Урок: "Экономическое развитие России при Александре 3".
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Митериал может быть использован при подготовке урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_razvitie_rossii_pri_aleksandre_3.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                             «Средняя общеобразовательная школа № 4»

                                                   г. Сергиев Посад

                                                                                                       

 

                                    Открытый урок по истории

                                            (базовый уровень)

                                         в  8 Б классе по теме:  

             «Экономическое развитие России при Александре III».

                                                                         

                                                                                                                                                                   

                                                    Подготовила: Королева Татьяна Евгеньевна

                                                                             учитель истории

                                               

                                                   

                                                           

                                                          2018 г.

                                     План – конспект.

                    Цели и задачи  урока:                                                                                                                 1) образовательная – исследовать в совместной деятельности с учащимися особенности экономического развития России в период правления Александра III, способствовать осмыслению учениками противоречивости мер в политической и экономических сферах, значимости позитивных экономических сдвигов для улучшения жизни людей, развития страны:

2) развивающая – развитие внимания; обучение грамотному монологическому ответу; формирование умений обобщать и делать выводы, организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими документами.

3) воспитательная – воспитание уважительного отношения к историческому наследию, доброжелательного отношения к своим товарищам.

                       Тип урока:                                                                                                           урок овладения новыми знаниями и умениями.

                         Форма:                                                                                                         урок активных форм изучения учебного материала.

                         Ключевые понятия:                                                                   реформаторы, частное предпринимательство, косвенный налог, иностранный капитал, винная монополия, акция.

                      План урока:

1.Текущий контроль.                                                                                                               2. Изучение нового материала.                                                                                              3. Домашнее задание и подведение итогов.

Ход урока:    

  1. Текущий контроль:  по вопросам на стр.224.  
  2. Изучение нового материала:    

           1. Краткая  характеристика  основных  направлений экономической   политики Александра III:                                                                             - активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;

- совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;

- особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству;                                                                                      

-  ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления Александра III крупные реформаторы.

           2. Работа в группах. Используя учебник как источник информации, необходимо выяснить, какие преобразования в экономике были сделаны Бунге, Вышнеградским, Витте,  можно ли установить преемственность в их деятельности.

 Первая группа:  проанализировать результаты деятельности Бунге и соотнести их с основными направлениями экономической политики Александра III.

Вторая группа: проанализировать результаты деятельности Вышнеградского и соотнести их с основными направлениями  экономической политики Александра III.

Третья группа: проанализировать результаты деятельности Витте и соотнести их с основными направлениями  экономической политики Александра III.

3. Ответы учащихся  и заполнение таблицы по ним:

Деятель

Основные направления деятельности

Результаты деятельности

Бунге

Вышнеградский

Витте

4. Проверка таблицы:

Деятель

Основные направления деятельности

Результаты деятельности

Бунге

1. Ослабление налогового обложения крестьян

2. Снижение выкупных платежей

3. Отмена подушной подати

4. Введение  косвенных налогов

5.Акцизные сборы

6. Повышение таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы

 

Положительные:

1. Улучшение жизни крестьян.

2. Политика протекционизма

Отрицательные:

1. Рост косвенных налогов

2.Сокращение армии

Вышнеградский

1. Участие правительства на зарубежных биржах (покупательная способность рубля повысилась)                            2. 1891г – новый таможенный режим                                                              3. Создание благоприятных условий для частного предпринимательства                       4. Привлечение в Россию иностранного капитала                                       5. Винная монополия                       6. Подготовка денежной реформы

повышение покупательской способности рубля, политика протекционизма;

увеличение пошлин на продукцию машиностроения негативно сказывалось на прогрессивных дворянах, покупавших западную технику.

Витте

1. проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки                                              2. дальнейшее увеличение таможенных пошлин,                                            3. денежная реформа                   ( цель -  укрепление рубля)                                               4. привлечение иностранного капитала.

1.90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности –«золотым десятилетием».                           2. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2.7 тыс. км. в год.

                               

5. Работа с документом на стр.232.

Документ

О железнодорожной политике (из воспоминаний С. Ю. Витте)

В царствование императора Александра III установилась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возможность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей преследуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов.

Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последовательный выкуп железных дорог из рук частных обществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной...

Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодержавного государя, пекущегося преимущественно об интересах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Александра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства — железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр.

Вопросы к документу:

1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III?

2. Чем руководствовался Александр III, определяя новые подходы в железнодорожной политике? 

  1. Домашнее задание и подведение итогов:
  1. Д/з: параграф 32, отвечать на вопросы.      
  2. Что понравилось на уроке? Что не понравилось?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Экономическое развитие России во II-ой половине XVIII в."

Урок в 7 классе на тему "Экономическое развитие России во II-половине XVIII в."...

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

Тема урока: Экономическое развитие России в годы правления Александра III (с использованием краеведческого материала)

Авторы: учителя истории Аборкина И.Н., Егорова О.А. Цели урока:Образовательная: выяснить основные направления экономической политики С. Ю. Витте, на примере краеведческого материала показать, что...

Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

Урок разработан по технологии деятельностного метода....

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...