Разработка урока истории в 9 классе
материал по истории (9 класс) на тему
Восстановление хозяйства в первые послевоенные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_vosstanovlenie_hozyaystva_v_pervye_poslevoennye_gody._9_klass.docx | 90.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории в 9 классе
Тема урока: Восстановление хозяйства в первые послевоенные годы.
Цели урока:
Образовательная – показать состояние народного хозяйства после Великой Отечественной войны, каковы альтернативы его развития. Сформировать представление о противоречиях в развитии советской экономики, в чем причины возврата сталинского руководства к довоенной экономической модели.
Развивающая - способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная - на примере фактов показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; воспитывать уважение к героическому труду народов нашей страны в послевоенные годы
Тип урока: Изучение новой темы с использованием элементов технологии критического мышления.
Методы урока: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.
Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.
Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методическое оснащение (средства обучения):
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.,1998.
- Данилов А.А., История России. XX век: Справочные материалы. М,, 1996.
- Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. – 9-11кл.: Справочное пособие. М., 1998.
- Компьютерная презентация.
- Карта «СССР после Второй мировой войны»;
Оборудование: карточки с кластерами, карточки с памятками, карточки с текстом, компьютер с проектором, презентация.
- Ход урока: Орг.момент.
- Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя. Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.
– Каковы были последствия Великой Отечественной войны для СССР?
Слайд 1.
Отвечают ученики
Слайд 2.
Учитель. - СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек, были огромные разрушения. Разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень; взорвано 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт; взорвано 65 тыс. км железнодорожных путей; сократились посевные площади на 36,8 млн га.
В результате гитлеровской агрессии общие материальные потери составили 1/3 национального богатства. Прямой материальный ущерб — 679 млрд рублей — больше, чем у всех других европейских государств, вместе взятых.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
– Какие задачи после окончания войны встали перед Советским Союзом?
Слайд 3.
Отвечают ученики.
Слайд 4.
Учитель. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока на основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством.
Отвечают ученики.
На экране появляется тема урока: «Восстановление хозяйства в первые послевоенные годы.»
Слайд 5.
Учитель. - Ребята, сегодня во время урока нам предстоит выяснить:
- Какие были альтернативы восстановления экономики СССР;
- Восстановление промышленности в послевоенное время;
- Восстановление сельского хозяйства государства в послевоенное время;
- Каковы итоги экономического развития к 1953 г.,
- Каковы источники послевоенного восстановления.
Слайд 6.
Учитель. – К восстановлению разрушенного хозяйства советское государство приступило еще в годы войны, когда в 1943 г. вышло спецпостановление “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” Однако, как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны. Так как война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг., после ее окончания начались дискуссии по выбору пути дальнейшего экономического развития страны.
Слайд 7.
Перед вами карточки с историческим текстом о двух возможных альтернативах восстановления экономики СССР после войны:
1. довоенная модель развития страны Сталина;
2. «демократическая альтернатива» Вознесенского;
- Ваша задача - самостоятельно осмысленно прочесть текст, выявить отличительные признаки этих двух моделей и в карточках заполнить кластеры.
Альтернативы восстановления экономики СССР после войны
В августе 1945 года правительство дало поручение Н.А.Вознесенскому, находящемуся в те годы во главе Госплана подготовить проект 4-го пятилетнего плана. Сын своего времени Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования. Были предложены предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Наряду с признанием приоритета государственной собственности допускать существование мелких частных хозяйств, крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Возникла идея о необходимости децентрализации экономической жизни предоставления больших прав регионам и наркоматам.
Другую точку зрения по дальнейшему пути развития страны имел Сталин, который в феврале-марте 1946 года вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что для построения материально-технической базы коммунизма нужно продолжить преимущественное развитие тяжелой промышленности, ускорить процесс преобразования сельского хозяйства в сторону все более государственных и «социалистических» форм собственности и организации труда (совхозы). Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики.
Учащиеся самостоятельно работают с карточками с текстом и заполняют бланки с кластерами.
Учитель. –Какие пути развития послевоенной экономики предлагал Вознесенский, который припомнил опыт НЭПа.
Отвечают ученики.
На экране появляются слайд с кластерами.
Слайды 8.
Учитель. - Какой план восстановления экономики предлагал Сталин
Отвечают ученики. На экране появляется слайд с кластером.
Слайд 9.
Слайд 9.
Учитель. – Как вы думаете, по какому плану стала восстанавливаться страна? И почему?
Отвечают учащиеся
Учитель. - Таким образом СССР вернулся к довоенной модели развития экономики.
В параграфе ваших учебников рассказывается о послевоенном развитии промышленности и сельского хозяйства.
- Я разделяю класс на две группы.
Первая группа читает о развитии промышленности, 2-ая – о развитии сельского хозяйства. Ваша задача – внимательно прочитать текст учебника и, обсудив его всей группой, совместно заполнить кластер. По окончании работы группа заявляет о готовности презентовать свой кластер.
Учащиеся самостоятельно работают в группах.
Учитель. – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала выслушаем по развитию промышленности.
Отвечают ученики. На экране появляется слайд.
Слайд 10.
Учитель. – А теперь выслушаем другую группу, работавшую с текстом о послевоенном развитии сельского хозяйства.
Отвечают ученики. На экране появляется слайд.
Слайд 11.
Обсуждение проблемных заданий.
Учитель. - Итак, ребята, мы сегодня с вами изучили послевоенное восстановление экономики нашей страны.
Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время?
Сформулируйте главные и запишите в тетрадь.
Отвечают ученики. (Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился подъем военной и тяжелой промышленности, хотя отставали легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис).
Слайд 12.
Учитель. – Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет.
Подумайте, какие факторы они при этом не учли?
Отвечают ученики. (Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, жесткий сталинский режим).
- Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период?
Отвечают ученики. (Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой и пищевой промышленности в тяжелую, а также средств из деревни в город).
Слайд 13.
Вывод. Учитель. - Таким образом, после войны СССР вернулся к довоенной модели экономического развития, которая впоследствии привела к господству дефицитной экономики: нехватке продовольствия, жилья, тяжелейшему положению в деревнях и селах. Но в то же время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей.
У кого-то из вас есть бабушки и дедушки, родственники, знакомые, которые жили и работали в тот тяжелый период. Расспросите их, как они жили тогда, как трудились, и напишите об этом краткое сообщение.
Это будет домашним заданием. Дополнительно к этому написать
Что вам известно о восстановлении нашего города?
Слайд 14.
Учитель. – Сегодня мы с вами плодотворно работали на уроке. Давайте каждый из вас ответит на вопросы «памятки рефлексии»
Отвечают учащиеся – происходит самооценка.
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:
- Мне больше всего удалось ...
- Я могу себя похвалить за…
- Я могу похвалить одноклассников за...
- Меня удивило…
- Для меня было открытием то, что ...
- На мой взгляд, не удалось…, потому что…
- На будущее я учту…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
Разработка урока истории 5 класс
Вводный урок истории Древнего мира включает работу учащихся в группах....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Разработка урока истории 5 класс
Методическая разработка уроки истории ...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....