Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Ранние цивилизации Древней Индии»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка урока истории
для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»
Автор материала А.Н. Бубникова, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Пояснительная записка
Целевая аудитория: 5 класс.
Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.
Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.
Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
Цели и задачи урока в контексте ФГОС
Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
Задачи:
- выяснить местоположение Древней Индии,
- сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
- развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
- развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
- развивать интерес к истории;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_bubnikovoy_a.n._1.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 91
Петроградского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме
«Ранние цивилизации Древней Индии»
Автор материала А.Н. Бубникова,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №91
Петроградского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2017
Методическая разработка урока истории
для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»
Автор материала А.Н. Бубникова, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Пояснительная записка
Целевая аудитория: 5 класс.
Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.
Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.
Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
Цели и задачи урока в контексте ФГОС
Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
Задачи:
- выяснить местоположение Древней Индии,
- сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
- развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
- развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
- развивать интерес к истории;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Планируемые результаты
Предметные: - выяснить местоположение Древней Индии; - узнать об основных занятиях населения Древней Индии; - познакомиться с традиционными верованиями; - узнать значение понятий «джунгли», «дравиды», «индуизм»; -уметь показывать на карте местоположение Древней Индии. | Личностные: - оценивать свои и чужие поступки; - осознавать целостность мира и многообразие взглядов; -воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов. | Метапредметные: - организовать свою деятельность, определять её цели и задачи; - развивать способность к самооценке на основе выработанных критериев; - искать и выделять необходимую информацию; - анализировать, сравнивать; - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе (договариваться друг с другом). |
Используемые педагогические технологии: игровые технологии, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.
Формы и методы диагностики УУД: наблюдение, тест, самооценка, беседа, обсуждение, подведение итогов.
Методы и приемы обучения: проблемный, наглядный, исследовательский, игровой.
Материально-техническое обеспечение урока: карта «Индия в древности», компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, презентация по теме урока, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результаты |
Организация класса | Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
Мотивация учебной деятельности | Учитель входит с чемоданом, играет музыка. Он задаёт проблемные вопросы, используя прием «черный ящик» и предлагает совершить путешествие по Древней Индии. | Отвечают на вопросы, делают выводы.
| Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи Способность к сотрудничеству и коммуникации |
Постановка учебной задачи | Постановка темы урока. Постановка цели и задач урока совместно с учащимися. Тема урока: «Ранние цивилизации Древней Индии» | Формулируют, тему, цель, задачи урока. Высказывают свои предложения. | Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи |
Практическое изучение нового материала и фиксирование затруднений | Создаёт проблемную ситуацию, активизируют имеющиеся знания. Организует поисковую работу по картографическому материалу. Выдает разноуровневые задания: парная, индивидуальная, групповая. Проводит беседу по результатам работы | Работа в парах, индивидуальная, парная и групповая. Сравнение полученных результатов работы с эталоном Делают выводы Приложение №1 Приложение №2 | Умение работать с разными источниками Способность к сотрудничеству и коммуникации Способность оценивать свою работу |
Первичная проверка понимания | Организует работу с текстом учебника для поиска решения задач Способствует развитию умения применять новые знания | Делают предположения Работают с учебником Отвечают на вопросы | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность |
Закрепление знаний | Организует проверочную работу с предложениями. Организует оценивание работ по критериям. Делает выводы по результатам работы Возвращаются к решению проблемного вопроса «Почему Древнею Индию называли волшебной страной?»
| Выполняют работу Учатся выделять и объяснять существенные признаки объектов и явлений Осуществляют взаимопроверку Проводят самооценку Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 | Умение работать с разными источниками географической информации Владение элементарными практическими умениями (Картографическая грамотность) Преобразование и применение нового знания Умение взаимодействовать с людьми Умение осуществлять самооценку на основе заданных критериев |
Информация по домашнему заданию | По результатам выполнения самостоятельной работы дается домашняя работа. Задания разного уровня сложности (на выбор). Базовый уровень: §22, ответить на вопросы Повышенный уровень: составить кроссворд из 6 слов по теме «Древняя Индия» или провести мини-исследование: «Почему и в нашей стране, в середине прошлого века люди собирали фигурки белых слонов» | Выбирают уровень домашнего задания | Формирование речевой деятельности Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии |
Подведение итогов и рефлексия | Организует беседу по примерным вопросам: Какая была тема урока? - Цели? Задачи? - Достигли ли мы цели? - Задачи решили? - Что вы узнали? - Что понравилось? - Что было сложным? -Что вы унесете сегодня с собой в чемодане? | Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. | Осознавание самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
Приложение 1
Приложение 2
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
«Между морем Аравийским
И Бенгальским заливом
Омывается на полуострове Индостан Индийским
Материк тот океаном.
