Урок: "Экономическое развитие России при Александре 3".
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Митериал может быть использован при подготовке урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_razvitie_rossii_pri_aleksandre_3.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
Открытый урок по истории
(базовый уровень)
в 8 Б классе по теме:
«Экономическое развитие России при Александре III».
Подготовила: Королева Татьяна Евгеньевна
учитель истории
2018 г.
План – конспект.
Цели и задачи урока: 1) образовательная – исследовать в совместной деятельности с учащимися особенности экономического развития России в период правления Александра III, способствовать осмыслению учениками противоречивости мер в политической и экономических сферах, значимости позитивных экономических сдвигов для улучшения жизни людей, развития страны:
2) развивающая – развитие внимания; обучение грамотному монологическому ответу; формирование умений обобщать и делать выводы, организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими документами.
3) воспитательная – воспитание уважительного отношения к историческому наследию, доброжелательного отношения к своим товарищам.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями и умениями.
Форма: урок активных форм изучения учебного материала.
Ключевые понятия: реформаторы, частное предпринимательство, косвенный налог, иностранный капитал, винная монополия, акция.
План урока:
1.Текущий контроль. 2. Изучение нового материала. 3. Домашнее задание и подведение итогов.
Ход урока:
- Текущий контроль: по вопросам на стр.224.
- Изучение нового материала:
1. Краткая характеристика основных направлений экономической политики Александра III: - активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;
- совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;
- особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству;
- ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления Александра III крупные реформаторы.
2. Работа в группах. Используя учебник как источник информации, необходимо выяснить, какие преобразования в экономике были сделаны Бунге, Вышнеградским, Витте, можно ли установить преемственность в их деятельности.
Первая группа: проанализировать результаты деятельности Бунге и соотнести их с основными направлениями экономической политики Александра III.
Вторая группа: проанализировать результаты деятельности Вышнеградского и соотнести их с основными направлениями экономической политики Александра III.
Третья группа: проанализировать результаты деятельности Витте и соотнести их с основными направлениями экономической политики Александра III.
3. Ответы учащихся и заполнение таблицы по ним:
Деятель | Основные направления деятельности | Результаты деятельности |
Бунге | ||
Вышнеградский | ||
Витте |
4. Проверка таблицы:
Деятель | Основные направления деятельности | Результаты деятельности |
Бунге | 1. Ослабление налогового обложения крестьян 2. Снижение выкупных платежей 3. Отмена подушной подати 4. Введение косвенных налогов 5.Акцизные сборы 6. Повышение таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы
| Положительные: 1. Улучшение жизни крестьян. 2. Политика протекционизма Отрицательные: 1. Рост косвенных налогов 2.Сокращение армии |
Вышнеградский | 1. Участие правительства на зарубежных биржах (покупательная способность рубля повысилась) 2. 1891г – новый таможенный режим 3. Создание благоприятных условий для частного предпринимательства 4. Привлечение в Россию иностранного капитала 5. Винная монополия 6. Подготовка денежной реформы | повышение покупательской способности рубля, политика протекционизма; увеличение пошлин на продукцию машиностроения негативно сказывалось на прогрессивных дворянах, покупавших западную технику. |
Витте | 1. проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки 2. дальнейшее увеличение таможенных пошлин, 3. денежная реформа ( цель - укрепление рубля) 4. привлечение иностранного капитала. | 1.90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности –«золотым десятилетием». 2. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2.7 тыс. км. в год.
|
5. Работа с документом на стр.232.
Документ В царствование императора Александра III установилась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возможность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей преследуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов. Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последовательный выкуп железных дорог из рук частных обществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной... Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодержавного государя, пекущегося преимущественно об интересах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Александра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства — железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр. 1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III? 2. Чем руководствовался Александр III, определяя новые подходы в железнодорожной политике? |
- Домашнее задание и подведение итогов:
- Д/з: параграф 32, отвечать на вопросы.
- Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Экономическое развитие России во II-ой половине XVIII в."
Урок в 7 классе на тему "Экономическое развитие России во II-половине XVIII в."...
Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."
Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) И...
Тема урока: Экономическое развитие России в годы правления Александра III (с использованием краеведческого материала)
Авторы: учителя истории Аборкина И.Н., Егорова О.А. Цели урока:Образовательная: выяснить основные направления экономической политики С. Ю. Витте, на примере краеведческого материала показать, что...
Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"
Урок разработан по технологии деятельностного метода....
Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".
Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....
Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс
Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....
Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»
Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века" 7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII века, о новы...