Разработка урока по истории "Древний Китай"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок по истории "Древний Китай", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lyubimovoy.docx241.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Урок

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Выполнил: Любимова Т.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №91»,

слушатель курсов № 16

Проверил:  Перова Т. Ю., канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики общего образования

Новокузнецк,  2017


Тема: Древний Китай

Класс:5

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: мультимедийное сопровождение, дополнительный материал для работы в группах

Цели 

Цель учителя: формировать умения выявлять цивилизационные особенности Древнего Китая

Цель учащихся: научится определять характерные особенности природно-климатических условий и научно-культурных достижений Древнего Китая

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • мотивация к познанию, учебе.

  1. Метапредметные:

- регулятивные УУД:

  • соотнести результаты своей деятельности с целью и оценить его;
  • оценивать свою (товарища) деятельность, взаимопроверку.

- познавательные УУД:

  • ориентироваться  в своей системе знание, осознавать необходимость нового знания;
  • выполнять анализ (выделение признаков); выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • осознавать необходимость нового знания;
  • извлекать информацию из дополнительной литературы и  представлять в виде таблиц

- коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию, аргументировать свою точку зрения;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • слушать других, высказывать свое мнение.

  1. Предметные:

природно-климатические условия и научно-культурные достижения Древнего Китая.



Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствует учеников;

проверяет явку учащихся и готовность к уроку;

 Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

Приветствие учителя.

Посмотрите, все ли у вас на столе и вы готовы к уроку?

Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

1)организует беседу, работу учащихся по выполнению работы;

2)подводит к формулированию цели урока;

1)учащиеся выполняют задание;

2) определяют и формулируют  цель урока

1)Вопросы:

- о какой стране (цивилизации) мы сегодня на уроке будем говорить?

- а что вам известно о данной стране?

Формулируют тему

(см. приложение №1)

2) Выявление  «знание» - «незнание», определяют цель урока?

Л.: мотивация к познанию, учебе

Познавательные: ориентироваться  в своей системе знание, осознавать необходимость нового знания

К.: доносить свою позицию, аргументировать свою точку зрения

Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)(изучение нового материала)

1)организует групповую работу учащихся по заполнению таблицы «Цветок лотоса»

1) выполняют работу в группах

Задание: заполнить таблицу «Цветок лотоса», используя дополнительный материал (см. приложение № 2)

Познавательные: извлекать информацию из дополнительной литературы и  представлять в виде таблиц; выполнять анализ; ориентироваться  в своей системе знание, осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе;

Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Организует проверку, правильного выполнения задания корректирует при необходимости

Предоставляют выполнение задания, дополняют, проверяют по готовой таблице

Задания:

1)Дополняют, предлагают свои варианты ответа;

2) Проверяют и сравнивают по готовой таблице (см. приложение №3)

Р.: соотнести результаты своей деятельности с целью и оценить его;

П.: выполнять анализ (выделение признаков); выстраивать логическую цепь рассуждений;

К.: слушать других, высказывать свое мнение.

Контроль

Организует работу учащихся по выполнению задания, проверку и оценку

Выполняют задание, проверяют, оценивают

Вставьте пропущенные слова в текст  ; осуществляют взаимопроверку (кроме того, как представлено задание на слайде, у каждого на столе печатный образец, как черновик)

(см. приложение №4,5)

http://LearningApps.org/display?v=p7fvut47k17

http://LearningApps.org/display?v=pokrhue8a17

П.: осознавать необходимость нового знания;

Р.: оценивать свою (товарища) деятельность, взаимопроверку.

Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы

Ответьте на вопросы:

- Какие новые знания вы открыли для себя? Чему научились

- Обратите внимание на доску, перед вами  «Оценочный лист»!!! Ваша задача – продолжить предложения.

(см. приложение №6)

Р.: соотносить свой результат с целью и оценивать его

Л.: мотивация к познанию, учебе.

Итоги урока

1)Оценивает работу учащихся на уроке, вклад учащихся в работу группы, всего класса;

2) Комментирует домашнее задание

1)Слушают, задают вопросы;

2)Записывают задание в дневник

2) Параграф 22,23; р/т задания № 86, 88

* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока                                        

Приложение №1

C:\Users\12\Desktop\kuda-poexat-s-detmi-v-mae-velikaya-kitaiskaya-stena.jpg    C:\Users\12\Desktop\1212121246d824e8-5.jpg   C:\Users\12\Desktop\p192_d20150317142337_thumb_b.jpg  C:\Users\12\Desktop\559570_20160413050141_3354_600x600.jpg  C:\Users\12\Desktop\odezhda_drevnego_kitaya.jpg

Приложение №2

КОНФУЦИЙ (КУН ЦЮ)

(551-479 гг. до н.э.) древний китайский проповедник и писатель

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии — конфуцианства. Это латинское имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти. Как и о любом религиозном деятеле, о нем складывали различные легенды. Согласно одной из них. матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы. На самом же деле Конфуций родился в городе Лy (совр. Цюйфу в провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В его школе дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое-то вре­мя спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способно­стям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на служ­бу и большую часть жизни занимался тем, что препода­вал и служил домашним учителем детей в семьях знат­ных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин» «Шицзин», «Ицзин», а также первую историческую хро­нику Китая «Чуньцю».

