Презентация. Внутренняя политика Александра 1 в период 1801-1812 гг.
презентация к уроку по истории (8 класс) на тему

Артемова Галина Пантелеевна

Презентация содержит методическую разработку урока по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_politika_aleksandra_i_.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

Слайд 2

Александр I – воспитание и черты характера «…Это был высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и прекрасными голубыми глазами. Его отличали прекрасное воспитание и блестящее образование…» Александр I -1801-1825 Запись в тетрадь: Александр I (1801—1825) - годы правления.

Слайд 3

Александр был любимым внуком Екатерины II , которая сама руководила его воспитанием. Она приглашала лучших преподавателей из Европы, в числе которых был швейцарец, либерал Фредерик Лагарп . Фредерик Лагарп

Слайд 4

Ф . С. Лагарп — швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и республиканской форме правления , осуждал наследственную монархию, крепостное право, взяточничество .

Слайд 5

В то же время частое пребывание Александра при дворе его отца Павла в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров. После воцарения Павла I Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его.

Слайд 6

Но ещё большее действие на формирование характера Александра оказала та обстановка, которая окружала его с детства – враждующие между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними развила в Александре осторожность, скрытность, недоверчивость к людям .

Слайд 7

Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, он отличался способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений и умел пользоваться людскими слабостями в своих интересах, управлять людьми и подчинять их своей воле.

Слайд 8

Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. В 1793 году Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны.

Слайд 9

Недовольство широких слоев дворянства, особенно его верхов, политикой Павла I привело к возникновению заговора против императора . Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Однако смерти отца царевич искренне не желал.

Слайд 10

В половине первого ночи 12 марта 1801 граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве его отца. 24-летний Александр стал российским императором в результате дворцового переворота .

Слайд 11

Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

Слайд 12

1825 1801 1812-1815 Период реформ Период реакции «Негласный комитет» «Аракчеевщина» Правление Александра

Слайд 13

В это время было сильно влияние на умы людей идей Века Просвещения и французской революции. Ещё в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников . В этом кружке «молодых друзей» строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», предпочтительности республиканского правления, при этом не предполагалось отменять абсолютную власть императора .

Слайд 14

Адам Чарторыйский Николай Новосильцев Александр назвал кружок его близких друзей «Негласным комитетом» 1801-1803 Виктор Кочубей Павел Строганов

Слайд 15

Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г. Решено было провести реформы в области управления страной .

Слайд 16

Первыми мероприятиями Александра I стали: манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по сердцу августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой». Восстановлены в полном объеме Жалованные грамоты дворянству и городам, отменённые Павлом.

Слайд 17

Записать в тетрадь: Жалованная грамота дворянству – свод дворянских привилегий, оформленный законом Екатерины II от 21 апреля 1793 г. дворяне освобождались от обязательной службы, их нельзя было подвергать телесным наказаниям, судить их мог только дворянский суд. Дворянам принадлежало исключительное право владения землей и крепостными крестьянам и.

Слайд 18

В течение первого месяца Александр: вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. ликвидировал тайную канцелярию .

Слайд 19

ИМПЕРАТОР Государственный совет (1810 г.) участвует в подготовке новых законов Сенат превращается в высший судебный орган Министерства (1802 г.) осуществляют исполнительную власть Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений? назначает назначает Синод Реформа высших органов власти

Слайд 20

Были ликвидированы коллегии, вместо них появилось восемь министерств. В отличие от коллегий, в которых решения принимались коллегиально (т. е. совместно), министерства управлялись единолично министром , назначаемым императором и лично перед ним ответственным. 8 министерств : военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров . Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства

Слайд 21

Из манифеста об образовании Государственного совета: «...Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах: В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертани­ях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых...» Как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу? (Это был законосовещательный орган при императоре.)

Слайд 22

1801 г. – право покупки земли (но без крестьян) получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.

Слайд 23

Попытки решения крестьянского вопроса Запрет публикации объявлений о продаже крепостных ( «Продается свора собак и при них доезжачий», «Продаются кровные жеребцы, при них конюх и кучер») - Как такие объявления характеризуют отношение дворян к крепостным крестьянам? - Дайте оценку отношения царя о запрете печатать подобные объявления. Меры по крестьянскому вопросу: Запрет лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не «продается», а «отдается в наймы».)

Слайд 24

Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках в «розницу», т.е. с разделением семей. Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные поступки. Закон, по которому помещик обязан был кормить своих крестьян в голодные годы . Как вы думаете, меняли ли эти указы положение крестьян?

Слайд 25

Записать в тетрадь: 1803г . – Указ о «Вольных хлебопашцах»: определение порядка освобождения крестьян с землей за выкуп по добровольному соглашению с помещиками

Слайд 26

Работа с документом: Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах, ответьте на вопросы: 1. Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян. Желание помещика, наделение освобождаемых крестьян землей. 2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу? Крестьяне могли перейти в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев. 3. Предположите, каковы были практические результаты этого указа.

Слайд 27

Реальные результаты заключено 160 сделок, к 1825 г . стали вольными хлебопашцами 47 тыс. крестьян (0,5%) к 1858 г . – 1,5% ПОЧЕМУ? Стоимость одной души мужского пола = 400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т.е. 15 – 20 годовых оброков

Слайд 28

В 1804 г. крестьяне в Прибалтике признаны законными владельцами своей земли, четко определены их повинности и платежи.

Слайд 29

Итоги урока: Перечислите основные направления первых преобразований Александра I . Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований? (Преобразования высших органов власти и в крестьянском вопросе. Реальные последствия были незначительны. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Меры по крестьянскому вопросу носили в основном рекомендательный характер, хотя положение крепостных было несколько облегчено.)

Слайд 30

Домашнее задание: параграф № 1, вопросы, таблица: Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Восстановление екатерининских порядков Мероприятия по крестьянскому вопросу Изменения в государственном управлении 1. 2. 3. 4.

Слайд 31

Амнистия — частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью. Либерализм — течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. Маневр — передвижение войск на театре военных действий. Манифест — торжественное письменное обращение верховной власти к населению. 1803г. – Указ о «Вольных хлебопашцах» Министерства – правительство, исполнительный орган власти. Государственный совет – совещательный орган власти при царе. Негласный комитет - кружок единомышленников, друзей Александра I 1801-1825 – правление Александра I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика Александра I В 1801 – 1812 г.г.

В презентацию включены элементы систематизации знаний из курса Новой истории об антифранцузских коалициях, только что полученных знаний о направлениях внешней политики этого периода, о причинах разрыв...

Презентация "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806г.г."

Презентация по истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806г.г."...

Презентация "Внутренняя политика Александра I"

Предлагаю алгоритм изучения темы "Политика", который можно использовать при рассмотрении внутренней политики, а потом используя мыслительную операцию "перенос", рассматривать внешнюю политику...

Презентация "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг."

Изучение темы  "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг." на основе алгоритма по изучению политики...

Схема для написание исторического сочинения по периоду 1801-1812.

Ни для кого не секрет, что одно из значемых и сложных заданий на ЕГЭ является мини соченение. Для написания данного вида работы, очень удобно использовать метод анализа и синтаза путём составления схе...

Урок "Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 годах"

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век:Учеб.для 8   кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.Цель  урока: сформировать представление об...