Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)
Цель урока: Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства.
Задачи урока:
Образовательная:
-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.
Развивающая:
-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.
Воспитательная:
-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок истории 6 класс. Становление Древнерусского государства. | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории России в 6 классе.
Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)
Цель урока: Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства.
Задачи урока:
Образовательная:
-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.
Развивающая:
-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.
Воспитательная:
-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Оборудование: раздаточный материал с отрывками из "Повести временных лет"; тесты/
Ключевые термины: полюдье, погост, уроки, дань, древляне, история, Киев, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Византия
Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
- Давайте проверим домашнее задание.
III. Этап «Вызова».
- На прошлом уроке мы с вами выполняли задание «Верные-неверные утверждения». Сейчас после изучения темы мы можем с вами сказать, что из предложенного было верным, а что неверным. (Приложение №1).
IV. Этап «Осмысление содержания»
-На прошлом уроке мы с вами не коснулись 5 статьи учебника на с.44 «Походы Святослава».
- с.44. прочитайте статью. Ответим на вопросы:
- Все ли в политике Святослава вам кажется положительным?
- Не слишком ли много сил и внимания уделял князь внешней политике?
- Почему князя упрекали русские люди? ( в том, что он не защищает русских городов, а ищет славы в других странах)
- Почему князь был убит печенегами?
- Почему император Византии вступил в сговор с печенегами?
- Какие можно вынести уроки из гибели Святослава?
- Почему после смерти Святослава началась междоусобная борьба?
Обратить внимание на политику князя Владимира (преемника Святослава), который учел ошибки отца и начал борьбу с печенегами. На карте обозначены оборонительные укрепления, которые были построены при Владимире.
-Заполним таблицу «Деятельность первых русских князей»
Имя правителя | Годы правления | Внутренняя политика | Внешняя политика |
(Приложение № 2.)
IV. Рефлексия.
1.Задание.
- Покажите на карте территорию Древнерусского государства в середине X века.
- Покажите направление походов Олега, Игоря, Святослава.
- Какие государства расположены сейчас на территориях, куда совершал походя Святослав?
- Последовательно перечислите названия рек, по которым проходил путь при движении «из греков в варяги».
2.Задание. Работа с заданием «История в лицах». На с. 46 прочитайте о том, кто был современником Святослава.
3.Задание
-Сравните власть князя у восточнославянских племен в IX-X вв. с властью европейских правителей. Сделайте выводы.
(Авторитет власти у европейских правителей был больше, чем у князя.
- Власть европейских правителей поддерживалась письменными законами.
- В европейских государствах была единая религия, а у славян различные языческие верования.)
4.задание:Вопросы
-Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?
(Потому что она провела реформы, которые укрепили государство.)
-Можно ли князю Святославу дать такую же оценку, какая дана княгине Ольге одним из историков? (Нет, он всю жизнь провел в походах и не заботился о внутреннем устройстве государства.)
-Соответствовали ли цели походов русских князей государственным интересам Руси?
(Да, соответствовали. Руси нужны были торговые отношения с другими государствами, повышался престиж страны среди других стран)
5.задание. Тест по теме «Образование Древнерусского государства».
1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:
а) Земледелие
б) Виноделие
в) Садоводство
г) Скотоводство
2. Киев стал центром объединения славянских племен, потому что:
а) Он занимал выгодное географическое положение
б) Киевские князья проводили умную дальновидную политику.
в) Оказала влияние Византия, которой это было выгодно.
3.Народное собрание восточных славян называлось:
а) Агора
б) Вече
в) Сбор
4. В каком веке сложилось государство Русь.
а) 1 половина IX века
б) 2 половина IX века
в) X век
5. Славяне вынуждены были обороняться от кочевников:
а) Хазар
б) Печенегов
в) Гуннов
г) Тюрков
6.Соотнеси историческую личность и события:
1.Князь Владимир
2.Князь Игорь
3. Князь Святослав
4. Князь Олег
а) Заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византией.
б) Остановлены набеги на Русь печенегов
в) Идя на войну предупреждал противника: «Иду на вы!»
