Конспект урока по истории 6 класс
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Караваева Анна Николаевна

Великие географические открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii_6_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории 6 класс.

Выполнила: Караваева А.Н.

Тема: Великие географические открытия.

Цель урока: Познакомить   учащихся  с  Великими географическими  открытиями и их роль в развитии истории. 

учебная: сформировать у учащихся представление об Великих географических открытий и показать её роль в развитии истории.

 
воспитательная: привитие учащимся уважительного отношения к культуре, традициям других народов; воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

 
развивающая: способствовать развитию умения работать с текстом, картой, дополнительной литературой, развивать навыки как самостоятельной работы так и в группах. Приобретение умений анализировать положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий.

 Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  коллективная, индивидуальная,  групповая.

План урока:

1. Проверить знания по теме «Европа в начале нового времени: торговля».

2.Вспомнить причины великих географических открытий.

3.Познакомить учащихся с выдающимися мореплавателями нового времени:

-Христофором Колумбом;

-Фернандо Магелланом.

4.Выяснить последствия великих географических открытий.

Оборудование: - Карта;

Ход урока: 1.Оргмомент.

Ребята, сегодня мы вместе с Христофором Колумбом и другими известными мореплавателями  отправимся в увлекательное путешествие. Кто знает, как называли флагманский корабль Колумба? Санта-Мария. Знаменитые каравеллы Христофора Колумба: Санта-Мария, Нинья и Пинта. А теперь, ребята, попробуйте отгадать тему нашего урока.

-        Христофор Колумб у меня ассоциируется с открытием Америки.

-        Путешествия Колумба, насколько я знаю, открывают эпоху Великих географических открытий.

Правильно, ребята, тема урока «Великие географические открытия. Открытие Америки».

Ученик. Я читал, что еще задолго до Колумба берегов Америки достигли викинги. Насколько я помню, это было в начале 11 века.

Учитель Ты совершенно прав. Лейф Эрикссон — скандинавский мореплаватель, сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. Именно он был первым европейцем, который посетил Северную Америку за пять столетий до Христофора Колумба. Их достоверность, ребята, была подтверждена археологическими открытиями XX века. В 1960 г. В Канаде нашли остатки поселения викингов.

Если же говорить об окончательном «открытии» этого континента, которое повлекло за собой завоевание и заселение его европейцами, то, конечно же, это Христофор Колумб. Ну что ж, ребята, мы с вами в точности попытаемся повторить этот маршрут и выявим последствия географических открытий, в частности открытия Америки. Но для начала давайте вспомним причины ВГО.

Примерные ответы учеников:

-Великие географические открытия стали возможны в результате развития науки и техники: расширились знания в области астрономии и географии. Появились каравеллы, то есть большие суда, способные плавать даже при встречном ветре. Они имели достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.

компас, астролябия - прибор для определения широты и долготы.

навигационные карты на которых обозначались очертания берегов.

-В 15 веке Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.

Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искали морские пути, т.к. они дают возможность торговать без посредников.

 - В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго, купцы, духовенство, короли. Разные путешественники искали кратчайший путь в Индию: русский путешественник Афанасий Никитин, португальский путешественник Васко да Гама.

Учитель: Молодцы! Но человеком, который яростно добивался осуществления этой мечты был, безусловно, Христофор Колумб.

О том, что Земля круглая, самые мудрые предполагали еще в древности, но доказать не могли. Идея Колумба получила поддержку итальянского географа Тосканелли. Ребята, хотите познакомиться с ним?

Стуки.. Тосканелли: «Уважаемые! Земля, безусловно, имеет форму шара. Я составил карту мира и больше чем уверен, что можно достичь Индии, плывя на запад. Я вычислил и окружность Земли, она не так велика, вы даже себе не представляете, насколько близка Индия к нашим западным границам».

Но Тосканелли неверно вычислил окружность Земли, преуменьшив ее, и благодаря его неточности Индия казалась соблазнительно близкой к западному побережью Европы.

Если бывают в истории великие ошибки, то эта ошибка была именно таковой. Она укрепила Колумба в намерении первым достичь Индии, плывя западным путем.

Презентация ученика.

Учитель: Из Америки Христофор Колумб привез семь туземцев, а так же немного золота и невиданные в Старом Свете растения и плоды. А вот что конкретно он привез, вы сейчас попытаетесь отгадать сами.

1

2

3

Вещь сделанная из “эль оробланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят.

Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России.

Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино.

