Разработка открытого урока "Белки" 10 класс базовый уровень
план-конспект урока по естествознанию (10 класс) по теме

Хаустова Ольга Анатольевна

Урок - исследование. 

На основе межпредметных связей с биологией дать понятие о белках и пептидах как биологических полимерах; рассмотреть строение, структуру, химические свойства и биологические функции белков. Дать характеристику белков как важнейших составным частям пищи. Формирование научно – материалистического мировоззрения через подтверждение на примерах принципа познаваемости мира, его явлений, взаимосвязей живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Белки 10 кл база46 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Богучарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Учитель химии Хаустова Ольга Анатольевна

 

Класс: 10 базовый уровень

Тема урока: Белки.

Форма урока: Урок – исследование.

Цели урока:

  1. Образовательная: На основе межпредметных связей с биологией дать понятие о белках и пептидах как биологических полимерах; рассмотреть строение, структуру, химические свойства и биологические функции белков. Дать характеристику белков как важнейших составным частям пищи.
  2. Воспитательная: Продолжить формирование научно – материалистического мировоззрения через подтверждение на примерах принципа познаваемости мира, его явлений, взаимосвязей живой и неживой природы.
  3. Развивающая: Совершенствовать умения работать с учебником, его таблицами, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

План урока:

  1. Проверка знаний и умений.
  2. Изучение нового материала.

А) Обозначение цели урока.

Б) Определение белков.

В) Структура белков.

Г) Классификация белков.

Д) Свойства белков.

Е) Биологическая роль белков.

  1. Вывод по уроку.

Оборудование:

           На доске: Дата, тема, план урока, таблицы «Структуры белка», перечень свойств белков.

             На каждую парту: Инструктивная карточка «Белки» (см. приложение), спиртовка, спички, тигельные щипцы, фарфоровая чашка, волокно натуральное и синтетическое в конвертах №1 и №2.

             На стол учителя для демонстрационных опытов:

ОПЫТ № 1:  медная проволока.

ОПЫТ № 2: раствор белка, спиртовка, спички, держатель, пробирка.

ОПЫТ №3: раствор белка, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), пипетка, пробирка.

ОПЫТ №4: раствор белка, концентрированная азотная кислота, спиртовка, спички, держатель, пробирка.

  Используемая литература:

  1. О. С. Габриэлян. Настольная книга учителя химии. Химия 10. 2002 г. Дрофа.
  2. Г. П. Хомченко, Ф. П. Платонов, И.И. Чертков. Демонстрационный эксперимент по химии. 1978 г. Просвещение.

 

Вводная часть.

Учитель: На уроке мы продолжим изучение азотсодержащих органических соединений. Для этого нам необходимо повторить домашнее задание и актуализовать знания из курса биологии о белках.

Основная часть.

  1. Проверка знаний и умений.

 У доски.

Химические свойства аминокислот.

Дополнительный вопрос: Определение аминокислот.

Класс.

Химический диктант. Учащиеся должны ответить «да» или «нет» на вопросы теста.

  1. Аминокислоты – это азотсодержащие органические соединения.
  2. В состав всех аминокислот входит углеводородный радикал.
  3. Аминогруппа определяет амфотерные свойства аминокислот.
  4. Заменимые аминокислоты синтезируются в организме человека.
  5. Карбоксильная группа определяет основные свойства аминокислот
  6. Аминокислоты можно получить из аминов.
  7. Аминокислоты обязательно содержат две функциональные группы.
  8. Карбоксильная группа является главенствующей над аминогруппой.
  9. Аминокислоты содержат пептидную группу.
  10. Заменимые аминокислоты поступают в организм с пищей.
  1. Изучение нового материала.

А) Учитель: Цель урока – изучить строение и свойства белков. Вспомнить из курса биологии материал о значении белков для живой природы.

Работа с тетрадью: запись даты и темы урока.

Б) Работа с инструктивной картой: задание №1.

Учитель: Уравнение реакции поликонденсации  (записано на доске) дает представление об образовании пептидов. Пептиды – это предшественники белков, содержащие 2 или более аминокислотных остатков. Белки являются более сложными природными веществами. Полипептиды содержат много аминокислотных остатков, их молекулярная масса не превышает 5 тыс. единиц.

В) Работа с инструктивной картой и учебником: задание №2.

Учитель проводит ОПЫТ №1 – с помощью медной проволоки демонстрирует образование структур белка.

Учитель: Некоторые белки образуют четвертичную структуру – объединение нескольких глобул (с помощью пластилина демонстрируется образование структуры).

Г) Работа с инструктивной картой и тетрадью: задание №3.

