Разработка урока по истории "Древний Китай"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Урок
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Выполнил: Любимова Т.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №91»,
слушатель курсов № 16
Проверил: Перова Т. Ю., канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Новокузнецк, 2017
Тема: Древний Китай
Класс:5
Тип урока: «открытия» нового знания
Оборудование: мультимедийное сопровождение, дополнительный материал для работы в группах
Цели
Цель учителя: формировать умения выявлять цивилизационные особенности Древнего Китая
Цель учащихся: научится определять характерные особенности природно-климатических условий и научно-культурных достижений Древнего Китая
Планируемые результаты:
- Личностные:
- мотивация к познанию, учебе.
- Метапредметные:
- регулятивные УУД:
- соотнести результаты своей деятельности с целью и оценить его;
- оценивать свою (товарища) деятельность, взаимопроверку.
- познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знание, осознавать необходимость нового знания;
- выполнять анализ (выделение признаков); выстраивать логическую цепь рассуждений;
- осознавать необходимость нового знания;
- извлекать информацию из дополнительной литературы и представлять в виде таблиц
- коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию, аргументировать свою точку зрения;
- организовывать учебное взаимодействие в группе;
- слушать других, высказывать свое мнение.
- Предметные:
природно-климатические условия и научно-культурные достижения Древнего Китая.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока* | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Организационный момент (самоопределение к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Приветствует учеников; проверяет явку учащихся и готовность к уроку; | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; | Приветствие учителя. Посмотрите, все ли у вас на столе и вы готовы к уроку? | |
Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | 1)организует беседу, работу учащихся по выполнению работы; 2)подводит к формулированию цели урока; | 1)учащиеся выполняют задание; 2) определяют и формулируют цель урока | 1)Вопросы: - о какой стране (цивилизации) мы сегодня на уроке будем говорить? - а что вам известно о данной стране? Формулируют тему (см. приложение №1) 2) Выявление «знание» - «незнание», определяют цель урока? | Л.: мотивация к познанию, учебе Познавательные: ориентироваться в своей системе знание, осознавать необходимость нового знания К.: доносить свою позицию, аргументировать свою точку зрения |
Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)(изучение нового материала) | 1)организует групповую работу учащихся по заполнению таблицы «Цветок лотоса» | 1) выполняют работу в группах | Задание: заполнить таблицу «Цветок лотоса», используя дополнительный материал (см. приложение № 2) | Познавательные: извлекать информацию из дополнительной литературы и представлять в виде таблиц; выполнять анализ; ориентироваться в своей системе знание, осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; |
Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | Организует проверку, правильного выполнения задания корректирует при необходимости | Предоставляют выполнение задания, дополняют, проверяют по готовой таблице | Задания: 1)Дополняют, предлагают свои варианты ответа; 2) Проверяют и сравнивают по готовой таблице (см. приложение №3) | Р.: соотнести результаты своей деятельности с целью и оценить его; П.: выполнять анализ (выделение признаков); выстраивать логическую цепь рассуждений; К.: слушать других, высказывать свое мнение. |
Контроль | Организует работу учащихся по выполнению задания, проверку и оценку | Выполняют задание, проверяют, оценивают | Вставьте пропущенные слова в текст ; осуществляют взаимопроверку (кроме того, как представлено задание на слайде, у каждого на столе печатный образец, как черновик) (см. приложение №4,5) http://LearningApps.org/display?v=p7fvut47k17 http://LearningApps.org/display?v=pokrhue8a17 | П.: осознавать необходимость нового знания; Р.: оценивать свою (товарища) деятельность, взаимопроверку. |
Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Организует рефлексию | Отвечают на вопросы | Ответьте на вопросы: - Какие новые знания вы открыли для себя? Чему научились - Обратите внимание на доску, перед вами «Оценочный лист»!!! Ваша задача – продолжить предложения. (см. приложение №6) | Р.: соотносить свой результат с целью и оценивать его Л.: мотивация к познанию, учебе. |
Итоги урока | 1)Оценивает работу учащихся на уроке, вклад учащихся в работу группы, всего класса; 2) Комментирует домашнее задание | 1)Слушают, задают вопросы; 2)Записывают задание в дневник | 2) Параграф 22,23; р/т задания № 86, 88 |
* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока
Приложение №1
Приложение №2
КОНФУЦИЙ (КУН ЦЮ)
(551-479 гг. до н.э.) древний китайский проповедник и писатель
В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии — конфуцианства. Это латинское имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти. Как и о любом религиозном деятеле, о нем складывали различные легенды. Согласно одной из них. матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы. На самом же деле Конфуций родился в городе Лy (совр. Цюйфу в провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.
Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В его школе дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.
В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин» «Шицзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».
Когда же Конфуций умер, его похоронили на специально отведенном кладбище, где в дальнейшем хоронили только его потомков и учеников. Дом Конфуция был превращен в музей и стал местом паломничества.
