Тест "Смутное время"
тест по истории (7, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Перечислите кто правил на русском престоле в Смутное время.
А) Борис Годунов (1598-1605)
Б) Лжедмитрий 1 (1605-1606)
В) Василий Шуйский (1606-1610) – крестоцеловальная запись
Г) Семибоярщина (1610- 1612)
1 Ополчение- 1611- (Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой)
2 Ополчение – 1612- (Минин и Пожарский)
Д) Михаил Федорович Романов (1613 – 1645)
- Какие договора заключил вновь избранный царь со Швецией и Речью Посполитой? Наши территориальные потери.
А) Швеция в 1615 г осадила Псков – Заключили Столбовский мир в 1617 г. – Швеция сохраняла за собой побережье Финского залива с городами : Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела.
Б) 1617-1618гг- Деулинское перемирие на 14,5 лет. Россия лишилась Смоленска, Чернигова, Северской земли, Владислав сохранил претензии на русский престол.
3. Назови главные события во внешней политике Михаила Романова.
А) Смоленская война (1632-1634). Заключили Поляновский мир. Единственная удача России: отказ Владислава 4 от претензий на русский престол. Упрочилось международное признание царя Михаила Федоровича
Б)Захват казаками крепости Азов в 1637 г., но в 1642 г. оставили, т.к. опасались войны с Османской империей.
4. Назовите не менее трех особенностей продвижения русских в Сибирь в 17 веке. И трех примеров географических открытий и исследований в ходе этого продвижения.
А) продвижение русских по Сибири осуществлялись двумя основными маршрутами:
Первое - северо – восточное направление, обследование С.Л. океана. В 1648 г. Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.
Второе - маршрут на Восток пролегал вдоль южных границ Сибири по рекам Обь, Енисей, Лена. Экспедиции в 1643 г. В.Д.Пояркова и Е.П.Хабарова, исследовавших долину реки Амур. В1639 г. И.Ю.Москвитин спустился в Охотское море и вышел в Тихий океан.
Б) обложение местного населения ясаком
В) строительство острогов
Г) преимущественно мирный характер продвижения
Д) военно-техническое превосходство русских над местным населением
5. Какие события относятся к правлению Алексея Михайловича?
1) Смоленская война
2) Соловецкое сидение
3) отмена местничества
4) соляной бунт
5) раскол в русской православной церкви
6)рождение Петра 1
17 век. Из документа.
«Начал речь гетман ко всему народу говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя житии нам без царя…»
К сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочистивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» потом полковние переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: « Вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: «Все единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!»
- Укажите общепризнанное название события, о котором идет речь, его дату, имя главного героя. Укажите не менее трех положений.
- Привлекая текст документа, укажите не менее двух непосредственных причин описанного события.
- Привлекая знания по истории, укажите на последствия данного события. Укажите не менее двух положений.
- Приведены две точки зрения на присоединение Украины к России:
Первая: Это было добровольное воссоединение двух братских народов, способствовавшее их дальнейшему успешному развитию.
Вторая: Это было подчинение Украины «Московией», имевшее негативные последствия.
Приведите не менее трех аргументов к каждой позиции.
- Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным ( не менее трех возможных различий).
Общее: а) религиозность б) признание необходимости унификации обрядов и исправления богослужебных книг в) озабоченность падением авторитета церкви, критика положения дел в ней и нравов духовенства.
Никон | Аввакум |
Исправление богослужебных книг по современным греческим образцам | Исправление богослужебных книг по древнерусским образцам |
Исправление обрядов по греческим образцам (троеперстие вместо двоеперстия и т.д.) | Унификация обрядов по древнерусским образцам |
Исправление церковных алтарей и икон по греческим образцам | Следование в иконописи древнерусскому канону |
Представление о Москве как Третьем Риме, стремление сделать Русь центром православного мира | _ |
Стремление возвысить власть патриарха над властью царя | _ |
- Сравните хозяйство и культуру России в 16 и 17 веках. Укажите, что было общим (не менее 2-х характеристик), а что – различным ( не менее 3-х ).
Общее:- аграрная в своей основе экономика
- традиционная русская православная культура
Различия:
16 век | 17 век |
Внутренняя торговля неразвита | Рост значения внутренней торговли, специализация районов, ярмарки, начало формирования всероссийского рынка |
Мануфактур практически нет ( иногда первой российской мануфактурой называют Пушечный двор -16 в) | Возникновение мануфактур и медленный рост их численности |
- | Последовательный протекционизм во внешней торговле |
Деятельность в сфере культуры целиком основывается на религиозном мировоззрении и, как правило, контролируется Церковью | Снижение влияния религии и Церкви на культуру |
Интерес к западной культуре почти отсутствует | Рост интереса к западной культуре |
Личностное начало в культуре выражено слабо | Рост интереса к личности человека |
Культура 16 века:
- Аристотель Фиораванти - Успенский собор- (венчание на царство)
- Алевиз Новый – Архангельский собор – (Усыпальница московских князей и царей)
- Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари- Грановитая палата – ( проходили приёмы иностранных послов, заседали Земские соборы)- 15 век
- Бон Фрязин - церковь Вознесения в селе Коломенском – (построена в честь рождения Ивана ГрозногоБарма и Постник Яковлев - Шатровый стиль-Покровский собор или храм Василия Блаженного( построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР «Было время безумных действий, время диких стихийных сил». Гражданская война в России»
Представленная разработка семинара и мультимедийные презентации могут быть использованы при проведении уроков обобщения и систематизации знаний по истории России в 11-х классах. Гражданск...
Тема "Время. Дни недели. Месяцы. Времена года"
Материал для нескучного урока-обяснения и повторения данной темы. Не забудьте использовать часы для наглядности! Работа с текстом - аудирование, анализ языкового материала, беседа...
Разработка урока «Свободное время – самое лучшее время. Не так ли?». Немецкий язык. 6 класс.
Название работы: _разработка___урока______________ ...
План-конспект урока < Времена года и погода. Будущее простое время.>
План - конспект урока < Времена года и погода. Будущее простое время.> 4 класс по программе Биболетовой М.З....
Презентация "Свободное время учащихся и ответственность семьи за поведение ребёнка во внеурочное время"
Рекомендации для родителей:• Больше внимания уделяйте общению с детьми.• Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное на...
советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов
советы для учащихся как организовать свое время во время подготовки и сдачи экзаменов...
Времена глагола. Прошедшее время
Конспект урока...