мяч

картофель

кукуруза

Молодцы! Кстати, шоколад тоже научились делать из какао бобов, привезенных из Америки. Все  эти  растения   европейцы  не  знали,   но   современная  жизнь  не представляется без них.

- Всего, ребята, Колумб совершил 4 плавания к Америке:

Во время второй экспедиции (1493-1496) Колумб открыл Малые Антильские острова, обследовал Карибское море и открыл о. Ямайку.

В результате следующих экспедиций были открыты Центральная Америка и Северное побережье Южной Америки. Но до конца своих дней Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.

• С одной стороны, открытие Америки - это удивительная романтичная история об отважных путешественниках. Это важнейший поворотный пункт в истории человечества. Изменились представления европейцев о мире, складывался единый мировой рынок, изменилась пища европейцев, началось бурное развитие географии, изучение животного и растительного мира.

•  С  другой  стороны,  экспедиции  Колумба  имели  кровавые последствия для коренного населения открытых земель.

Учитель: что это?... Вы слышите, из глубины веков к нам идет очевидец этих событий!

Появляется индейская девочка в национальной одежде.

Девочка: Я - дочь вождя Монтесумы из племени Навахо Саама. Я приветствую вас, бледнолицые! Вот уже 12 лет и зим я живу на земле моих предков. Мой остров очень красив. Он большой и ровный, на нем множество деревьев и почти нет гор, а в центре - красивое голубое озеро. Европейцы принесли нашим народам  много горя. Наши земли были объявлены владениями испанской и португальской короны. Завоеванные земли они превратили в колонии. Золото - вот, что заставило покорить наш континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова. Отряды конкистадоров, уничтожая местное население, обогащались. Испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков. Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке, ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике. Но мы не держим на вас зла. Я хочу подарить вам амулет, который приготовила сама. Пусть он спасет вас от злых духов, дурных мыслей и поступков в будущем!

Давайте чтобы помнить, что ВГО— это не только история европейцев, но и событие, которое перевернуло жизнь всех людей на планете. Это была встреча двух миров. И даже Адмирал Колумб не мог предвидеть, к каким последствиям приведет эта встреча двух миров, и сколь горькими будут судьбы обитателей Нового Света, простодушных "индейцев", о которых он сам сказал: "Они так радушны, что, кажется, будто дарят свои сердца".

Ученик: Почему открытые Колумбом земли назвали Америкой, а не Колумбией?

-Очень хороший вопрос.

Ребята, новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, то есть Западной Индией. Свое название Америка получила в честь другого мореплавателя Америго Веспуччи. В 1507 году он доказал, что Колумб открыл новую часть света.

-А сейчас давайте познакомимся ещё с одним отважным мореплавателем.

Презентация ученика о путешествии Ф. Магелана.

К сожалению, наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что совершили наши отважные мореплаватели. (Работа в паре.)

 

Задание 2: Установите соответствие .(3мин)

Васко да Гама

Открыл путь в Индию

Фернандо Магеллан

Открыл новый материк, названный Америкой

Америго Веспуччи

Открыл мыс Доброй Надежды

Христофор Колумб

Кругосветное путешествие

Бартоломеу Диаш

Открыл Новую Зеландию

Тасман

В честь него назван Новый Свет

Правильный ответ.

Васко да Гама

Открыл путь в Индию

Магеллан

Кругосветное путешествие

АмеригоВеспуччи

В честь него назван Новый Свет

Колумб         

Открыл новый материк, названный Америкой

Диаш

Открыл мыс Доброй Надежды

Тасман

Открыл Новую Зеландию

Заключительное слово учителя.

Итог урока. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые, более достоверные знания. Получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, более точными стали представления о е размерах и живущих на разных континентах люди.. Это создало условие для развития наук- географии, астрономии, истории.

Благодаря географическим открытиям и освоению Мирового океана стал складываться единый мировой рынок, устанавливающий торговые связи между многими странами и континентами. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.

Произошла встреча двух миров, которая внесла изменения в быт и обычаи европейцев. Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества-зарождающееся и  индустриальное и традиционное.

 Кому не понравилась наша экспедиция, покажите мне свои кулачки, а кому понравилось, кто узнал для себя что-то новое - покажите раскрытые ладошки. Я очень рада видеть столько ладошек и давайте тогда похлопаем и поблагодарим друг друга. Спасибо всем.

Домашнее задание: прочитать  параграф 2, составить план по теме «Значение Великих географических открытий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...

Конспект урока по истории Класс: 5

Конспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...