Так говорил Конфуций
Стал однажды правитель расспрашивать Конфуция о том, кого можно считать ученым. Учитель сказал: "С утра до ночи отдает ученый все силы учению, ожидая, что к нему обратятся за советом. Ученый не дорожит золотом. Его богатство-мудрость, его сокровище-верность. Живет ученый не во дворце, его дом-из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день. Ученый живет со своими современниками, но сверяет поступки с древними. Если доверить ему богатство - он не изменит долгу ради выгоды. Если угрожать оружием - не уступит даже перед лицом смерти". Конфуций сказал: богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но, если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости. Конфуций сказал: есть простую пищу и пить воду, спать, подложив под голову локоть, в этом тоже заключается радость. Конфуций сказал: благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться. Учитель сказал: благородный человек винит себя, а ничтожный - Других.
Великий шелковый путь
В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шелковые ткани. Слава о них облетела весь мир. Знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром за шелковые одежды. Караваны верблюдов с грузом драгоценного товаpa шли из Китая на Запад.
Производство шелка в Китае. Старинные изображения. Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из нее пряжу
Они должны были преодолевать пустыни, переправляться через бурныe реки и пробираться через горные ущелья. Торговцы всегда держали оружие наготове, ибо каждый день их подстерегала опасность. Долгие месяцы и даже годы добирались купцы по Великому шелковому пути до самого Средиземного моря. Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях, китайцы пользовались компасом. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой подставке. На эту подставку наносили деления, обозначавшие стороны света.
Чай
Еще в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирали с них листья. Потом их тщательно раскатывали на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушили на циновках, а иногда еще и поджаривали на сковородках. Наконец, высушенные листочки сворачивались в трубочку. Тогда их заваривали кипятком. Напиток из чайных листьев пили как лекарство, прогоняющее усталость и продлевающее жизнь.
Научные знания
Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта).
- Другое изобретение - книгопечатание, также имеет долгую историю. Еще в глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание[2]. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в.
- По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который значительно усовершенствовал технологию ее производства (древнейшие образцы бумаги относятся ко второй половине II в. до н.э.) и впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору. С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов.
- Еще одним великим изобретением китайцев стал компас. Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: «ложка, управляющая миром».
- К числу самых знаменитых изобретений китайцев относится также и порох. Известно, что уже в первые века нашей эры китайские алхимики умели получать смесь серы и селитры, которая вместе с углем составляет основу химической формулы пороха. В VII в. алхимик по имени Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Подробное же описание состава и свойств пороха содержится в военной энциклопедии середины XI в., где приводятся сразу три рецепта изготовления пороха для трех видов бомб: взрывчатых, зажигательных и отравляющих.
Приложение №3
Таблица «Цветок лотоса»
Находится в Восточной Азии, на Великой Китайской равнине | Крупные реки – ХУАНХЭ и ЯНЦЗЫ | Первый властелин – Цинь Шихуан |
Производство ШЕЛКА. Великий шелковый путь | ДРЕВНИЙ КИТАЙ | Великая Китайская стена |
Изобрели КОМПАС БУМАГУ ПОРОХ КНИГОПЕЧАТАНИЕ | Мудрец КОНФУЦИЙ Основоположник религии-КОНФУЦИАНСТВО | Выращивали чайные кусты (ЧАЙ) |
Приложение №4
Китай расположен на востоке материка________________. В Китае две главные реки_____________ и ________________. Китай стал единым государством в ____________________ веке до н.э., его первым властителем был _____________________________. Знаменитым китайским мудрецом был__________________________________. Самое знаменитое сооружение Древнего Китая - __________________________________________________________________.
Приложение №5
Вопросы к кроссворду:
1. Тонкая и воздушная ткань , секрет производства которой был известен только китайцам.
2. Изобретённый в Китае прибор , помогающий не заблудится в далёких путешествиях .
3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство.
4. То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.
5. Материал для письма , изобретённый в Китае.
6. Одна из двух главных рек Китая.
7. Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 год до н. э.).
8. Изобретённый в Китае напиток , снимающий усталость.
Приложение №6
Рефлексия «Оценочный лист»
- Сегодня ну уроке……..
- Я запомнил (а)………..
- Я научился (ась)………
- Мне понравился урок потому, что………
- Мне было трудно……..
- Я расскажу маме и папе…….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Китай - страна, удивляющая мир"
Урок проведен в форме дебатов....
Разработка урока по географии "Китай"
Экономико-географическое положение Китая,население,промышленность,природные условия и ресурсы....
Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"
Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...
Разработка урока на тему "Первые философские учения древнего Китая и Индии"
Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов....
Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
конспект урока...
Разработка урока по теме "Древний Китай"
Разработка урока и презентация по теме "Древний Китай"...
Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс
Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс...