Россия и США в современном мире - сотрудничество или конфронтация?
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок разработан с использованием технологии "Дебаты и " и нацелен на создание условий для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности. Предназначен для учащихся 10-11 классов, а также студентов СПО 2 курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_i_sshaa.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской республики
«Воткинский машиностроительный техникум имени В.Г. Садовникова»
Методическая разработка урока по истории
Тема: «Россия и США в современном мире – сотрудничество или конфронтация?»
Разработку подготовила:
преподаватель истории 1 категории
Протопопова Елена Рафаиловна
2017
Тема: «Россия и США в современном мире – сотрудничество или конфронтация?»
Технология: Дебаты.
Цель: создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности.
Задачи:
- расширить знания учащихся в области основных подходов к решению политических проблем;
- способствовать развитию основных компетенций учащихся;
- содействовать распространению активных форм занятий в системе гражданского образования и воспитания;
- способствовать принятию учащимися гуманистических ценностей современного общества.
Участники Дебатов: Студенты 2 курса специальности «Технология машиностроения».
Предполагаемое время – 1 час 30 мин.
Дебаты – это дискуссия, в процессе которой участники движутся от фактов и мнений к информированному глубокому суждению.
Этапы проведения Дебатов:
- Представление темы и этапов работы.
- Объяснение правил дискуссии.
- Представление подходов к решению данной проблемы.
- Дискуссия - анализ различных подходов.
- Подведение итогов дискуссии.
Правила для участников Дебатов.
- Ведущий направляет обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.
- Все расположены к участию в дискуссии.
- Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
- Обсуждение не должно выходить за рамки данной темы, оно сосредоточено на определении вашей позиции.
- Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме, анализируются альтернативы.
- Мы слушаем и слышим друг друга.
Ход занятия.
Урок сопровождается презентацией. 1 слайд - Тема занятия.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Проблема, вынесенная в качестве темы нашего урока, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых как в политических, так и в журналистских кругах: приводятся доводы в пользу той или иной точки зрения, делаются прогнозы будущих отношений между странами. Однозначный ответ мы вряд ли получим. Вопрос остается открытым и дискуссионным.
Мотивационный этап.
Учитель: я хочу предложить вашему вниманию несколько цитат известных политиков по данному вопросу.
2 видеофрагмента, отражающие разные подходы к данной проблеме.
И то, и другое мнение имеет право на существование. Сегодня мы тоже попробуем включиться в процесс обсуждения этой проблемы.
Ребята делятся на 2 группы – Утверждение (У) и Опровержение (О).
В каждой группе существует 4 подгруппы: У1, У2,У3,У4 – О1, О2, О3, О4.
2 человека назначаются членами экспертной группы, задача которых внимательно следить за ходом дискуссии и делать выводы, какая группа была более убедительной в споре. Имеют право задавать вопросы участникам дискуссии.
Утверждение - Сотрудничество между Россией и США возможно, несмотря на наличие разногласий между странами.
Опровержение - Между Россией и США слишком большие противоречия, взаимовыгодное сотрудничество невозможно.
(оба тезиса расположены на слайде презентации).
Этап осмысления.
Задание: На основе анализа предложенных источников, сделать подборку фактов в пользу каждого тезиса. (Приложение 1)
Проблема разбита на несколько ключевых вопросов (вопросы размещены на слайде презентации).
- Отношение России и США к Сирийской проблеме (У1 – О1)
- Отношения в рамках Россия – НАТО (У2 - О2)
- Экономические отношения РФ – США (У3 -О3)
- Украинский вопрос. (У4 – О4)
После завершения анализа источников работа строится следующим образом:
- У1 – предлагает подборку фактов по своему ключевому вопросу;
- О1 – опровергает доводы подгруппы У1, приводит свои;
- У1 – вносит дополнения по своему вопросу;
- О2 - вносит дополнения по своему вопросу;
- Все участники дискуссии имеют право задавать вопросы выступающим.
- У1 и О1 делают заключение по своей теме.
Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться
ПОПС-формулой:
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….
По такому же принципу строится работа каждой подгруппы.
Выступление Экспертов – анализ работы студентов, оценка их деятельности.
(Оценочный бланк в Приложении 2)
Этап рефлексии.
Просмотр видеосюжетов с фрагментами выступлений глав РФ и США - точки зрения на отношения между странами.
После просмотра ребятам предлагается продолжить следующий тезис:
(возможна вероятность того, что кто-то в ходе дискуссии изменит свое мнение на противоположное)
- Сотрудничество РФ и США возможно, если…..
- Сотрудничество России и США невозможно, потому что…
(тезисы расположены на слайде презентации).
Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Приложение 1.
- Г.Г. Тищенко «Россия и США: что впереди?»
- Махмуд Шури «США и Россия обойдут проблему Украины»
- Алексей Малашенко «Возможно ли сотрудничество РФ и США в борьбе с ИГ?»
- Александр Рулёв «Истинные цели США в Украине»
- Томас Грэм «Где искать будущее»
- Павел Каневский «Экономические отношения России и США: старые проблемы и новые горизонты»
Приложение 2. Бланк оценивания результатов дискуссии.
Критерии оценивания | Утверждение | Опровержение | ||||||
У1 | У2 | У3 | У4 | О1 | О2 | О3 | О4 | |
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
задают вопросы; | ||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для 9 - 11 классов "Дискуссия "Место России в современном мире"
Цель мероприятия: патриотическое воспитание – воспитание у учащихся чувства уважения к государству, гражданами которого они являются, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.Задачи...
Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)Россия в современном мире.
Это занятие разработано по обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется...
Презентация к уроку по ОБЖ на тему "Национальные интересы России в современном мире"
Презентация к уроку по ОБЖ на тему "Национальные интересы России в современном мире"...
урок 11 класс "Россия в современном мире"
Тип урока: урок изучения нового материалаЦЕЛЬ: определить геополитическое и экономическое значение России в миреЗАДАЧИ:1. Формировать образ России с точки зрения ге...
Россия в современном Мире.
Рабочая программа...
Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."
Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....
Круглый стол «Россия и Англия в современном мире»
Цели:совершенствовать навыки устной речи;совершенствовать знания по страноведению;привить любовь и заинтересованность к изучаемому языку.Оборудование: флажки Российской Федерации и Англии, иллюст...