Урок в 9 классе "Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ в. Духовная жизнь в 30-е гг. ХХ в."
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Педагогические цели:
· образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической системы и духовной жизни в СССР в 30-е гг. ХХ в.;
· воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
· развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
Тип и вид урока: урок усвоения новых знаний
Основное содержание темы. Политическая система. Определение и основные черты политической системы. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Изменение социальной структуры общества. Рабочий класс. Производственные навыки. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Система льгот и привилегий.
Коренные изменения в духовной жизни. Ликвидация неграмотности. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.
Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-30 е гг.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: культ личности, советская индустриализация, коллективизация, культурная революция, рабселькоры, многотиражные газеты, урбанизацияОСОАВИАХИМ, «челюскинцы», враг народа, массовые репрессии, НКВД, ГУЛАГ, освоение Арктики, социалистический реализм, коммунальный быт, барак, карточная система снабжения, паспортная система.
Образовательные ресурсы: А.А. Данилов. История. Россия в XX-начале XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение - 2014.
Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.
План
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
III. Усвоение новых знаний
1) Роль партии и идеологии в жизни государства. Формирование культа личности Сталина.
2) Массовые репрессии. Показательные судебные процессы.
3) Конституция 1936 г.
4) Национальная политика.
5) Развитие образования.
6) Научные достижения.
7) Соц. реализм в искусстве.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
V. Д/з ,26-27, читать, сделать таблицу «Развитие культуры в 30-гг. ХХ в.», продолжить писать мини-проект «История моей семьи в истории моей страны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_31politicheskaya_sistema_sssr_v_30-e_gg._hh_v._duhovnaya_zhizn_v_30-e_gg._hh_v.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс. Тема 3. СССР на путях строительства нового общества. (6 ч.)
урок 31 Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ в. Духовная жизнь в 30-е гг. ХХ в.
Дата проведения урока:9-а 15.01, 9-б 11.01
Педагогические цели:
- образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической системы и духовной жизни в СССР в 30-е гг. ХХ в.;
- воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
- развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
Тип и вид урока: урок усвоения новых знаний
Основное содержание темы. Политическая система. Определение и основные черты политической системы. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Изменение социальной структуры общества. Рабочий класс. Производственные навыки. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Система льгот и привилегий.
Коренные изменения в духовной жизни. Ликвидация неграмотности. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.
Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-30 е гг.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: культ личности, советская индустриализация, коллективизация, культурная революция, рабселькоры, многотиражные газеты, урбанизацияОСОАВИАХИМ, «челюскинцы», враг народа, массовые репрессии, НКВД, ГУЛАГ, освоение Арктики, социалистический реализм, коммунальный быт, барак, карточная система снабжения, паспортная система.
Образовательные ресурсы: А.А. Данилов. История. Россия в XX-начале XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение - 2014.
Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.
План
- Орг. момент.
- Повторение опорных знаний
- Усвоение новых знаний
1) Роль партии и идеологии в жизни государства. Формирование культа личности Сталина.
2) Массовые репрессии. Показательные судебные процессы.
3) Конституция 1936 г.
4) Национальная политика.
5) Развитие образования.
6) Научные достижения.
7) Соц. реализм в искусстве.
- Закрепление, формирование умений и навыков
V. Д/з ,26-27, читать, сделать таблицу «Развитие культуры в 30-гг. ХХ в.», продолжить писать мини-проект «История моей семьи в истории моей страны».
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
Эвристическая беседа с классом. Что происходило в политической жизни стран в 1920 – ые гг. XX века в СССР?
III. Усвоение новых знаний
Проблемный вопрос урока: Есть ли положительные и отрицательные стороны политической системы СССР?
1) Роль партии и идеологии в жизни государства. Формирование культа личности Сталина.
(Сл. 1-9) + опора на учебник с. 92
Роль идеологии
- Марксизм-ленинизм – сер. 1930 –ых гг. официальная государственная идеология
- Государственный контроль за СМИ
- Цензура в системе образования, науки и культуры
- Формирование массовых организаций (с 7 лет – «октябрята», с 11 лет-пионеры, с 14 лет – ВЛКСМ
- Новый виток репрессий против церкви.
- Создание творческие союзов для контроля над деятельностью интеллигенции. (стр. 93 найти какие союзы были созданы, кто ими руководил)
- Все категории населения были членами официальных массовых организаций.
2) Массовые репрессии. Показательные судебные процессы.
Формирование культа личности Сталина (сл. 10-19) + опора на учебник с. 93-94
- Репрессии «врагов народа»
С ноября 1934 г. При наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание.