Д) Работа с тетрадью и инструктивной карточкой задание №4. Характеристика свойств белков (с комментированием).

Учитель: ОПЫТ №2. Свертывание белка при нагревании.

На доске (с обратной стороны) схема классификации явления денатурации белков.

Денатурация

/      \

термическая       химическая

  /                                  / \                

                                              необратимая            обратимая    необратимая

         

ОПЫТ № 3. Биуретовая реакция.

ОПЫТ № 4. Ксантопротеиновая реакция.

Лабораторный опыт. Распознавание натурального и синтетического волокна.

     Е) Работа с инструктивной карточкой: задание №5. Беседа о биологической роли белков.

  1. Вывод по уроку. Мы вспомнили о строении, значении белков, познакомились с их свойствами, узнали о многообразии белков и убедились в том, насколько сложны и многообразны живые организмы.
  1. Домашнее задание:  §17, конспект. Упр. 10 (стр. 134). 

Закрепление:

Обсуждение вопросов:

  • У всех ли белков существует четвертичная структура?
  • Какие белки не имеют третичной структуры? (фибриллярные белки).

Приложение

Инструктивная карточка  БЕЛКИ.

  1. Определение белков. Запишите в тетрадь определение белков:

Белками или белковыми веществами называют высокомолекулярные (молекулярная масса варьирует от 5-10 тыс. до 1 млн и более) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот, соединенных амидной (пептидной) связью.

  1. Структуры белка.

     А) Прочитайте  стр.128 (1 и 2-ой абз.), стр. 129 табл. 4.

      Устно дайте характеристику структурам белка.

     Б) Прочитайте информацию о четвертичной структуре белка:

     Четвертичная структура представляет собой объединение нескольких (чаще   четырех) отдельных субъединиц белка (глобул) вокруг небелкового элемента с помощью водородных связей, электростатического и других взаимодействий. Например, такую структуру имеет молекула гемоглобина, где четыре глобулы расположены вокруг атома железа.

     В) Запишите в тетрадь определение четвертичной структуры белка.

3.   Классификация белков. Запишите информацию о классификации белков:

        В основе классификации белков лежат разные признаки:

          1) степень сложности (простые и сложные);

          2) форма молекул (глобулярные и фибриллярные);

          3) растворимость в отдельных растворителях (водорастворимые, спирторастворимые – проламины, растворимые в разбавленных щелочах и кислотах – глутелины, растворимые в разбавленных солевых растворах – альбумины);

          4) выполняемая функция (запасные, скелетные и т. д.).

  1. Свойства белков:
  1. Гидратация - связывание белками воды, приводящее к набуханию белка. Так образуются студни.
  2. Пенообразование - образование белками системы «жидкость-газ».

      Так получают пастилу, зефир, суфле.

  1. Термическое разложение - разложение белка при нагревании.
  2. Гниение - образование из белка под действием гнилостных бактерий низкомолекулярных продуктов (воды, метана, сероводорода, аммиака и др.).
  3. Денатурация - утрата четвертичной, третичной, вторичной структуры белка.
  4. Гидролиз - взаимодействие белка с водой, в результате которого он утрачивает первичную структуру.

   7)   Цветные реакции: биуретовая - реакция на пептидные связи (универсальная для всех белков), ксантопротеиновая - реакция на ароматические циклы. 

  1. Биологическое значение белков. Прочитайте стр.132(3,4,5 абз.), стр. 132 (1,2,3 абз).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Мир в начале Нового времени» 7 класс базовый уровень

«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»Барг М.А.Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период про...

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

Рабочая программа по математике по учебникам А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, (базовый уровень), «Мнемозина», 2009 г. И Л.С.Атанасян «Геометрия» 10-11(базовый уровень» Москва «Просвещение» 2009 год

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихс...

Методическая разработка по обществознанию для 10 класса (базовый уровень). Раздел "Право"

В последние 10-15 лет произошли кардинальные изменения в общественном, политическом, экономическом устройстве страны.Сегодня, как никогда остро, общество нуждается в распространении юридических знаний...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ "УГЛЕВОДОРОДЫ" 10 КЛАСС(базовый уровень).

Урок проводят с целью проверки и обобщения знаний учащихся по теме "Углеводороды". Кроме того учащиеся продолжают учиться работать в группе, поскольку задания составлены так, чтобы в их выполнении был...

Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)

Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....

Методическая разработка урока по обществознанию «Понятие и признаки коррупции. Формы коррупционных правонарушений», 9 класс (базовый уровень).

Содержание урока направлено на воспитание у обучающихся негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения. В ходе урока формируются предметные, личностные и метапредметн...