Когда же Конфуций умер, его похоронили на специ­ально отведенном кладбище, где в дальнейшем хоронили только его потомков и учеников. Дом Конфуция был пре­вращен в музей и стал местом паломничества.

Так говорил Конфуций

Стал однажды правитель расспрашивать Конфуция о том, кого можно считать ученым. Учитель сказал: "С утра до ночи отдает ученый все силы учению, ожидая, что к нему обратятся за советом. Ученый не дорожит золотом. Его богатство-мудрость, его сокровище-верность. Живет ученый не во дворце, его дом-из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день. Ученый живет со своими современниками, но сверяет поступки с древними. Если доверить ему богатство - он не изменит долгу ради выгоды. Если угрожать оружием - не уступит даже перед лицом смерти". Конфуций сказал: богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но, если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться. Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости. Конфуций сказал: есть простую пищу и пить воду, спать, подложив под голову локоть, в этом тоже заключается радость. Конфуций сказал: благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться. Учитель сказал: благородный человек винит себя, а ничтожный - Других.

Великий шелковый путь

В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шелковые ткани. Слава о них облетела весь мир. Знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром за шелковые одежды. Караваны верблюдов с грузом драгоценного товаpa шли из Китая на Запад.

Производство шелка в Китае. Старинные изображения. Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из нее пряжу

Они должны были преодолевать пустыни, переправляться через бурныe реки и пробираться через горные ущелья. Торговцы всегда держали оружие наготове, ибо каждый день их подстерегала опасность. Долгие месяцы и даже годы добирались купцы по Великому шелковому пути до самого Средиземного моря. Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях, китайцы пользовались компасом. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой подставке. На эту подставку наносили деления, обозначавшие стороны света.

Чай

Еще в древности китайцы научились выращивать чайные кусты. Несколько раз в год они собирали с них листья. Потом их тщательно раскатывали на досках, чтобы отжать как можно больше сока, сушили на циновках, а иногда еще и поджаривали на сковородках. Наконец, высушенные листочки сворачивались в трубочку. Тогда их заваривали кипятком. Напиток из чайных листьев пили как лекарство, прогоняющее усталость и продлевающее жизнь.

Научные знания

Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта).

  • Другое изобретение - книгопечатание, также имеет долгую историю. Еще в глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание[2]. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в.
  • По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который значительно усовершенствовал технологию ее производства (древнейшие образцы бумаги относятся ко второй половине II в. до н.э.) и впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору. С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов. 
  • Еще одним великим изобретением китайцев стал компас. Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: «ложка, управляющая миром».
  • К числу самых знаменитых изобретений китайцев относится также и порох. Известно, что уже в первые века нашей эры китайские алхимики умели получать смесь серы и селитры, которая вместе с углем составляет основу химической формулы пороха. В VII в. алхимик по имени Сунь Сымяо написал «Сочинение о пилюлях бессмертия», где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Подробное же описание состава и свойств пороха содержится в военной энциклопедии середины XI в., где приводятся сразу три рецепта изготовления пороха для трех видов бомб: взрывчатых, зажигательных и отравляющих. 

Приложение №3

Таблица «Цветок лотоса»

Находится в Восточной Азии, на Великой Китайской

равнине

Крупные реки –

 ХУАНХЭ

и

ЯНЦЗЫ

Первый  

властелин –

Цинь Шихуан

Производство

ШЕЛКА.

Великий

шелковый путь

ДРЕВНИЙ

КИТАЙ

Великая

Китайская

стена

Изобрели

КОМПАС

БУМАГУ

ПОРОХ

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Мудрец

КОНФУЦИЙ

Основоположник религии-КОНФУЦИАНСТВО

Выращивали

чайные

кусты

(ЧАЙ)

Приложение №4

Китай расположен на востоке материка________________. В Китае две главные реки_____________ и ________________. Китай стал единым государством в ____________________ веке до н.э., его первым властителем был _____________________________. Знаменитым китайским мудрецом был__________________________________. Самое знаменитое сооружение Древнего Китая - __________________________________________________________________.

Приложение №5

Вопросы к кроссворду:

1. Тонкая и воздушная ткань , секрет производства которой был известен только китайцам.

2. Изобретённый в Китае прибор , помогающий не заблудится в далёких путешествиях .

3. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство.

4. То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.

5. Материал для письма , изобретённый в Китае.

6. Одна из двух главных рек Китая.

7. Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 год до н. э.).

8. Изобретённый в Китае напиток , снимающий усталость.

Приложение №6

Рефлексия «Оценочный лист»

  • Сегодня ну уроке……..
  • Я запомнил (а)………..
  • Я научился (ась)………
  • Мне понравился урок потому, что………
  • Мне было трудно……..
  • Я расскажу маме и папе…….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Китай"

Экономико-географическое положение Китая,население,промышленность,природные условия и ресурсы....

Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"

Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...

Разработка урока на тему "Первые философские учения древнего Китая и Индии"

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов....

Разработка урока по теме "Древний Китай"

Разработка урока и презентация по теме "Древний Китай"...

Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс

Разработка урока по истории «Индия, Китай в древности», 5класс...