Внеурочка "«Личность и история России»
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: ФГОС ООО; примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России» 5-9 классы, М., «Просвещение», 2013г.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность курса «Личность и история России» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны научиться описывать биографии общественных и политических деятелей связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.
Место учебного предмета в учебном плане:
Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях. Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
- осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
- осознание роли личности в истории;
- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
- Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
- создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
- в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты. Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Метапредметные результаты.
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;
8) определение собственного отношения к историческим явлениям, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты.
- относительно целостное представление об истории России;
- знание ряда исторической терминологии;
- умения работать с информацией в различных источниках, адекватно ее воспринимать;
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к изучению истории России;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать мысли;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик 7 класса должен:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты, элементы его описания;
регулируемых различными социальными нормами;
2) осуществлять поиск информации в различных источниках;
3) оценивать различные суждения об истории с точки зрения исторической науки;
4) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
5) применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия;
6) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы истории России;
7) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Содержание учебного предмета.
Тема1. Киевская Русь. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые князья. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья-мученики. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.
Тема2. Эпоха раздробленности Князья эпохи раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иван IV Грозный. Великие живописцы. Государь князь Фёдор. Борис ГодуновМинин и Пожарский.
Тема 4. Путь к абсолютизму. Государь Михаил Фёдорович.Алексей Михайлович “Тишайший”. Фёдор Тишайший. Царевна Софья.Церковный расколДеятели культуры. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова.
Тема5. Эпоха дворцовых переворотов. Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.Елизавета Петровна и Пётр III. Екатерина Великая. ПавелI и Александр I.Великие полководцы и флотоводцы. Русское “просвещение”.
Тема6. Эпоха самодержавных преобразований. Сперанский М.М. Николай I-жандарм Европы и Александр Освободитель.Александр III и Николая II.
Требования к уровню подготовки
В процессе обучения учащиеся приобретают с л е д у ю щ и е у м е н и я:
видеть проблему; сформулировать её;
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
составить план решения проблемы, задачи;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Учебно-методическое обеспечение:
Список литературы для учителя
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по истории.
Рекомендуемая литература.
Н.Л.Пушкарёва Женщины Древней руси. М., 1989.
Кириллов История Отечества в таблицах и схемах. - М: ЭКСМО, 2010.
Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества. В.,1995г.
Школьная энциклопедия –М, 2003
История России в лицах. М., 1997
История России в лицах и датах. М., 1995.
История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2017.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2012.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2012.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2008.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 2007.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2017
Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии, дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование " Личность и история России" 7класс (35 часов).
№ | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Основное содержание материала темы | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||
| |||||||
1 | Введение. | 1 | Урок изучения нового материала | Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Разные оценки и подходы российской историографии к данным политическим и государственным деятелям. |
|
| |
| Раздел1. Великие Рюриковичи. Тема1. Киевская Русь. (6ч) |
| |||||
2 | Рюрик. | 1 | Активизировать знания курса истории России с древнейших времен до конца XVIвв. | Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. |
|
| |
3 | Первые князья. | 1 | Раскрывать основные вопросы по правлению первых князей (работа с дополнительными материалами) | Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. |
|
| |
4 | Владимир Святой | 1 | Учиться анализировать и грамотно высказываться по основным направлениям деятельности князя. Учимся делать электронную презентацию. | Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. |
|
| |
5 | Борис и Глеб – князья мученики. | 1 | Урок -лекция с элементами дискуссии (учимся работать с информацией) | Борис и Глеб – князьямученики. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава. |
|
| |
6 | Ярослав Мудрый | 1 | Уметь вести дискуссии. Показывать на карте границу Киевской Руси в период правления князя. | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. |
|
| |
7 | Владимир Мономах | 1 | Уметь работать с информацией. | Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботыТема2. Эпоха раздробленности.(и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. |
|
| |
| Тема2. Эпоха раздробленности.(6ч) |
| |||||
8 | Князья эпохи раздробленности. | 1 | Урок-лекция с элементами дискуссии. Анализировать причины и последствия политической раздробленности. | Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. |
