Спарта
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
материал содержит план-конспект урока истории по теме "Спарта", а также презентацию к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sparta.rar | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе
Тема: Древняя Спарта.
Цели: познакомить с общественным и государственным устройством Спарты, бытом, нравами спартанцев, системой воспитания, показать положительные и отрицательные стороны; формировать умение работать с исторической картой, историческими документами; воспитывать уважение к истории других стран.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока:
- Организационный момент, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания: прием « Верно-неверно» в игре «Крестики-нолики».
О | О | Х |
Х | Х | Х |
О | О | Х |
- Верно ли, что в Аттике архонтами называли простой народ? (О)
- Верно ли, что в споре называться покровителем города Афины участвовали два бога – Посейдон и Зевс?(О)
- Верно ли, что вельможами в Древнем Египте называли управителей, приближенных фараону?(Х)
- Верно ли, что Солон был архонтом в Аттике? (Х)
- Верно ли, что Солон отменил рабство? (Х)
- Верно ли, что по закону Солона судьи должны были выбираться независимо от их знатности и богатства? (Х)
- Верно ли, что «демократия» по-гречески означает «власть знати»?(О)
- Верно ли, что Солон прожил в Аттике до конца своих дней и никуда не уезжал? (О)
- Верно ли, что Аид – древнегреческий бог подземного царства? (Х)
- Мотивационно-целевой этап:
Кто из нас не слышал выражение «спартанское воспитание? Сегодня мы узнаем, что оно означает, и познакомимся с государством Спарта.
- Давайте сформулируем нашу тему и определимся с планом работы:
- Спартанцы и илоты
- Спарта – военный лагерь
- Спартанское воспитание
- Работа по теме урока:
- Что нужно рассмотреть в первую очередь, чтобы понять, чем занимались люди в том или ином государстве? (Местоположение, природные условия). Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. (Предположите, чем могли заниматься спартанцы и записывать возможные варианты мы будем в так называемую «корзину»).
Гаваней, удобных для мореплавания Спарта не имела. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды (подумайте, чем может быть полезна железная руда, вспомните Ассирию).
Итак, вы предположили занятия спартанцев. Все понятия у нас в «корзине». Давайте рассмотрим их.
Ответ: Спартанцы не преуспели ни в земледелии, ни в скотоводстве, ни в ремеслах, а только лишь в военном деле.
Давайте теперь определимся со спартанским обществом. Прочитайте первый пункт и заполните схему:
- Давайте прогуляемся по улицам древней Спарты и узнаем, как же жили люди. Прочитайте п2 стр. 148 (картинки города на слайдах презентации). Закончите предложения, и исправьте ошибки).
- Крепостных стен в Спарте не было, потому что спартанцы считали, что охранять город могут и огромные псы, которые были в каждом доме.
- Спарта напоминала военный лагерь, где никто не может жить так, как хочет. Спартанцам запрещалось заниматься______________ и ______________.
-Совет старейшин в Спарте следил за соблюдением всех правил и законов. Его власть была очень ограничена илотами. Состоял совет из граждан не моложе________лет.
-Народное собрание состояло из женщин и детей. Оно ведало объявлением войны и заключением мира. Но выступить в Народном собрании могли только старейшины.
-В Спарте были также и цари. Это командиры войск, входившие в Совет старейшин. В Спарте их назначали, их власть не была наследственной.
3. прочитайте п. 3.
Ответьте на вопросы:
-В Греции спартанцев считали неучами. Справедливо ли это?
-Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?
-Что вам понравилось в системе воспитания спартанцев, а что нет?
А теперь проблемный вопрос к «дереву предсказаний».
Почему спартанцам была необходима сильная армия?
Возможно: 1. Аргумент, 2 аргумент. 3 аргумент.
- Закрепление изученного: заполните таблицу
Сравните, чем отличались условия жизни жителей Афин и Спарты в VII-VI вв. до н.э.
Линия сравнения | Афины | Спарта |
Основные занятия | Земледелие, ремесло, торговля | Военное дело |
Использование труда рабов | После реформ Солона остались только привозные рабы | Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников |
Достижения | Ценились ораторское искусство, спорт, архитектура, культура. | Ценилось лишь военное искусство. Спартанцы были малограмотные, но очень дисциплинированными, стойкими и выносливыми. |
Сделайте выводы: на чем основывалось процветание Афин, а на чем Спарты.
Рефлексия: Что мне больше всего понравилось?
Что я узнал нового?
Что вызвало затруднения?
- П.31. задание в тетради, задания после п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Порядки Афин и Спарты
Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Порядки Афин и Спарты"....
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"
1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....
урок истории в 5 классе по теме "Греческие полисы. Спарта."
Пятиклассники на этом уроке сравнивают государственный строй Афин и Спарты. Урок проходит в виде игры....
Древняя Спарта
Тест содежит знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"
Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"...
Урок по всеобщей истории - Древняя Спарта
Урок по истории для учащихся 5 кл. в разделе " Древняя Греция". желательно использовать презентацию....