История в жизни общества
статья по истории (11 класс) на тему
«Зачем нам учить историю?», этот вопрос преподаватели в наше время слышат все чаще и чаще. И студентов вполне можно понять, ведь порой они искренне не понимают, почему этот предмет обязателен для изучения. В этой статье мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.
Понятие истории. Проблема направленности исторических процессов.
История - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Одна из сложнейших проблем исторической науки – направленность исторического процесса. В настоящее время существуют две противоположные точки зрения.Об этом и пойдёт речь в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_v_zhizni_obshchestva.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
История в жизни общества.
«Зачем нам учить историю?», этот вопрос преподаватели в наше время слышат все чаще и чаще. И студентов вполне можно понять, ведь порой они искренне не понимают, почему этот предмет обязателен для изучения. В этой статье мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.
Понятие истории. Проблема направленности исторических процессов.
История - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)
Одна из сложнейших проблем исторической науки – направленность исторического процесса. В настоящее время существуют две противоположные точки зрения.
Первая, теория цикличности – концепция описывающая развитие общества или его подсистем (экономика, политика, культура и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов. В Древнем мире человек связывал происходящие в обществе процессы с постоянно повторяющимися циклами природы. Вся древняя мифология построена на цикличном восприятии действительности.
С зарождением монотеистических религий, понятие цикличности времени обретает новый смысл. Цикличность воспринимается как наказание человека за первородный грех.
Сторонники данной концепции утверждают, что у человечества нет общих закономерностей развития, и история каждой общности индивидуальна.
С развитием науки в Новое время большое распространение получает теория линейности.
Согласно данной концепции время движется в линейном направлении от прошлого к будущему.
Обоснование линейной концепции дала иудео-христианская мифология, расставившая точки отсчета на оси времени:
- Первая точка – начало человеческой истории – сотворение мира и человека;
- Вторая - Начало новой эры человечества – рождение Иисуса Христа;
- Третья - Конец истории – второе пришествие Христа, судный день, страшный суд.
Сторонники линейной концепции, говорят о единстве человеческой сущности и поэтому человеческая история – единый процесс.
Понятие триединства истории.
История, это не монолит, и ее можно поделить на виды. Мы разделим на личную, вариативную и научную.
Личная, это история нашего опыта или опыта других людей. К примеру, если Ваш знакомый рассказал, что на улице рядом с Вашим домом открытый люк в который он провалился, то идти по этой улице Вы будете крайне осторожно или вообще идти, не будете.
Научная история, это, прежде всего выработанные методы и толкования тех или иных событий. Каждый историк одно и тоже событие будет толковать по своему. И чаще всего именно научная история становится орудием пропаганды.
Вариативная история, не путать с вариативностью учебников, это исторические факты, пропущенные через призму знаний и опыта каждого отдельного человека. Вариативность, в отличии от научности, не навязывает определенные догматы, а заставляет искать познающему ответы самому.
История, как инструмент пропаганды.
Яркий пример, где история является инструментом пропаганды – современная Украина. В этой братской нам стране с 1991 года целое поколение взращивалось на антироссийской пропаганде. В Украине выпускаются учебники истории, где Россия предстает врагом номер один, и все беды украинцев из-за нашей страны.
Украинские националисты Бендера и Шухевич, руки которых по локоть в крови, становятся героями, а Жуков, Кутузов и Суворов чуть ли ни личными врагами каждого. Таким образом, Украина строит свою национальную идентичность, основанную на мифотворчестве и пропаганде. Украинским политиканам нужна русофобия и антисоветизм, история становится сильнейшим орудием в навязывании этой точки зрения.
Еще один пример нацистская Германия, в которой был создан целый институт Ананербе - «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — организация, существовавшая в Германии в 1935—1945 годах, созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5)
Эта организация обосновывала претензии нацистов на мировое господство и свою исключительность. История стала главным инструментом в построении новой германской национальной идентичности.
Если человек не способен мыслить критически, а просто воспринимает то, что ему навязывают, то результат становится плачевным.
История – это не голые факты, которыми можно жонглировать. История – это причины и следствия, и именно вариативность, а не научность приносит результат, ибо учит искать ответы самому. И мы выясняем, что историческая научная литература, это не истина последней инстанции, а всего лишь одна из версий событий, хоть и подкрепленная различными доказательствами.
«Нужно давать ребенку опыт работы с прошлым для постройки своего жизненного пути, для того, чтобы он не верил никому на слово, а думал своей головой, был самостоятельным и отвечающим за свои поступки человеком, а не одним из стада, которому вдолбили раз и навсегда определенные схемы».
http://www.kommersant.ru/doc/2289205
Теперь ответим на главный вопрос – зачем учить историю?
Представьте, что Вы человек потерявший память, лежащий на обочине дороги. Поднимаясь на ноги, вы с ужасом всматриваетесь в ту черную бездну, которая находится вокруг Вас. И первые вопросы, которые Вы зададите самому себе кто я? Где я? Что произошло со мной? Страшно, не так ли?
Человек, не знающий своего прошлого, прошлого своей семьи и своего Отечества, подобен страдающему амнезией, он становится марионеткой в руках тех, кто ударил ему обухом по голове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема :"Общество", "Сферы жизни общества".
Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
История в жизни общества. Зачем учить историю?
Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека. Поэтому утверждение о том, что история краеугольный камень, формирующий общественное соз...
13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества
13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества...
Урок истории в 11 классе «Мы думали – это весна, а это – оттепель» или «Духовная жизнь общества в 40-60-х годах».
Тип урока - урок-образ, является примером использования личностно-ориентированной технологии. Урок - образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который от...
Тесты по обществознанию 10 класс по теме "Общество.Сферы жизни общества.Деятельность".
Данные тесты по обществознанию в 10 классе предназначены для подготовки обучающихся к ЕГЭ по темам об обществе, сферах жизни общества, о деятельности и ее структуре....