С севера его границей
Горы служат Гималаи
Две реки текут широких
Инд и Ганг их называют.
Здесь Лианы прорастают,
И деревья-великаны
Свои ветви раскидали,
Здесь тропические фрукты
На верхушках пальм созрели
Вот в таких опасных джунглях
Бродят звери-людоеды:
Это тигры, леопарды,
Львы с косматой головою.
На деревьях висят змеи,
И огромные питоны.
А вокруг шипят гадюки,
Яд выплескивают кобры.
А еще есть добрый слон,
Он приручен и смирен,
Тяжести привык возить
И в сраженье победит,
Если боевой тот слон,
Если не обожествлен.
Но с любовью и заботой
Относились к корове.
Ее мясом не питались
И божественной кормилицей
С почитанием называли.
Мы чуть-чуть переместились,
Где теперь мы очутились?
Что за люди здесь живут?
И танцуют и поют.»
Напишите ответы на вопросы.
- Как называется полуостров, на котором расположена Индия? Ответ:___________________
- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ:________
- Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: ______________________
- А как называется река, протекающая в восточной части полуострова? ___________
- В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Ответ: ___________
Приложение 3
Прочитайте задачу (она представлена у вас на этом листе) и пункт «Первые города-государства» (стр. 58-59)
Задача:
«Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.»
- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова.
И сегодня на юге Индии живут потомки древнейших жителей Индии. Называют их_________.
Древнейшими городами-государствами в Индии были ____________и ____________.
В центре городов возвышалась _________________.
Улицы были______________ и ____________. В некоторых домах был ____________.
Расскажите нам о городах Древней Индии.
Приложение 4
Прочитайте пункт «Природа и население» и заполните схему
Основные занятия
Прочитайте сценку, распределите роли и сыграйте. А затем расскажите об основных занятиях населения в Древней Индии.
Рассказчик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Рассказчик: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Рассказчик: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Рассказчик: Царица помиловала путешественника и сказала.
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Рассказчик: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.
Приложение 5
Текст для игры
Рассказчик:
Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
Рассказчик:
Клеопатра воскликнула.
Рассказчик:
Взмолился путешественник.
Рассказчик:
Царица помиловала путешественника и сказала.
Рассказчик:
Тогда заговорил второй путешественник.
_____________________________________________________________________
1 путешественник:
Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
_____________________________________________________________________
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
_____________________________________________________________________
2 путешественник:
Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.
Приложение 6
Прочитайте факты и напишите выводы, которые можно сделать на основе этих фактов
Боги Индии
Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.
Вывод: __________________________________________________________________________
Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.
Вывод: __________________________________________________________________________
Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.
Вывод: __________________________________________________________________________
Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.
Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?
Ответ: __________________________________________________________________________
Задание. Прочитать четвертый раздел учебника «Индуизм» (стр. 59).
- Как называлась религия древних индийцев?__________________
- Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого?
Бог | Предназначение |
- Какого бога помимо трех главных выделяли и любили индийцы? _______
Древние индийцы верили в жизнь души после смерти? _______________________________________________
Приложение 7
Обведите ответ, который считаете правильным
1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. Да / Нет
2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. Да / Нет
3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. Да / Нет
4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. Да / Нет
5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. Да / Нет
6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле. Да / Нет
7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными Да / Нет
8. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Да / Нет
Библиография
Основная литература
- В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
- История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
- В. И. Уколова Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
Интернет-источники
1. http://ancient.gerodot.ru- Древний мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Методическая разработка урока истории в 5 кл по теме :"Царство Древнего Египта", в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....