Илиада и Одиссея
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
материал содержит план-конспект урока истории по теме "Илиада и Одиссея", а также презентацию к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iliada_i_odisseya.rar | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
№ слайда | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слайд 1 | I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? А помогут нам ваши знания об истоках греческой культуры, потому что тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что - реальность. Итак, чтобы отправиться в увлекательное путешествие, |
|
Слайд 2 | II. Актуализация знаний | Давайте вспомним географическое положение Древней Греции. | Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы. |
Слайд 3 |
| - На каком полуострове расположена Древняя Греция? | на Балканском полуострове |
Слайд 4 |
| -Уточним, что находится с востока относительно Древней Греции? | к западу от Малой Азии. |
Слайд 5 |
| - По отношению к морям, где находится Древняя Греция? | Государство расположено в Средиземноморье |
Слайд 6 |
| -С Запада? | На западе Греция омывается Ионическим морем, |
Слайд 7 |
| -С Востока? | на востоке - Эгейским морем |
Слайд 8 |
| - Сделайте полное описание географического положения Древней Греции. |
|
Слайд 9 |
|
| Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями |
| А теперь, ребята, займем место на палубах наших кораблей, и приготовимся к плаванию. А для этого в контурных картах каждая команда обозначит территорию Греции, Малой Азии, Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой на экране.( 1-2 мин) Капитаны команд! Представьте свой маршрут! (1 мин) |
| |
|
| Представление командами своих маршрутов | |
| Молодцы! Все справились! Теперь уверенно можно идти вперед! Отдать швартовые! Право руля! Курс на Балканский полуостров! О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел. Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера? Сформулируйте ваши предположения. (1мин) Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия. |
| |
|
| Дети выдвигают свои гипотезы. | |
III. Создание проблемной ситуации |
|
| |
Слайд 10 | IV. Открытие новых знаний | - Что принесло известность Гомеру? | Выступление учащихся |
Слайд 11 |
| Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове - Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героических поэмах Гомера. |
|
Слайд 12 |
| Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем. В наши дни ученые считают, что поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы в VII в. до н.э. Раньше поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, не связанные с действительностью. Весь мир того времени склонялся к мнению, что они соединили содержание различных мифов. |
|
Слайд 13 |
| И только археолог Г.Шлиман подошёл к ним как к историческим источникам. Произошло важное событие, вследствие которого историки изменили своё мнение о содержании поэм. В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города. |
|
| В героических поэмах Гомера “Одиссея” и “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”. | Сообщение учащихся | |
| О чем рассказывает миф, мы узнаем из бортового журнала на странице 130 (со слов: “Согласно мифу…” до слов “…чтобы покарать обидчиков”) (2 мин) | Самостоятельный поиск истины | |
| Ребята! А вы знаете, каково современное значение крылатого выражения “яблоко раздора”? | “причина ссоры, причина конфликта” | |
Слайд 14 |
| Так что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны?
| Мифологическая причина войны – похищение троянским царевичем Парисом греческой царевны Елены Прекрасной |
Слайд 15 |
| Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия. | |
Слайд 16 |
| Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою.
|
|
Слайд 17 |
| - Так что же послужило действительной причиной Троянской войны? | Переселение части греков на полуостров Малая Азия |
| Но вернемся к поэмам Гомера. В них поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в них отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”. Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине. В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора и др. Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса, хотя, согласно мифу, он должен быть неуязвим. Он обладал большой силой: его мать, богиня Фетида, выкупала его еще младенцем в реке, текущей в подземном “царстве мёртвых” |
| |
| - Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? | Пятка | |
| Отсюда и крылатое выражение “Ахиллесова пята”. - Каково современное значение этого крылатого выражения? Продолжим. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга. | Слабое место | |
Слайд 18 |
|
| Просмотр видеоэпизода |
| Троянцы были очень отважными воинами и только хитростью греки смогли завоевать Трою, с помощью деревянного коня. Вы спросите “как”? Наш бортовой журнал на странице 131 очень красочно это повествует. ( со слов “Сама Троянская война…” до слов “..сожгли ненавистную Трою”) | Комментированное чтение | |
Слайд 19 |
| Давайте просмотрим этот эпизод | Просмотр видеоэпизода |
| Выражение “Троянский конь ” тоже стало крылатым. - Каково современное значение этого выражения? Другая поэма Гомера “Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, в “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов. | Скрытая угроза | |
Слайд 20 |
| Вот как это рассказано в фильме | Просмотр видеоэпизода |
| В нашем бортовом журнале есть комментарий к данному эпизоду на стр.132 (Со слов: “Другая поэма Гомера” и до слов “много лет мешал им вернуться на родину”) -Что нового еще вы узнали? | Комментированное чтение | |
| - Почему же спустя много веков дошли до нас произведения, повествующие о тех событиях? | Все приключения Одиссея были насыщены эпизодами мифического содержания | |
| Во многом вы, ребята, правы. | Выдвижение гипотез | |
Слайд 21 |
| До нас эти произведения дошли благодаря переводу известного русского романтика В.А. Жуковского. Перевод “Одиссеи” - литературный подвиг Жуковского. |
|
Слайд 22 | V. Итог урока. Рефлексия. | -Теперь уже зная содержание поэм Гомера, их героев и поступки вы теперь уже можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью. | В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические. Поэтому в этих поэмах люди – и боги, и герои. |
| У каждой команды на столе лежит папирусы с кроссвордом. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово. | Работа в командах | |
| -Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? | Троя | |
Слайд 23 |
| Сверьте ваши ответы по слайду. - Какое впечатление осталось у вас после виртуального путешествия? |
|
| - Все остались на плаву? | Да | |
| Тогда капитаны объективно оцените работу вашей команды. - Никто вас не подвел в дальнем путешествии? Выставление оценок Спасибо за чудесное путешествие и слаженную работу. Только дружба помогла нам перенести все испытания. Мы еще раз убедились в правильности девиза: “Один за всех и все за одного”. | Оценивание работы в группах. | |
Слайд 24 | VI. Д/З | § 20
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "
Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками....
Презентация урока литературы по теме «Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы.
Презентация иллюстрирует урок по теме "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы...
Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"
Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...
Интегрированный урок истории и литературы по теме Гомер "Илиада и Одиссея"
Этот урок можно провести в 5 классе,так как материал является очень тяжелым к восприятию,поэтому возможно переключение на разные виды деятельности детей...
Тест по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея" с ответами
Тест по истории Древнего мира по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея"(презентация 4 слайда) можно провести с учащимися 5 класса после изучения урока ""Илиада" и "Одиссея" Гомера".Этот тест позволить выя...
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Урок по истории Древнего мира по ФГОСТ Тема : Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»...
Контрольная работа по литературе. "Илиада" и "Одиссея" Гомера.
Контрольная работа в двух частях по поэмам Гомера "Илиада" и "Одиссея". В первую часть включены вопросы на знание содержания произведений, истории их создания. Во второй - работа с текстом, эссе....