Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Ранние цивилизации Древней Индии»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Бубникова Александра Николаевна

Методическая разработка урока истории

для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

 

Автор материала А.Н. Бубникова,  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

 

Пояснительная записка

Целевая аудитория: 5 класс.

Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

Цели и задачи урока в контексте ФГОС

Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

  • выяснить местоположение Древней Индии,
  • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
  • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
  • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
  • развивать интерес к истории;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_bubnikovoy_a.n._1.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 91

Петроградского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме

«Ранние цивилизации Древней Индии»

 

                                                                            Автор материала А.Н. Бубникова,

учитель истории и обществознания

                                                      ГБОУ СОШ №91

                                                                 Петроградского района

                                                       Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2017

Методическая разработка урока истории

для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

Автор материала А.Н. Бубникова,  учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Пояснительная записка

Целевая аудитория: 5 класс.

Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

Цели и задачи урока в контексте ФГОС

Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

  • выяснить местоположение Древней Индии,
  • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
  • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
  • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
  • развивать интерес к истории;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Планируемые результаты

Предметные:

 -  выяснить местоположение Древней Индии;

- узнать об основных занятиях населения Древней Индии;

- познакомиться с традиционными верованиями;

- узнать значение понятий «джунгли», «дравиды», «индуизм»;

-уметь показывать на карте местоположение Древней Индии.

Личностные: 

- оценивать свои и чужие поступки;

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов;

-воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов. 

Метапредметные: 

- организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- развивать способность к самооценке на основе выработанных критериев;

- искать и выделять необходимую информацию;

- анализировать, сравнивать;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе (договариваться друг с другом).

Используемые педагогические технологии: игровые технологии, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

Формы и методы диагностики УУД: наблюдение, тест, самооценка, беседа, обсуждение, подведение итогов.

Методы и приемы обучения: проблемный, наглядный, исследовательский, игровой.

Материально-техническое обеспечение урока: карта «Индия в древности», компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты

Организация класса

Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

 Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Мотивация   учебной деятельности

Учитель входит с чемоданом, играет музыка. Он задаёт проблемные вопросы, используя прием «черный ящик» и предлагает совершить путешествие по Древней Индии.

 Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

 

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

 Способность к сотрудничеству и коммуникации

Постановка учебной задачи

Постановка темы урока. Постановка цели и задач урока совместно с учащимися.

Тема урока: «Ранние цивилизации Древней Индии»

Формулируют, тему, цель, задачи урока. Высказывают свои предложения.

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

Практическое изучение нового материала и фиксирование затруднений

Создаёт проблемную ситуацию, активизируют имеющиеся знания.

Организует поисковую работу по картографическому материалу.

Выдает разноуровневые задания: парная, индивидуальная, групповая.

Проводит беседу по результатам работы

Работа в парах, индивидуальная, парная и групповая.

Сравнение полученных результатов работы с эталоном

Делают выводы

Приложение №1

Приложение №2

Умение работать с разными источниками

Способность к сотрудничеству и коммуникации

Способность оценивать свою работу

Первичная проверка понимания

Организует работу с текстом учебника для поиска решения задач

Способствует развитию умения  применять новые знания

Делают предположения

Работают с учебником

Отвечают на вопросы

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Управление своей

деятельностью; контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Закрепление знаний

Организует проверочную работу с предложениями.

Организует оценивание работ по критериям.

Делает выводы по результатам работы

Возвращаются к решению проблемного вопроса «Почему Древнею Индию называли волшебной страной?»

 

 

 

 

 

Выполняют работу

Учатся выделять и объяснять существенные признаки объектов и явлений

Осуществляют взаимопроверку

Проводят самооценку

 Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Умение работать с разными источниками географической информации

Владение элементарными практическими умениями

 (Картографическая грамотность)

Преобразование

и применение

нового знания

Умение взаимодействовать с людьми

Умение осуществлять самооценку на основе заданных критериев

Информация по домашнему заданию

По результатам выполнения самостоятельной работы дается домашняя работа.

Задания разного уровня сложности (на выбор).

