -поколению победителей» | Васильева Анастасия, 7 класс | Диплом участника | |
Городской турнир «Знатоки права» среди учащихся 7-8 классов | Васильева Анастасия, 7 класс | Грамота I место | |
Международная дистанционная олимпиада по истории России проекта «Инфоурок» | Асмедьянов Даниил, 6 класс | Диплом победителя | |
Васильева Анастасия, 7 класс | Диплом победителя | ||
Чешуева Ксения, 7 класс | Диплом победителя | ||
2017-2018 учебный год | Межрегиональный открытый конкурс исследовательских и проектных работ имени А.П. Белобородова «Во славу Отечества» | Паршиков Дмитрий, 6 класс | призёр |
Региональный фестиваль проектных и исследовательских работ младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» | Дубровский Никита, 3класс | победитель | |
Муниципальная научно-практическая конференция «Открытие. Успех. Перспектива» | Паршиков Дмитрий, 6 класс; Крюкова Любовь, 7 класс | призёр призёр |
Свой опыт работы я обобщила и представила в 2013 учебном году на августовской конференции педагогических работников по теме: «Организация системы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности». Этот опыт работы признан одним из лучших и размещен на сайте Управления образования города Зимы http://www uozima.ru в электронном сборнике передового педагогического опыта.
Моя работа в этом направлении была неоднократно отмечена:
2013 г., Диплом за лучшее представление передового педагогического опыта по теме: «Организация системы работы с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности», Управление образования администрации Зиминского городского муниципального образования;
2015 г. Свидетельство за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью школьников, активную жизненную позицию, творчество, поиск, МБОУ «Гимназия» города Тулун;
2015 г. Благодарность за подготовку участника в Региональном творческом конкурсе сочинений «По праву памяти» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Благотворительный фонд Юрия Тена;
2015 г.Благодарность за участие в IV региональной научно-практической конференции школьников, колледж бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП»;
2015 г. Свидетельство за подготовку победителей международной дистанционной олимпиады по истории России проекта «Инфоурок»;
2018 г. Благодарность за профессиональное мастерство и высокий уровень подготовки учащихся к региональному фестивалю проектных и исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь», ГАУДО Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей»;
2018 г. Благодарность за подготовку призёров муниципальной научно-практической конференции «Открытие. Успех. Перспектива», отдела образования Черемховского районного муниципального образования.
Данная работа позволила мне создать новую ситуацию в изучении истории и обществознания: из предмета, который заучивают, он стал превращаться в предмет, который заставляет думать, учит использовать знания для ориентации в конкретных ситуациях.
Результаты работы
При сравнении с областными и городскими показателями результаты моих обучающихся значительно превышают их как по проценту успеваемости, так и по среднему тестовому баллу. Как видно из ниже приведенных графиков, прослеживается рост среднего тестового балла.
Учебный год | |||||
2011-2012 (ЕГЭ) | 2012-2013 (ЕГЭ) | 2013-2014 (ЕГЭ) | 2014-2015 (ЕГЭ) | 2017-2018 (ЕГЭ) | |
МБОУ «СОШ№9» г. Зима | МКОУ СОШ с. Бельск | ||||
успеваемость | 100% | 100% | 98% | 100% | 100% |
средний балл | 61,8 | 63,4 | 52 | 55 | 57 |
средний балл по региону | 50,2 | 56.7 | 49,97 | 50,5 | 50,6 |
Стабильно позитивные показатели – это результат моей систематической и целенаправленной работы с обучающимися по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Проанализировав часто встречающиеся ошибки и уровень сформированности основных умений, я определила те виды учебно-познавательной деятельности, которые чаще всего вызывают затруднения у ребят, и стала им больше уделять внимания. Так как урочного времени было недостаточно, мною был разработан специальный элективный курс по обществознанию «Разбор и решение задач повышенной сложности по обществознанию», в котором я обобщила систему своей работы. Программа была рассмотрена Городским экспертным советом и рекомендована к практическому применению, протокол ГЭС № 10 от 09.12.2010 г. Данной программой я пользовалась до 2015 года. В 2017-2018 учебном году, когда я приступила к работе после декретного отпуска, мною использовались на консультациях те же принципы и подходы подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, но уже в условиях сельской школы. Результат 100% успеваемость.
Свое педагогическое мастерство совершенствую, не только работая по теме самообразования, но и регулярно повышаю свою квалификацию, как видно из ниже приведенной таблицы:
год | тема | |
2013-2014 | «Научная, методическая и информационная деятельность ОУ в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»». | ИПКРО, 72ч. |
2014-2015 | «Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» | ИПКРО, 72ч. |
2015-2016 | «Технологии деятельностного типа как средство реализации ФГОС на уроках истории и обществознания»; История России и историко- культурный стандарт в концепции государственной политики и области образования РФ» | ГАУ ДПО ИРО, 36 ч. ГАУ ДПО ИРО, 36ч. |
Однако не следует забывать и о тех проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться. Прежде всего, следует отметить, что в последнее время увеличивается количество детей с ОВЗ и ЗПР, а это требует корректировки и поиска оптимального варианта организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного обучения. Также следует отметить и то, что с утверждением историко-культурного стандарта и переходом на линейную систему преподавания истории возникли трудности в использовании учебников по всемирной истории, которые теперь хронологически не соответствуют и от учителя требуется приведения данных курсов истории России и Всемирной истории в порядок. Не всегда можно использовать учебник одного класса в другом.
Делая общие выводы, следует отметить, что моя работа по развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, учащихся через исследовательскую деятельность была успешной. Это видно по результатам итоговой аттестации, участию детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, где ребята становились призёрами и победителями, показав достаточно высокий уровень подготовки. Добиться этого стало возможным, правильно организовав образовательный процесс. В этом мне помогла моя работа по теме самообразования, повышение квалификации и та методическая помощь которую я получала от методистов, заместителей по УВР, и педагогов с которыми делилась своим опытом и проблемами, возникающими при выстраивание системы организации исследовательской работы на уроке и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал
методическая разработка для классного руководителя...
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
Специальные карточки. Повторение материала. Методический материал "Иди по стрелке"
Методический материал...
Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...