|
| |
9 | Александр Невский | 1 | Работа с картой. Показ электронных презентаций. | Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. |
|
| |
| |||||||
| |||||||
10 | Деятели русской церкви и культуры | 1 | Работа с информацией. | Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. |
|
| |
11 | Иван Калита | 1 | Объяснять смысл исторических терминов: иго, ярлык, баскак и др. | Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. |
|
| |
| |||||||
| |||||||
12 | Дмитрий Донской | 1 | Объяснять смысл исторических терминов: феодальная война и др. | Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. |
|
| |
13 | Сергий Радонежский | 1 | Урок- лекция. | Сергий Радонежский. |
|
| |
| |||||||
| |||||||
| Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная. (5ч) | ||||||
| |||||||
|
| ||||||
14 | Иван Васильевич и Василий Иванович. | 1 | Систематизировать исторический материал по правлению царей. Анализировать смысл теории «Москва – третий Рим». | Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. |
|
| |
| |||||||
15 | Иван IV Грозный | 1 | Уметь анализировать материал законодательство (Судебник) при Иване Грозном. | Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. |
|
| |
16 | Великие живописцы | 1 | Лекция с элементами беседы. | Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. |
|
| |
| |||||||
17 | Государь князь Фёдор. Борис Годунов | 1 | Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVIв. Объяснять смысл понятия: заповедные лета. Характеризовать личность царя. | Второй сын Ивана Грозного. Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. |
|
| |
18 | Минин и Пожарский | 1 | Просмотр электронных презентаций и анализ проделанной работы. | Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. |
|
| |
| Раздел 2. Великие Романовы. Тема 4. Путь к абсолютизму.(7ч) | ||||||
19 | Государь Михаил Фёдорович. | 1 | Объяснение смысла термина – абсолютизм, анализ «Соборного уложения». | Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Полки иноземного строя. «Куранты». |
|
| |
20 | Алексей Михайлович “Тишайший” | 1 | Объяснение смысла термина- церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта церкви и государя. Характеризовать позиции протопопа Аввакума и Никона. | Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. |
|
| |
21 | Фёдор Тишайший. Царевна Софья. | 1 | Составление исторического портрета царевны Софьи. | Фёдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества. Регенство царевны Софьи. |
|
| |
22 | Церковный раскол | 1 | Характеризовать позиции протопопа Аввакума и Никона. | Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. |
|
| |
23 | Деятели культуры | 1 | Составлять описание памятников культуры XVIIв. характеризовать их назначение, художественные достоинства. | Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. |
|
| |
24 | Петр Первый | 1 | Работа с картой «Географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIIIвв». Анализ внешней и внутренней политики. | Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. |
|
| |
25 | Птенцы гнезда Петрова | 1 | Составления электронных презентаций. | Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. |
|
| |
| Тема5. Эпоха дворцовых переворотов.(5ч) | ||||||
26 | Женщины на престоле | 1 | Составление исторического портрета. | Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. |
|
| |
27 | Елизавета Петровна и ПётрIII. | 1 | Анализировать вешнюю и внутреннюю политику Елизаветы. | Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Пётр III.Манифест о «вольности дворянства». |
|
| |
28 | . Екатерина Великая. ПавелIи Александр I. | 1 | Составление исторических портретов, | Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Трагическое контрреформаторство ПавлаI “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. |
|
| |
29 | Великие полководцы и флотоводцы | 1 | Составление электронных презентаций. | Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков. |
|
| |
30 | Русское “просвещение”. | 1 | Характеризовать основные тенденции развития образования и науки. Систематизировать материал о достижениях российской науки. | Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. |
|
| |
| Тема6. Эпоха самодержавных преобразований.(4ч) |
| |||||
31 | Сперанский М.М. | 1 | Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов Сперанского. | Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка |
|
| |
32 | Николай I-жандарм Европы и Александр Освободитель. | 1 | Анализировать основные черты внутренней и внешней политики. Составление исторических портретов императоров. | Декабристы и Николай I.III отделение Собственной канцелярии. Теория «официальной народности». «Полное собрание законов Российской империи». «Свод действующих законов». Реформа управления государственными крестьянами. Финансовая реформа Е.Канкрина. Причины отмены крепостного права. «Записки» К.Кавелина. Секретный комитет. Рескрипт на имя Назимова. Губернские комитеты. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я.Ростовцев. «Положения о реформе». Уставные грамоты. Временнообязанное состояние. Община. Круговая порука. Выкупные платежи. Реформа местного самоуправления: земская и городская. Земские собрания и управы. Судебная реформа. Мировые и общие суды. Военные реформы. Всеобщая воинская повинность. Реформа просвещения |
|
| |
33 | Александр III | 1 | Составление исторических портретов императоров. | Александр Миротворец. Контрреформы . «Положение о мерах к охранению государственного порядка». Пересмотр законов о земствах и городском самоуправлении. «Железнодорожная горячка». |
|
| |
34 | Николая II. | 1 | Составление исторических портретов императоров. | Личность царя Николая II. Социальные противоречия в период царствования. | |||
35 | Итоговое занятие. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Систематизировать знания учащихся. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
Презентация о реформаторской деятельности Петра I....
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис
Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...