Возвышение Афин в V веке
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
План-конспект урока 5 класс, составленный по требованиям ФГОс. Урок по теме "Возвышение Афин в 5 веке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_vozvyshenie_afin_v_5_veke_do_n.e._5_klass.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
план урока истории 5 класс
Тема урока: Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей.
Цели: дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах; выявить источники рабства; развивать умения работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни; занятий афинян; метапредметные УДД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку
II. Проверка домашнего задания: игра "крестики-нолики"
1 О | 2 Х | 3 Х |
4 О | 5 Х | 6 О |
7 О | 8 Х | 9 Х |
1)Верно ли, что Афины находились на острове Крит?
2) Верно ли, что в Спарте не было крепостных стен?
3) Верно ли, что главными врагами греков в V в до н.э. были персы?
4) Верно ли, что первую попутку захватить Грецию предпринял персидский царь Дарий III?
5) Верно ли, что Марафонская битва состоялась в 490 г. до н.э.?
6) Верно ли, что афинским стратегом в Марафонской битве был Геродот?
7) Верно ли, что афинский юноша, чтобы сообщить о победе при Марафоне, преодолел расстояние 50 км.?
8)Верно ли, что в Марафонской битве участвовали Афины и Платея?
9) Верно ли, что причиной греко-персидских воин являлась захватническая внешняя политика персов?
Бонус-задание (ВПР история 5 класс)
Задание 1
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Перечень тем | |
А) шумерские города-государства В) Древний Египет | Б) Древняя Индия Г) Древняя Греция |
Задание 2
Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость».
Перечень тем | |
А) шумерские города-государства В) Древний Египет | Б) Древняя Индия Г) Древняя Греция |
III. Мотивационно-целевой этап:
учитель: Ребята, напомните, чем закончилась Марафонская битва? А как вы думаете, на этом война была закончена?
Ксеркс - сын Дария I (на слайде), взойдя на престол, объявил, что выстроит мост через пролив Геллеспонт (на карте) и поведет свое войско в Европу, чтобы завершить дело, начатое отцом. Он поклялся сжечь Афины за их победу над персами при Марафоне. В войске Ксеркса было так много воинов, что когда они останавливались на берегу реки отдохнуть, то вычерпывали полностью воду, и русло реки высыхало. Злым и властолюбивым был Ксеркс. Вот всего лишь один эпизод из его жизни, который доказывает нам это. После неудачного похода в Грецию он бежал в свое царство, и корабль попал в бурю. Он мог утонуть, и кормчий подсказал, что нужно освободить корабль от всего лишнего. Тогда Ксеркс приказал придворным броситься в море во имя спасения своего царя. Корабль успешно достиг берегов Азии. Ксеркс пожаловал кормчему золотой венок за спасение царя и приказал отрубить ему голову за то, что благодаря его совету погибли самые лучшие персы - царские приближенные.
Вот с таким врагом придется вновь бороться грекам. (слайд саламинское сражение).
После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими города. Для борьбы с персами Афины создали военную организацию греческих государств, которая называлась Афинским морским союзом (слайд Фемистокл). Именно он смог окончательно разбить персов.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей афинского порта Пирей.
Чтобы легче ориентироваться в новом материале, давайте вспомним несколько понятий:
демос (народ)
демократия (власть народа)
ареопаг (совет знати)
архонты (правители, входившие в состав совета знати)
граждане (свободные люди)
Эллада (Греция)
эллины (греки).
Тема урока: В гаванях афинского города Пирей
План урока:
1. В военных гаванях
2. В торговой гавани
3. Тяжелая участь рабов
Проблемный вопрос: Побывавшие в Пирее чужеземцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же прав в оценке греческого города? Почему в демократическом государстве существовало и укреплялось рабство? К чему это могло привести?
IV. Работа по теме урока:
В V в. до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км. от Афин (карта). С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны стены.
-Как вы думаете, а кто защищал порт со стороны моря?
Работая с текстом учебника п.1§36, ответьте на вопросы:
-На какие категории делилось население порта?
-Кого называли гражданами?
-Кто и чем занимался в афинской военной гавани?
-Чем занимались богатые граждане?
-Что подразумевалось под почетной, но разорительной обязанностью?
-Какой вклад в укрепление флота внесли граждане?
Для каждого гражданина было делом чести защищать свое государство. За порядком в гаванях и за всеми работами следил Совет пятисот - орган власти, который выбирался из афинских граждан по жребию.