г) Восстание древлян
Правильные ответы:
1) а, г 2) а 3) б 4)а, б 5) а 6) 1б, 2г, 3в, 4а
Оценивание: 11 – 10 = 5; 9 – 7 = 4; 6 – 4 = 3.
V.Итог урока.Рефлексия
-Я узнал…
-Мне было интересно…
-У меня вызвало затруднения….
-Я работал на уроке активно\неактивно
VI.Домашнее задание § 5, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания
- написать мини-сочинение на тему «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
- Прием «Верные – неверные утверждения»
Утверждения | ДО | ПОСЛЕ |
1. Государством называют объединение людей, которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной власти. | ||
2. Власть передающаяся по наследству от отца к сыну называется – демократия | ||
3. Дань это выплата определенной части доходов и продуктов. | ||
4. Рюрик объединил Новгород и Киев в 882 году и образовал Древнерусское государство. | ||
5. Византия развитое и богатое государство Европы | ||
6. Богатейший Константинополь привлекал русов как желанная военная добыча | ||
7. Князь Игорь приказал вытащить на сушу корабли и поставить их на колеса | ||
8. Князь Игорь совершил два похода на Византию и оба были удачны | ||
9. Княгиня Ольга не отомстила древлянам за своего мужа Игоря | ||
10. Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья – объезда князем с дружиной подвластной территории | ||
11. Уроки – это размер дани, погосты – места сбора дани. | ||
12. Княгиня Ольга первая на Руси приняла христианство | ||
13. Сын Ольги Святослав последовал примеру своей матери и принял крещение | ||
14. Святослав опытный воин, всю жизнь провел в военных походах | ||
15. Перед нападением на иные земли Святослав отправлял посланников со словами «ИДУ НА ВЫ!» |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Исторический деятель | Годы правления | Внутренняя политика | Внешняя политика |
Олег | 882—912 | 1. Захват Киева в 882 г. 2. Объединение двух центров восточных славян — Новгорода и Киева. 3. Попытка объединить все восточнославянские племена. 4. Возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь). 5. Расширение границ государства (подчинение северян, древлян, радимичей) | 1. Укрепление внешнеполитических позиций государства. 2. Военные походы на Византию в 907-911 гг. Заключение выгодных для Руси мирных договоров с Византией. 3. Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю на византийских рынках, создание торговых колоний русских купцов. 4. Выплата дани Византией |
Игорь | 912—945 | 1. Продолжение политики объединения восточно-славянских племен. Покорение тиверцев и уличей. 2. Подавление бунта древлян. 3. Введение ежегодного регулярного сбора дани с подвластных племен — полюдья | 1. Заключение союза с печенегами в 915 г. 2. Походы на Царьград в 941 и 944 гг. 3. Заключение военно-торгового договора с Византией в 944 г. 4. Основание русских поселений рядом с византийскими колониями в Крыму и Северном Причерноморье |
Ольга | 945—964 | 1. Жестокая расправа с древлянами — месть за убийство мужа. Окончательное покорение древлян. 2. Установление размера дани и мест ее сбора. 3. Стремление сделать христианство государственной религией | 1. Курс на сближение с Византией. 2. Повышение международного авторитета Руси дипломатическими методами. 3. Война против Хазарии в союзе с печенегами |
Святослав | 964—972 | 1. Покорение вятичей. 2. Завершение процесса объединения восточно-славянских племен | 1. Разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата. 2. Покорение Дунайской Болгарии. 3. Переход к Руси земель, расположенных по нижнему течению Дуная. 4. Поражение в русско-византийской войне 970—971 гг. 5. Расширение и укрепление границ Киевской Руси |
— Покажите на карте территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе. (Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 5, с. 40—44 учебника (ч. 1).
2. Задание на выбор.
• Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 49 учебника (ч. 1).
• Написать мини-сочинение на тему «Святослав — Александр Македонский Восточной Европы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....
Образование Древнерусского государства (повторительно-обобщающий урок)
Урок по истории России в 6 классе. Позволяет повторить материал раздела "Образование Дренвнерусского государства". К сожалению, видеоролик не загружается, т. к. превышает немного позволенный размер....
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...
Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.
Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....
Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.
Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства
Образование Древнерусского государства.Центры древнерусского государства- причины и предпосылки- теории образования Древнерусского государства...