Ученик равноправный партнер в творчестве. Как повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета.
методическая разработка по истории на тему

Скабёлкин Клим Юрьевич
Современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Подтверждение тому бессмертные слова Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Главная цель учителя – создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам. Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание. Через мастерство и творчество учителя лежит путь к ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenik_ravnopravnyy_partnerv_tvorchestve.docx130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ученик – равноправный партнер в творчестве. Как повысить интерес обучающихся к изучению предмета?

Учась на первом курсе педагогического университета, я прочитал трилогию  известного грузинского педагога Ш. А. Амонашвили. Данную статью я хочу начать с его цитаты: «Учитель, вдохнови, мня на творчество!» Ведь это здорово, когда ты идешь на работу с желанием, когда дети встречают тебя улыбкой, когда с интересом изучают твой предмет! Учитель – это творец! А  школа – это его стихия, в которой он чувствует себя как рыба в воде: легко, свободно и весело! Он заражает ребят своим интеллектом, оптимизмом, неравнодушием. Его уроки – это дискуссии, исследования, проекты. Дети знают, что каждого выслушают и услышат, заинтересуют и одобрят.

Современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Подтверждение тому бессмертные слова Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Концепция модернизации Российского образования, Федеральный Образовательный стандарт второго поколения предполагает переход школьного образования от формально-знаниевой к личностно-деятельностной парадигме. Это определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль играет управление качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя, которые вызовут  интерес обучаемого к изучению предмета.

Формы деятельности по управлению качеством образования могут быть различны: диагностико – аналитическая, коррекционно – развивающая, консультативная, практическая (реализация повышения качества обучения через активные приемы и методы работы учителя и ученика). Последнюю рассмотрим подробнее. Здесь мне хотелось обратить внимание коллег на те педагогические приемы, которые использует современный учитель в своей работе.   Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся. При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично. Имея определенный опыт работы в школе, методические наработки хочу ими поделиться с коллегами. Крайне важно, на мой взгляд, эффективное начало урока, которое обеспечит комфорт и эффективность работы. Мой урок начинается с эмоционального вхождения в урок. Урок начинается с "настройки".  Например, знакомимся с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – разрешим исторические  задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".

         Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Чертово колесо» Бабаджаняна, «Болеро» Равеля, или минорно-успокаивающей, как музыкальная композиция «Одинокий пастух». Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Можно употребить множество приемов  целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить недостающие слова – исторический диктант; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов  целеполагания. Тема – вопрос. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Подводящий диалог. Группировка. Домысливание. Линия времени.

        Тема – вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.  

Подводящий диалог.     На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Исключение.          Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.  Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.   

         Домысливание.   Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.  Использование этого приема доводит этап постановки целей до автоматизма и экономит время на уроке.   

        Для более успешного формирования УУД необходимо использовать (особенно для учащихся 5 – 6 классов) игры. Рассмотрим некоторые, наиболее, на мой взгляд, интересные. «Игра в случайность». Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там  азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка  (вспомним всеми любимую телевизионную игру «Что? Где? Когда?). Объектом случайного выбора может стать тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки,  тянут жребий, вынимают бочонки русского лото с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет… «Лови ошибку!» Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки.  Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.  Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!   Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими. «Своя опора».  Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно,  если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга. Эта работа подготовит выпускника к дальнейшему обучению в ВУЗах и колледжах. Игра – тренинг. Эта  игра приходит на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Либо ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Очень много возможности применять тренинги на уроках обществознания.

Деловая игра «Я – учитель».  Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

        Для обобщения усвоенного и включения его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД важно применять следующие методы работы: тесты, кластеры, пересечения тем, синквейны, группировки, повторение с контролем, где обучающиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п. Повторение с расширением  

заключается в  разработке  вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

В деятельности современного педагога важно широкое применение методов диалога и дискуссии, развитие  тенденции к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включение  детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • обучение учащихся различным способам обработки информации;
  • личностно-ориентированный подход;
  • опора на сильные стороны ученика;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность обучающегося.

Исходя из данных критерий,  выдвигается ряд требований к учителю.  Кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманизмом  по отношению к детям.  Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Учитель должен быть более ориентирован на создание для обучающегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Главная цель учителя –  создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим  и национальным идеалам. Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание. Через мастерство и творчество  учителя лежит путь к ученику.

Подготовил. Скабёлкин К. Ю.

Приложение: презентация.

C:\Users\asus\Pictures\Saved Pictures\image (11).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики

     В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использов...

Решение проблемы низкой мотивации обучающихся при изучении безоценочных предметов.

Предлагаются пути решения проблемы недостаточной мотивации школьников при изучении безоценочных предметов на примере курса ОРКиСЭ. Раскрывается механизм подросткового восприятия себя как личности и, в...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....

«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета»

исследование результативности усвоения материала на основе внедрения новых стандартов...

Мотивация как стимул изучения предмета информатика

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной,  социальной, экономической и производственной деятельности. К ...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...