(право в административном порядке, в отсутствие обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката отправлять «врагов» народа» в ссылку или в исправительно- трудовые лагеря на срок до пяти лет). Поводом к репрессиям послужило убийство 1 декабря 1934 г. В Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С.М.Кирова.
- 1.12.1934 г. принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях:
А) Ускоренный порядок следствия – 10 дней
Б) Обвинительное заключение вручалось обвиняемому В) за сутки до рассмотрения дела в суде.
Г) Дела слушались без прокурора и защитника в суде
Д) Просьбы о помиловании запрещались
1) 1929 г. Постановление ЦК: директор промышленного предприятия как единоличный начальник получает право увольнения рабочих без уведомления профсоюзов. Рабочие теряют возможность социальной защиты, отстаивания своих прав на производстве.
2) 1932 г. Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности» предписывал: к врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять «в качестве меры судебной репрессии» расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре Закон был распространен на «обширный круг преступлений», в том числе спекуляцию и саботаж сельскохозяйственных работ.
3) 1932 г. Постановление ЦИК и СНК «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов» применялось для учета населения городов, рабочих поселков и новостроек, «разгрузки» их от лиц, не связанных с общественно полезным трудом и «очистки» их от «укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Паспорт ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивая тем самым наиболее эффективный контроль за ними со стороны государства. Колхозники, лишенные права на получение паспортов, не имели возможности покинуть село.
4) 1934 г., 8 июня. Введение «высшей меры социальной защиты» за измену Родине, ответственности всех взрослых членов семьи за преступление одного из них. Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, — от 2 до 5 лет лагерного заключения, для тех, кто не знал, — ссылка на 5 лет.
5) 1934 г., ноябрь. Создание Особых совещаний для упрощения системы судопроизводства при наказании «врагов народа» и членов их семей.
6) 1934 г., 1 декабря. Постановление ЦИК о рассмотрении дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти: следствие ограничивается десятидневным сроком, слушание дела идет без участия прокурора и адвоката, ходатайства о помиловании не допускаются, приговор о высшей мере наказания приводится в исполнение немедленно.
7) 1935 г. Установлена уголовная ответственность вплоть до смертной казни для детей, начиная с 12 лет.
8) 1937 г. Постановление от 1 декабря 1934 г. распространено на дела о вредительстве и диверсиях.
9) 1937 г. — разрешение ЦК ВКП(б) на применение в практике НКВД методов физического воздействия против врагов народа.
3) Конституция 1936 г.
Работа с текстом учебника и слайдами 19-24
4) Национальная политика.
Работа с опорой на учебник с. 95, вопрос: Какие факты свидетельствовали о свертывании курса 1920 гг.
5) Развитие образования. 6) Научные достижения. 7) Соц. реализм в искусстве.
Заполнение таблицы «Развитие культуры в 30-гг. ХХ в.»,
Отрасль | Деятель | Достижение |
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
Работа с терминами урока, ответ на проблемный вопрос: Есть ли положительные и отрицательные стороны политической системы СССР?
V. Д/з ,26-27, читать, сделать таблицу «Развитие культуры в 30-гг. ХХ в.», продолжить писать мини-проект «История моей семьи в истории моей страны».
Основные понятия с учетом ИКС: культ личности, культурная революция, рабселькоры, многотиражные газеты, ОСОАВИАХИМ, «челюскинцы», враг народа, массовые репрессии, НКВД, ГУЛАГ, освоение Арктики, социалистический реализм, коммунальный быт, барак, карточная система снабжения, паспортная система.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.(разработка интегрированного урока истории и литературы для 11 класса).
интегрированный урок истории и литературы...
Конспект урока "За Христа пострадавшие" (Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы).9 класс.История.
Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурны...
Духовная жизнь в СССР 40-60 гг.
Развитие культуры и науки в послевоенные годыДуховная жизнь в период «оттепели»»Отступление от «оттепели»...
Презентация к уроку истории 11 класс "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг."
презентация к уроки истории в 11 классе на тему "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 г.г."...
"Оттепель" в духовной жизни: СССР в 1953 - 1964 гг.
Презентация предназначена для уроков по истории России в 11 классе. В ней показывается духовная жизнь общества во времена "оттепели" (1953-1964 гг.)...
Урок истории в 11 классе по теме "Духовная жизнь СССР в 1940-1960 годы
Урок истории в 11 на тему «духовная жизнь СССР в 1940-1960гг.» изучается в рамках главы «СССР в первые послевоенные десятилетия»....