Базовый уровень:

§22, ответить на вопросы

Повышенный уровень:

составить кроссворд из 6 слов по теме «Древняя Индия» или

провести мини-исследование: «Почему и в нашей стране, в середине прошлого века люди собирали фигурки белых слонов»

Выбирают уровень домашнего задания

Формирование речевой деятельности

Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии

Подведение итогов и рефлексия

Организует беседу по примерным вопросам:

Какая была тема урока?

- Цели? Задачи?

- Достигли ли мы цели?

- Задачи решили?

- Что вы узнали?

- Что понравилось?

- Что было сложным?

-Что вы унесете сегодня с собой в чемодане?

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Осознавание  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Приложение 1

        

Приложение 2

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

«Между морем Аравийским

И Бенгальским заливом

Омывается на полуострове Индостан Индийским

Материк тот океаном.

С севера его границей

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких

Инд и Ганг их называют.

Здесь Лианы прорастают,

И деревья-великаны

Свои ветви раскидали,

Здесь тропические фрукты

На верхушках пальм созрели

Вот в таких опасных джунглях

Бродят звери-людоеды:

Это тигры, леопарды,

Львы с косматой головою.

На деревьях висят змеи,

И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки,

Яд выплескивают кобры.

А еще есть добрый слон,

Он приручен и смирен,

Тяжести привык возить

И в сраженье победит,

Если боевой тот слон,

Если не обожествлен.

Но с любовью и заботой

Относились к корове.

Ее мясом не питались

И божественной кормилицей

С почитанием называли.

Мы чуть-чуть переместились,

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

И танцуют и поют.»

Напишите ответы на вопросы.

- Как называется полуостров, на котором расположена Индия? Ответ:___________________

- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ:________

- Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: ______________________

- А как называется река, протекающая в восточной части полуострова? ___________

- В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Ответ: ___________

Приложение 3

Прочитайте задачу (она представлена у вас на этом листе) и пункт «Первые города-государства» (стр. 58-59)

Задача:

«Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.»

- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные слова.

И сегодня на юге Индии живут потомки древнейших жителей Индии. Называют их_________.

Древнейшими городами-государствами в Индии были ____________и ____________.

В центре городов возвышалась _________________.

Улицы были______________ и ____________. В некоторых домах был ____________.

Расскажите нам о городах Древней Индии.

Приложение 4

Прочитайте пункт «Природа и население»  и заполните схему

Основные занятия

Прочитайте сценку, распределите роли и сыграйте.  А затем расскажите  об основных занятиях населения в Древней Индии.

Рассказчик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Рассказчик: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Рассказчик: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Рассказчик: Царица помиловала путешественника и сказала.

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Рассказчик: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

Приложение 5

Текст для игры

Рассказчик: 

Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

Рассказчик: 

Клеопатра воскликнула.

Рассказчик: 

Взмолился путешественник.

Рассказчик: 

Царица помиловала путешественника и сказала.

Рассказчик: 

Тогда заговорил второй путешественник.

_____________________________________________________________________

1 путешественник:

 Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

_____________________________________________________________________

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной    стране.

_____________________________________________________________________

2 путешественник: 

Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

Приложение 6

Прочитайте факты и напишите выводы, которые можно сделать на основе этих фактов

Боги Индии

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод: __________________________________________________________________________

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: __________________________________________________________________________

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой  совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Вывод: __________________________________________________________________________

Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: __________________________________________________________________________

Задание. Прочитать четвертый раздел учебника «Индуизм» (стр. 59).

- Как называлась религия древних индийцев?__________________

- Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого? 

Бог

Предназначение

 - Какого бога помимо трех главных выделяли и любили индийцы?  _______

 Древние индийцы верили в жизнь души после смерти? _______________________________________________

Приложение 7

Обведите ответ, который считаете правильным

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. Да / Нет

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. Да / Нет

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. Да / Нет

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. Да / Нет

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. Да / Нет

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле.            Да / Нет

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными Да / Нет

8. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Да / Нет

Библиография

Основная литература

  1. В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
  2. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  3. В. И. Уколова Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

Интернет-источники

      1. http://ancient.gerodot.ru- Древний мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....