V. Физминутка
1. учитель называет термины и просит детей – встать-сесть ( встать, если термин относится к Великим географическим открытиям, а сесть, если не относится). Шадуф, Фемистокл, Двуречье, Афина, Саламинское сражение, богиня Исида, греческие колонии на Черном море, Пирей, свободные граждане, Солон, долговое рабство.
VI. 2. В торговой гавани
-Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника "В торговой гавани Пирея" на с. 173.
- Какие детали рисунка указывают на то, что действие происходит на торговой площади?
-Как вы думаете, чем торгуют в гавани? Какие товары пользуются особым спросом?
- Познакомьтесь с историческим документом:
Исторический документ
Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья - соленая рыба, из Северной Греции - зерно и мясо, сицилийцы доставляют свиней и сыр, из Египта - паруса и папирус, из Сирии - благовония, остров Крит шлет дорогое дерево, острова - тучных баранов и фрукты, из Малой Азии везут рабов и миндаль, Финикия шлет пшеничную муку и финики...
-Почему в Афины привозили зерно?
-Какой же товар вывозили?
-Предположите, на каких условиях торговцы, прибывшие в Пирей, вели торговлю?
- Куда шли полученные от купцов деньги?
Среди купцов было немало переселенцев из других городов. Внешне они не отличались от греков: одевались и говорили, как греки, поклонялись тем же богам. Но при этом они должны были платить налог за ведение торговли. Таких людей в Афинах называли метеками. А теперь заполним схему:
3. Тяжелая участь рабов
-Вернемся к иллюстрации "В торговой гавани Пирея". Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это?
К сожалению, в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.
-Рабов в Греции называли также "живым товаром". Как вы думаете, почему?
-Число рабов в Греции в V в. до н.э. резко возросло. Как вы можете это объяснить? При ответе вспомните, каким образом свободные люди становились рабами?
-Какого источника рабства в Афинах уже не было (схема на слайде) исключите лишнее:
Основным источником рабства для Греции, как и для многих других стран древности, являлась война. В V в. до н.э. во многих полисах долгового рабства уже не было. Самый бедный гражданин твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим. Большие доходы приносила продажа рабов, которая была в то время обычным делом. В результате побед греков над персами резко увеличилось количество военнопленных, которых обращали в рабство. Современники рассказывали, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек. В Грецию привозили фракийцев, сирийцев, скифов, персов, египтян, даже негров.
-Чем рабы отличались от остальных людей?
-Работая с текстом п. 3 §36, опишите, где и как трудились рабы.
-Почему рабы не были заинтересованы в своем труде?
VI. Закрепление:
Найдите и исправьте ошибки:
Задание 2. Подберите ключевые слова для рассказа по картине "В торговой гавани Пирея".
Задание 3. Вычеркните из схемы слова, которые неверно характеризуют положение рабов в Афинах.
VII. Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал
Мне особенно понравилось
вызвало затруднение
VIII. Доманшее задание:
1.Ответить на вопросы: какой товар идет собственными ногами? Откуда мог приплыть корабль с таким товаром?
2. Ответьт на вопросы в рубрике "Проверь себя".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест для 5 класса по теме Возвышение Афин, Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Данный тест предназначен для учащихся 5 классов. В приведенных утверждениях надо поставить знак + или -, в зависимости правильное утверждение или нет....
Возвышение Афин
Самостоятельная работа по истории Древнего Мира....
тест по истории Возвышение Афин в 5 веке до н.э
Тест по истории древнего мира для 5 класса...
Возвышение московского княжества в первой половине 14 века.
Разработка урока Возвышение московского княжества в первой половине 14 века. по ФГОС...
"Возвышение Афин"
Тема урока: Путешествие в Афины.Урок – путешествие. (УМК Вигасин А.А.; Годер Г.И.)...
"Своя игра" к главе 9 "Возвышение Афин а V веке до н.э. и расцвет демократии" урок истории в 5 классе
quot;Своя игра" - повторительно - обобщающий урок истории в 5 классе по теме "Возвышение Афин в V веке до нашей эры" глава 9.Игра включает в себя пять категорий: 1. В гаванях Афинского...
Афины и Спарта в 8-6 веках.
Презентация содержит коаткий конспект двух параграфов с выделением основных понятий, необходимых для освоения материала....